Рассказ, который хочу предложить
сегодня, пожалуй, никаких тайн не содержит. Однако, основательно порывшись в
нескольких источниках, которым можно доверять, попытаюсь развеять один
Интернет-миф, рассказать об интересном человеке, приоткрыв при этом двери
интересного особняка.
Этот особняк на Пушкинской площади
Краснодара многие считают не только жемчужиной города, но и настоящим
бриллиантом в коллекции красивейших зданий России. Его автор и владелец – кабардинский
дворянин Батыр-Бек Шарданов, видный
деятель Екатеринодара, которому и посвящена эта страничка проекта «Тайны Истории в лицах». Давайте
вспомним о его деятельности на Кубани и одновременно погуляем по особняку, где
сохранились старинные интерьеры, которые тоже были спроектированы хозяином.
Вначале снова видео... Качество отвратительное по банальной причине - забыла
перенастроить баланс белого при съемке. В остальном – что вижу о том и пою –
абсолютная отсебятина, не лишенная при этом здравого смысла.
Родился Батыр-Бек 14 августа 1863 года
в знатной черкесской семье. Его дедом был
известный общественный и культурный деятель Кабарды хаджа Якуб Шарданов.
25-ти лет от роду Батыр-Бек окончил престижный Санкт-Петербургский институт
путей сообщения и первое время практиковал в Терской области. Но в конце XIX века горец возвращается на Кубань, с
которой связывает свою творческую судьбу и из которой бежит в революционные
годы.
В 1901 году он был назначен
начальником 15-й дистанции Владикавказской
железной дороги. Но ещё до получения этой солидной должности, Шарданов, как
довольно образованный человек, знавший несколько языков, все свободное время
отдавал общественной деятельности. К примеру, в 1898 году он способствовал
открытию 2-х классного железнодорожного училища, в 1901 добивается постройки
мощного виадука в районе Городского сада, за годы начальствования Шарданова
перестраивается железнодорожный вокзал Екатеринодара.
Имея казенную жилплощадь, Батыр-Бек
Бекмурзович, будучи человеком состоятельным, приобретает за копейки столетний
домик на слом в самом центре Кубанской столицы, на пересечении Красной и Графской (Советская). Здесь он строит двухэтажный особняк, в
котором трудно угадать какой-то один стиль. Если бы в архитектуре был стиль «полный
сумбур, смешение всего и вся, но при этом эстетично», то ему точно надо было бы
дать название – к примеру «шарданизм». Здесь и восточные мотивы, и модерн, но
при этом все удачно сочетаемо и гармонично расположено.
В картуше, установленном над балконом,
арабской вязью указано, в каком году дом построен. Одни источники утверждают,
что Шарданов жил в доме, другие – что провел всего год с небольшим. Я думаю,
ссылаясь на изыскания видного краеведа Виталия
Бардадыма, что жить даже в супер-пупер особняке в соседстве с торговыми
заведениями вряд ли было бы очень комфортно. Тут тебе на первом этаже и шляпный
магазин мадам Клавдии, и розничная мануфактурная торговля Демержиева… Ну какая
жизнь рядом со шляпными коробками?..
В 1907 году второй этаж был арендован
городской управой для размещения картинной галереи Федора Акимовича Коваленко. Не раз читала в Сети, что Шарданов и
Коваленко были друзьями, и именно по дружбе один другому дал возможность
выставлять художественную коллекцию в своем доме.
Однако, сохранилась переписка
Шарданова и Коваленко, из которой можно сделать вывод, что договор об аренде
второго этажа дома был хозяином прочитан в присутствии присяжного поверенного,
тщательно и крючкотворно исправлен по многим пунктам, дабы аренда могла
приносить как можно больше выгоды. Хотя, в одной из записок Батыр-Бек обещает
дать арендную скидку Коваленко – «для Вас лично». В 1919 году хранитель музея
умирает, а хозяин дома требует освободить его владения с угрозами «произвести
чистку принудительным образом». Правда, "высокие" отношения?.. Так что речи о дружбе быть не может. Шарданова многие современники считали человеком весьма расчетливым и даже скупым.
