Сегодня пост адресую прежде всего
учителям математики, неравнодушным родителям и всем, кому интересны проблемы
образования в России.
После ряда традиционных августовских
совещаний педагогов, анализирующих итоги
минувшего учебного года и дающие прогнозы на год грядущий, призадумалась о проблемах образования. Имею сказать много слов, но когда мешают эмоции, то, вместо слов получается набор букв, в котором вам и предлагаю разобраться...
Итак, в этом году в нашем городе ЕГЭ
по математике сдали неплохо. Средний
балл выше прошлогоднего. Казалось бы – сиди и радуйся. Однако, организаторы ЕГЭ
(Единого Государственного экзамена) пришли к выводу, что престиж такого
предмета, как геометрия, надо
повышать. Геометрические задачи детям даются очень сложно. Если в неделю положено провести 3 урока
алгебры и 2 урока геометрии, то и процентное соотношение заданий на экзамене
должно быть, по мнению экспертов, таким же, в связи с чем и готовятся новые изменения.
Я всегда любила геометрию, а черчение, которое неразумно отменили в российских школах в пору упадка престижа инженерной профессии, просто обожала. Конечно, тень собственную и тень падающую на архитектурных чертежах изобразит лишь специалист, но мало-мальски распознать «кто есть who» на чертеже обычного вентиля должен не только инженер, но и обычный сантехник. Но и таким специалистом надо ещё стать, чему и могла бы помочь система среднего и профессионального образования. Перевожу – чертеж гайки от чертежа болта ОБЯЗАН отличить каждый индивидуум!
Я всегда любила геометрию, а черчение, которое неразумно отменили в российских школах в пору упадка престижа инженерной профессии, просто обожала. Конечно, тень собственную и тень падающую на архитектурных чертежах изобразит лишь специалист, но мало-мальски распознать «кто есть who» на чертеже обычного вентиля должен не только инженер, но и обычный сантехник. Но и таким специалистом надо ещё стать, чему и могла бы помочь система среднего и профессионального образования. Перевожу – чертеж гайки от чертежа болта ОБЯЗАН отличить каждый индивидуум!
Надо сказать, что когда наряду с
проблемой дается вариант её решения, то становится намного веселее. Озадачили –
напрягли – заинтересовали. Ура! Эта
схема мне нравится. Оказывается, к решению некоторых задач ЕГЭ можно начинать
готовить с 5 (!) класса. Дети ещё не
знают такого предмета, как геометрия, им неведома теория вероятности, а логические
задачи поддаются лишь единицам, но разработчики новых пособий рекомендуют
начинать обучение как можно раньше. Нам сегодня представили для рассмотрения
тетради для 5-6 классов Валерии Николаевой, предназначенные
для самостоятельного курса повторения пройденных тем. Кто же будет контролировать этот процесс? Конечно же родители ребенка,
которым отводится одна из первостепенных ролей в процессе обучения.
Поделюсь курьезным случаем,
произошедшим на прошлой неделе в школе. Мама ученика, досадуя на то, что бабушка её ребенка, в связи с выходом на
работу, больше не может посвящать себя заботам о внуке, сказала: «ПРИДЕТСЯ мне теперь заниматься воспитанием
и школьными вопросами!» Каково?!? Уж
не знаю, сколько восклицательных знаков и знаков вопроса ставить после такого
заявления…
Разработчики обучающих пособий рекомендуют
время каникул посвящать не только отдыху, но и целенаправленному закреплению
полученных навыков. Для этих целей
рекомендуется предметные тетради, которые можно сравнить по смысловой нагрузке
со списком для чтения, который ежегодно предоставляют учителя русского языка и литературы. И, если
со списком для чтения наши ученики уже свыклись, то тетради для повторения по математике только должны войти в привычку. Кстати, сопроводительная записка автора-составителя, что тетрадь "апробирована на родных детях" меня очень вдохновила, хотя не думаю, что она будет присутствовать в выпусках для широкого круга читателей.
