воскресенье, 25 сентября 2022 г.

Что скрывают стены старинного монастыря, часть 1


   


 Это не рассказ об Антониевом монастыре, который удалось увидеть во время летней прогулки по новгородчине. Это просто полнейшее графоманство, в котором всё вымышленное. Хотя нет, не ВСЁ! Новгород и Питер реальные, Галина тоже вполне реальный персонаж, Антониев монастырь существует и поныне, а кошка Тося, что в Питере, вполне жива-здорова и так же просит пропитания, сидя у миски. 

1.    Странная статья

Галина, сидя на кухне питерской квартиры, листала старую подшивку краеведческого журнала. Мысли уносили её то к берегам Балтики, когда читала о старинных фортах вблизи острова Котлин, то к Карельскому перешейку, куда неведомый ей автор зазывал насладиться тем, что ещё осталось от некогда мощных укреплений линии Маннергейма. В мечтах она меняла удобные кроссовки на болотные сапоги, лёгкую ветровку на тёплый пуховик с многочисленными карманами, думая о том, сможет ли когда-нибудь хоть глазком увидеть те места, которые так восхитительно преподносили в журнале мастера пера. Хотя нигде и не указывалось, были ли авторы сами в описываемых ими местах, но читалось всё легко и фотографии добавляли ощущения присутствия…

На обложке очередного номера она увидела красивые белокаменные стены, явно принадлежавшие какому-то монастырю. Пролистав несколько рекламных страниц, её взгляд зацепился за крупный заголовок – ТАЙНА МОНАСТЫРСКОГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ. «Вау! Как же я это люблю, - подумала она – ну, и в какой же монастырь меня занесет это повествование?» Как ни странно, но в журнал попал рассказ о разрушенном и давно упразднённом Антониевом монастыре в Великом Новгороде. Читая подшивку, она и ранее видела, что некоторые статьи были не только о Ленинградской области. Попадались там очерки о Финляндии и Эстонии, хотя и публиковались они на самых последних страницах номеров. Теперь же некая тайна о монастыре Новгорода значилась темой месяца. Галина с интересом погрузилась в чтение, не замечая, как кошка Тося продолжала требовательно скрести пустую миску.

Н-да, ну создан монастырь давно, аж в 12 веке. Ну, основал его некто Антоний Римлянин, происхождение и жизнь которого у историков под большим вопросом. Вот фотографии красивые – белоснежные стены, немного обшарпанные, стоящие у самого берега Волхова. Фрески Рождественского собора в статье показаны, кладбище сохранившееся упоминается… Ничего таинственного пока нет, лишь сухие исторические факты, которые можно найти в Интернете при первом же запросе. Галина уже была готова забросить статью и перейти к следующему журналу, когда на очередной странице обнаружила интересный снимок. У самой кладки фундамента, на сером продолговатом камне каким-то острым инструментом были высечены всего дна слова – «Ищи внизу». Надпись на древнеславянском Галина прочитала легко, ведь с такими текстами ей и раньше приходилось иметь дело. Пусть не связана её работа с историей, но история давно стала хобби, которое требует некоторых навыков. Серая плесень на камне и мелкий узор вдоль всей длины свидетельствовали о его весьма древнем происхождении. Скорее всего, чей-то зоркий объектив запечатлел старинную могильную плиту, причём явно доромановского периода.

Текст статьи, касающийся непосредственно монастыря на этом практически заканчивался. Под оставшимися фотографиями, весьма красиво передающими старинную архитектуру, прозвучал лишь призыв автора об организации поисковой экспедиции, ведь под землей, по его мнению, ни много ни мало, находится библиотека Ивана Грозного. Галина громко хмыкнула от такого глупого предположения, чем сильно возмутила тоскующую у миски Тосю. «Вот же дурак, нашел нечто интересное, но даже не подумал изучить. Бывают же люди, которые в погоне за сенсацией пишут всякую ерунду, при этом не понимая ценности найденного». Она уже перестала жалеть о потраченном времени на пустое чтение, ведь мысли всецело были заняты тем интересным камнем у основания древнего собора… А ведь она так близко от этого места сегодня... Всего-то надо собрать рюкзак, взять билет на автобус и через три часа постучаться в Новгороде к Ленке. Той Ленке, которая, уехав из их городка в Питер и получив весьма разностороннее образование в области истории и археологии, рванула оттуда в Великий Новгород, где и осела, сделав блестящую карьеру. Нынче именно её можно назвать «главной по всем черепкам Новгородчины». Ленка возглавляет раскоп в самом центре города – в Кремле – она же даёт разрешения на все исследования в своей вотчине.


