воскресенье, 9 октября 2022 г.

Что скрывают стены старинного монастыря, часть 3, заключительная

 

Начало рассказа - часть 1

Его продолжение - часть 2

4.    Загадка подземелья.

При ярком свете фонарика, метрах в трёх от себя, Галина увидела мертвенно бледное лицо с пятнами непонятной зелени. Рядом было ещё одно, при этом лицо было частично прикрыто поднятой рукой, и зелень покрывала её до самого локтя. От увиденной картины пробежал по спине холодок, и она быстро выключила свет. Нервно озираясь по сторонам, она уже стала жалеть о своём необдуманном решении что-то искать в этом монастыре. Яков куда-то скрылся, хотя смутные догадки о нахождении фотографа было трудно игнорировать – не иначе провалился примерно так, как могла провалиться она сама и теперь лежит на глубине трёх или более метров, как говорят в Одессе, «чуточку неживой».  Вокруг не было ни души, а сгущавшиеся тучи и порывистый ветер намекали, что пора бы отсюда бежать, пока не застал сплошной ливень, от которого и спрятаться то будет негде, ведь один собор закрыт, а у второго недавно ключами гремела какая-то старушка.

Но как можно свыкнуться с мыслью, что она оставит Якова где-то в подземелье? Нет, Галина достала из кожаного футляра очки и, нацепив их на нос, стала медленно водить фонарём, метр за метром осматривая нечто, похожее на подземный бункер.

Первым свет фонаря выхватил из тьмы то самое бледное лицо с зелеными пятнами, казавшееся довольно жутким. Пустые глазницы, скорбный вид, палантин на голове – да, в очках стало явно видно, что внизу лежит статуя плакальщицы, скульптуры, так распространённой на старинных погостах 18 - 19 веков. Рядом с ней – новая плакальщица, закрывающая лицо рукой. Все эти скульптуры лежали внизу хаотично, изредка одна на другой, хотя какой-то порядок в этом захоронении статуй, если можно так назвать увиденное, всё-таки присутствовал – головы всех были направлены на восток. «Это какая же больная голова распорядилась снести всё с постаментов и разом разместить под землёй, в одном помещении», - размышляла Галина. Она уже спокойно водила лучом внизу, с интересом разглядывая замшелые мраморные изваяния. Эх, было бы хоть что-то похожее на лестницу! Можно расширить образовавшуюся расщелину и легко спуститься внутрь. Её взгляд пробежал по алтарной части Рождественского храма, у пристройки которого стояла лестница, порядком испачканная краской. «Чудеса да и только, подумай о лестнице и она появится», - мистические совпадения Галина уважала в кино и книгах, но в реальной жизни относилась к ним с опаской. Здравый смысл подсказал, что лезть вниз, не сообщив об этом никому, по меньшей мере глупо.

- Лена, ты выслушай, но времени вдаваться в подробности у меня нет…

- Ты что-то темнишь, там погода резко портится, вы скоро домой?

- Яков куда-то запропастился, я его уже час как ищу, мотоцикл на месте, но на территории Яши нет. Нашла какой-то подземный бункер со множеством статуй явно с местного кладбища. Тут есть лестница, наверно стоит спуститься и поискать Якова, вдруг где оступился, ведь под землёй куча склепов всяких. Если приглядеться внимательно к плитам этого погоста, то многие сдвинуты со своих мест, под некоторыми видны провалы.

- Какая чушь. Жди меня, я беру такси и еду. Не вздумай спускаться, не дождавшись. Обещаешь?

- Да, я жду тебя.



