Я такая вся внезапная, противоречивая вся… Потому пришла к вам в этот весенний праздник не с цветами, а с памятником, да ещё кучей слов исторических, мыслями об истории России навеянных. Точнее, речь пойдет об альтернативной истории и неоднозначном памятнике, пусть всеми шедевром признанным. Памятник сей расположен во граде Новгороде, что Великим зовётся, а писанина родилась, поелику в том граде мы знатно погуляли.
Итак, речь о памятнике «Тысячелетие России», установленном в
1862 году в Новгороде. Самая верхушка этой композиции, этакая вишенка на
тортике, уже вызывает массу вопросов, главный из которых – «почему в
исторически православном Новгороде на памятнике, созданном во время
царствования православного государя, кульминационным моментом является
латинский крест»? Кто-то скажет, что это «общехристианский символ», ведь
православие не было той изначальной религией, которая завоевала сейчас
главенствующее место в стране. А кто-то вспомнит, что династия Романовых, заняв престол, постаралась уничтожить не только множество артефактов предшествующего
правления, но и умолчать, по возможности, свою связь с церковью иноземной.
Интересен факт, что проект памятника
создал довольно юный на тот момент архитектор Микешин, который принял участие в конкурсе в возрасте 24 лет и
выиграл его, скорее всего благодаря не только своему огромному таланту, но и благодаря
юности. Талант – это здорово, но юность, не обремененная фундаментальными
историческими знаниями, позволила заказчикам памятника руководить автором, «подсказывая»
образы и намекая на детали.
Под державой с крестом расположились
занятные группы, которые лучше рассматривать отдельно. Первой скорее всего
автору и заказчику виделся Рюрик, на
щите которого написано «лета 6370», что означает 862 год от Рождества Христова.
Этот варяг в звериной шкуре стал основателем рода Рюриковичей, призванных
владеть землями Русскими. С этим Рюриком связано много легенд, в том числе и
та, что не было вовсе никакого Рюрика, а придумали его. Надо сказать, что
доказать хоть что-либо сегодня сложно, если не возьмутся за дело дотошные
исследователи, ведь о «призвании варягов» мы нынче знаем, опираясь на древние
летописи, в том числе Радзивилловскую, которая считается списком с более ранней,
утерянной летописи, а значит не является первоисточником.
Композиция с Рюриком, севшим «княжити» в В.Новгороде обращена на Юг, на Киев.
Второй в этом круговороте фигур надо
считать князя Владимира с Крещением
Руси и сбрасыванием бога Перуна в бездну. Здесь мне видится просто фарс, так
как насаждение новой религии не могло пройти так гладко, как это изображено на
памятнике – мать протягивает князю ребёнка для его крещения. Ага, и это в той
стране, где при малейшем изменении чего бы то ни было возникали бунты – Соляной
(1648), Медный (1662) и др. А тут вот так мило приняли религию новую, хотя те
же летописи сообщают, что даже после семи веков после официального принятия
христианства на Руси народ всё ещё
бунтовал против принятия новой веры. Но, оставим и этот момент историкам.
Группа скульптур обращена на Юг.
Третьей группой можно считать князя Дмитрия Донского, освобождающего
Русь от Золотой Орды. Поверженный на Куликовом поле магометанин в кольчуге на голое тело и возвышающийся над
ним князь – вроде всё правильно и величественно! Но почитайте про то, где и как было «найдено» поле Куликово хотя бы в
Виипедии. «Обширность Куликова поля всегда вызывала серьёзные затруднения в
точной научной локализации конкретного места исторической битвы» - крупным по
белому. Зато Нечаев Степан Дмитриевич, домашнеобразованный любитель-археолог, признал,
что именно практически в его имении и было ТО САМОЕ Куликовское сражение,
подтверждая артефактами, скупленными на «блошиных» рынках ранее. Если
предположить, что каждый воин был в том обмундировании, что и на памятнике, то
в земле должно было сохраниться «ой как много кольчуг и прочего вооружения», но
ничего не найдено на том поле Куликовом. Сегодня там лишь памятник, стоящий
будто в назидание – ПОМНИ ИСТОРИЮ! Но историю надо ЗНАТЬ, а не писать
специально. Группа обращена на восток.
