среда, 18 сентября 2013 г.

Ох уж эти округления...

Скажите, кого вы прежде всего себе представляете, когда слышите фамилию Перельман? Думаю, что не ошибусь, предположив, что эта фамилия ассоциируется у большинства с именем ученого-математика из Санкт-Петербурга, Григория Яковлевича Перельмана, доказавшего гипотезу Пуанкаре и отказавшегося (а именно этот факт оставляет всех в недоумении) от миллионной премии в долларовом эквиваленте. Угадала? Но сегодня предложу вспомнить о другом выдающемся математике, Перельмане Якове Исидоровиче (1882-1942), ученом, основоположнике жанра научно-занимательной литературы.
Не спешите покинуть блог, ведь исследование Я. И. Перельмана о КРУГЛЫХ ЧИСЛАХ, частично затрагивает всех нас. В этот пост включены материалы из первоисточника  (отмечены зеленым цветом) – книги «Занимательная арифметика», 1926 года.
Вероятно все замечали на себе и на окружающих, что среди цифр есть излюбленные, к которым мы питаем особенное пристрастие. Мы, например, очень любим «круглые числа», т. е. оканчивающиеся на 0 или 5. Пристрастие к определенным числам, предпочтение их другим, заложено в человеческой натуре гораздо глубже, чем обыкновенно думают.
При каждой переписи населения обычно наблюдается чрезмерное обилие людей, возраст которых оканчивается на 5 или на 0; их гораздо больше, чем должно бы быть. Причина кроется, конечно, в том, что люди не помнят, твердо, сколько им лет и, показывая возраст, невольно «округляют» годы. Замечательно, что подобное же преобладание «круглых» возрастов наблюдается и на могильных памятниках древних римлян.
Перельман Я.И.

Ученые сравнили цифры возраста на древне-римских саркофагах и цифры переписи населения американского штата Алабама, где преимущественно проживали в 20-х годах прошлого века афроамериканцы (надо сказать, что слово «афроамериканец» ещё не существовало в далеком 1926 году и автор в книге употребил именно то слово, о котором все сейчас подумали). Получилось удивительное согласие: древние римляне и современные нам афроамериканцы до малейших подробностей сходятся в числовых пристрастиях! Конечные цифры возраста, по частоте их повторяемости, располагались в обоих случаях в одинаковой последовательности, а именно:
0, 5, 8, 2, 3, 7, 6, 4, 9 и 1.
Вот уж точно, десятку и пятёрку любят все, а умножать или делить на девятку желающих маловато.  Для приближенных вычислений её чаще всего округляют до десятки и подсчитывают возможный результат.
Выяснить числовые пристрастия жителей Европы, удалось с помощью такого теста. Многочисленной группе населения предложили «на глаз» указать размер полоски бумаги. Подсчитав частоту встречающихся цифр, исследователи выявили следующий рад чисел:
0, 5, 8, 2, 3, 7, 6, 4, 9 и 1.
Нельзя считать случайностью, что народы, столь отдаленные друг от друга и антропологически, и географически, — обнаруживают полную одинаковость числовых симпатий, т. е. явное пристрастие к «круглым» числам, оканчивающимся на 0 или 5, и заметную неприязнь к числам некруглым.
Любовь к пятеркам и десяткам находится, без сомнения, в прямой связи с десятичным основанием нашей системы счисления, т.е. в конечном итоге — с числом пальцев на обеих руках.
Ещё в начале 20 века г-н Перельман отметил, что это округление обходится нам весьма дорого. Наверно только математик мог столь правильно сформулировать суть проблемы!
Товарные цены в розничной продаже всегда тяготеют к этим круглым числам: некруглое число, получающееся при исчислении продажной стоимости товара, дополняется до большего круглого числа. Цена книги редко бывает 57 коп., 63 коп., 84 коп., — а чаще 60 коп., 65 коп., 85 коп (стоимость, указанная в копейках снова напоминает нам о 1926 годе издания книги, но, стоит заменить копейки на рубли, и все становится на свои места). Но округленность цены достигается обычно за счет покупателя, а не продавца. Общая сумма, которую потребители переплачивают за удовольствие приобретать товары по круглым ценам, накопляется весьма внушительная. Кто-то дал себе труд, задолго до последней войны, приблизительно подсчитать ее, и оказалось, что население прежней России ежегодно переплачивало в виде разницы между круглыми и некруглыми товарными ценами не менее 30 миллионов рублей. Не слишком ли дорогая дань невинной слабости к округлениям?

Как давно это было сказано, но как точно! Подсчитайте выгоду торговых сетей от ежедневного подобного округления и оцените, действительно ли супермаркеты «предоставляют» периодически нам скидки, или это просто некая иллюзия…

6 комментариев :

  1. Гала, привет из Коста -Рики-)) Это потрясающе интересная тема, для меня лично, но мой Черника медленно загружается - потом приеду и прочитаю с пристрастием-)) Жоре привет, тут такие его сородичи летают на воле -))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, жду фото наших "родственников". Жоре осенью скучно и я ему ежедневно включаю "шарманку" со звуками птичьих голосов - наша птица им отвечает на твердо поставленном русском языке...

      Удалить
  2. Действительно, занимательная эта ваша арифметика:) Никогда не задумывалась раньше о таких, казалось бы, мелочах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, рада визиту.
      Яков Перельман занимался популяризацией не только математики, но и исследований космоса. Стиль написания столь легкий, что в таких "мелочах" разберется любой заинтересовавшийся читатель. А "мелочь", которую имеют торговые сети благодаря округлениям аж страшно озвучивать.

      Удалить
  3. Галина,

    Спасибо !
    Я и не знала, что арифметика может быть занимательной ;)

    Во Франции тоже любят круглые цены.
    А вот на книги можно найти цены странные : 9 евро 99 центов ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, я, когда покупаю новое платье, то мужу озвучиваю цену, значительно округленную в меньшую сторону. С чего бы это...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!