"Цыганка" - одна из работ, приобретенных Коваленко. Художник Харитонов Н.В. На мой взгляд - удивительная работа, от цвета кожи дамы до её позы. |
3 апреля 1911 года, после открытия
нефтепровода «Ширванская-Екатеринодар», влияние Шарданова в обществе особенно
возрастает. Он активно занимается благотворительностью, все ещё сдает свой дом под
галерею, пытается помогать и другим благотворителям, в том числе жене Наказного
Атамана Кубанского казачьего Войска Софье
Быбыч в создании нового здания электроводолечебницы. На торжественной
закладке лечебницы 27 марта 1916 годы присутствовал и сам Наказной Атаман Быбыч, позже убитый большевиками. Его жене из страны помог своевременно уехать давний
друг – Шарданов.
Удивительные иногда случаются
совпадения. Шла сегодня к дому Шарданова мимо улицы Мира. Там расположен
старинный кафедральный собор города, а в нем, как указывают Интернет-источники –
могила атамана Бабыча, тело которого София Иосифовна сюда перевезла после
трагической гибели мужа. Ноги сами занесли в собор: хожу, ищу, спрашиваю... Никто из продающих свечи служительниц и не слышал об атамане.
Предлагают обратиться к отцу Михаилу,
который историей собора интересуется. Встречи не искала – она произошла
случайно, когда прогуливалась вокруг собора, восторгаясь архитектурой. С отцом
Михаилом у меня был абсолютно светский диалог:
Метлахская дореволюционная плитка |
- Скажите, а где в соборе похоронен
атаман Бабыч?
- Он похоронен в Америке…
- ????!!!!????
- София Иосифовна перевезла прах мужа
в собор. В настоящее время сложно установить в каком именно месте он был
похоронен, но это было явно в приделе святой Варвары (закрыт для доступа). В
1920-х прах атамана, дабы не осквернили его наступающие новые властители
страны, был вывезен отступающими частями белой армии.
- А можно в крипту спуститься или это
запрещено для всех?
Краснодарцы!!! В крипте нашего собора сохранились уникальные росписи потолка, датируемые
началом 20 века (ни разу не реставрировались) и склепы купеческой четы Добровольских, на чьи средства собор
был построен. В настоящее время эти помещения закрыты для праздной публики, но
попасть можно, лишь проявив интерес.
И последнее. Почувствовав революционные перемены, Батыр-Бек, не понимавший новых веяний, решил оставить страну. Ехал не один, а в компании с семьей Софии Бабыч. Позже, в далеком Лондоне, на свадьбе её дочери Елены, он стал посаженным отцом. Другого материала о жизни за границей кубанского инженера и мецената, увы, не нашлось. Хотя независимый журнал «Генеалогия Северного Кавказа» заявляет, что после революции жил «князь» в Италии, где и умер в 1937 году. Там же сказано, что единственная дочь Шарданова, Фатима, рано лишившись матери, воспитывалась у деда Бекмурзы. Вместе с отцом за границу она не уехала, выходит что потомки Шарданова живут в России.
******************************************
И последнее. Почувствовав революционные перемены, Батыр-Бек, не понимавший новых веяний, решил оставить страну. Ехал не один, а в компании с семьей Софии Бабыч. Позже, в далеком Лондоне, на свадьбе её дочери Елены, он стал посаженным отцом. Другого материала о жизни за границей кубанского инженера и мецената, увы, не нашлось. Хотя независимый журнал «Генеалогия Северного Кавказа» заявляет, что после революции жил «князь» в Италии, где и умер в 1937 году. Там же сказано, что единственная дочь Шарданова, Фатима, рано лишившись матери, воспитывалась у деда Бекмурзы. Вместе с отцом за границу она не уехала, выходит что потомки Шарданова живут в России.
******************************************
P.S. Возможно на фрагменты жизни Б.Б, Шарданова прольет разговор с автором книги "Портрет музея в лицах и судьбах. Дом Батырбека Шарданова", одновременно научным сотрудником музея им. Ф.А. Коваленко Ващенко И.И. (отрывки из книги читала в Интернете, а купить пока не удалось). Если что-то новое найду - напишу непременно.
******************************************
Участники
проекта "Тайны Истории в лицах":******************************************
Галина Солоденкова ( блог Моя ГАЛАктика) Статьи "Фотограф Карл Булла"
"Цветы от Маяковского, правда или вымысел" "Батыр-Бек Шарданов"
Ольга Голубева (блог ПИШИЧИТАЙ)
Lena (блог Воронья Слободка)
Anais (блог Под Зонтом)
Ирина Корсун (блог БИБЛИОМИР 83)
Статьи "Музы поэтических строк" "Убийственные совпадения"
"Легенда или изобретение?"
