суббота, 7 сентября 2013 г.

Как мы учимся в Германии: гостевой пост от Юлии Joannidis.

         
    Прежде, чем представить автора этого гостевого поста, хочу сказать, что с Frau JoY я знакома совсем недавно.  Юлию из города Белгорода занесло на ПМЖ в Германию, город Soest, земля Северная Вестфалия. С автором можно познакомиться в её блоге, который настоятельно рекомендую всем посетить. 
   В России Юля закончила педагогический университет, учила язык и успела поработать принимающим гидом в турфирме. А дальше... Дальше отъезд в Германию, замужество и желание стать все-таки учителем, но уже в государстве с другой культурой, другим менталитетом, и, главное, другим языком! Пожелаем ей в этом удачи, ведь процесс сдачи экзаменов в местном университете и написание диплома - в самом разгаре! 

******************************************

Сразу оговорюсь, что мой взгляд на систему образования в Германии - это то, как вижу школу я, он может быть для остальных здесь проживающих правильным или нет.
            Начнем с детского сада, пожалуй, ведь именно тут в различных странах детям преподносят первые азы для школы. Очереди на попадание в сад не меньше, чем в России, надо записываться, как только ребенок родился. Далеко не факт, что попадете в желаемый сад. На последнем году в детском саду детвора проходит тест, на котором устанавливается, готов ли ребенок по своему развитию идти в первый класс. Если ребенок не достиг школьного возраста (6-7 лет в зависимости от земли), но хочет пойти со своими друзьями из группы в школу, то этот вопрос опять же решается при тесте, точнее при его прохождении.

