пятница, 19 июля 2013 г.

Херсонес Таврический, или как мне не дали спастись от жары.

Так, подведем итог за неделю. День фотографа отметила, с Абрау читателей познакомила, гостевой пост в ЧУМотеке разместила (если кто-то не читал, то загляните к ЧУМработнице),  и даже опубликовала долгожданный  гостевой пост о такой далекой и заманчивой Японии, вызвавший много откликов и ещё больше просмотров. Надеюсь, что квадратные уравнения все тоже дружно порешали… Сидела и размышляла о чем рассказать, когда на носу очередной weekend.  А давайте-ка махнем в древний Херсонес. Правда, всевозможные руины у меня в блоге появляются частенько. Обещаю не только показать фото, но и рассказать что-нибудь интересное.

Собор св. Владимира. Херсонес.

    Если вы планируете посетить Севастополь, то экскурсия в «Херсонес Таврический» должна обязательно быть в вашей программе, тем более, что национальный заповедник расположен в черте современного города в районе Карантинной бухты.  А если ваше путешествие намечено на лето,  то, мой вам совет, запаситесь зонтиком, ибо солнце здесь просто беспощадное. У меня зонтика с собой не оказалось, но, с недавних пор, в моем гардеробе путешественницы непременно присутствуют платки всех расцветок и размеров. Они, как то ружьё, которое, если появляется в первом акте, то к концу пьесы должно обязательно выстрелить, так и мои платки обязательно где-нибудь да понадобятся.
Голову напекло, но платок я сняла.

Солнце в тот день палило настолько беспощадно, что никакой морской ветерок не мог охладить группу туристов, медленно выползавшую из кондиционированного  автобуса. Я замоталась платком a la Гюльчатай и вполне комфортно бы чувствовала себя во время экскурсии, если бы не ехидное замечание моей подруги, с которой мы путешествовали, мол «…что-то я не узнаю вас в гриме…». Подругу-одноклассницу зовут Людмила, так что если я в Киеве, куда скоро поеду с Людой, получу солнечный удар, то вы знаете, кому предъявлять претензии…
Вид на Херсонес.

Улицы древнего города.

Экскурсовод, естественно под зонтиком, водила нас очень долго по территории. Вот, что мне запомнилось. Древний полис Херсонес был основан греками ещё в V веке до н.э. Он долго хранил эллинскую культуру и обычаи, был известен как торговый город, более тысячелетия являлся частью Византийской империи, христианской столицей полуострова. Именно здесь принял обряд крещения киевский князь Владимир.
Оборонительные стены.

Мозаичное панно.

Почему именно здесь? А вот и первая история. Оказывается, византийский император отказался выдать замуж за князя Владимира свою дочь Анну, ранее обещанную ему за оказанную военную помощь.  Князь, как и положено, осерчал. С 987 по 988 годы продолжалась осада Херсонеса, и он пал, под натиском дружины Киевской Руси. Византийский император согласился на брак (а куда ему было деваться?), но поставил условие, что Киевский князь примет христианство. Владимир согласился и крестил в Херсонесе все свое войско. Так, именно Херсонес, стал центром распространения христианства на Руси.

Экспонаты с раскопок.
Древний Херсонес.

Упадок города начался в XIII веке после четвертого крестового похода, когда крестоносцы разгромили Константинополь, и Византийская империя распалась на три государства. Кого здесь после этого только не было…Целый век древний город служил временным пристанищем многочисленным татарским ордам. Эмиры Золотой Орды не очень-то ценили прекрасную бухту. В XIV веке контроль над всей торговлей в акватории Черного моря взяли на себя генуэзские купцы. Но и им бухта как-то не приглянулась. Их опорным постом стала крепость Чембало в бухте Симболон (современная Балаклава, о которой я уже рассказывала). В 1475 году Османская империя захватила генуэзские колонии в Крыму. Инкерман и Балаклава превратились в мелкие заштатные городишки, а Херсонес просто прекратил свое существование. Путешественники  XVIII века упоминали лишь, находившуюся здесь, небольшую татарскую деревушку.
Базилика и храм св. Владимира.



