Как-то раз, скучая в кубанской
станице, куда занесло по делам мужа, набрела на книжный магазин. На самой дальней
полке нашла книгу чуть больше формата А4 с манящим названием «Санктъ-Петербургъ». Фолиант почти не
содержал текста, зато пленил замечательными черно-белыми фотографиями
дореволюционного города. 330 страниц открытий. Но самое главное из них – новое
имя – Карл Булла.
Конечно, книга эта в основном о
городе, его исторических видах. Особенно впечатляют те, которых давно нет.
Дворцовая пристань и Зимний дворец. Фото 1912-1913 гг. Сегодня на этом месте мост. |
В Константинополе у турка
Валялся, порван и загажен,
«План города С.-Петербурга»
(«В квадратном дюйме — 300 сажень...»)
И вздрогнули воспоминанья,
И замер шаг, и взор мой влажен...
В моей тоске, как и на плане:
— «В квадратном дюйме — 300 сажен!.
Н. Агнивцев.
Но не было-бы этого издания, если бы
не автор снимков. Вот о нем, забытом в советское время на долгие годы, и будет первый
рассказ-исследование проекта «Тайны Истории
в лицах».
Чем все заканчивалось, или тайна отъезда главы семейства.
В «Справочной книге о купцах С.-
Петербурга на 1916 год» имеется любопытная запись (привожу с сохранением всего
экзотического написания и пунктуации):
«Булла, Карлъ Освальдъ, 61 г., Птгр. 2 гильд. куп., пот.
поч. гр., вѣр., католич., съ 1906 г. Жит. Спас. ч., 1 уч., Невскiй пр. 54. Сод. фотографию въ д. жит. При немъ: жена
Кристина, сын – Александръ 34 л., съ женою Бертою-Эмилiею
Карловною и дочерью Ирмгардъ-Марiанною, и Виктор 32 л.».
Именно в 1916 Карл Освальд Булла (или Карл Карлович) отошел от дел, оставив все
свое наследие сыновьям, и уехал с женой-эстонкой на её родину, на остов Эзель
(сегодня Сааремаа). Что вдруг подтолкнуло самого успешного петербургского фотографа
к принятию такого решения? Кто-то склоняется в пользу версии «große Liebe»,
кто-то считает это просто даром предвидения. Почему-то кажется, что у Карла
Буллы был не только дар угадывать правильный вектор развития фотографического
искусства, но и поразительная интуиция, подсказавшая столь грамотную рокировку:
в фирме остаются два сына, лишь молодым возможно пережить грядущие перемены… А
перемены были суровыми, но глава семьи уже был далеко – былой славе он
предпочел уединение, спокойную старость, обучение соседских детей искусству
фотографии и этнографические зарисовки жизни удаленного от столицы острова. Он умер на Эзеле в 1929 году, пережив вдали от
Санкт-Петербурга вихрь революции, и похоронен на кладбище с видом на море.
Семья К.К. Буллы |
С
чего все начиналось.
А начиналось все с того, что парнишка
из Пруссии оказывается в Санкт-Петербурге, где устраивается простым рассыльным
в фирму «Дюпант», специализировавшуюся на продаже принадлежностей для
фотографии. Самое начало карьеры и первые загадки. Для начала непонятно, почему
год рождения будущего Мастера фоторепортажа указывается в разных источниках
либо 1853, либо 1855. Я попыталась установить этот год, обратившись за помощью
к Елене Трубиной (её блог «Красота
должна спасти мир», увы, временно закрыт), проживающей в Эстонии. Она прислала
фото могилы Буллы на Сааремаа, на котором лишь дата смерти (1929 г.) Т.е. в
1865, когда Карл приезжает в столицу Российской империи, ему либо 10, либо 12
лет. Вторая загадка – как он приезжает. Родители мальчика были купцами, и об их
пребывании в России ничего не известно. Существуют три версии, одна из которых
просто чудовищная – якобы мальчика решили «научить зарабатывать» и отправили в
Россию одного. Другая помягче – просто сбежал подросток, видя перспективы для
себя только в большом городе. И третья – все-таки переехал с семьей. Я
склоняюсь к последней версии, ведь работая рассыльным (позже лаборантом фирмы)
вряд ли в короткий срок можно скопить нужную сумму и открыть своё фото-ателье.