Как вам нравится значок, предлагаемый в тетради? Он для тех, кто хоть немного попытался справится с летней самостоятельной программой?
А вот лишь несколько заданий для
учеников 5-6 классов.
В этом задании необходимо применить начальные геометрические знания и логическое мышление. |
С теорией вероятности дети знакомятся лишь в 9 классе, но почему бы не попытаться решить и эту задачу? |
Познавать законы симметрии веселее на этих Бабках Ёжках. |
В дополнение хочу сказать, что сегодня прочитала замечательный пост в ЧУМотеке "Ударим педсоветом по образованию", где Ирина Коткина делится своими размышлизмами об августовском педсовете в НАО, где присутствовал экс-министр образования Андрей Фурсенко. Испросив разрешения, перепостила августовские тезисы Фурсенко в переводе ЧУМработницы.
Авторский текст ЧУМработницы сохранен полностью!
· Общество наконец-то спохватилось и поняло, что образование - как раз та платформа, на которой это общество и держится. (Хотя "общество" в данном контексте хочется заменить "государством" )
· Новый Закон об образовании - даёт новые возможности. (Лучше самим почитать Закон , друзья, - тогда и решите, даёт или не даёт)
· Не всегда современное оборудование и "начинка" школы гарантирует высокое качество образования. (Эту Америку ещё Ленин открыл, сообщив всем, что кадры решают всё)
· Не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Это просто экзамен, который не должен жить отдельно от процесса обучения.( Нет уж, очень даже страшен! Сколько скандалов и казусов связано с этим словом на три буквы, сколько копий сломано, а он живее всё всех живых...)
· На учителе лежит огромная ответственность, но она должна быть для него не тяжким бременем, а радостью, ведь это радость - отвечать за будущее страны. ( Если вы засомневались насчёт радости, то ЧУМработница может вам представить списочный состав педагогов, которые именно так несут по жизни эту свою ответственность, а их ученики им так же радостно помогают)
· Особое внимание надо обратить на среднее звено. Среднее - это где-то 5-8 класс. Если с малышами из началки и выпускниками возятся и родители, и учителя, поскольку чувствуют особую за них радостную ответственность, то в среднем звене народ дружно расслабляется. ( Может, как раз поэтому затем в жизни появляется так много середнячков?)
· У каждого из нас есть в жизни Учитель. Не какой-то абстрактный образ, а конкретный человек, который научил нас учиться и получать от этого удовольствие.( И это так. Здесь ЧУМработница с экс-министром совершенно согласна).
Ух, как точно сказала ЧУМработница, она же Ирина Коткина, она же помощник губернатора Ненецкого (с ударением на первый слог) АО. Нет, Ирина, журналистский Олимп хоть и покорен, но ещё требует окончательного утверждения ЧУМотеки на своей вершине для заслуженного занятия там лидирующей позиции.
Кстати, предпоследний пункт тезисов как раз и касается того самого среднего звена, о котором шла речь на сегодняшнем совещании. И я даже не против применить новые методики, что подтверждают отсканированные материалы приобретенных пособий.
Удачи всем в этом учебном году!
Авторский текст ЧУМработницы сохранен полностью!
· Общество наконец-то спохватилось и поняло, что образование - как раз та платформа, на которой это общество и держится. (Хотя "общество" в данном контексте хочется заменить "государством" )
· Новый Закон об образовании - даёт новые возможности. (Лучше самим почитать Закон , друзья, - тогда и решите, даёт или не даёт)
· Не всегда современное оборудование и "начинка" школы гарантирует высокое качество образования. (Эту Америку ещё Ленин открыл, сообщив всем, что кадры решают всё)
· Не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Это просто экзамен, который не должен жить отдельно от процесса обучения.( Нет уж, очень даже страшен! Сколько скандалов и казусов связано с этим словом на три буквы, сколько копий сломано, а он живее всё всех живых...)