Сувениры из далекого прошлого.

А с конца XIX века здесь все копают и копают. Мне очень понравилось вот это фото начала XX века, которое нашла в интернете. Именно этим мужичкам, с их нехитрым инструментом, мы и обязаны тем, что можем сегодня пройтись по древним улицам города. К сожалению совсем недавно узнала, что купель, в которой крестился князь, была найдена и туда сегодня водят туристов. Наша экскурсия, «галопом по Европам», не позволила, ввиду нехватки времени, посмотреть все. Так что, чем богаты…
Начало XX века. Рабочие с раскопок городища.

Сегодня на территории заповедника можно увидеть античный театр, городские ворота, оборонительные стены, руины монетного двора и, конечно, базилику – главный символ города.
Базилика.

Амфитеатр.

Монетный двор.


Туманный колокол.

А вот моя вторая история. Посмотрите на этот Туманный колокол. Правда, живописно? А каков его жизненный путь! Отлит он был в Таганроге после русско-турецкой войны, якобы из трофейных пушек. А дальше… Даже не знаю, позавидовать колоколу-путешественнику или посочувствовать, что не виселось ему на постоянном месте. Повисев на колокольне Таганрогского собора какое-то время, он перебазируется в Севастополь. Здесь, целых полвека, радует он своим звоном прихожан Никольского собора. В Херсонес колокол перемещается в связи с открытием Святовладимирского монастыря. Во время Крымской войны во Францию из Севастополя (в качестве трофеев) было вывезено 13 церковных колоколов. Как вы думаете, где в Париже временно осел наш херсонесец? В 1913 году его обнаружили в соборе Парижской богоматери! Правда, французы, в знак дружбы, колокол вернули. 
Древние руины и знаменитый колокол.

В монастыре Херсонеса он радовал своим звоном вплоть до 1925 года, когда братию разогнали, а все колокола отдали в переплавку, оставив лишь ОДИН. Да, именно этот! Его новой функцией было предупреждать своим звоном в туманные дни корабли о близости скалистого берега. Так и висит здесь колокол, не имеющий отношения к древнему Херсонесу, судьба которого - отголосок нашей истории. В фильме «Приключения Буратино», когда кот Базилио, лиса Алиса и сам Буратино направлялись в Страну Дураков, наш колокол очень эффектно смотрится. А сегодня очень огорчает надпись на древних опорах: «камни в колокол не бросать!». Не иначе, как бродят где-то поблизости жители этой самой Страны Дураков, которых хлебом не корми, а дай запустить камушек в исторический экспонат.
В Страну Дураков... Кадр из кинофильма "Приключения Буратино".

История №3, последняя. На территории городища расположен очень красивый  собор Святого Владимира. Его проект был создан академиком архитектуры Давидом Гриммом, строительство завершилось в 1876 году. В годы войны храм был разрушен. 
Я часто рассказываю, что бывала там и сям. Не всегда хочется публиковать семейные снимки. На этот раз отступлю от правила, чтобы вы смогли ощутить разницу между тем, что увидел на древней земле Херсонеса мой отец в 1981 году, и что увидели мы с подругой, ведь храм в 2004 году был восстановлен. 
1981 г. ( отец - справа).

Наши дни...

     Вот и снова пригодился мне дежурный платок! Ничего толком не помню из внутреннего убранства собора, отправление автобуса было намечено на определенное время, и это самое время очень поджимало. Не хотелось второй раз за день «терять» свой транспорт с экскурсоводом – один раз нам это уже удалось (!). Но, это уже другая история…
Заманчивая южная растительность.



26 комментариев :

  1. Спасибо, Галина Станиславовна, за интересные истории. Особенно понравилась про туманный колокол))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, вот уже я утром читаю комментарий.
      Не очень люблю путешествовать с экскурсией. Оно, конечно, познавательно, но не успеваешь толком ничего посмотреть. Мне понравился амфитеатр (такая редкость на территории бывшего СССР), но видела его лишь издали (примерно как на фото).
      P.S. Скоро, наверно, все разъедемся за новыми впечатлениями...