            Должна признать, что система образования Германии достаточно сложная для понимания. Закончив разные школы, у детей получаются разные возможности для дальнейшего обучения и жизни в целом. В Германии все дети до 18 лет обязаны посещать школу. Обязательства закончить школу нет. То есть при достижении 18 лет подросток имеет право забросить незаконченное среднее образование. Школьная система, как и система образования в целом - дело не страны, а каждой земли. Именно поэтому есть существенные различия в ее продолжительности. Начальная школа длится 4-6 лет в зависимости от земли и скорее напоминает продолжение детского сада, где детям в более-менее игровой форме преподносится учебный материал. Учебники есть не по всем предметам, очень многое дается детям в виде распечаток (посмотрите предыдущий пост от Ольги Вануйто, там тоже шла речь о распечатках). В начальной школе нет основного учителя, здесь сразу начинается разделение по предметам, как в российской средней школе, правда учителя, а не ученики ходят по классам. Интересно то, что дети называют учителей на «ты». Позже, в классе 6-ом, уже будучи в средней школе, дети обращаются к учителю на «Вы». Питание, скорее перекус на большой перемене холодным какао из бутылки - за свой счет. Продленка предлагается не во всех школах. На последнем году обучения родителям дается совет, в какую школу дальше вести ребенка.
            В земле, где я живу (Северная Вестфалия) на сегодняшний день существует 4 типа средней школы: Hauptschule, Realschule, Gesamtschule, Gymnasium (расположены по возрастающей с лучшими возможностями).
            В первую школу - главную попадают в основном дети из неблагополучных семей или семей эмигрантов. При желании или по совету учителей, видящих, что ребенок достоин лучшего, можно перевестись в другую школу, правда сделать это будет не так просто. В другой школе ребенка скорее всего поначалу будут дразнить, что он был в «плохой» школе. После окончания Хауптшколы уже подросток может пойти дальше учиться на самые наипростейшие специальности в училище.
            Реалшкола - самая обычная средняя школа. В двух вышеперечисленных школах нельзя сдавать так называемую арбитур, экзамена, по результатам которого можно идти в ВУЗ.
            В общей школе (Gesamtschule) у детей есть возможность при не слишком высоких требованиях, не таких как в Гимназии, закончить школу и поступить в университет. Но решать и соответственно хорошо учиться для этого должны дети практически с самого начала. Для абитуры нужно набрать определенное количество предметов с неплохими оценками, чтобы иметь возможность сдавать абитур. В нашем небольшом городе всего одна общая школа, поэтому при желании туда попасть, надо пройти тест.  Для абитуры ребенку необходимо в конце знать два иностранных языка, в школах преподается и латинский язык. Скорее всего абитуру (два последние года обучения) можно сравнить с российским первым курсов в ВУЗе.
            Тяжелее всего приходится детям в Гимназии, но сюда и попадают те, кто может учиться. Естественно, это, в основном, дети, родители которых имеют высшее образование. Но при желании попасть и закончить гимназию может каждый ребенок, независимо от национальности и уровня жизни семьи. Примером могу привести моего мужа, закончившего гимназию, ни разу не оставшись на второй год при необразованных родителях.
            Остаться на второй в Германии, кстати, не так постыдно, как в России. Если не потянул программу - можно повторить год. Именно так и говорят - повторить год, а не остаться на второй год в нашем негативном понимании. Естественно, при плохих оценках или непрохождении тестов, ребенка могут направить в другую школу с менее высокими требованиями.
            Если в свое время не потянул программу обучения в определенной школе - можно всегда пойти в вечернюю школу или сделать ту самую абитур в одном из училищ. Абитур бывает двух типов: направленная на определенный предмет и общая. При определенном направлении можно идти учиться дальше в институт, при общей - в университет.
            Иностранцам в школах преподается отдельно немецкий язык. Дети, переехавшие в Германию в раннем возрасте, быстро схватывают и уже через полгода полноценно начинают разговаривать на немецком.
            Немного напишу и о негативных сторонах. В Германии во всех школах не хватает учителей, либо они на больничном, либо же просто не подписано место на нового учителя. Поэтому очень много уроков просто выпадает и, несмотря на длинный учебный год (летние каникулы длятся 6 недель), изучается в немецких школах гораздо меньше. Исключения составляют гимназии. Мне удалось побывать в начальной школе, где на протяжении месяца в нескольких классах не было урока английского языка. Есть такое понятие «преподавание незнакомого предмета». Это значит, что учитель физкультуры должен быть готов вести урок английского языка, даже если он говорит на нем не лучше самих учеников. С начальной школы детям преподносят систему парных уроков, когда урок ведется полтора часа. Но самое жестокое, на мой взгляд, то, что детям надо учиться и вкладывать все силы в школу в раннем возрасте, чтобы была возможность поступить в ВУЗ. Для этого, начиная примерно с шестого класса, каждый второй ребенок, а позже и каждый, имеет репетиторов по нескольким предметам. Что меня еще удивляет - здесь нет разделения на литературу и немецкий язык, то есть это все вместе в одном предмете «немецкий язык». Видимо поэтому, заканчивая школу, пишут многие неграмотно, да так, что это замечаю я, а я - иностранка.
            Высшее образование в Германии и его стоимость зависит от земли. Оплата в нашей земле отменена, но это касается только университетов. При этом платится за студенческий и проездной, около 220 евро за семестр (6 месяцев). В институтах и университетах других земель оплата за семестр составляет примерно 500-600 евро за семестр. Иностранцы обучаются, платя эти же деньги, но при этом у них большие расходы на визу и доказательство денежных средств на пребывание в стране (на счете в банке).

            Я постаралась как можно понятней описать систему образования в Германии. Я скорее остаюсь на стороне российской системы образования, но слышу о переменах в ней, что, на мой взгляд, перемены совсем не к лучшему.
******************************************

     Скажу честно, читала и сравнивала. Вариант с четырьмя типами школ мне понравился, детки ведь разные, но, почему-то, представила количество учебных программ и бумажной писанины. Скорее всего, раз школы различаются по уровню образования, то и единого экзамена, как у нас, в Германии не существует. 
   Весьма красочно представила себе процесс "преподавания незнакомого предмета", почему-то воображение рисует меня, учителя математики, ведущего урок английского языка (не сложилось у меня с языками, вот и "рисует" фантазия такую страшилку).
   Буду, как всегда, рада вашим отзывам.

24 комментария :

  1. Галя, Юля, вечер добрый! Про Германию я знаю катастрофически мало - поэтому с интересом прочла этот пост. Что сказать? Во всех странах есть свои минусы и плюсы, но мне лично видится, что нам, кто застал советскую школу, здорово повезло-) А про университеты -здесь в Испании, яркое деление на касты - к примеру, универы на юге не ценятся совсем, а вот Мадрид, Барселона и север, исторически престижны. Юля, существует ли такое в Германии? Спасибо за пост -)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, думаю Юля ещё ответит. Мне тоже интересно узнать, какие же ВУЗы более престижны.

