Книгу этой недели, выпущенную
издательством «ТЕРРА», великолепно иллюстрированную, рекомендовала бы прочитать
не только любителям истории и искусства, но и просто людям любознательным, не
чуждым поломать голову над загадками, оставленными нам великим мастером.
О каких же загадках идет речь? Собственно
вся жизнь Леонардо да Винчи была окутана
ореолом таинственности, начиная с самого его рождения. Он был
незаконнорожденным сыном женщины, о которой нам совсем ничего неизвестно. Не
многим более мы знаем о его отце, нотариусе, который не мог дать сыну свою
фамилию, так что мальчика называли исключительно по имени. Дополнение «да Винчи»,
которое многие считают фамилией, на самом деле означает «из Винчи», т.е.
Леонардо из городка Винчи. С этим именем мастер и вошел в историю.
Автопортрет. |
Несмотря на многочисленные (более 7 000
страниц) рукописи Леонардо, дошедшие до наших дней, о
его детстве и юности почти никаких сведений не сохранилось. А ведь рукописи удалось расшифровать! О том, что их
прочитать можно лишь в зеркальном отражении знают многие, но такая манера
письма сложилась далеко не сразу, так что внушительная часть записок так и
остается для нас загадкой. Одной из хитростей гениального изобретателя было
также то, что, не желая делать свои достижения общедоступными, он намеренно
делал ошибки в расчетах и записях. В итоге их прочитать мог только посвященный.
Перебравшись во Флоренцию, под
покровительство Медичи, Леонардо становится учеником знаменитого Верроккио. О талантливом
учителе снова не оставлено никаких письменных заметок, кроме выразительного
высказывания: «Несчастен тот ученик, который не превзойдет своего учителя». И ведь
превзошел же! Уже будучи в Милане, и найдя нового покровителя, герцога Сфорца,
Леонардо начинает заниматься изобретением оружия. Его гениальная фантазия
рисовала орудия одно страшнее другого, наводившие ужас на недругов покровителя.
Знали бы эти вояки, что большинство устрашающих приспособлений на практике
оказывались в основном бесполезными игрушками: пушки не стреляли, танки не ездили... Дело в том, что Леонардо, не
поддерживающий захватническую политику Сфорца, всегда немного «не дорабатывал» свои
конструкции. И скорее всего, делалось это вполне обдуманно.
Арбалет. |
Прочитав книгу, узнала, что не только
Нострадамус был известным и неразгаданным до конца предсказателем. Оказывается,
завоевав расположение Сфорца, Леонардо частенько выступает при дворе в качестве
декламатора сатир, баллад и «пророчеств»,
многие из которых сочинял сам. Свыше 500 лет назад было записано пророчество: «Люди
будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу
отвечать" -- что это, как не предсказание изобретения телефонной связи?
Анатомические зарисовки. |
Однако, как бы ни были гениальны
технические изобретения Леонардо, как ни парадоксальны для своего времени его
анатомические зарисовки, но главные шедевры мастера – его художественные
работы. Одна только «Мона Лиза» таит в себе множество загадок. Начиная с того,
что, по предположениям исследователей, изображена на полотне вовсе не жена
заказчика – Лиза Герардини. Возможно, это неизвестная нам мать художника. Ещё
более смелое предположение, что на полотне Леонардо изобразил сам себя, только
в женском обличье. Так это или нет, доподлинно не установить. Ежегодные снимки
картины с целью выявить возможные разрушения красочного слоя, привели к
сенсационным выводам. Дама на картине с каждым годом все больше «улыбается».
Возможно такой эффект – следствие предыдущих реставраций, сделавших количество
трещин вокруг знаменитой улыбки незначительным, особенно в сравнении с
остальными частями лица.
Джоконда. |
Многие считают, что стоит только открыть все тайны,
скрывающиеся в этой картине, ставшей последним творением мастера, как нам
станет известен, так называемый, секретный Код да Винчи. Код, с помощью которого
станет возможным расшифровка всех его записей. А мне, когда смотрю на картину, приходит на ум фраза, брошенная как-то Фаиной Раневской в адрес женщины, оставшейся равнодушной к великому творению: «Эта дама так долго восхищала человечество, что теперь сама выбирает, на кого производить впечатление, а на кого - нет». Метко!