А оно появилось в столице уже в 1875-м
и Мастер быстро завоевывал популярность в условиях жесточайшей конкуренции.
Вскоре «сходить к Булле» считалось неким правилом хорошего тона для любой
приличной семьи. Чем же так подкупал своих клиентов Карл Карлович? Он, по
словам его современников, был человеком общительным и во время фотосессий
старался наладить контакт со своей моделью, увидеть в человеке его характер,
просил фотографируемого «быть поживее». А ведь с техникой того времени (при длинной
выдержке) снять «человека в движении» было почти невозможно.
Уже имея среди своих клиентов
известнейших людей, Карл Булла просит Высочайшего разрешения на съемку вне
ателье: на улице, в апартаментах заказчиков, во время праздников и прочих
массовых событий. Да, это сегодня мы все фотографы и снимаем все, что душе
угодно. А когда-то на это надо было получить некий сертификат. Однако, даже с
разрешением, проводить работы вне студии было бы проблематично, если бы не
изобретение Буллы. Карл Карлович запатентовал и наладил производство сухих
бромжелатиновых пластин, которые позволяли фотографам производить работы на
коротких выдержках, а, значит, не надо было всегда таскать с собой штатив.
Пусть и тяжела все равно была ноша фотографа, но она позволяла теперь делать
настоящие репортажи с мест событий.
Балерина А.П. Павлова (1881-1931). Фото 1900-х гг. |
Балерина Т.П. Карсавина (1885-1978). Фото 1910-х гг. |
Актриса В.Ф. Комиссаржевская (1864-1910) в домашней обстановке. Английский проспект, д.27. Фото начала 1900-х гг. |
Поэт О.Э. Мандельштам (1891-1938), писатель К.И. Чуковский (1882-1969), поэт Б.К. Лившиц (1886/1887-1939), художник Ю.П. Анненков (1889-1974). Фото 1914 года. |
Балерина М.Ф. Кшесинская (1872-1971) в своем особняке.
Кронверкский проспект, д.1. Фото 1910-х гг.
|
Федор Шаляпин на льду. |
Генерал-майор, князь М.С. Путятин (1861-?). Г.Е. Распутин (1872-1916). полковник Д.Н. Ломан (1868-?). Фото начала 1910-х гг. |
Князь Ф.Ф. Юсупов (1887-1967). Фото 1914-1916 гг. |
В центральном зале магазина "Пассаж". Невский проспект, д. 48. Фото до 1914 г. |
Столовая для бедных в Гавани на Васильевском острове. Фото 1911 г. |
Дворцовая площадь в дни празднования 300-летия Дома Романовых. Фото 1913 г. |
Храм Воскресения Христова. Набережная Екатерининского канала. Фото 1907 г. |
Из фотографий с улицы мне всегда
нравился вот этот снимок. Думаю, все-таки постановочный. «Петербургские модницы» начала 1900-го. Брюки
на даме – начало эмансипации. Эх, так ли была она нужна…
Расцвет
карьеры.
В рекламных проспектах конца XIX века можно было прочесть: «Старейший фотограф-иллюстратор, К.К. Булла,
С.-Петербург, Невский, 54. Занимается фотографированием и иллюстрированием на
злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не
стесняясь ни местностью, ни помещением, - как днем, так и в вечернее время, при
своем искусственном свете».
Репортажная фотография стала по-настоящему востребована, когда Булла получил право печатать собственные почтовые карточки. Именно в них весь мир и увидел Петербург того времени.
В 1903 году, когда Санкт-Петербург
праздновал 200-летие, Карл Булла отснял огромное количество материала
торжественных мероприятий, парадов и народных гуляний.
Репортажная фотография стала по-настоящему востребована, когда Булла получил право печатать собственные почтовые карточки. Именно в них весь мир и увидел Петербург того времени.