С этими словами Галина побежала к лестнице и потащила её к расщелине между плитами. Пока Ленка будет ждать такси и ехать, она сможет провести хоть какое-то исследование, ведь вполне возможно, что та её вовсе к нему не допустит. Лестница легко соскользнула вниз, длины вполне хватило и на поверхности оставалась самая верхняя её ступенька. Взяв булыжник, Галина сделала несколько ударов по земле между плитами, отчего расщелина заметно расширилась. Спуск не был сложным, хотя на голову постоянно сыпался грунт с поверхности. Внизу она включила фонарик и осмотрелась. Статуи вблизи оказались весьма большими, многие можно было считать просто произведениями искусства. Если очистить этот мрамор, то подобными шедеврами можно смело украсить музей или даже загородную резиденцию. Однако, мысли о резиденциях пришлось прервать, так как фонарь стал светить тускло, а ещё ничего не удалось осмотреть. В правой стене, прикрываемый стоящей плакальщицей с поникшим цветком в руке, зиял проём. Галина быстро рванула туда, но какой-то звук из проёма заставил затормозить. Шуршание и скрежет были явно живого происхождения. Крысы? Много крыс?..

- Эй, есть тут кто-нибудь?

- Я таки понимаю вашу заботу и вашу спешку помочь пострадавшему, но зачем так кричать? Я немного покалечен, я сильно контужен, я сижу без света уже час и не вижу смысла светить мне в глаз.

- Яков Шмуэлевич, как вы сюда попали?

- Нет, это хороший вопрос, но чисто из интереса скажите, как я отсюда выберусь?

- Давайте за мной, тут лестница и мы поднимемся на поверхность.

- Ой, вэй! Ладно, Галина, подняться, если есть на чём подняться, мы всегда успеем. Предлагаю вам спуститься.

- Куда же?

- Ну, туда, куда я упал. Вам из бездны не были слышны мои крики, так как я сильно ушибся и чуточку на пару минут потерял сознание. Светите вперед и идите, я таки за вами, потому, как снова рисковать не буду.

По узкому коридору они прошли в соседнее помещение, с низким потолком и каменными стенами. Оттуда снова вёл какой-то ход, в котором Галина чувствовала себя комфортно, тогда как Яков периодически ругался, задевая локтями стены.

- Нет, ну какой шлимазл придумал такой коридор? Такой я видел только в квартире моей тёти Сары на Ришельевской. И это она ещё считала, что мы должны завидовать её отдельным апартаментам.

- А что мы всё-таки идем искать?

- Да обычный клад. Обычный клад в обычном Новгороде. Нет, не подумайте, что я вам передаю право этой ценной находки, но кто-то же должен его нести на поверхность. Я упал, я расстроен, но клад-таки нашел – кто-то должен мне помочь его поднять.

Галина была возмущена этими тирадами себялюбивого фотографа, который во всём мире, казалось, дорожит только своей персоной и заботится лишь о своей выгоде и прочих почестях, которые ему принесёт нахождение клада. Что за клад? Словно отвечая на её немой вопрос, Яков продолжал:

- Ну, вы помните надпись «Ищи внизу»? Ну, какой дурак стал бы её писать, если для этого надо было улечься на землю. Я долго думал – идиёт или всё-таки послание потомкам?.. Идиёты в жизни встречаются, но пусть их будет мало. Я решил считать посланца нормальным и стал фотографировать самое основание кладки, когда нога сползла вниз, за ней вторая, а там дальше вы даже не подумали узнать, как я всем телом сполз вниз за ногами. Это было больно!

- Ой, я вам очень сочувствую!

- Ша, Галина, сочувствие будете проявлять на поверхности, сейчас дайте сказать. Я свалился как раз под надписью. Представьте – без сознания, но уже прихожу в себя, головная боль. Включаю телефон и вижу вверху стены чёткую надпись: «керамическую флягу». ИЩИ ВНИЗУ КЕРАМИЧЕСКУЮ ФЛЯГУ – вы теперь понимаете? Голова болит, но я ищу! В стене один булыжник был плохо пришпандорен к остальным и сильно хотел на свободу. Ну, ковырнул его ножиком, а он и отвалился. Галина, я нашел флягу, но что в ней не успел узнать. Мой телефон решил, что с него на сегодня хватит. Я не знал куда идти и шел, держась за стены. Пока были спички, хоть что-то можно понять, но спички кончились. Нет, такого расстройства со мной не было никогда.

