Музей, о котором пойдет речь, мог бы расположиться в любом европейском городе. Военная техника, когда-то современная, со временем утрачивала своё стратегическое значение и где-то оседала… Она могла валяться в каком-то сарае, старом ангаре, а могла и просто ржаветь в поле или гнить в болоте. Это военное наследие прошлых времен сегодня так привлекает внимание, что в любой стране, где бы ни был найден какой-то, даже небольшой, фрагмент автомобиля или самолёта, его тут же попытаются извлечь, идентифицировать и привлечь внимание исследователей. Но я сегодня о маленьком музее военной техники, расположенном в месте важнейшей операции ВОВ. Об операции ни слова, всё внимание – к музею, экспонаты для которого собирали и покупали (!) с целью показать ТО, что уже не летает, не ползает, но символизирует разные эпохи военной истории.
Музей действительно небольшой, но
создан с большой любовью. На памятных табличках у экспонатов есть даты, когда
техника была приобретена музеем или ему подарена. Далее предлагаю свои
фотографии и комментарии, которые перевела, прочитав таблички у экспонатов
(если что-то не так поняла, то извиняйте, я не военный историк и не переводчик).
Печь
полевая 1975 года.
Полевая кухонная печь – аналог тех, которые были в ходу в годы войны.
Урал
375-Д, советский
среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Был куплен музеем
в 2007 году.
Полевая
пекарня, кондитерский
цех wz. XCN-1, построенный на шасси автомобиля STAR-660 и хлебопекарная печь.
ЗИС-12 с зенитным прожектором, передана в музею
в 1967.
Радиолокационная
станция MOST-2 на автомобиле GAZ-63. Передана музею в 1967 году.
Катюша
BM-13. В Красной армии эту машину называли «Катюшей»,
а в немецкой – «Огнями Сталина» (эта информация взята со стенда музея, о втором
названии даже не знала).
Hidromil-2, водомёт, который печально знаменит в
связи с волнениями в Польше в 80-е годы. Позднее был привлечен в пожарную
охрану небольших городков страны.
Lim-5, истребитель-охотник, аналог Миг-17, лицензию на
производство СССР передал в 1955 году Польше.
AN 2-T, самолеты в воздухе с 1947 года. Этот экземпляр выполнен
в 1968 году, в музее с 1996.
TS 11
Iskra, реактивный учебно-боевой самолет,
первый, разработанный в Польше. Автор проекта Тадеуш Солтык.
Бомбардировщик
Ил 28, самолет,
прощающий «хулиганство» в воздухе, хотя подобного в небе лучше не допускать.
Ну и пара фотографий познаньского
парка/кладбища «Цитадель» (думаю, все поняли, что речь о музее в Познани). Здесь
на огромной территории разбросаны кладбища немцев и поляков, англичан и русских
(пишу «русских», так как на территории захоронения русских воинов первой и
второй мировых войн), и снова поляков, но уже просто тех, кто принадлежал
местному приходу. Важное и ухоженное место, где можно изучать историю (на
захоронениях английских воинов есть гербы воинских частей) и просто бродить и
думать о том, что ушло и том, что нельзя забывать.
Поляки |
Англичане, Первая мировая |
Англичане, Вторая мировая |
Лира - символ полка Ирландии |
Русское военное захоронение Второй мировой |
Кладбище советских солдат |
Собственно, тут и не забывают… Этот
памятник – тому прямое свидетельство…
P.S. Думаю, все поняли, что этот пост –
продолжение недописанного о Польше. Пишите, кому интересно узнать о других
местах. Их есть у меня ещё, а может и впредь будет…
Галина! Спасибо большое и поклон от мужа, изучил не раз информацию и фото! Для меня интересно кладбище, уважение к павшим с той и другой стороны. Надеюсь это сохранится!
ОтветитьУдалитьЯ с большим интересом и удовольствием читаю, жду, это же столько временит фото, текст и удовольствие читать и наслаждать новыми впечатлениями! Спасибо!
Людмила, благодарю. Уверена, что эта техника там и сегодня в такой же красе. Вот вроде и почти под открытым небом, а всё чистенько и сверкает.
Удалить