Четвертую группу возглавляет Иван III, объединитель
земель Русских вокруг Московии. Ну да, захвативши свободную Новгородскую
Республику, торговавшую с Ганзой, именно Иван стал символом объединения вокруг
Москвы. Интересно, что единственный персонаж не знатного происхождения
расположен позади князя Ивана, и это простой мужик-сибиряк, поддерживающий шар
с крестом. Остальные фигуры лишь стоят к шару задом… Выходит, что некий намёк
скульптор всё-таки внес в свою модель романовской истории – всё держится на
обычном мужике, а не на знати. И это символично, ведь памятник
был установлен в 1862 году, буквально через год после отмены крепостного права.
Кого нет на памятнике, так это Ивана Грозного. Да, не одобрил «худсовет»
в лице Александра II
данную персону в качестве хоть какой-то фигуры в истории своего рода.
Пятой, предпоследней группой, надо
считать сюжет призвания Михаила Романова
на царство, где молодой юноша изображен рядом с Мининым и Пожарским, а обращена
группа в сторону Польши.
Первой композицией, которую видит всякий,
кто входит на территорию Кремля, является фигура Петра I. Но она же является смыслозавершающей
второй ярус фигурой. Пётр объединил земли в Империю, у его ног поверженный в
Северной войне швед и смотрит царь на Петербург.
Если вершина айсберга вполне понятна,
ведь здесь правители земли русской, то ниже должны быть те, чьими заботами правители
правят – народ. Но нет! Народа в третьем ярусе памятника НЕТ! Здесь деятели
культуры, духовенство, правители и их сподвижники. Ну, Сусанин там, правда, есть,
но может потому, что царя спас…Кстати, о личности Сусанина и подвиге его,
когда завел он поляков вглубь лесов, тоже есть множество версий. У меня лишь
лингвистическое опровержение того, что поляки «пытали у него» местонахождение
царской семьи. По-польски «спрашивать» - «zapytać», запытачь… Может быть и в
этом случае мы ориентируемся на мнение не изучающего историка, а лишь того, кто
хочет историю преподнести в нужном свете.
Здесь узнаваем Пётр I |
тут видим Александра I |
Гедимин, Ольгерд и Витовт из княжества Литовского, основатели многих великокняжеских родов на Руси. |
Анастасия Романовна (в центре), любимая жена Ивана Грозного. |
Просветители народа. - да, по замыслу авторов просвещали народ вовсе не Ломоносовы и Кулибины, а Гурии вкупе с Макариями. Ничего не имею против учёных-священнослужителей, ведь я только о памятнике... |
Тут "спрятались" Лермонтов, Пушкин, Гоголь, Глинка, Брюллов, Бортнянский |
Богдан Хмельницкий в поклоне, Сусанин почти лежит под ним. Суворов скромненько справа. |
Итак, кому было выгодно в году 1862
создать подобный монумент? Кто утверждал молодому скульптору макет памятника?
Кто подсказал ему взять в качестве образцов атрибуты царской власти из
Оружейной палаты (скипетр, шлемы, державу)? Ответ тут один – самодержавному монарху
из рода Романовых. Значит и памятник этот не столько России, сколько царствующему
роду и высокопоставленным служителям его. «А где же народ России?», - спросите Вы… Да есть
он, есть… Видите загородку вокруг памятника? Так вот народ гуляет как раз за
нею. К постаменту народ не пускают.
Интересную модель памятника можно увидеть здесь>> На моих фото не видно ни сибиряка, поддерживающего земной шар, ни деталей интересных, смысла фигурам добавляющих, а вот на модели в приближении можно не только всё детально рассмотреть, но и смысл в памятник заложенный прочитать.
Крамолу написала!!!!! И Куликова поля не было,и Сусанин не тот за кого его все считают. Начиталась писанины одного сомнительного медиа- источника на букву М?