В тусклом свете фонаря, тоже решившего закончить на сегодня работу, из небольшого отверстия была извлечена керамическая фляга с отсеченным горлышком. Засунув её в рюкзак, Галина спешно направилась к выходу под постоянные возмущения Якова из разряда «как можно к его ушибу с таким пренебрежением» и «как можно было такое строить».

5.    На кухне.

Посиделки на Ленкиной кухне начались с неприятности – Яков упорно не хотел к ней спускаться, ссылаясь на головную боль и то, что его находку никто даже не думал считать ЕГО, хотя Ленка сделала всё, чтобы первый осмотр содержимого состоялся в её квартире, а не в официальном учреждении. Якову предложили по-семейному провести этот вечер. Учитывая, что все они изрядно вымокли под проливным дождем, были заказаны горячие пироги из ближайшей пекарни и заварен вкуснейший зелёный чай, присланный Ленке подругой, давно преподававшей в Нанкине. Но Яков упорно считал себя во всей истории самым обиженным и пострадавшим. Зная характер соседа, Ленка сделала решительный ход:

- Ладно, Яков, вашу находку вы увидите в музее. Обещаю, что будете первым, кого к ней допустят. Подумаешь, что всё будет уже под стеклом, и фотографии будут иметь кучу бликов, но вы же профессионал. Вы сделаете лучшие кадры!

- Лена, что вы предложили сегодня к чаю? Я имею мысль всё-таки зайти к вам.

На большом кухонном столе пятнадцатиметровой кухни лежала льняная белая простыня, а на ней коричневая керамическая фляга. В одном из углов Ленка для себя расположила контейнер с инструментами, похожими на хирургические, и множество пластиковых пакетов. Она уже знала, что же было найдено и какова уникальность этой находки, но решила подольше потянуть время, держа интригу.

- Друзья, хочу вам рассказать о найденном во всех подробностях.

- Ой, Лена, я и подробности… Давайте короче.

- Ладно, Яков Шмуэлевич. Фляга-пороховница, которую вы нашли, полностью заполнена русскими серебряными монетами XVI–XVII веков. Всего в этой кубышке оказалось 1716 серебряных монет. После беглого просмотра большего их количества оказалось, что клад состоит в основном из денег Ивана, нашего, Грозного. Часть, однако, составляют деньги Бориса Годунова и Василия Шуйского. В начале XVII века на монетных дворах Новгорода властителями были шведы, их оккупационные деньги чеканились в городе и тоже составляют часть клада. Это бесценная находка и скорее всего спрятана она была именно во время шведской оккупации.


- А можно понять, Лена, кому принадлежало это сокровище, найденное мною?

- Ну, этот вопрос будет выясняться, но скорее всего владельца установить не удастся. Клад явно перемещали не раз. Эта надпись на соборе «Ищи внизу» - явно послание тем, кому предназначались сокровища. Но наследники не воспользовались кладом и теперь мы по его содержимому сможем изучать тот период жизни города и страны.

- Всё это интересно, но что можно сказать за статуи? Галина сказала, что вначале нашла статуи с кладбища, а потом меня.

- Это тоже ещё предстоит изучить, но тут я могу с уверенностью сказать, что сняты с постаментов они были в 20-30-е годы 20 века. В Антониевом монастыре хоронили знатных особ, а надгробные памятники были из каррарского мрамора, не иначе. Кто-то явно прознал об их ценности. В те годы многие ценности продавались за границу, но это были ценности царской семьи, княжеские ювелирные украшения, произведения искусства и картины. Большинство этих вещей было в ведении властителей нового правопорядка, которые обосновались в Санкт-Петербурге и Москве. Но и в провинциях, каковым был на тот момент Великий Новгород, над многими ценностями стоило установить контроль. Видимо, здесь нашлись знатоки мраморных скульптур и решили их временно спрятать, а потом выгодно продать. Мы теперь знаем, что что-то им помешало осуществить задуманное.

- Лен, а почему скульптуры лежат головами на восток?

- Кто его знает? Не на все вопросы историки могут дать ответы. Что-то иногда открывается, а что-то остаётся навсегда загадкой.