Вестибюль "Центральных, бывших Е.С. Егорова" бань. Казачий переулок, д. 11. фото до 1900 г. |
В 1904 получает свидетельство Главного
морского штаба, позволяющее проводить съемку «во время маневров, смотров, учений,
спусков и закладок судов», а также свидетельство Главного штаба Военного
министерства, позволяющее фотографировать «маневры и учения войск гвардии».
В августе 1904 Булла получает
разрешение снимать торжества в Высочайшем присутствии.
Группа офицеров 8-го Уланского Вознесенского великой княжны Татьяны Николаевны полка. Во втором ряду в центре - император Николай II и великая княжна Татьяна Николаевна. Фото 5 августа 1913 г,. |
Торжественное открытие памятника Императору Александру III на Знаменской площади в присутствии императорской фамилии, двора, духовенства и войск. Фото 28 мая 1909 г. |
Так эта брутальная лошадь с наездником выглядят сегодня у входа в Мраморный дворец. |
Он становится официальным фотографом
многочисленных учебных заведений и обществ, в 1910 получает дворянство.
Получается, что Личный фотограф Его
Величества Короля Италии, Придворный фотограф Его Величества Короля Сербии,
Личный фотограф Двора Ея Императорского Высочества Великой Княгини Марии
Павловны (с 1912 г.), Кавалер множества орденов и медалей, имеющий Благодарности Императора Николая II, Императрицы Александры Федоровны,
Императрицы Марии Федоровны (за помощь в благотворительных акциях),
действительно оставляет дело сыновьям, находясь на пике популярности.
Великая княгиня Мария Павловна (1854-1920), жена вел. кн. Владимира Александровича в форме лейб-гвардии Драгунского полка |
На
Сааремаа.
В 1906 году (по другом сведениям в
1904) Карл Освальд Булла обвенчался третьим браком с Кристиной Юлианой
Кесельберг (Keselberg), эстонкой. В 1916 переезжает на
Эзель (Сааремаа), где у него была дача. Здесь он ведет уединенный образ жизни,
фотографируя местные праздники и природу. Сегодня в доме Булла открыт музей.
В 1929 году сердце старого фотографа
не выдержано, предположительно он узнал о том, что был арестован его старший
сын Александр. Похоронен Мастер на кладбище деревни Ямая (Jämaja). Памятник сохранился, а в 2016 (получается, к 100-летию
переезда Буллы на остров) местные власти собирались его отремонтировать.
Потомки
Мастера.
Судьба детей Карла Карловича и его
внуков заслуживает отдельного рассказа. Вкратце лишь скажу, что и Александр и
Виктор стали фотографами и продолжали дело отца после революции. Виктор (младший
сын) был фронтовым фотографом, снимал также Ленина, Троцкого. По ложному доносу
в шпионаже в пользу Германии, был арестован и расстрелян в 1938. Александр
(старший сын) учился делу фотографии не только у отца, но и в Германии. Был
мастером портретного жанра. В 1929 году был арестован, как сын эмигранта и
царского фотографа, предположительно умер в лагерях Беломорканала. Сведений о
его дочери Ирмгард, которая упоминается в справочной книге 1916 года, я не
нашла. А вот сын Виктора, Юрий, тоже ставший фотографом, погиб на фронте в 1941
году. Внук Виктора – Андрей Каминский,
дослужившийся до полковника юстиции, собирал информацию о своей родне по
крупицам, в т.ч. в засекреченных архивах. Ведь после того, как братьев Булла
репрессировали, семья была предана забвению на долгие годы. И это не смотря на
то, что архив их отца, ценнейшие снимки, были переданы Виктором в Архив
Октябрьской революции. Сегодня в Петербурге живет правнук Виктора, Дмитрий
(2006 г.р.). Информация достоверна, ведь в Википедию бабушка этого юного мальчика внесла свой номер телефона, для возможных связей. Так что, кто знает, может быть мир
ещё узнает имя нового фотографа из семьи Булла/Каминских…
Источники информации и фотографий:
1.
«Санкт-Петербург
– столица Российской империи»: М. «Русская книга», 1993г.