2.    Знакомство с Яковом.

- Привет, подруга. Я знала, что ты в Питер приехала погостить, но уж совсем  не ожидала, что завернешь ко мне.

- Лен, я и не собиралась. Заинтересовала одна статья в «Вестнике Балтики».

- Это глупое издание, которое только и живёт тем, что показывает качественные фоточки и печатает статьи сомнительных авторов? Чем оно могло тебя привлечь? Кстати, я обиделась… Как это ты ко мне не собиралась. А как же обещание искупаться вместе в Волхове? Это тебе не твоя Кубань!

- Да выполню я обещание. Но, сначала послушай… Я в квартире тёти нашла подшивку и просто читала по утрам понравившееся. Наткнулась на заметку об Антониевом монастыре. Статья так себе, а вот фотографии делал явно профессионал. Думаю, что именно он, а не автор статьи, нашел то место, которое меня сегодня интересует. Что можешь подсказать?

- Ну, пытливый фотограф у нас тут только один. Он любитель, но любитель такой, что профессионалы снимают шляпу. Зовут Яков Шмуэлевич, но к нему просто так не подкатишь.

- А что надо?

- А надо заинтересовать общением. Он только к интересным людям открыт всей душой, остальные видят лишь его жилетку со спины и кипу.

- Выходит, у меня нет шансов?

- Я бы так не сказала. Ты же у нас математик? Он любит математические софизмы, споры о правильности разных утверждений. Вот и увлеки нашего Якова. Он у нас на раскопе тоже фото иногда делает, так мы всей командой будем рады, если ты его заберешь хоть на неделю.

- Чем же вам так не угодил фотограф, которому завидуют профи?

- Этот классный фотограф то в яму готов провалиться в погоне за удачным кадром, то простужается и требует лекарства на умопомрачительную сумму, то ведёт на раскоп молодоженов и опять же требует, чтобы мы не маячили в кадре. Пойдем знакомиться.

- Как далеко идти?

- Да этажом выше наш Яша обитает. Сегодня суббота, он дома.

            Галина и Ленка поднялись на один этаж к красивой металлической двери с ажурными коваными звёздочками. На стук (звонка не было) вышел полноватый мужчина в мятой жилетке и отутюженных брюках. На голове его Галина увидела кипу, похожую на те, что выдают в пражских синагогах всем посетителям мужского пола.

- Привет, Яков. Пришла познакомить вас с подругой, которая очень интересуется вашими фотографиями. Она математик, но при этом любит историю и сама немного фотографирует.

- Я конечно сильно счастлив, Лена, что вы меня ставите перед таким фактом, что я должен знакомиться. Да ещё в субботу, да ещё так неожиданно вторгаясь в мой дом. Что может понимать о фотографии математик, когда ей надо заниматься математикой. Что она может понять в моем искусстве, когда не знает, как надо в этой области работать? Ой вей, Лена, вы меня расстроили.

- Яков, я сейчас принесу свой фирменный рулет и мы посидим, поболтаем.

- Но к рулету надо чай, Лена. Если вы принесёте и чай, то я, так и быть, согрею кипяток. А вы, милая барышня, присаживайтесь. Как вас зовут, и что вы от меня хотите?

- Яков Шмуэлевич, меня зовут Галина, я, и правда, учитель математики, но визит к вам связан с фотографиями Антониева монастыря. Их опубликовали в журнале.

- Вот знал, что этот Додик решит деньги на мне сделать и даже копейкой не поделится. Дмитрий Ковальчук – автор этой вашей статейки – псевдоним моего школьного приятеля Давида Коэна. Короче, этот Додик вечно куда-то лезет за сенсацией, но делает её за счет других. Он писатель никудышный… И как он меня смог уболтать?

