вторник, 27 августа 2013 г.

Августовские совещания: ЕГЭ - быть, Геометрию - поднимать!

Сегодня пост адресую прежде всего учителям математики, неравнодушным родителям и всем, кому интересны проблемы образования в России.
После ряда традиционных августовских совещаний педагогов,  анализирующих итоги минувшего учебного года и дающие прогнозы на год грядущий,  призадумалась о проблемах образования. Имею сказать много слов, но когда мешают эмоции, то, вместо слов получается набор букв, в котором вам и предлагаю разобраться...

Итак, в этом году в нашем городе ЕГЭ по математике сдали неплохо.  Средний балл выше прошлогоднего. Казалось бы – сиди и радуйся. Однако, организаторы ЕГЭ (Единого Государственного экзамена) пришли к выводу, что престиж такого предмета, как геометрия, надо повышать. Геометрические задачи детям даются очень сложно.  Если в неделю положено провести 3 урока алгебры и 2 урока геометрии, то и процентное соотношение заданий на экзамене должно быть, по мнению экспертов,  таким же,  в связи с чем и готовятся новые изменения. 
    Я всегда любила геометрию, а черчение, которое неразумно отменили в российских школах в пору упадка престижа инженерной профессии,  просто обожала. Конечно, тень собственную и тень падающую на архитектурных чертежах изобразит лишь специалист, но мало-мальски распознать «кто есть who» на чертеже обычного вентиля должен не только инженер, но и обычный сантехник. Но и таким специалистом надо ещё стать, чему и могла бы помочь система среднего и профессионального образования. Перевожу – чертеж гайки от чертежа болта ОБЯЗАН отличить каждый индивидуум!
Надо сказать, что когда наряду с проблемой дается вариант её решения, то становится намного веселее. Озадачили – напрягли – заинтересовали.  Ура! Эта схема мне нравится. Оказывается, к решению некоторых задач ЕГЭ можно начинать готовить с  5 (!) класса. Дети ещё не знают такого предмета, как геометрия, им неведома теория вероятности, а логические задачи поддаются лишь единицам, но разработчики новых пособий рекомендуют начинать обучение как можно раньше. Нам сегодня представили для рассмотрения тетради для 5-6 классов Валерии Николаевой, предназначенные для самостоятельного курса повторения пройденных тем. Кто же будет контролировать  этот процесс? Конечно же родители ребенка, которым отводится одна из первостепенных ролей в процессе обучения.
Поделюсь курьезным случаем, произошедшим на прошлой неделе в школе. Мама ученика, досадуя на то, что  бабушка её ребенка, в связи с выходом на работу, больше не может посвящать себя заботам о внуке, сказала: «ПРИДЕТСЯ мне теперь заниматься воспитанием и школьными вопросами!» Каково?!?  Уж не знаю, сколько восклицательных знаков и знаков вопроса ставить после такого заявления…
Разработчики обучающих пособий рекомендуют время каникул посвящать не только отдыху, но и целенаправленному закреплению полученных навыков.  Для этих целей рекомендуется предметные тетради, которые можно сравнить по смысловой нагрузке со списком для чтения, который ежегодно предоставляют учителя русского языка и литературы. И, если со списком для чтения наши ученики уже свыклись, то тетради для повторения по математике только должны войти в привычку. Кстати, сопроводительная записка автора-составителя, что тетрадь "апробирована на родных детях" меня очень вдохновила, хотя не думаю, что она будет присутствовать в выпусках для широкого круга читателей.
Как вам нравится значок, предлагаемый в тетради? Он для тех, кто хоть немного попытался справится с летней самостоятельной программой?

А вот лишь несколько заданий для учеников 5-6 классов.
В этом задании необходимо применить начальные геометрические знания и логическое мышление.

С теорией вероятности дети знакомятся лишь в 9 классе, но почему бы не попытаться решить и эту задачу?

Познавать законы симметрии веселее на этих Бабках Ёжках.

Первоначально, вместо Сони и Коли авторы использовали  таких зарубежных ЗВЕЗД, как смешарики.
Но, без авторских прав, допустить сие в печатном издании невозможно.
Так и появились Соня и Коля. Догадайтесь, математики, кто прототипы?
В дополнение хочу сказать, что сегодня прочитала замечательный пост в ЧУМотеке "Ударим педсоветом по образованию", где Ирина Коткина делится своими размышлизмами об августовском педсовете в НАО, где присутствовал экс-министр образования Андрей Фурсенко. Испросив разрешения, перепостила августовские тезисы Фурсенко в переводе ЧУМработницы.  
Авторский текст ЧУМработницы сохранен полностью!

