Завершить свой проект «Тайны Истории в лицах» хочу рассказом
о художнике, имя которого всем известно, а вот многие подробности личной жизни теперь
так и останутся тайной. В судьбе Нико Пиросмани
много интригующих обстоятельств. Тут и неожиданное уничтожение его сестрой
всей переписки с Нико, которая у неё долгое время хранилась. И легенда о
Маргарите, якобы послужившей причиной того, что он закончил жизнь в полной
нищете. И загадочная пачка писем от неизвестной дамы по имени Маргарита,
отвергнутая организаторами парижской выставки работ Пиросмани (уже после его смерти).
Да и сама смерть художника…
Давайте немного разберемся в фактах и
домыслах.
Где
все начиналось.
Жил в Кахетии (Кахети, если говорить
правильно), на самом востоке Грузии, в селе Мирзаани крестьянин Аслан
Пиросманашвили. У них с женой Текле было четверо детей: дочери Мириам и
Пепуца, сыновья Георгий и Николай. В одних источниках говорится, что младшим
был именно Нико, в других – Пепуца. Хоть в Википедии и указана дата рождения Николая
(якобы точная), но никаких достоверных документов не сохранилось. И это
неоспоримый, хоть и странный факт, ведь Мирзаани довольно большое грузинское
село и Николай – сын вполне уважаемого человека, пусть и крестьянского
происхождения. Работал в семье только глава семейства. Но этот тяжелый труд был
щедро расцвечен удивительными кахетинскими пейзажами, которые впоследствии
появятся на полотнах его сына.
Типичный пейзаж Кахетии (из моих фото) |
Вскоре ради новой работы семья Аслана
переезжает в село Шулавери, в имение
семьи Калантаровых. Именно это знакомство повлияло на дальнейшую судьбу
Нико. Ведь после внезапной смерти старшего сына Георгия, умирает глава семьи –
Аслан. Вдова ненадолго переживает супруга. Мириам выходит замуж, а Пепуца находит
пристанище у ближайших сельских родственников. Семьи – как не было! И только
Нико остается у Калантаровых в качестве… Вот в качестве кого – снова
вопрос. Либо прислуга, либо все-таки
опекаемый сирота?..
Кахетия, Телави (фото автора) |
Вскоре мальчика увозят в Тифлис, и
этот удивительный город властно и навсегда оставляет след в его жизни. Но с
этого момента в биографии снова есть расхождения. О том, что в Тифлис он
переезжает с представителем рода Калантаровых, свидетельствуют сами
Калантаровы. По другой версии, туда уезжает после замужества старшая сестра
Мириам, забрав с собой брата. Ещё один источник утверждает, что Нико и Пепуца
сами после смерти родителей подались в Тифлис, «наниматься в услужение». Но,
какая бы из версий не оказалась правдивой (мне ближе первая), вся дальнейшая
жизнь Пиросмани теперь связана с Тифлисом.
Где
все продолжалось.
Калантаровы жили в старом городе на
левом берегу Куры, откуда открывались удивительные виды на реку, Метехскую
крепость и гору Мтацминда. Тифлис времен Пиросмани – удивительный город. На
Азию он смотрел Европой, на Европу – Азией. «Жизнь пёстрая: в толпе можно было встретить и персов в аршинных шапках,
и хмурых лезгин в мохнатых папахах и бурках, и турок в чалмах, и азербайджанцев
с крашеными ногтями и бородами, и живописных курдов, и иных пришельцев из чужих
краев – Средней Азии, Афганистана».
Кура и храм Метехи (фото автора) |
В доме Калантаровых правили замужние
сестры хозяина. Они то и научили маленького Нико читать и писать по-русски и по-грузински.
Наверняка в семье говорили и по-армянски, ведь Калантаровы – подправленная на
русский манер фамилия Калантарян. Именно в этом доме Пиросмани впервые взял в
руки краски. Увлечение быстро росло и вскоре его картинами уже были украшены
многие стены. При этом хозяева часто замечали у ребенка приступы меланхолии,
когда он отказывался от детских игр и просто сидел, уставившись в одну точку.
Может в эти моменты Нико представлялась родная Кахетия, с её просторами?..
Где-то в Грузии... Да, мы там были... |
Вскоре работами Нико стали гордиться,
ведь рисовал он не только виды вокруг, жанровые сценки и живность в хозяйском
дворе, но и самих хозяев. А много ли было в те времена в Тифлисе художников,
пусть и пишущих в примитивном жанре? Прожив в семье около 15-ти лет, Пиросмани
был вынужден покинуть её после одного щекотливого момента. И снова две версии
событий. По одной из них, юноша влюбился в младшую из сестер, которые его
воспитывали. Будучи вдовой, причем на несколько лет старше, она была удивлена и
напугана настойчивостью Нико. По другой, активными знаками внимания Пиросмани
окружил хозяйскую дочку, Сону. И вроде бы он ей даже нравился, но у юноши без
профессии и дохода не было шансов получить согласие её родителей на брак. А
может быть оба сватовства имели место? В случае согласия, художник мог больше
не заботиться о хлебе насущном и просто посвятить себя любимому делу. Однако,
ему пришлось покинуть этот дом.