- Вы о предложении поехать фотографировать.

- Ну, а за что же?.. Я сижу дома и тут звонит этот шлимазл и говорит, что сейчас приедет за мной на мерседесе. Мне вроде как надо только фотоаппарат взять… Я и беру! Ну, концерт «я в мерседесе» таки надо было когда-то соседям показать.

            Галина немного стала нервничать, так как рассказ её нового знакомого Якова всё чаще сопровождался одесскими выражениями, при этом никак не приближая к сути того, что ей так хотелось узнать.

- Давайте вы мне коротко расскажете о том, что вы фотографировали в Антониевом монастыре и почему поехали именно туда.

- А я вам за что? Я вам и так короче… Додик долго отдыхал в Египте и решил поправить финансы после возвращения. Кто-то ему наболтал, что Антониев монастырь прячет много загадок. Я вас умоляю, да он не прячет их, а показывает всем желающим. Но Додик решил, что он раскопает там для мира некую диковину. Копали на солнцепёке весь день мы с фотоаппаратом,  а он уже печатал статью, сидя в мерседесе. Как вам? Я видел много интересного и хотел уже таки видеть больше, но Додик, уставший после Египта, решил закончить. И теперь я узнаю, что его открытие уже напечатано. Вот только что же он там открыл?..

- Яков Шмуэлевич, не хотите ли и со мной проехать к этому монастырю? Мерседес не гарантирую, но такси вполне можно взять.

- А вы знаете, барышня, в вас что-то есть интересное. Скажу по секрету, что у меня есть средство передвижения и я вас сам хочу пригласить посетить красивое место, где я сделал несколько открытий.

            Ленка, зайдя в комнату, увидела свою подругу и Якова, склонившимися за какими-то расчетами. По их восторженным физиономиям она поняла, что, бегая за рулетом, пропустила что-то весьма интересное.

P.S. В рассказе не засветилась пока Людмила, постоянная спутница летних вояжей. Но она ещё вполне может приехать в монастырь в самый интересный момент. Короче говоря, продолжение следует...

12 комментариев :

  1. Ответы
    1. Постараюсь интригу потянуть и в продолжении. Но длинным оно не будет)))

      Удалить
  2. В монастырях моложе 16 века обязательно спрятана либерия Ивана Грозного, прозванного за жестокость Васильевичем. Ну, хорошо, не вся библиотека, только часть. Хорошо, пара-тройка книг. И сундук с золотом! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, где-то эта либерия спрятана, однозначно. Я не собиралась её в рассказе "находить", но если сравнить исторические факты и даты, то очень даже интересно получается. Грозный в Новгороде был. Монастырь в то время процветал и активно строился, а значит и подвалы многочисленные под церквями в наличии имелись. После разгрома Новгорода вся братия вместе с игуменом были казнены (мало ли, видели лишнее что-то). После смерти Грозного Антоний Римлянин был включен в число святых (до этого его не признавали). В 18 веке в монастыре снова активные строительные работы, а может разыскивали что? Построек то на территории не так уж и много...
      Так что пару-тройку книг найти можно:)) Вот с золотом нынче напряженка. Металлоискатели изобрели и всё, что можно найти уже найдено:))

      Удалить
  3. Галина! Дождалась! Так люблю такие повествования! Предыдущие проглотила,возвращалась! Такие живые фото,как сама гуляла среди древностей! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, благодарю. Рассказ-сочинялку продолжу, постараюсь не сильно с ней тянуть.
      С фотками повезло, так как день был солнечный. А близость Волхова так и вовсе чуть не подтолкнула к погружению. Остановило отсутствие купальника)))

      Удалить
  4. Как интересно. Ты так хорошо объединила фотки и описания с интригующим сюжетом. Какая ты умница.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Фоток почему-то в тот солнечный день случилось очень мало. Мистика какая-то... Вот и пришлось фокусничать...

      Удалить
  5. Интересный кадр этот Яков Шмуэлевич )))
    А фотографии получились очень даже неплохими.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Странно, что я будто слышала этого Яшу, когда писала. Его реплики давались легче всего.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!