2.
«Справочная
книга о лицахъ Петроградскаго купечества и другихъ званiй»: Петроград. Типографiя А.Н. Лавровъ, 1916г.
4.
Источник
фото (подписи к снимкам взяты из книги, упомянутой выше): Карл Булла. Город и люди; Карл Булла. Портреты
7.
Санкт-Петербург
Карла Буллы – фотографии
8.
Информация
о наградах и благодарностях из Википедии.
P.S. В Сети много снимков, якобы снятых
Буллой, но для этой статьи использованы только те, которые имеются в вышеуказанной
книге, как и подписи к снимкам с указанием места съемки, даты съемки и дат жизни тех, кто запечатлен на фотографиях.
************************************************************************
Напоминаю,
что в рамках проекта надо опубликовать у себя в блоге в срок до начала лета
хотя бы один пост (можно больше) по теме «Тайны Истории в лицах». И начало уже есть в этом блоге и блоге БИБЛИОМИР 83, где Ирина Корсун делится удивительным материалом. Прочитайте,
будет интересно!
************************************************************************
Участники
проекта:
Галина Солоденкова ( блог Моя ГАЛАктика) Статья "Фотограф Карл Булла"
Ольга Голубева (блог ПИШИЧИТАЙ)
Lena (блог Воронья Слободка)
Anais (блог Под Зонтом)
Ирина Корсун (блог БИБЛИОМИР 83) Статьи "Музы поэтических строк"
"Убийственные совпадения"
"Легенда или изобретение?"
"Есть тайна в смерти Жанны д’Арк"
Наталья Кирпичёва (блог Ассорти рукодельное)
Анна Борисовна Ткаченко (блог Директор.RU)
Кира (блог Окно второго этажа)
Ирина Куничкина (блог Бабушка на лавочке)
Dodo (блог Запах бабочек)
Может ещё кто-то с нами?..
Галина,
ОтветитьУдалитьСпасибо большое!
Интересно было узнать о неизвестном мне фотографе.
С большим интересом рассмотрела фотографии. Очень понравились фотографии балерин :)
Татьяна,
Удалитьфото балерин есть настолько занятные, совершенно не воспринимающиеся сегодня, когда наша российская школа балета подгоняет будущих танцовщиц под определенные стандарты. А там - вполне обычные дамы с самыми "небалеринистыми" фигурами. Но это я не про тех, чьи фото здесь показала. Карсавина очень милая с этой собачкой.
Фотографии некоторые мне известны. Часто можно встретить в интернете в ответ на поисковый тот или иной запрос. Но вот имя автора сих шедевров только узнала. Спасибо, Галина Станиславовна, интересная публикация
ОтветитьУдалитьАнна Борисовна, я в основном показала снимки известные, в Сети их и правда много. Жаль только, что подписи к ним часто не соответствуют действительности или неполны. Например, к снимку с Распутиным значилось "Распутин с офицерами". Но многие фото, которые есть в книге и которыми очень хотелось бы поделиться, я нигде не нашла. Пыталась сканировать, но качество ужасное выходит. Кто заинтересуется посмотреть весь Альбом, может найти книгу у букинистов (на Ozon видела).
УдалитьДа, интересно! Питер вообще город красоты, тайн и загадок! Из всех фото мне знакомо фото про модниц. Оно действительно постановочное -см. по тв передачу по истории моды , причем сравнительно недавно. Там мелькало это фото.
ОтветитьУдалитьИрина, здорово, что ты подтвердила мое предположение. Такую сценку можно "поймать" сегодня современной камерой, но в те времена, да на морозе, думаю, проблематично было даже для такого мастера, как Булла.
УдалитьПро Питер у меня есть ещё одна замечательная книга, о легендах, связанных с тамошними дворцами. Вот добавить к ней фото и просто замечательный материал. Думаю...