ОтветитьУдалитьЛюда, не соглашусь! Я не написала, что поля Куликова не было, у меня только то, что оно, как и говорится в Википедии и признается разными источниками, не там, где оно сегодня обозначено. Про Сусанина у меня тоже лишь то, что написала, а именно лингвистические догадки и они мои собственные.
УдалитьА вот что касается "другой истории", точнее другого на неё взгляда, то вспомни нашу поездку в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, мой разговор там со священнослужителем и анонс в блоге о том, что про Лавру напишу интересное, так как священнослужитель скинул мне свою диссертацию по истории этого места со схемами церквей и детальным изучением всего, в том числе из доромановского периода. Знаешь, почему так и не написала? Там много именно того, что многие назовут крамолой, хотя это именно научная работа, основанная на архивных поисках и изучении на месте, т.е. там, куда историков не пускают.
Памятник, а особенно детали его, можно продолжить изучать. К примеру на Рюрике шлем, похожий на шлем Александра Невского, который в Оружейной палате хранится. Но откуда на шлеме воина надпись из Корана? Не задумывалась? И многие не задумываются, так как верят надписи под шлемом в музее, но тут хотя бы историки сами признают, что "что-то тут не так"...
Да, что за источник на букву М? Я смотрела как-то видео про памятник, там дана была ссылка на интерактивную модель (добавила в текст) и много рассуждалось о тех персонажах, которые плохо просматриваются за спинами впередистоящих. Ух, а там просто кладезь для детального разбора)))
О Куликовом поле, исследование Александра Березина с картами, схемами, нестыковками историков. Реально познавательно
Удалитьhttps://naked-science.ru/article/history/kulikovo-pole
Рассматривать памятник как пособие по истории мне кажется немного странно. Предложил молодой архитектор проект памятника. Архитектор - не историк. Поместил на памятник знаковые фигуры, знакомые каждому образованному человеку конца 19-го века. Согласно официальной истории того времени. Не думаю, что проект памятника согласовывали с какими-либо учеными, ведущими научную деятельность. Скорее всего вообще, царь посмотрел и проект подписал.
ОтветитьУдалитьИстория - наука не закостеневшая, она развивается в соответствии с новыми данными. Появляются новые исследования, изменяется интерпретация фактов.
Ничего не могу сказать по поводу нахождения Куликова поля, но могу сказать, что ожидать найти на поле битвы оружие и доспехи и искать по этому признаку местонахождение этого поля - мягко говоря, не реально. После битвы на поле (любое, в том числе и Куликово) с той и с другой стороны приходили "похоронные команды". Они собирали убитых и раненых, а затем их хоронили. Воинов никогда не хоронили в доспехах и с оружием, такого почета удостаивался лишь князь или воевода. Просто потому, что кольчуга меч и все прочее стоили очень дорого. Единственное, что можно найти - это наконечники стрел. Должна сказать, что и стрелы - это не одноразовое оружие. Их собирали и после боя и после охоты, кручинились, если стрела пропадала. Был такой обычай: перед боем воин одевал чистое нательное (то есть нижнее белье), знал, что в нем и похоронят, без обмундирования.
Напрасно вы обидели Гурия и Макария. До 18 века просвещением, т.е. образованием, как раз занимались школы при церквях и монастырях. Даже в 19 веке большинство крестьян учились читать и писать в церковно-приходских школах.
Не поняла про лингвистическое опровержение подвига Сусанина. В старорусском языке слово "пытать" тоже имело значение "спрашивать". В легенде вообще не упоминаются пытки. Сусанин добровольно повел врагов подальше от населенных пунктов, в чащу. А как было на самом деле, кто знает. Возможно, он просто спасал свою семью, свой дом, свою деревню от чужих людей. Чужие люди, особенно интервенты, они, знаете ли, с хозяйским добром и женщинами не церемонятся. Придет толпа с оружием, все съедят, нагадят, побьют-поломают, женщин изнасилуют, спасибо, если дом не сожгут.