"Дворник" с полотна Пиросмани на улочке старого Тбилиси (у меня есть удивительный снимок, в обнимку с этим милым дядькой) |
Оказавшись без поддержки Калантаровых,
первым делом у Пиросмани появляется мысль устроить живописную мастерскую и
заняться изготовлением вывесок. Но предприятие быстро развалилось из-за
банального отсутствия заказов. Не то чтобы тифлисские хозяева не нуждались в
вывесках, просто новоявленный живописец не внушал доверия. Работал Нико и
тормозным кондуктором, но быстро понял, что это – не ЕГО. Когда художнику было
за 30-ть, ему наконец улыбнулась удача. Заработав на самой обычной торговле с
лотка, Пиросманашвили удается открыть небольшую лавку, завести компаньона и
даже приказчиков. Но надолго ли хватит запала творческому человеку, у которого
после трудного торгового дня совсем не оставалось времени на творчество?
Богат
и несчастен.
Узнав о том, что городской родственник
перестал бедствовать, к нему потянулись родственники деревенские, из Мирзаани. К
Пиросмани стал наезжать муж сестры Пепуцы и требовать денег. Компаньон,
которого и так стало волновать охлаждение напарника к делам, когда все больше
он занимался не торговлей, а рисованием, стал настаивать на том, чтобы
родственника отвадить. Вместо этого Пиросмани едет в Мирзаани для того, чтобы
возвести сестре дом. В деревне быстро смекнули, что такого видного мужчину пора
бы женить. А то, что Нико был статным и красивым, рассказывают многие, его
знавшие. Но после поездки с целью сватовства, художник вернулся в город
взбешенным, и совсем забросил дела. Что же там такое произошло? Неужели снова
был отказ? Торговля стала идти все хуже, и скорое разорение было не за горами.
Так что мифическая Маргарита вряд ли послужила причиной падения. Да и была ли
она?
А
была ли Маргарита?
Да, певица и танцовщица Маргарита и
правда давала концерты в Тифлисе. Об этом свидетельствуют сохранившиеся афиши,
рекламирующие француженку мадам де Севр. Но на знаменитом портрете (1909 г.) мы
видим вовсе не француженку, а явно восточную женщину. Причем довольно грузную,
хоть и сохранившую талию. Но может это было видение Пиросмани, ведь он никогда
не учился живописи, хотя его портреты и имели большое сходство с оригиналами. К
моменту возможного знакомства с Маргаритой, Нико вряд ли мог ей предложить миллион
алых роз, так как он разорился и снова был отброшен назад – вниз, так, что
возможности подняться почти не было. Возможно, историю с розами придумали
друзья художника, зная его чудачество покупать свежескошенную траву, расстилать
её по дому и лежать, вдыхать аромат, вспоминая родину: траву «заменили» розами,
розы «подарили» Маргарите…
На выставку работ Пиросмани, что
проходила в Париже, как-то пришла дама и попросила себя сфотографировать на
фоне картины «Актриса Маргарита». Она утверждала, что на ней изображена именно
она. Предлагала посмотреть даже какие-то письма, которые ей долгое время
отправлял художник. Но в те времена контакты советских граждан с иностранцами
не приветствовались и письма у мадам не взяли. Что могло в них быть, боюсь, так
и останется загадкой.
Чем
все закончилось.
Настоящая слава к Пиросмани пришла уже
после смерти. Но переломным моментом стала встреча с братьями Зданевичами. До
этой встречи он много рисовал, часто засиживался в духанах с друзьями, при этом
часто работал за еду, отказываясь иногда от весьма лестных предложений о жилье
и постоянном жалованье.
А тут столичные господа решили не только купить его
работы, но и включить их в состав выставки (выставка «Мишень»). Илья Зданевич даже
заказывает мастеру свой портрет, а в подарок к портрету получает ещё и
знаменитого «Оленя».
В духанах незнакомые люди стали
присматриваться к его работам и активно их покупать. К 1916-му о батоно
Пиросмани уже печатают в газетах. Но именно газета, возможно,
сгубила талант художника, точнее подрезала ему крылья настолько, что подняться
после этого удара он уже не смог. Когда в очередном номере издания, которое его
недавно восхваляло, появилась карикатура на Нико со злобной подписью: «Тебе нужно учиться, братец!», он
уверился в том, что весь «взлет» был кем-то спроектирован, чтобы над ним
посмеяться. С тех пор его редко видели… Он умер в 1918-м от свирепствовавшей в
тех краях испанки. Но не в подвале заброшенного дома (как некоторые утверждают),
а в больнице. Туда художника доставил друг, но шансов на спасение уже было
мало. Где его могила – неизвестно. Скорее всего на Кукийском кладбище Тбилиси,
скорее всего – общая. Но на знаменитом пантеоне горы Мтацминда есть кенотаф
Пиросмани. Чтят сегодня грузины своего художника, а его работы просто погружают
в жизнь того старого Тифлиса и его окрестностей, которых давно нет.