·                     Общество наконец-то спохватилось и поняло, что образование - как раз та платформа, на которой это общество и держится. (Хотя "общество" в данном контексте хочется заменить "государством" )
·                     Новый Закон об образовании - даёт новые возможности. (Лучше самим почитать Закон , друзья, - тогда и решите, даёт или не даёт)
·                     Не всегда современное оборудование и "начинка" школы гарантирует высокое качество образования. (Эту Америку ещё Ленин открыл, сообщив всем, что кадры решают всё)
·                     Не так страшен ЕГЭ, как его малюют. Это просто экзамен, который не должен жить отдельно от процесса обучения.( Нет уж, очень даже страшен! Сколько скандалов и казусов  связано с этим словом на три буквы, сколько копий сломано, а он живее всё всех живых...)
·                     На учителе лежит огромная ответственность, но она должна быть для него не тяжким бременем, а радостью, ведь это радость - отвечать за будущее страны. ( Если вы засомневались насчёт радости, то ЧУМработница может вам представить списочный состав педагогов, которые именно так несут по жизни эту свою ответственность, а их ученики им так же радостно помогают)
·                     Особое внимание надо обратить на среднее звено. Среднее - это где-то 5-8 класс. Если с малышами из началки и выпускниками возятся и родители, и учителя, поскольку чувствуют особую за них радостную ответственность, то в среднем звене народ дружно расслабляется. ( Может, как раз поэтому затем в жизни появляется так много середнячков?)
·                     У каждого из нас есть в жизни Учитель. Не какой-то абстрактный образ, а конкретный человек, который научил нас учиться и получать от этого удовольствие.( И это так. Здесь ЧУМработница с экс-министром совершенно согласна).

            Ух, как точно сказала ЧУМработница, она же Ирина Коткина, она же помощник губернатора Ненецкого (с ударением на первый слог) АО. Нет, Ирина, журналистский Олимп хоть и покорен, но ещё требует окончательного утверждения ЧУМотеки на своей вершине для заслуженного занятия там лидирующей позиции.
     Кстати, предпоследний пункт тезисов как раз и касается того самого среднего звена, о котором шла речь на сегодняшнем совещании.  И я даже не против применить новые методики, что подтверждают отсканированные материалы приобретенных пособий. 
      Удачи всем в этом учебном году!



16 комментариев :

  1. Галина, начала бодро, но ниасилила про задачки:-))
    Удивляюсь я себе - в школе алгебра была в любимчиках, а сейчас с цифрами - просто беда. Ни тебе посчитать с первого раза, даже на калькуляторе, ни тебе бюджет семьи рассчитать, ни тебе даты жизненные запомнить.
    Одна радость - буквы меня слушаются:-)

    Всех с наступающим! Ура!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, буквы слушаются просто здорово, прямо по струночке стоят перед начальницей, в чем все читатели ЧУМотеки регулярно убеждаются.
      Ну а мои семиклассники начинают только в этом году изучать геометрию. Будем уделять усиленное внимание предмету.

      Удалить
  2. Галина Станиславовна, лозунг: "Да здравствует геометрия!" А если серьёзно, то я, не математик, в школе любила геометрию. Тоже слышу сетования учителей на возрастающие сложности с усвоением этого предмета из-за неразвитости пространственного воображения. у меня есть на этот счёт свои гипотезы:слишком старательно преподносится детям всё аж в трёхмерной проекции на экране. А литературные герои? Их же прежде надо суметь нарисовать в уме, и только потом увидеть на экране (хотя это уже и не обязательно:)) В общем, я, конечно, дилетант в области геометрии, но проблема меня волнует:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Трудности при решении геометрических задач в девятом классе ещё можно объяснить тем, что надо использовать весь объем знаний, полученный с 7 класса. Пропустив хоть несколько тем, уже будешь "плавать" в решении. А как часто мы слышим фразу: "Я тогда болел, потому я эту тему не знаю"?
      Да и черчение надо срочно возвращать в программу, хотя бы вначале на правах факультатива. Я бы с удовольствием взялась за этот предмет, тем более, что мне совсем недавно довелось его повторить, когда помогала сыну в институте с начерталкой.