      Двумя руками голосую за нашу советскую систему образования. Не знаю, сколько ещё получится таких гостевых постов, но закончить тематику хотела рассказом о том, как учились в СССР. Кто-то это уже забыл, а кто-то - не застал.

      Удалить
    2. В Германии есть тоже престижные и менее престижные университеты, но в основном университеты знамениты своими кафедрами. Там, где учусь я, к примеру, на очень хорошем счету кафедра мировой экономики и машиностроения. Здесь в университетах, что я считаю положительной стороной, иностранные языки преподаются в том числе и носителями данного языка.

      Удалить
  2. Как приятно видеть знакомые лица. Юлю я уже знаю и люблю к ней в гости приходить.
    Очень интересно было прочитать этот пост. Меня разочаровало то, что грамотность в Германии не на высоком уровне. Я считаю, что родной язык - это один из главных предметов и рада, что в моей семье все дружат с русским языком. Мой сын даже меня иногда поправляет, если я ошибаюсь в речи.
    Я очень не люблю, когда говорят неправильно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, здорово, когда встречаются друзья на просторах интернета, в неожиданном месте и обсуждают такую важную тему.
      А грамотность, на мой взгляд, страдает из-за того, что дети, раньше проводившие свободное время за чтением книг, сейчас проводят его в интернете. ОЛБАНСКИЙ в соц.сетях становится вторым русским. А зрительную память ещё никто не отменял. Читая книги, мы тоже изучаем язык. Честно скажу, что никогда скрупулезно (вот ещё словечко, которое недавно написала неправильно)не учила правила, но всегда много читала. Так что, не знаю, как в Германии, но наших детей надо вновь заставить читать!

      Удалить
    2. Очень тяжело заставить читать ребенка, по крайней мере одного (моего сына) точно :(

      Удалить
  3. а я думаю, что ко мне читатели в блог пошли, а Галина, оказывается, уже мой рассказ опубликовала) Еще раз поблагодарю за возможность его написать. Забыла, кстати, что мне еще не нравится. В 90 % случаях в школьных классах столы стоят буквой "П", что, как я считаю, сказывается на зрении детей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо за рассказ. Все очень подробно и интересно.
      Думаю, что гости, которые прогуляются по ссылке, которую я дала в самом начале, будут довольны и разнообразием материалов и красивыми фото. Мне, как любительнице путешествий, особенно понравились последние посты о Гамбурге и Люксембурге. Такие спонтанные поездки всегда незабываемы.
      А насчет расположения парт, даже не знаю. У нас традиционное.

      Удалить
    2. Я про парты. Традиционное - это хорошо, потому что я не представляю, как дети могут весь год, а то и несколько из положения левой или же наоборот правой стороны на доску смотреть.

      Удалить
  4. Галина, Юлия, добрый день,

    Спасибо большое !
    Прочитала с большим интересом.
    Я немножко знала о немецкой системе обучения благодаря моим урокам немецкого языка в Университете (мой второй ин,яз).
    Но как же эта системы отличается и от нашей, и от французской. Хотя есть сходства : здесь тоже дети пишут с большими ошибками и обучение в ВУЗ стоит дорого !

    Хорошего вечера !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, добрый вечер. Обучение в ВУЗах дорого везде, и получить его могут в основном люди со средствами. Хотя талантливые детки иногда проскакивают...
      Но мы с мужем, задавшись целью дать сыну образование, знали, что будем его оплачивать, готовились к этому.

      Удалить
    2. Хочу немного о ВУЗе добавить. В Германии есть так называемый "бафек" (ударение на первый слог, но "е" с двумя точками, у меня на клавиатуре ее нет). Это государственная помощь студентам, что-то типа стипендии, но она бывает разной суммы, в зависимости от доходов семьи. Эту помощь, правда, нужно после учебы выплатить обратно государству. Но если есть какие-то социальные пункты или они появляются, как, например, рождение ребенка, то сумма к выплате уменьшается. При одноразовой выплате она тоже уменьшается.

      Удалить
    3. Ох уж эта буква Ё. Вот я, например, СолодЁнкова, все старые документы на жильё и землю, написанные вручную - на эту фамилию. А по паспорту - СолодЕнкова, вот и пойди докажи, что я это Я.
      Кстати, стипендия в России выделяется все-таки на всех студентов, но платится только тем, кто учится без троек. Остальной фонд - в пользу ВУЗа, но так уже много лет и никто не возражает.