Рассматривайте памятник как просто символ, как произведение искусства. Про Мону Лизу вон сколько лет спорят. Даже высказывали идею, что это мужчина. А она все улыбается загадочно.
Надеюсь, ты не обиделась. Каждый имеет право на свой взгляд и на происходящее, и на историю. В конце концов, мы так мало знаем о том, что было всего полвека назад, хотя осталось огромное количество документов и даже живых свидетелей, что уж говорить о том времени, когда не все князья были грамотными, а истину приходится определять по черепкам и берестяным грамотам с сообщением о покупке коня.
ОтветитьУдалитьМарина, спасибо за столь подробный комментарий, который как раз-таки и подтверждает, что история - наука динамичная и нельзя на неё смотреть однобоко, лучше с разных сторон.
УдалитьНасчет фигур на памятнике и участия в их утверждении правящего монарха, читала, что он не просто бумажку с памятником подмахнул, а тщательно следил за созданием каждого образа. Так, ему всё-таки предлагали включить в композицию Ивана Грозного, но царь отказал, хотя сподвижники Ивана на памятнике есть.
Полностью согласна с тем, что с поля боя всё вооружение должны были собирать, оно стоило очень дорого. До наших дней, как говорят историки, не дошло ни одного (!) доспеха тех времен, отсюда весьма странно, что тульский помещик вдруг заметил, что на его земле крестьяне постоянно извлекают разные металлические предметы. Собственно, так и было признано, что поле само именно там, где сегодня стоит памятник событию. Марина, я вверху дала ссылку на интересную статью по поводу того, где реально могло быть сражение (с картами, схемами и рисунками из летописей).
А памятник очень даже хорош, но притягивает он к себе не только официальных гидов, но и любителей, которые предлагают свой рассказ обо всех персонажах. К нам один такой дядечка подходил, но времени особо не было его послушать... Эх, представляю, сколько же всяких историй друг-другу противоречащих, разлетается в разные концы. Есть там даже представление театрализованное с посадником Сбыславом, говорят интересное очень. Но на таких представлениях главной задачей является увлечь, и историческая правда заменяется легендами и преданиями.
Достойный изысканий интерес, Гала! Мне довелось видеть этот памятник в юности. Впечатляющий монумент с весьма оригинальной идеей и формой. Интересный выбор знаковых фигур- это точно. Я вот литовских князей не ожидала увидеть. Для того времени и Гоголь среди классиков тоже удивительно выглядит. Прочитала, что в обществе тогда активно обсуждались списки достойных увековечивания деятелей России и что Микешин собирал у себя в Академии художеств "четверги" для подобных дискуссий, куда был приглашен цвет русской культуры: известные историки,политики, философы и писатели( полный список "консультантов" не нашла, но Костомаров, Буслаев Соловьёв вполне авторитетны). Мне показалось интересным, что о Гоголе Микешин лично просил императора и тот согласился.
ОтветитьУдалитьКсения, интересное дополнение про ""четверги" у Микешина. Не знала... Но там же не только персонажи надо было утверждать, но и то, в чем они будут представлены. И, если с современниками всё понятно, то во что обрядить тех, кто жил сотни лет назад - тут совещаться надо было, чтобы не попасть впросак. Так на этих скульптурах и появились артефакты прошлого, в Оружейной палате хранящиеся.
УдалитьЧто касается Гедиминовичей, то скорее всего их внесли в списки, как родоначальников таких родов, как Волынские, Куракины, Трубецкие, Хованские, Чарторыйские и др. В Википедии указан весьма внушительный "Список родов, произошедших от Гедимина".
Про исследования с целью установить место битвы на Куликовом поле читаю. Интересно! Спасибо, Гала!:)
УдалитьГаля, и это только один памятник. А если взглянуть незашоренным взглядом на любой другой памятник, сколько нелепостей, несоответствий всплывает. Я уже давно в альтернативной истории. Ещё студенткой я всегда думала, что же заставляет учёных делать тот или иной вывод. Часто доказательства бывают весьма и весьма сомнительны. Но утверждение принято как аксиома. Я сама участвовал на конференциях и собраниях, на которых "компетентные" учёные, светила с мировыми выдвигали такие нелогичные теории. А если я им задавала неудобные вопросы, сразу же следовал грозный окрик.