Галина, огромное спасибо за столь интересный рассказ! Как здорово, что были такие люди, которые запечатлели кусочки своей жизни. А мы можем "прокатиться" на машине времени в прошлое =)
ОтветитьУдалитьЕкатерина, понимаю теперь многих, кто на проект не согласился, ведь перелопатить надо кучу материала, преподнести. Но мне самой нравится, хоть и... работа мешает)))
УдалитьА какие у Буллы фото учебных заведений, институтов всяких для благородных девиц. Там даже прически у девушек одинаковые! Так искала в сети, но не нашла. Нашим бы современным Мамзелям посмотреть.
Обожаю такие оригинальные зарисовки. Спасибо, Галина Станиславовна! Люблю рассматривать старые фото, тем более такие интересные. Сегодня утром прочитала про фото 1964 года: зима, снег, а дворничиха метет улицу. Фотограф спросил, зачем, а она ему сказала, что одинока, а тут хоть какое-то дело. Он и заснял эту картину. Пол-утра любовалась)))
ОтветитьУдалитьСветлана Николаевна, у нас снега хоть и нет, но зато реальная история. Дворник, женщина, давно отошедшая от дел, всегда проводит время на улице, просто гуляя. Её спрашивают, мол, что дома в тепле не сидится. А она говорит: "Не можу я одна, дети далёко, а тут я хоть при людях". А вот Булла снимал такие кадры: и дворники у него, и пожарники, и торговцы. А сегодня кому интересна была бы та дворничиха?..
УдалитьГалина,
ОтветитьУдалитьспасибище за рассказ, многие фотографии знакомы, но вот о самом фотографе ничего не слышала, вернее, даже и мысль не приходила заинтересоваться. Прочла с удовольствием.
Проект помню, два персонажа уже имеются и на выходных рванем за подборкой информации и фотографиями!)))
P.S. Ох и красавец Феликс Юсупов)))
Lena, насчет Феликса... Мой отец всегда говорил, что мужчина должен быть чуть красивШе чёрта))) Феликс явно чертовски хорош, и в преклонном возрасте поражал статью!
УдалитьПотянуло меня на немцев, то Фаберже, то Булла. Много они сделали для истории России, многие были забыты на долгие годы. Не все имена до сих пор выдернуты из забвения, так что можно в этом направлении копать и копать.
Какие интересные фотографии! Обстановка того времени. Даже лица людей совсем другие, не такие, как сейчас.
ОтветитьУдалитьА какие замечательные интерьеры есть на фото в моей Альбоме. Жаль, в Сети не нашла (а может просто плохо искала): дворец Юсупова, Мраморный дворец, собор Петра и Павла. Но мне больше всего нравится просто рассматривать виды города, того, дореволюционного.
УдалитьБольше всего впечатлили фото балерин. павлова какова,а?!) А кшесинская!
ОтветитьУдалитьЧерно-белое фото - это нечто из разряда совершенного искусства.
Многие снимки видела,но не знала автор. Теперь в курсе,да ещ в каком курсе!)
В черно-белом варианте лица смотрятся более контрастно, не так, как бы выглядели в цвете. Не удивляюсь, что многие сегодня прибегают к помощи редакторов, с целью получить именно такой монохромный цвет.
УдалитьБалет - наше ВСЁ, пусть и неоднозначны личности ПРИМо-балерин.
Галя,у меня еще статья в твой проект. Вроде нашла интересное! https://bibliomir83.blogspot.com/2019/03/blog-post_22.html#links
ОтветитьУдалитьЧуть позже будет еще другая статья. Она уж точно будет под название проекта:)Анонсирую - название будет " Убийственные совпадения" .
И обещанное: https://bibliomir83.blogspot.com/2019/03/blog-post_41.html#links
ОтветитьУдалитьЗря я конечно нарвалась на твой проект.:)))) Теперь буду рыть как собака, пока не найду что либо еще. Профессиональное+ характер - адская смесь ...:))
Ирина, думаю, все-таки НЕ ЗРЯ. Я уже столько интересностей узнала. Сама рою, в выходные пост опубликую все-таки о Маяковском (не дает мне покоя эта финансовая зависимость фирмы от завещания уже покойного человека). Дам ссылку на все имеющиеся по теме посты. Пошла читать.
Удалить