      Удалить
    2. Удачной поездки, Галина Станиславовна! Я в Киев на майские праздники ездила - впечатлений море! Из архитектурных зданий очень понравился дом с "химерами", обязательно посмотрите)) А из зданий театров особенно запомнился кукольный театр! Ну а "Киевский" торт -м-м-м....

      Удалить
    3. Да я пока только на выходные... А в Киев - в конце июля. Дом с "химерами" себе уже отметила. Хорошо, Юлiя каждый раз подсказывает какой-нибудь новый маршрут. Мне так не хватит отведенных 10 дней.
      Жалко не получится сходить на балет, знаменитый театр закрывает сезон а августе.
      P.S. Анна Анатольевна, у вас какое-то время в блоге была ссылочка на пост про Ольгинку, я не успела прочитать, а сейчас ссылка не активна. Вы удалили пост?

      Удалить
    4. Это случайно черновик опубликовала - готовлю сюрприз к поездке (23 - 30 июля)... О том как съездим обязательно напишу!

      Удалить
  2. Галина! в Киеве солнечный удар не получишь!Там не такое солнце как в Крыму.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я, наверно, запасусь кепкой.
      P.S. Мне из Украины переслали дополнения к списку достопримечательностей. Надо бы план составить и скачать карту города.

      Удалить
  3. Да, Галина Станиславовна, Колокол, конечно, - герой дня!А ещё очень эффектно смотрятся две фото собора Святого Владимира: чёрно-белая с Вашим отцом и цветная современная. Такая связь времён.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, мне очень дороги все, сохранившиеся фото отца. Перевожу их в "цифру" постепенно, уже почти закончила. Благодаря тому, что он увлекался фотографией и киносъемкой, имея лишь очень простую (доступную во времена СССР) технику, мы сейчас можем рассматривать старые фото, заснятые отцом в разных уголках.

      Удалить
  4. Да... немного завидую тому, что у жителей материка больше возможностей в том плане, что можно поехать в любую сторону! А мы-то куда с Сахалина? С острова? Только лишь на море... Городишки вокруг ещё меньше, чем Южно-Сахалинск...
    Выезд на материк обходится ооочень дорого.
    Галина Станиславовна! В продолжение обсуждения темы о близости Японии... Так-таки зашел сегодня кто-то из Токио ко мне в гости! А уж случайно или нет, не знаю...
    Процесс пошел!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, рада, что процесс пошел. А я вот ждала-ждала, думала на японский пост заглянут... Нет!
      Кстати, про остров. В каком-то фильме было сказано, что, мол, не ищите романтики на острове; её сюда надо брать с собой... Перефразируя, можно сказать, что человек с фантазией и разносторонними интересами сделает свое пребывание комфортным в любой местности.
      А я хочу на Сахалин. Может зов предков...

      Удалить
    2. Так вот мы её, эту романтику, и ищем! Куда же без фантазии и разносторонних интересов - без них скучно... То шью, то читаю, то с детьми что-либо творим, то заготовки на зиму, в общем, всего хватает!
      Надесь, Галина Станиславовна, Ваше "хотение" побывать на Сахалине, когда-нибудь исполнится! УРА!

      Удалить
  5. Я ничего об этих краях не знала. Спасибо за такое интересное, увлекательное, обогащаюшее путешествие.
    Приятно познакомиться с такой красивой и стройной женщиной. У Вас внешность поэта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dodo, рада видеть нового ПЧ. Постараюсь не подкачать... Видимо завершились Московские каникулы (да-да, я заходила в бложик про бабочек...), надеюсь, что они прошли успешно. Хотя, каникулы - это всегда здорово!
      Про Крым я писала уже много (закладка "Увлечения") и надеюсь ещё продолжить свои заметки путешественницы.
      P.S. А по поводу внешности... Мой длинный нос с горбинкой, который всюду лезет, наверно, напоминает некий известный портрет. Не более...