ОтветитьУдалитьМы видим этот мир из себя. Мы как то решето, антенна, настроенная родителями, школой, СМИ. Если выйти хоть чуточку за рамки клише, открывается совсем иная картина. Что меня притягивает в альтернативной истории, так это то, что её приверженцы гораздо более логичны и последовательны. Я не говорю обо всех альтернативщиках. Есть и дилетанты. Как и везде, конечно.
Dodo, я бы даже не стала называть эту историю "альтернативной", так как давно установлено, что историю России переписывали под род Романовых. Там столько нестыковок, направленных на то, чтобы "подзабыть" царствование Рюриковичей и "совсем забыть" прослойку между царствованиями во времена Смутные... Учёные до революционных событий не смели придерживаться иных версий развития истории, кроме той, что велено было признать верной. Ученым сразу после революции было недосуг заниматься нестыковками. Далее было принято единое мнение, которое всем и преподавали. Почему сегодня столько разных версий об истории той появилось, что есть возможности её изучения (многие материалы архивные оцифрованы), и никто не помешает взглянуть на то или иное событие с удобной стороны.
УдалитьНе зря каждый завоеватель начинал с сожжения библиотек. С подмены памяти. У Чингиза Айтматова манкурты - бездушные, послушные, преданные солдаты - рабы. Люди, лишённые памяти. Это так символично. И то, что мать манкурта не теряет надежды вернуть его. Приходит к нему тайком и рассказывает их историю. Какое глубокое произведение. И очень грустное. Все линии. В это же манкурт убивает свою мать по приказу своих мучителей.
УдалитьА если задуматься о памяти? Мы с братом выросли в одной семье, в одну эпоху, в одной среде, а насколько у нас разные воспоминания. И наша память - проекция. Она так селективна. Помню подруга мне рассказывала, что её было лет пять. Родители долго ообещали повезти её на море. А потом уехали тайком. Но сестру её взяли. Тогда я спросила у подруги, почему из всех самых ранообразных событий детства, она удерживает именно это? Это не был упрёк. Это был действительно вопрос. Как в квантовой физике. Наш настрой и определяет информацию, которая поступает к нам. А не наоборот. И это происходит на уровне всего человечества. Так что верить можно только своим телесным ощущениям. А все эти фкты и аргументы - пустое. На определйнное количество аргументов будет столько же контраргументов. И побеждает не истина, а тот, кто наглее, кто передёргивает, кто переходит на личности, кто громче кричит. На скольких конференциях и научных дебатах мне пришлось присутствовать.
Совсем недавно размышляла о том, насколько я по-другому стала воспринимать вторую мировую войну после сегодняшних происшествий в мире. В учебнике она казалась такой супер-логичной, ровно выверенной, как юность пионера. А сейчас я даже боюсь представить, что и как было в головах людей тогда. И как они на все это смотрели, что думали об истории и прочем. А это было совсем недавно. Что уж говорить о такой давности... Как они тогда воспринимали все происходящее вокруг, что думали, какими образами передавали информацию, кем восхищались и почему о ком-то отрицательно думали.
ОтветитьУдалитьКак ни странно, но я задумалась о недавней истории лишь после того, как немного начала изучать историю другой страны. Там есть такие нестыковки, которые заставили задуматься и порыться. А те, кто "роют", те что-то находят. Мне посчастливилось найти единомышленника, который родился в этой, иной, стране и знает многое о её истории ещё и в силу своей профессии и связей на родине. Наша логичная "юность пионера" в связи с новыми знаниями просто отдыхает... Но что странно... Понимая, что всё, о чем читаю и узнаю - ПРАВДА - мысленно всегда не готова это правдой принимать.
Удалить