Многие работы художника так и остались
незавершенными, ведь у человека увлекающегося всегда найдется предмет, на который
непременно надо переключить свое внимание. Так, две Мадонны Леонардо, приписываемые его кисти, весьма
спорные произведения. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа», хранящиеся в Эрмитаже,
скорее всего ранние картины, переписываемые много раз, и то, что переписывал их
именно Леонардо да Винчи, вовсе не является бесспорным фактом. Скорее всего
руке Мастера принадлежат только лица…
Мадонна Литта. |
Мадонна Бенуа. |
В книге настолько много иллюстраций и репродукций, что она вас непременно погрузит в мир великого художника. Да и за последние 500 с лишним лет не так много изменилось на старинных улочках Винчи, Флоренции и Милана. Уверена, что фотографии фрески «Тайная вечеря» после бомбежки 1943 года, фрагменты картин и эскизов, многочисленные чертежи и сохранившиеся до наших дней замки, в которых творил Леонардо да Винчи не столько дадут разгадку его тайнам, сколько подтолкнут ваше воображение! Как знать… Может быть кто-то и разгадает в ближайшее время знаменитый Код…
P.S. В 1911 году "Мона Лиза" была похищена из Лувра. Об увлекательном расследовании знаменитого Бертильона (помните, в "Собаке Баскервилей" д-р Мортимер сравнивает с этим французом Шерлока Холмса), о нахождении полотна и грабителя, а также о странном факте, что экспертиза Лувром не была проведена по всем правилам, а ведь с картины не раз писали копии, многие из которых были очень удачны, можно почитать неплохую заметку здесь.
Очень интересный пост, спасибо. А знаете ли Вы, что множество трещин на картине Моны Лизы появилось после того, как она была помещена в ванной комнате Наполеона и подвергалась воздействию горячих паров воды?
ОтветитьУдалитьДа, Лариса Васильевна, об этом факте нам с коллегой напомнили на выставке Леонардо, которую мы на днях посетили в Краснодаре. При имперских амбициях Наполеона, картина, наверно, не представляла особой ценности. Зато сейчас её оценивают в 600 млн. долларов, если кому то придет в голову допустить мысль о её продаже (и это только начальная цена...).
УдалитьP.S. Однако, реставраторы готовы вернуть полотну первоначальную цветовую палитру.
Удивительно, кажется, чем больше узнаешь о Леонардо, тем более таинственным кажется его гений!
ОтветитьУдалитьЛариса Васильевна, если вы не были на выставке Леонардо в музее Фелицына, то я бы посоветовала непременно её посетить. В этом посте немного рассказала об увиденном и показала часть того, что удалось заснять.
УдалитьСпасибо за интересную информацию. Я действительно побывала на выставке в музее Фелицина, но посмотреть Вашими глазами было интересно. Кое-что я пропустила (посещали выставку семьей - я муж и 3 детей, младший - очень активный мальчик, очень много фотографировал), например, доспехи. Но мне очень понравились фильмы о фреске "Тайная вечеря" и о Моне Лизе.
УдалитьГалина, спасибо за такой интересный отзыв!
ОтветитьУдалитьKatycat, спасибо вам за теплый отзыв. Я уже поняла, что прочитать что-то в сжатые сроки - это только половина дела. Надо ещё как-то суметь представить прочитанное... Хорошо, если иногда получается.
УдалитьЗдравствуйте, Галина Станиславовна!
ОтветитьУдалитьУ меня эта книга тоже есть. ПризнАюсь: читала отрывками, любовалась иллюстрациями всеми!
Спасибо Вам за интересный рассказ об искусствоведческой книге! Думаю, что после Вас как-нибудь и я всё-таки прочитаю эту вещь.
Ольга Николаевна, а я ведь тоже начинала с иллюстраций. Листала, листала, и ...затянуло... У меня часто так получается в последнее время, не я выбираю книгу, а она выбирает меня...
УдалитьГалина, как всегда блистательный отзыв! Подробно и емко Вы рассказали о гении Леонардо. Мне посчастливилось увидеть Мону Лизу "живьем". Она почему-то не произвела на меня трепетного впечатления, как я себе воображала. По определению Раневской "не выбрала меня". Может быть от того, что я была не одна и среди огромной толпы Мона Лиза не нашла меня, а может, я не смогла разглядеть ее прелесть, подпасть под волшебство улыбки.
ОтветитьУдалитьМарина, я с Этой Дамой пока не пересекалась, а только планирую. Пожелаю вам и себе новой встречи с шедевром, и пусть её взгляд все-таки обратит на нас внимание. Мы этого достойны (нет, эта реклама уже вторгается в общение...). Пожалуй, лучше сказать, что мы готовы постичь гений великого художника...
УдалитьЗамечательный экскурс в историю. Спасибо, Галина
ОтветитьУдалитьТатьяна, так получилось, что в проекте "Читать не вредно - вредно не читать!" еженедельно мы выбираем совершенно разные по своей тематике произведения. На прошлой неделе была история, а вот то чтение, которым увлечена сегодня, уверена заинтересует многих. Но, об этом, как и положено, в конце недели...
УдалитьГалина, на прошлой неделе рассказывала 9-тиклассникам о Леонардо. Слушали, затаив дыхание. Я тоже, сколько не читаю о мастере, всё больше погружаюсь в тайну.