      Удалить
  6. Галина, была в этом замечательном городе лет так - цать назад. Я ещё в школу ходила. У меня дядя жил в Севастополе и я в одно лето приехала к нему в гости. Мы моного тогда ездили по окрестностям на его машине. Многое из той поездки забылось, но так как я люблю всякие развалины и историю, город запомнился. Я потом долго его вспоминала. Конечно сейчас бы мне туда.
    Огромное спасибо за рассказ, особенно впечатлило, что именно там крестился князь Владимир. Я не знала этого.
    Галина, Вы очень интересно рассказываете. Про колокол - вообще душещипательная история...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Jelena, рада, что у нас с вами нашелся ещё один общий "пунктик" - увлечение всякими развалинами и их историей... Обещаю, их у меня ещё очень много.
      А о Севастополе обязательно напишу до отъезда: не подробно, а именно так, отдельными запомнившимися историями...

      Удалить
  7. Галина, у меня это не "пунктик", а "пунктиЩЕ", я просто "больная" до истории. Несколько лет преподавала этот урок /пока учитель истории была в декрете/. Администрация посчитала, что я справлюсь. Судя по детям - справилась. Поэтому как губка впитываю всё, что связано с раскопками и развалинами. А вдруг опять пригодится...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На это моё предложение, давайте не просто дружить блогами, но и "копать" вместе. Уверена, наши истории найдут своего читателя...

      Удалить
    2. Бум копать! А вдруг тоннель прокопаем "Силламяэ - Краснодар"...

      Удалить
  8. Замечательный блог со всеми интересными и хорошими фотографиями по истории и древности Галина. Мне нравится здесь очень и быть уверены, лопасти для канала National Geographic.

    Вы показываете красивые фотографии с глазу на красивые детали. Особенно старый Херсонес я нахожу красивым, чтобы видеть.
    Спасибо за обмен.
    С уважением и обнять, Helma

    ***************

    A wonderful blog with all the interesting and nice pictures on the history and antiquity Галина. I like here very much and be sure vane to National Geographic Channel.

    You show beautiful pictures with an eye for the beautiful details. Especially the Old Hersonissos I find beautiful to see.
    Thank you for sharing.
    Kind regards and hug, Helma

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Helma. My dream come true. I'm going to buy a good camera. I want to take beautiful photos!

      Хелма. Сбылась моя мечта. Я еду покупать профессиональный фотоаппарат. Хочу делать красивые снимки!

      Удалить
  9. Галина, здравствуйте!
    Наконец-то я прочитала и рассмотрела Вашу увлекательную статью-экскурсию!
    ОЧЕНЬ понравилось! Сама не езжу, так с Вами хоть погуляю!
    Виден Ваш педагогический профессионализм. Доступно и интересно, да что ж ... захватывающе! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлiя, здравствуйте. Рада, что когда я уже начала размещать в блоге разные треугольники и напоминать ученикам о решении некоторых задач, мои блогодрузья находят для себя посты о моих любимых путешествиях.
      Обещаю, что уже скоро (вот только немного разберусь с делами), расскажу и о Лавре, и о Музее воды, и о Доме с химерами...

      Удалить
    2. Галина, вот читаю и ... о, Музей воды, о, Дом с химерами. Как я хотела там побывать! Буду ждать нашей, как всегда интересной, совместной прогулки!

      Удалить
  10. Галина, Вы знаете, Херсонес то место, где скапливается очень большое количество солнечной энергии, даже не знаю почему. Можно загореть на пляже до черноты, а потом просто погулять по Херсонесу раздетым и обгорание обеспечено, проверено на себе и моих гостях. Сами удивляемся, но вот такое там место!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, место солнечное. Но я с завистью смотрела на "вольных" туристов, которые имели время на то, чтобы побродить вдоль крепостных стен, посидеть на ступенях амфитеатра... Наверно наши экскурсоводы просто решили спасти двух увлекающихся дам от обгорания.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!