Пантеон на Мтацминда (фото автора) |
Кенотаф Пиросмани |
P.S. Фото работ Пиросмани, что в "Голубой галерее" Тбилиси, я не делала. Потому несколько снимков, что представлены, собраны из разных источников. Всё авторское - подписано.
***************************************
P.S. Спасибо всем, кто захотел принять участие в проекте, но в этом списке только те, кто реально отозвались. Пусть не так много, но нам всем было интересно, а это главное.
Участники проекта "Тайны Истории в лицах":
Галина Солоденкова ( блог Моя ГАЛАктика)
Статьи "Фотограф Карл Булла"
"Цветы от Маяковского, правда или вымысел"
"Батыр-Бек Шарданов"
"Пиросмани"
Lena (блог Воронья Слободка)
Статья "...этот шустрый богемец..." Иоган Бальтазар Нойман
Ирина Корсун (блог БИБЛИОМИР 83)
Статьи "Музы поэтических строк" "Убийственные совпадения"
"Легенда или изобретение?"
"Есть тайна в смерти Жанны д’Арк"
"Тайны картотеки Ж. Верна"
Наталья Кирпичёва (блог Ассорти рукодельное)
Статья "Рассказ об отце, В.В. Семянникове"
Ирина Куничкина (блог Бабушка на лавочке)
Статья "Гала. просто Гала или...?"
Dodo (блог Запах бабочек)
Статья "Сестра из Парижа"
Какая интересная история, я с удовольствием ее прочитала :)
ОтветитьУдалитьНаташа, спасибо. Удачной тебе дороги в Крым.
УдалитьГалина Станиславовна, спасибо за интересный проект.
ОтветитьУдалитьЯ с удовольствием приняла участие.
И пусть это всего одна статья, но зато работа практически авторская.
Я сейчас немного увлеклась исследовательской работой, возможно в скором времени начну потихоньку "выдавать на гора" свои перлы.
Ирина Валерьевна, спасибо и вам, что приняли участие. Я совсем из блогожизни выбыла на время проверки ОГЭ. Как-то тяжело в этом году проверка далась...
УдалитьГалина, очень интересно! Я знаю картины Пиросмани, очень люблю Грузию .Пока только заочно. И после Египта даже собирала материалы про царицы Хатшепсут. Хотела очерк написать.
ОтветитьУдалитьЛилия, так надо написать! Тем более, что есть и фото, проиллюстрировать материал можно.
УдалитьА я вот только мечтаю побывать в Грузии. Спасибо, Галина Станиславовна, за проект, за этот увлекательный рассказ о художнике. Жаль. я так и не собралась с мыслями. А вот сейчас что-то и до блога руки не доходят))
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, мне тоже не до блога. Даже снова думаю объявить месяц-два тишины.
УдалитьЕсли соберетесь в Грузию и будет нужен экскурсовод, то есть такой на примете. Зовут Галиной. И недорого возьмет: всего-то надо довезти её туда, а уж там щебетать начнет и все интересности покажет)))
Здравствуйте, Галина Станиславовна! Я сама не участвовала, но мне очень нравится ваш проект. Читала ваши расследования и блог Ирины Корсун.
ОтветитьУдалитьПро художника Пиросмани узнала много интересного в вашем сообщении.
Спасибо, Ирина Михайловна.
УдалитьИрочка у нас большая умница. Настоящий Библиотекарь с большой буквы!
Галина! Спасибо за проект! С удовольствием читала, возвращалась. Много нового узнала! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЛюдмила, я рада, что некоторые находки об интересных людях и их роли в Истории нашли своих читателей. Пусть их и было немного.
УдалитьДаже представить страшно, что творится в головах у творцов"
ОтветитьУдалитьНереализованные мечты, сомнения в своих способностях, муки творчества.
А еще всегда удивительно появление людей искусства в простых семьях, где родители не то что далеки, – представления не имеют о высоком, все в суете будней и добывании хлеба насущного.
Ирина, мне кажется, что в Грузии никогда не была настолько заметна разница между состоятельными господами и теми, кто их обслуживает. Это не Россия, это совсем другой, самобытный мир. Здесь князь мог запросто беседовать с кинто, а крестьянин давать наставление князю в виноградарстве. Отец Пиросмани был виноградарем. А это уже не просто крестьянин, а некая элита. Может потому звезды так сложились, что его сын обрел дар к рисованию. Более того, краски использовал самые качественные, а не самодельные. Вот только деловой хватки не имел Нико, иначе его жизнь сложилась бы совсем по-другому.
УдалитьДа, это всё можно первратить в роман или фильм. Как интересно. Необыкновенный человек с такой же судьбой.
ОтветитьУдалитьДокументалку про него, кажется, сняли. Я частично смотрела. Но там много на грузинском рассказывают, а я не очень люблю титры читать((
Удалить