ОтветитьУдалитьА знаете ли вы, что картина в начале 20 века была украдена из Лувра. А когда её нашли /именно ту, что висела в зале/, то оказалась подделкой. То есть много лет висела картина в музее и была не настоящей. Вот это было сенсацией. И только спустя несколько лет настоящая картина была найдена. А подделку подарили американцам.
Елена, знаю только то, что в 1911 году в Лувре, на месте картины обнаружили только 4 гвоздя. Укравший её итальянец собирался всего-то вернуть шедевр на родину, в Италию. Кстати до похищения, картина вовсе не являлась объектом всеобщего паломничества и считалась вполне заурядным произведением эпохи Ренессанса. А после её возвращения (ничего не могу сказать о том, был ли это подлинник или нет), в Лувр потянулись толпы восхищенных людей, которые стали приписывать картине разные мистические тайны...
УдалитьP.S. Кстати, благодаря вашему комментарию, решила дописать в пост послесловие и дать ссылку на неплохую статью, посвященную этой КРАЖЕ ВЕКА .
Галина, прошлась по ссылке, прочитала статью и удивилась. Я читала другую статью в журнале / лет 10 назад, когда Интернет не так популярен был
Удалить/ и там рассказывалось, что это копию нашли и как дальше искали и через 2 года картина была обнаружена у одного французского художника, который считал себя Леонардо да Винчи, был внешне на него похож и делал очень много копий картин художника.
Да уж....тайны века.....
Елена, так получилось, что только сегодня водила свой класс в этот музей. Выставок там много. Захотелось непременно задать вопрос экскурсоводу - искусствоведу выставки Леонардо о том, была ли вообще копия и, если да, то проводили ли исследование после возвращения в музей. Она очень мудро заметила, что никому не выгодно расставлять все точки над И. Поэтому музейные работники Лувра и не разрешают проводить тщательную экспертизу, позволяя лишь изредка реставраторам вынимать картину из под стекла для оценки её состояния. Да и не думаю, что посетители музея что-то выиграют, если будут открыты какие-нибудь тайны полотна. Зачем? Ведь пока сохраняется эта загадка, интерес к "Моне Лизе" только добавляется.
УдалитьWhat a fun and interesting blog Galina :-)
ОтветитьУдалитьThere is still much unknown about Leonardo da Vinci and even the Mona Lisa. Very much is still shrouded in mystery and that makes it so appealing I think. The movie "The Da Vinci Code" is equally mysterious. Also nice that you so nicely brings the smile of the Mona Lisa in the picture because her smile seems to be wider. Every year
Really a very nice blog :-)))))))))
************
Какой интересный и интересный блог Галина :-)
Существует еще много неизвестного о Леонардо да Винчи и даже Моны Лизы. Очень по-прежнему окутана тайной, и это делает его таким привлекательным, я думаю. Фильм "Код да Винчи" в равной степени загадочная. Также хорошо, что вы так хорошо приносит улыбку Моны Лизы в картине, потому что ее улыбка, кажется, шире. Каждый год
Действительно очень хороший блог :-)))))))))
Helma, the film "The Da Vinci Code" I really like. Most importantly, he encourages viewers to a deeper acquaintance with the works of Leonardo.
УдалитьYour feedback is always lift your mood!
********************
Helma, фильм "Код да Винчи" мне очень нравится. Самое главное, что он подталкивает зрителей к более глубокому знакомству с творчеством Леонардо.
Ваши отзывы всегда повышают настроение!
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Уже несколько недель читаю все Ваши отзывы о прочитанном, но по разным (уважительным) причинам не пишу отзывы. Спасибо Вам большое за то, что не только читаете книги, но и так рассказываете о них, что тут же хочется их читать! Леонардо - мой любимый художник, с детства его картины меня завораживали. Не видела "вживую" Мону Лизу, но обязательно чуть позже восполню. Тоже когда-то читала сумасшедшие версии об истории создания этого полотна. Удивлялась. Иногда злилась. Зачем пытаться расчленять это бессмертный образ, разгадывать его загадки? Она прекрасна и все. Хотя, наверное, это в природе людей - разгадать и перестать бояться или восхищаться.
ОтветитьУдалитьЭльвира Ульфатовна, добрый день. Я к сожалению не успеваю вовремя дочитать книгу и, особенно, вовремя про неё написать. Поэтому в блоге получается некий сумбур, в котором сама не всегда разбираюсь.
УдалитьЯ сама из категории любопытных, потому всегда хвостом бегаю за экскурсоводами, впитываю их информацию. А если есть выбор, то стараюсь попасть к экскурсоводам, как говорится "со стажем", у них всегда в запасе пара-тройка загадочных историй. Ну, любит народ загадки... "Мона Лиза" не хочет открывать свои тайны, как не хотят этого музейные работники. Потому, наверно, и идут толпы туристов смотреть на эту уникальную картину.