· На учителе лежит огромная ответственность, но она должна быть для него не тяжким бременем, а радостью, ведь это радость - отвечать за будущее страны. ( Если вы засомневались насчёт радости, то ЧУМработница может вам представить списочный состав педагогов, которые именно так несут по жизни эту свою ответственность, а их ученики им так же радостно помогают)
· Особое внимание надо обратить на среднее звено. Среднее - это где-то 5-8 класс. Если с малышами из началки и выпускниками возятся и родители, и учителя, поскольку чувствуют особую за них радостную ответственность, то в среднем звене народ дружно расслабляется. ( Может, как раз поэтому затем в жизни появляется так много середнячков?)
· У каждого из нас есть в жизни Учитель. Не какой-то абстрактный образ, а конкретный человек, который научил нас учиться и получать от этого удовольствие.( И это так. Здесь ЧУМработница с экс-министром совершенно согласна).
Ух, как точно сказала ЧУМработница, она же Ирина Коткина, она же помощник губернатора Ненецкого (с ударением на первый слог) АО. Нет, Ирина, журналистский Олимп хоть и покорен, но ещё требует окончательного утверждения ЧУМотеки на своей вершине для заслуженного занятия там лидирующей позиции.
Кстати, предпоследний пункт тезисов как раз и касается того самого среднего звена, о котором шла речь на сегодняшнем совещании. И я даже не против применить новые методики, что подтверждают отсканированные материалы приобретенных пособий.
Удачи всем в этом учебном году!
Галина, начала бодро, но ниасилила про задачки:-))
ОтветитьУдалитьУдивляюсь я себе - в школе алгебра была в любимчиках, а сейчас с цифрами - просто беда. Ни тебе посчитать с первого раза, даже на калькуляторе, ни тебе бюджет семьи рассчитать, ни тебе даты жизненные запомнить.
Одна радость - буквы меня слушаются:-)
Всех с наступающим! Ура!
Ирина, буквы слушаются просто здорово, прямо по струночке стоят перед начальницей, в чем все читатели ЧУМотеки регулярно убеждаются.
УдалитьНу а мои семиклассники начинают только в этом году изучать геометрию. Будем уделять усиленное внимание предмету.
Галина Станиславовна, лозунг: "Да здравствует геометрия!" А если серьёзно, то я, не математик, в школе любила геометрию. Тоже слышу сетования учителей на возрастающие сложности с усвоением этого предмета из-за неразвитости пространственного воображения. у меня есть на этот счёт свои гипотезы:слишком старательно преподносится детям всё аж в трёхмерной проекции на экране. А литературные герои? Их же прежде надо суметь нарисовать в уме, и только потом увидеть на экране (хотя это уже и не обязательно:)) В общем, я, конечно, дилетант в области геометрии, но проблема меня волнует:)
ОтветитьУдалитьТрудности при решении геометрических задач в девятом классе ещё можно объяснить тем, что надо использовать весь объем знаний, полученный с 7 класса. Пропустив хоть несколько тем, уже будешь "плавать" в решении. А как часто мы слышим фразу: "Я тогда болел, потому я эту тему не знаю"?
УдалитьДа и черчение надо срочно возвращать в программу, хотя бы вначале на правах факультатива. Я бы с удовольствием взялась за этот предмет, тем более, что мне совсем недавно довелось его повторить, когда помогала сыну в институте с начерталкой.
Согласна, Галина Станиславовна, черчение зря из школьной программы убрали. Предмет не только в геометрии поможет:))
ОтветитьУдалитьДа, Анна Анатольевна. Представьте каково тем, кто поступил в технический ВУЗ, без элементарных знаний по черчению. До сих пор говорят: сдал начерталку - стал полноценным студентом (она на 1 курсе), сдал строймех - можешь жениться.
УдалитьP.S. Жду, когда сын женится, строймех у нас давно позади (жаль, не умею ставить улыбчивые смайлики...)
