суббота, 23 ноября 2013 г.

День в музее - Часть 1.


Когда на дворе тепло и солнечно, то тянет прогуляться по улочкам южного городка. Однако календарь упорно подсказывает, что ещё какая-то неделя и зима вступит в свои права.  С календарем в Краснодаре, конечно, никто спорить не собирается, как, впрочем, и доставать теплые пальто и шапки из укромных уголков.  Однако, раз окружающий пейзаж уже не радует своим разнообразием, то за впечатлениями стоит отправиться в…музей. Что мы и сделали с коллегой по работе.
В вестибюле музея.
Собственно натолкнул нас на посещение известного краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, короткий телевизионный репортаж о выставке частной коллекции холодного оружия XVI-XIX века. Коллекционер Сергей Папиашвили, собравший эту чудо коллекцию, рассказывает, что каждый из экспонатов ценен не только тем, что имеет весьма солидный возраст и высокое качество исполнения, но и может «похвастаться» именитыми владельцами, что для любой исторической реликвии особенно ценно.


 В небольшом затенённом зале, за стеклянными витринами (мешающими фотографировать!), уютно расположилось смертельное оружие рыцарей и мушкетеров, испанских грандов и наполеоновских солдат, морских офицеров и  английских джентльменов. Безусловно, никто не останется равнодушным, рассматривая эти шпаги, палаши, клинки и кортики немецких, английских и итальянских мастеров. Помимо этого коллекция снабжена красивыми иллюстрациями того, как выглядели воины в разные времена, в разных странах. Фрагменты доспехов за стеклом и эти иллюстрации, подстегнули воображение современных женщин, которое, почему-то, нарисовало очень веселую картину…
Экспонаты наполеоновской эпохи.

Шпора - жуткое приспособление.

Испанский шлем, шпага и леворучный меч.
Итак, собираем рыцаря в дорогу. Одеваем костюм из грубой кожи, дальше кольчуга, следом доспехи (наколенники, наплечники и др.) и шлем. Если рыцарь высокого происхождения, то на шлем водрузим отличительный знак – плюмаж, а то и корону. Даем нашему вояке в руки двуручный меч, весом килограмма два (такой есть в коллекции) + щит, подводим к лошади, оснащенной аналогичным образом от носа до хвоста, и… рыцарь падает в одну сторону, лошадь – в другую. Уверена, что все, кто увидит РЕАЛЬНЫЕ размеры этих доспехов, представит себе схожую картинку. С таким весом защитной брони не только воевать, а и стоять на двух ногах было проблематично. Однако, каково время, таковы и люди...

Надо было положить рядом коробок спичек (для соизмерения пропорций).

"Высоко сижу - далеко гляжу" (шлем конного воина).


Двуручный меч.
А теперь, перейдя в другой зал, перенесемся в эпоху Леонардо да Винчи. Ни для кого не секрет, что великий Мастер писал не только картины, но и был замечательным изобретателем. Прочитать его рукописи, которых сохранилось предостаточно, долгое время не мог ни один ученый. Секрет же оказался довольно прост. Как левша, Леонардо писал свои записки зеркально отраженными, так что стоило их поднести к зеркалу, как смысл написанного, как и уникальность записей, стали вмиг понятны современникам. Анатомические зарисовки мастера пусть интересуют антропологов и биологов. Мне же были интересны его технические изобретения, которые воссоздали по его чертежам и представили в музейной экспозиции. Аппараты, которые по мнению ученого должны были летать, измерительные приборы, самодвижущиеся коляски (!) и различные строительные механизмы… Даже прочитав целый фолиант, содержащий чертежи и переведенные записки Леонардо, я была не готова увидеть здесь так много интересного.
Всю жизнь Леонардо стремился создать летательный аппарат.

"Прадедушка" вертолета.

Метрометр.
Танк.

Катапульта Леонардо.