      Удалить
  3. Согласна, Галина Станиславовна, черчение зря из школьной программы убрали. Предмет не только в геометрии поможет:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Анна Анатольевна. Представьте каково тем, кто поступил в технический ВУЗ, без элементарных знаний по черчению. До сих пор говорят: сдал начерталку - стал полноценным студентом (она на 1 курсе), сдал строймех - можешь жениться.
      P.S. Жду, когда сын женится, строймех у нас давно позади (жаль, не умею ставить улыбчивые смайлики...)

      Удалить
  4. Галина Станиславовна, поддерживаю двумя руками! Вспомните, в наше время экзамен по геометрии в 8 классе (сейчас бы в 9 кл) был обязателен. И это способствовало восполнить пробелы по данному предмету за три года, планиметрия становилась хорошей базой для изучения стереометрии в 10-11 кл. Сейчас, налицо слабая подготовка учащихся к изучению свойств геометрических тел в пространстве, а с плоскостями вообще неразбериха. Они не видят тело пространственно, построение сечений- неподступное дело... Также соглашусь по поводу изучения предмета черчения. В связи с новым учебным планом этот предмет не входит в перечень обязательных школьных предметов. А это, действительно, важный предмет, особенно для детей, идущих в технические вузы. А за счёт школьного компонета стараемся дать педагогам часы на факультативы по предметам, обязательным при сдаче ГИА и ЕГЭ. Вот и расхлёбываем теперь плоды нашего образования. Сччитаю, что правомерно усилен геометрический компонент КИМОВ по математике. Конечно, работа учителя в связи с этим усложняется. Есть над чем задуматься. Будем работать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Анатольевна, расскажу реальный случай. В этом году пришла на родительское собрание в 8 класс. Возмутилась тем, что дети не смогли справиться с элементарным заданием. Что бы не "сотрясать" воздух спросила, хотят ли родители, чтобы я рассказала, что же за задача была на контрольной и что надо было решить. Согласитесь, частенько нам говорят, что требования завышены. Выяснилось, что большинство мам (пап в тот день не было) вполне ориентировались в теме. Когда же показала "произведения" детей мамочки просто были в шоке. Выходит, что родители в теме разбираются, а дети - нет!
      Я в этом году веду в 7 и 9 классах. Постараюсь сделать упор на геометрию. Раз требования таковы, то надо как-то проблему решать.

      Удалить
  5. Лол ....Очень трудно для меня блог. 'Ве заинтересуют, чтобы прочитать информацию и рисование взгляды на гайки и болты. Очень хорошо поставить :-) из школы

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Helma, this post is about the geometry for teachers only. I promise that the articles will be as varied as before, with lots of photos.

      Helma, это пост о геометрии только для учителей. Обещаю, что статьи будут как и раньше разнообразны, с большим количеством фото.

      Удалить
  6. Галина Станиславовна!
    С наступающим ПРАЗДНИКОМ 1 СЕНТЯБРЯ!!!
    Вдохновения и радости Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Валентина Григорьевна, рада вашему возвращению. Наверно, в поездке были?
      Поздравляю и вас с наступающим учебным годом, или Новым годом, как у нас шутят.

      Удалить
  7. Галина Станиславовна, да мы с Вами "тёзки" по нагрузке: я тоже в этом учебном году буду преподавать математику в 7 и 9 классах. И тоже хочу сделать упор на геометрию. Проанализировав ГИА-2013 по математике, результаты успеваемости учащихся по данному предмету, буду тоже стараться "поднимать престиж" данного предмета.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Анатольевна, выходит так. Я уже третий год буду использовать тетрадь Дудницына к Погорелову. Мне понравилось то, что дети выполняют задание, не тратя время на лишние построения и записи, что экономит время для решения большего количества заданий.
      А что касается нагрузки, то у меня ещё 3 надомника. И в снег, и в зной "гулять" тяжеловато, но что делать, эти детки тоже должны получить образование.

      Удалить
  8. Галина, да, навел ваш пост меня на размышления. Ведь и у меня в школе черчение не вели, а я почему-то пошла учиться на учителя рисования и черчения. В архитектуре мне это точно пригодилось!!!
    Больная тема...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья,насчет архитектуры не мне судить, а вот с рисунком у вас "роман" получился. Я все о той же хурме, точнее о её штриховке- точно, лаконично,здорово. Пожалела, что не рассматривала никогда простой карандаш и бумагу, как способ путевой зарисовки. Исправлюсь. Хотя, акварель мне ближе, а её в чемодане не повезешь.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!