Следующим утром Галина покидала Великий Новгород. На вокзале её провожал только Яков Шмуэлевич, так как Ленке предстояла огромная работа по представлению находки и максимальному сглаживанию самовольства её первооткрывателей.

Первым делом Яков подарил Галине её глянцевую фотографию, которую сделал в монастыре.

- Галина, если вы решите сюда снова приехать, то знайте, вам есть место не только в квартире Лены, но и на кухне вашего друга Якова. Я обещаю, что тоже непременно приеду к вам в гости. Мне давно надо погреться на солнышке и искупаться в море.

Когда за окном поезда уже мелькали необозримые поля и живописные зелёные овраги, Галина, осознав суть предложения нового знакомого, громко рассмеялась.

P.S. Клад, о котором было рассказано выше, и правда был найден в Великом Новгороде, пусть и не в Антониевом монастыре, а на набережной Волхова, но почему бы не пофантазировать...

P.S.P.S. Ленки и Яков Шмуэлевич - вымышленные персонажи, но они вполне могут жить в этом интересном городе.

P.S.P.S.P.S. Клады Новгорода - персонажи реальные. Ищущий да обрящет!

13 комментариев :

  1. Гала, клады в Новгороде находят до сих пор с завидной регулярностью - это факт. твои приключения открыли для меня тыщу раз виденный Антониев монастырь, возле которого в находится старая квартира родителей мужа. мы тут тыщу же раз гуляли, но так пристально не вглядывались, пытливая ты наша фантазёрка))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, я "медленный писатель", так что может ещё что "открою", ведь столько изумительных фоток есть Торговой стороны Новгорода с её древностями.
      А Антониев стал неким уголком затишья в сумбурной поездке, потому о нем так, с рассказиком фантазёрским.
      Кстати, кладбище монастыря у меня и правда вызвало те же вопросы, что у нашей Галины из рассказа: "Где статуи?" и напомнило куплет песни прекрасного актёра Михаила Ножкина:
      А на кладбище так спокойненько,
      Ни врагов, ни друзей не видать,
      Все культурненько, все пристойненько –
      Исключительная благодать.

      Удалить
  2. Да, такое приключение да в таком антураже! Пиши ещё!!! Эх, приехала бы ты сюда! Мы бы вместе тут бродили и сочиняли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как говорится, пока все сидим по своим норкам. Но мечты о путешествиях рисуют в голове картины той Бретани, в которую когда-нибудь хочется приехать. Лола, и ты пиши, не пропадай!

      Удалить
  3. Галина! Это же просто прелесть,что такое! Яков и Ленка образы собирательные и изумительные,как живые. "Идиет" возьму на вооружение! Так хочется посиделки на кухне уже у Якова,так что продолжение надо! Автора на поклон!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, образы действительно собирательные, хотя писала о них - будто сама говорила за персонажей. Кто его знает, что в ОЧумелой голове ещё родится...
      Спасибо за отклик!

      Удалить
  4. Интересная история, Галина! прочитала сразу три поста, чтобы не томиться в ожидании. Мастерски создан рассказ и интрига.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, спасибо. Когда фото сами говорят за объект, то его и описывать не надо, а вот когда мало фото - то за объект приходится что-то рассказывать... Так и появился рассказик)))

      Удалить
  5. Галина, вы не оставили свой э-мейл, а в профиле у вас его тоже нет. Блог у меня еще открыт.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, мейл есть в верхней закладке Об авторе.
      galka.solod@yandex.ru

      Удалить
  6. А-а-а, оказывается это легенда, почти сказка, а я поверила в её реальность, так всёправдиво рассказано)
    Монастырь великолепный, вот только больше напоминает ушедшую реальность.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даже рада, что удалось убедить вдумчивого читателя в правдивости написанного. Хотя, правдивости же много: монастырь, клады новгородские, Галина любопытная)))

      Удалить
  7. Так сложилось, что прочитала сразу три части и не томилась ожиданием. Тем не менее очень увлекательно и живо. И фотографии чудесные. "Фотографу Якову" респект.

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!