      Удалить
  5. Добрый вечер! Изменения в образовании России имеют, по-моему, только один минус - нет соответствующих ЗДАНИЙ школ (нескольких спортивных классов, бассейна, больших актовых и хореографических залов, просторных библиотек и столовых... список можно продолжить). А в Германии, кроме нехватки учителей, чего не хватает школьникам в школах?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, добрый вечер. Какой-то большой список получился.
      Интересно, каким плюсом ответит Юля на такой длинный минус...

      Удалить
    2. Вы сейчас будите смеяться, но тут далеко не каждая школа вообще библиотеку имеет. Мой муж работает в училище, которому много лет, в этом году они (муж и коллега) занялись образованием библиотеки. Раньше было так : учитель пришел, набрал книг с полки, раздал ученикам, а вернули ли они обратно или нет - никто не знает, потому что записали на каких-то листках, которые давно утеряны. В училище около трех тысяч учащихся. Нескольких спортивных классов тоже нет и бассейны, насколько я знаю (говорю сейчас только про наш город), только в нескольких начальных школах. У училища, правда, есть договор с частным бассейном в городе, где они занимаются, но только выборочные специальности. А столовых я вообще не буду говорить. Здесь в большинстве случаев и понятия такого для школы нет. Я только по телевизору пару раз видела школы, где есть столовые. В тех школах, где побывала, столовых не было. В одной было отдельно стоящее здание, где были столы и стулья и продавались булочки с сосисками и холодные напитки. Я проходила там практику и по привычки хотела выпить горячего чая, его не оказалось. Хотя должна заметить, что цены на все в этой столовой были приемлимые для школьников.

      Удалить
    3. Про библиотеки как-то грустно получилось. А у нас уже много лет бесплатно обеспечивают ВСЕМИ учебниками. Правда родители учеников, привыкая, что все дадут, не в состоянии купить даже самые незначительные дополнительные пособия. Поэтому для приобретения пособий еду сама на книжный рынок, заказываю, тащу в школу...

      Удалить
  6. Галина, огромное спасибо за "серию образования в разных странах". Читать очень интересно. Читаю и сравниваю....
    У одних одни плюсы, у других другие...
    В нашей школе тоже есть такое понятие как «преподавание незнакомого предмета», только в другом ракурсе: если тебя поставили на замену, то это не обязательно твой предмет. Администрация смотрит, какой учитель в этот момент свободен и может поставить любого, хоть физкультурника на русский язык. И ты должен идти и давать именно тот предмет, который в расписании, а не тем каким владеешь ты. Мы уже привыкли и готовы к разным неожиданностям.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Германии в некоторых объявлениях на работу в школу написано "готовность преподавания незнакомых предметов". Не могу сказать, имеется ли ввиду "при замене" или же будет в расписании учителя стоять на весь год

      Удалить
    2. Нет, все-таки у нас математики замещают математиков, биолог может заменить химика, а физкультурникам болеть вообще по статусу не положено.

      Удалить
  7. Добрый вечер! С интересом прочитала пост, система школ в Германии немного запутанная, с нашей точки зрения. Глупая фраза, но так и хочется воскликнуть: "У нас лучше!" Хотя, подумала о том, что вот у нас русский преподается отдельным предметом, а дети все равно пишут с ошибками.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. да и я пишу с ошибками, но не элементарными. В немецком языке все существительные пишутся с большой буквы, независимо от того, стоят ли они в начале или в середине предложения. В 15 лет уже можно хотя бы это правило запомнить, я не говорю про запятые

      Удалить
    2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна. Мне кажется, что раз все познается в сравнении, то продолжу публикацию гостевых постов об образовании в разных странах. Запросы отправила, но в начале года коллеги заняты. Придется мне подождать...

      Удалить
  8. Еще очень хорошее, чтобы сказать до свидания, что другая страна с другой культурой является изучение и работать там. Кто-то Не всегда легко. Также очень приятно, что вы положили в свой блог, чтобы ее слова и сказал об этом.

    **********

    Still very nice to say goodbye to that another country with a different culture is to study and work there. Someone Is not always easy. Also very nice that you put into your blog to let her word and told about it.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!