воскресенье, 7 июля 2013 г.

Балаклава. Крым.

Бухта Балаклавы.
Сегодня празднуется мистический праздник Ивана Купала. Я, правда, никогда не прыгала через костер и не бродила по ночному лесу в поисках папоротника (у меня на даче он произрастает в должном количестве). Пришлось призадуматься. О чем же таком мистическом, таинственном или секретном я могу рассказать?
      Нет, мистика и тайны – это не моя стихия.  А вот о секретном объекте, пожалуй, можно и рассказать… Нет, я не собираюсь раскрывать государственные тайны,  хотя местечко Балаклава ещё совсем недавно было режимным объектом, а уж о заводе, на котором нам удалось побывать, простые обыватели даже не догадывались. Традиционно разделю пост на историческую часть и собственно мои впечатления.
ИСТОРИЯ (её совсем немного, дабы не напрягать, утомленные солнцем головы…)
В конце 40-х годов XX века в СССР была принята программа по защите военных объектов.  Балаклавская бухта была основным местом дислокации подводных лодок Черноморского флота. В связи с её географически удобным положением, и был разработан проект по строительству здесь секретного завода по ремонту и временному укрытию лодок. Строительство началось в 1954 году.
Такие вагонетки использовались при расчистке пространства под завод.

Штольня. Слева канал для подводных лодок.

Экспонат арсенала.
Объект должен был состоять из нескольких частей. В ремонтной части был предусмотрен канал, длиной 608 м, глубиной 8 м и шириной до 24 м. Канал проходит насквозь через гору: лодка в него могла зайти как с моря, так и со стороны Балаклавской бухты. У канала имеется «сухой док», откачав воду из которого был виден весь корпус субмарины. Автономность укрытия на заводе достигала 30 суток, общая площадь составляла около 15 тысяч кв. м. Строительству очень помогли талантливые специалисты-метростроевцы из Москвы.
Вход на территорию  с моря. Заграждение теперь находится на морском дне.

Канал для субмарин.


Такие лодки здесь обслуживались.
Мина, просто мина.

Обратите внимание, это не корабль, а катамаран!
В 1961 году была полностью введена в строй ремонтная часть, которая предназначалась для укрытия, ремонта и обслуживания дизельных подводных лодок малого и среднего класса. А двумя годами позже был закончен и сам комплекс. В случае необходимости со стороны моря вход на территорию подземного завода закрывался батопортом (в настоящий момент он практически затоплен в море и вход всегда свободен). Со стороны бухты находился понтонный мост, поднимаемый при необходимости. Также со стороны бухты была натянута маскировочная сеть, так раскрашенная «под гору», что со стороны бухты возникала видимость сплошного горного массива и, напрочь,  отсутствовали признаки существования завода. Догадались, почему с завода снят гриф секретности?  Вернитесь в начало поста, я ведь все там рассказала… Нынешние атомные субмарины протолкнуть во внутренние доки завода – это все равно, что протолкнуть зубочистку в тонкое игольное ушко.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Надо сказать, что туристы мы с мужем немного сумасшедшие. Как это там у Задорнова? Смеркалось… Вот именно смеркалось, а нам, вместо продолжения пути в Ялту, понадобилось заглянуть в Балаклаву. У первого же местного жителя спросили, как проехать в исторический музей (именно так он значился в путеводителе). Мужчина с цветами чуть не уронил букет. Куда вам надо? Что это за музей? Мы показали наш путеводитель, после чего услышали некое подобие чего-то ругательного и слова: «Ах, вот как это сейчас называется». Простили ему сразу немного грубое высказывание, узнав, что он много лет работал на этом военном объекте и для ВСЕХ (!) местных жителей объект именуется не иначе, как ШТОЛЬНЯ. Понимаю, когда то, чему посвятил всю жизнь, вдруг называют просто музеем, то становится немного не по себе.
Этому человеку в "пчелином" камуфляже мы очень
благодарны за своевременный перевод текстов с украинского.

Макет подводной лодки.

Комментарии излишни...

Современные награды Украины.
Билеты купили уже на закате. Нас как будто ждали. Посетителей было всего три человека и гуляли мы по заводу сами (!). Хочу поблагодарить того неизвестного нашего спутника в "пчелином" костюмчике (им оказался местный житель, правда давно не проживающий в Крыму), который согласился, из ностальгических побуждений, быть нашим гидом и переводить украинские надписи на стендах. Да, некоторые стенды на русском, но основная часть на мове. А когда ограничено время, то переводить тяжеловато. Комплекс произвел впечатление!  
Нет, это не зеленоватый цвет лица, а такое освещение...

Радиоактивные объекты здесь тоже содержались.

Очень правдоподобный макет.

Вид на Генуэзскую крепость на закате.
Прошу посмотреть не только фото, но и почитать подписи. На выходе из темного заводского помещения, нас ждал незабываемый вид Балаклавской бухты на закате. Яхты стройным рядом стояли на оранжевой от лучей заходящего солнца поверхности моря. Вдали, на горе, величественно смотрелся силуэт Генуэзской крепости. Красота и умиротворенность… 
На закате.

Закат в Балаклаве.
Но, нам пора было выдвигаться на шумную приморскую Ялтинскую трассу…
 Фото в данном посте не оптимизирую, так как качество и так не очень хорошее, а кому будет интересно - смогут увеличить и разглядеть в потемках силуэты.





5 комментариев :

  1. Нет слов! У Вас был чудесный день. В Пчелином камуфляже -класс! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Да, если бы не мужчина в "пчелином" камуфляжике, служивший на этом заводе, мужу было бы не так интересно. А так, два отставных офицера нашли общий язык. Я лишь плелась в хвосте и фотографировала.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за незабываемую экскурсию, Галина Станиславовна! Штольня действительно как будто хранит какие-то тайны...
    Ваша семья действительно "два сапога пара"!!!Поздравляю Вас с Днем семьи, любви и верности! В этот день, один из самых светлых и искренних праздников, разрешите от души восхититься Вашей прекрасной семьей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое, Анна Анатольевна. И вас тоже поздравляю с этим хорошим праздником!
      А с мужем мы просто два любознательных человека: он узнает, что ещё можно посмотреть, например в крае, я прокладываю маршрут, муж нас везет, я фотографирую и описываю поездку в блоге. Довольны оба! Надеюсь, что и читателям интересно.

      Удалить
    2. Очень интересно! Желаю Вам много-много новых интересных путешествий!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!