Галина Станиславовна, поддерживаю двумя руками! Вспомните, в наше время экзамен по геометрии в 8 классе (сейчас бы в 9 кл) был обязателен. И это способствовало восполнить пробелы по данному предмету за три года, планиметрия становилась хорошей базой для изучения стереометрии в 10-11 кл. Сейчас, налицо слабая подготовка учащихся к изучению свойств геометрических тел в пространстве, а с плоскостями вообще неразбериха. Они не видят тело пространственно, построение сечений- неподступное дело... Также соглашусь по поводу изучения предмета черчения. В связи с новым учебным планом этот предмет не входит в перечень обязательных школьных предметов. А это, действительно, важный предмет, особенно для детей, идущих в технические вузы. А за счёт школьного компонета стараемся дать педагогам часы на факультативы по предметам, обязательным при сдаче ГИА и ЕГЭ. Вот и расхлёбываем теперь плоды нашего образования. Сччитаю, что правомерно усилен геометрический компонент КИМОВ по математике. Конечно, работа учителя в связи с этим усложняется. Есть над чем задуматься. Будем работать!
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна, расскажу реальный случай. В этом году пришла на родительское собрание в 8 класс. Возмутилась тем, что дети не смогли справиться с элементарным заданием. Что бы не "сотрясать" воздух спросила, хотят ли родители, чтобы я рассказала, что же за задача была на контрольной и что надо было решить. Согласитесь, частенько нам говорят, что требования завышены. Выяснилось, что большинство мам (пап в тот день не было) вполне ориентировались в теме. Когда же показала "произведения" детей мамочки просто были в шоке. Выходит, что родители в теме разбираются, а дети - нет!
УдалитьЯ в этом году веду в 7 и 9 классах. Постараюсь сделать упор на геометрию. Раз требования таковы, то надо как-то проблему решать.
Лол ....Очень трудно для меня блог. 'Ве заинтересуют, чтобы прочитать информацию и рисование взгляды на гайки и болты. Очень хорошо поставить :-) из школы
ОтветитьУдалитьHelma, this post is about the geometry for teachers only. I promise that the articles will be as varied as before, with lots of photos.
УдалитьHelma, это пост о геометрии только для учителей. Обещаю, что статьи будут как и раньше разнообразны, с большим количеством фото.
Галина Станиславовна!
ОтветитьУдалитьС наступающим ПРАЗДНИКОМ 1 СЕНТЯБРЯ!!!
Вдохновения и радости Вам!
Валентина Григорьевна, рада вашему возвращению. Наверно, в поездке были?
УдалитьПоздравляю и вас с наступающим учебным годом, или Новым годом, как у нас шутят.
Галина Станиславовна, да мы с Вами "тёзки" по нагрузке: я тоже в этом учебном году буду преподавать математику в 7 и 9 классах. И тоже хочу сделать упор на геометрию. Проанализировав ГИА-2013 по математике, результаты успеваемости учащихся по данному предмету, буду тоже стараться "поднимать престиж" данного предмета.
ОтветитьУдалитьГалина Анатольевна, выходит так. Я уже третий год буду использовать тетрадь Дудницына к Погорелову. Мне понравилось то, что дети выполняют задание, не тратя время на лишние построения и записи, что экономит время для решения большего количества заданий.
УдалитьА что касается нагрузки, то у меня ещё 3 надомника. И в снег, и в зной "гулять" тяжеловато, но что делать, эти детки тоже должны получить образование.
Галина, да, навел ваш пост меня на размышления. Ведь и у меня в школе черчение не вели, а я почему-то пошла учиться на учителя рисования и черчения. В архитектуре мне это точно пригодилось!!!
ОтветитьУдалитьБольная тема...
Наталья,насчет архитектуры не мне судить, а вот с рисунком у вас "роман" получился. Я все о той же хурме, точнее о её штриховке- точно, лаконично,здорово. Пожалела, что не рассматривала никогда простой карандаш и бумагу, как способ путевой зарисовки. Исправлюсь. Хотя, акварель мне ближе, а её в чемодане не повезешь.
Удалить