Такое скорострельное орудие ни разу не стреляло (в этом один из феноменов мастера -
 он не создавал орудия для убийства, хотя и проектировал их неоднократно, т.к. в чертежах
всегда присутствовал какой-то недочет).
Однако самым известным шедевром Леонардо да Винчи, все-таки является мона Лиза дель Джокондо (mona – «моя госпожа»). Уникальная картина, оцениваемая (если таковая оценка вообще приемлема) приблизительно в 600 млн. долларов, хранится сейчас в Лувре под пуленепробиваемым стеклом. Учитывая почтенный возраст полотна и его насыщенную «биографию», тот факт, что все чаще к картине допускают экспертов и реставраторов, уже не вызывает недоумений. Очень удивилась некоторым фактам, которые ранее мне были неизвестны. Оказывается, картина написана не на холсте, а на доске из тополя, имеющей трещину (в верхней части) в 11 сантиметров, неоднократно маскировавшуюся реставраторами. Тот факт, что старинные полотна имеют несколько слоев лакокрасочных покрытий, ни для кого не секрет. Так, в свое время, «благодаря» многочисленным слоям лака «Дневной дозор» Рембрандта стал «Ночным дозором». Так и Мона Лиза неоднократно меняла цветовую гамму.
Слева - так картина выглядела недавно, посередине - её современный вид, справа - то, к чему стремятся реставраторы. 
 В настоящее время реставраторы стремятся к возвращению полотну исходной палитры красок. А по мере проникновения к первоначальному замыслу, открываются все более интересные факты. Так на голове натурщицы появилась легкая вуаль вместо чепчика, на платье стали проявляться кружева, непонятное положение левой руки теперь вполне объяснимо тем, что эта рука поддерживает ранее невидимый под слоем лака плед. Вся картина покрыта трещинами, хорошо заметными при увеличении. Однако трещины вокруг знаменитой улыбки Лизы Герардини совершенно не бросаются в глаза. Возможно этот эффект получился из-за предыдущих реставраций. Ну и, наконец, тот факт, что взгляд этой дамы, в какой бы точке вы ни находились, непременно смотрит на вас, мне вовсе не кажется чем-то необычным. Эта техника известна многим художникам, стоит лишь умело разместить зрачок изображаемого объекта. Помню, что в Новом Афоне есть картина с осликом. Так вот, где бы вы ни стояли, слева или справа от этого осла, он непременно будет смотреть вам прямо в глаза. Однако, осел – ослом, а постоять даже возле копии известного шедевра очень захотелось.


В этот день мы ещё посетили знаменитый зал с регалиями Кубанского казачьего войска. Но, о них надо непременно написать отдельный пост. 
А напоследок - ощутите эффект зеркальной комнаты в зале Леонардо да Винчи: как же просто, оказывается, рассмотреть себя с самых неожиданных сторон!

9 комментариев :

  1. Добрый вечер, Галина Станиславовна. Сегодня поймала себя на мысли - "задыхаюсь", устала, пора отдохнуть от математики... Завтра выходной, и теперь точно знаю, куда я отправлюсь - в музей. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здравствуйте. Если захотите посетить зал Леонардо, то надо непременно взять экскурсовода. Очень интересно они рассказывают и показывают работу всех механизмов.

      Удалить
  2. Галина Станиславовна! Просто замечательная экскурсия и нужная для меня, как историка. Спасибо вам! Обязательно покажу ученикам на уроке.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Ивановна, в Части №2 непременно расскажу про регалии Кубанского казачьего войска. И постараюсь добавить конкретные исторические сведения и даты.
      P.S. В этой же части поделилась лишь общими впечатлениями от похода в музей, но, мне кажется, что ребят привлекать к посещению музеев надо именно так - показывая самое эффектное...

      Удалить
  3. Последнее фото - зачОт:-)
    По-честному, не умею ходить по музеям. Если экскурсовод водит, половину пропускаю мимо ушей. Если сама - тоже толку мало. надо учиться грамотно организовывать своё музейное время:-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я с большим удовольствием бегаю вначале за экскурсоводом (у них скорости передвижения по залам просто спринтерские), потом спокойно брожу сама, рассматривая мелочи. Далее, как у всех - "лапы ломит, хвост отваливается...". Хорошо, что для таких экскурсантов во многих музеях (в том числе и нашем) предусмотрены места отдыха, где можно ЕЩЁ раз посмотреть фильм о только-что увиденном. Короче говоря, сделано все, чтобы информация в голове непременно осталась.

      Удалить
  4. Если это зима, то можно было бы стрелять за пределами музея, но и хорошей активности, чтобы сделать. Вы видите, что много, и вы можете также узнать от него :-) Красивая серии фото вы создали. Вы позволяете все красивые объекты, одежда и оружие показать. Я говорил это раньше, но вы действительно должны вниманием к деталям Галина :-)

    ******************

    If it is winter, you could be shooting outside a museum but also a nice activity to do. You see there a lot and you can also learn from it :-) Beautiful photo series you have created. You let all the beautiful objects, clothes and weapons show. I've said it before, but you really have an eye for detail Galina :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Helma, фотографировать музейные экспонаты, находящиеся под стеклом, очень сложно. Рада, что некоторые снимки все-таки получились. Хотя, мне ещё надо учиться...

      Удалить
  5. Но вы узнаете очень быстро, потому что ваши фотографии будут все лучше :-)

    ***************

    But you learn very quickly, because your photos are getting better :-)

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!