Посетить
Гуамское ущелье – этот уникальный природный и исторический памятник Кубани,
советую всем жителям и гостям Края. Возраст ущелья около 100 млн. лет. По дну
его протекает бурная речка Курджипс, что в переводе с адыгского означает
«грушевая». Сам каньон вода протачивала очень долго. Предположительно после
ледникового периода вода из горного озера, расположенного в районе поселка
Мезмай, стала вытекать в равнину между Гуамским и Лагонакским хребтами.
Миллионы лет вода промывала себе русло в известковых отложениях, создавая
уникальный природный памятник.
Правда есть в
этих местах памятник, созданный руками человека и надо сказать, что именно он
привлек моё внимание в последнее посещение ущелья. В первую пятилетку
(1928-1932 гг.) сквозь ущелье была проложена узкоколейная железная дорога,
соединившая Мезмай с остальным Краснодарским краем. В 1934 году дорога
окончательно соединила автономный до этого Мезмай с поселком Гуамка. Чтобы
проложить дорогу в таком месте понадобилось проводить многочисленные взрывные
работы. Рабочие закладывали взрывчатку, находясь в подвешенном состоянии на
страховочных тросах. Глыбы камня летели в ущелье с огромной высоты. Дорога и
сегодня доставит туристов вглубь Гуамского ущелья, правда только в хорошую
погоду и лишь на несколько километров. Природа разрушила полотно паводками и
оползнями.
В годы ВОВ эта
дорога и это ущелье были важным стратегическим объектом. Гитлеровцы пытались
прорваться вдоль железной дороги к Красной поляне, а оттуда к морю. В 1942 году
здесь проводились массовые расстрелы. Продвигаясь вглубь ущелья и наблюдая
шедевр, созданный природой и не менее значимый - созданный человеком доходим до мостика через Сухую балку. На скале
– мемориальная доска. В 1942 году в этом
месте группа партизан произвела взрыв моста в тот момент, когда к нему подходил
состав с немцами (в результате взрыва было уничтожено около 50 захватчиков).
Почему же я
считаю своё путешествие экстремальным? Надо сказать, что погода в таких местах
может очень быстро меняться. Приехали мы в яркий солнечный день, поезд привез
вглубь ущелья, экскурсовод рассказывал очень интересную историю данного
памятника природы и, на лежащий на дне каньона в речке вагон поезда, когда-то
сорвавшийся туда, смотрели как на событие далёких дней. Виды реки и гор просто
захватывали дух. Меня же больше интересовала железная дорога. Интересно заметить, что в
наши дни освещение дороги в ночное время
не предусмотрено, но в далекие 30-е годы оно там было! Вдоль всего полотна были
проложены кабели, крепившиеся к горному массиву, и вся дорога до Мезмая ночью
освещалась. Погода испортилась настолько быстро, что к станции на последний
поезд всем туристам пришлось бежать. В литературе часто встречается выражение
«дождь лил, как из ведра»….так вот до поездки в Гуамку я не имела представление
о том, что же это такое. Через четверть часа ожидания поезда пришло сообщение
на станцию, что он не придет, т.к. передвижение состава в такую погоду опасно.
Под проливным дождем все туристы двинулись по шпалам, вспоминая Чебурашку и крокодилом Геной, к выходу из ущелья.
Известняк размывается водой довольно быстро…. До сих пор помню, как у меня за
спиной что-то с грохотом упало и люди, шедшие впереди, поспешили ускорить шаг:
большой валун сорвался с горы. К счастью все добрались благополучно.
Советую ли я
посетить Гуамку? Обязательно! Только выбирайте солнечный день!
Мост через Сухую балку |
Узкоколейка в Гуамском ущелье |
Туристический поезд. |
Все свои фотографии из поездки публикую впервые.
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!