"Есть тайна в смерти Жанны д’Арк"
"Тайны картотеки Ж. Верна"
Наталья Кирпичёва (блог Ассорти рукодельное)
Статья "Рассказ об отце, В.В. Семянникове"
Анна Борисовна Ткаченко (блог Директор.RU)
Кира (блог Окно второго этажа)
Ирина Куничкина (блог Бабушка на лавочке)
Dodo (блог Запах бабочек)
Статья "Сестра из Парижа"
Может ещё кто-то с нами?..
Очень яркая судьба!
ОтветитьУдалитьА дом какой! Как хорошо, что такая архитектура дошла до наших дней в прекарсном состоянии! Это же просто шедерв!
Наташа, в 2004, к 100-летию, дом реставрировали. Особенно росписи потолочные. Меня особенно лепнина поражает и печи: вроде все яркое, вычурное, но смотрится😁
УдалитьСтаринных улиц трепет вековой
ОтветитьУдалитьПереплетён в узоры золотые.
Мой Краснодар любимый и родной
Рождает чувства очень не простые.(С. Донченко)
Ирина, в воскресенье, пройдясь по Коммунаров и Советской (Графской) от собора к особняку, вдруг открыла для себя несколько архитектурных шедевров. То ли погода способствовала неспешной прогулке и разглядыванию, то ли общий настрой, но осталась довольна тем, что все-таки островки старинной застройки сохраняются и даже (!) реставрируются.
УдалитьКак хорошо, что у нас есть такие здания, где можно прикоснуться к истории и культуре. Люблю бывать в музее, там особенная атмосфера, как и то и фотографировать не хочется (или забывается?).
ОтветитьУдалитьА я вот так запросто не смогла попасть в сокровищницу нашего Кафедрального собора. Вам, Галина Станиславона, очень повезло
Анна Борисовна, просто мне вовремя подсказали к кому обратиться. Отец Михаил, чувствуется, человек увлеченный историей. К нему обращались и экскурсоводы города за сведениями о соборе. Он объяснил это так: "Вы знаете историю этого храма однобоко, а интересующимся людям надо знать эту историю изнутри".
УдалитьЧасть крипты используется под хозяйственные нужды, но и в ней потолки с росписью. Придел св. Варвары с захоронениями раз в году открывают (на престольный праздник), но представляю какая там давка (помещение очень маленькое).
Если соберетесь попасть, то зовите меня. С удовольствием загляну ещё раз в это место. Может и разрешение на съемку попрошу)))
Очень интересно. С видео ваши статьи стали ещё краше!
ОтветитьУдалитьЖаль, пока некогда учиться снимать/монтировать видео и таскать за собой пылящийся на антресолях штатив. Но впереди лето и 2 месяца отпуска...
УдалитьГаля, на видео мне етбя не хватает!)
ОтветитьУдалитьДавай что-то придумай -палку для селфи,напрмиер. Надо,чтобы в кадре был автор!
ты там,я смотрю,заделалась Ларой Крофт)) скоро тебе все сокровища мира откроются)
Ирин, улыбнуло по "автора-автора": ещё не придумали "палку для селфи", удерживающую 1,4 кг чистого веса камеры с объективом длиной 11 см))) Для этого надо оператора иметь, но пока не до этих заморочек.
Удалить"Ларе" бы металлоискатель, да "пустить на какой-нибудь курган": при тщательном копательстве у нас тут можно много интересных фактов нарыть)))
Какой чудесный особняк. Замечательная его история. Спасибо, Галина Станиславовна! Очень интересно. Сохранилось прекрасное здание до наших времен.
ОтветитьУдалитьДа, Ирина Михайловна, вот в соседнее здание армянской школы угодила бомба во время войны, а здесь все целехонькое. И тот факт, что музей в доме Шарданова был к моменту революции, спасло его интерьеры от разорения, что случилось со многими частными особняками.
УдалитьГаля, какая личность!!! Очень интересно! Архитектура такая! Эта тонкая смесь стилей! Смешение Запада и Востока. Спасибо, дорогая.
ОтветитьУдалитьДа, Запад с Востоком у нас на Юге соседствует повсеместно. Таких интересных домов в городе можно насчитать единицы и далеко не в каждый доступно попасть. А если и попадаешь, то чаще всего смотреть нечего: ветер перемен развеял всё ценное((
УдалитьГаля, прими мой пост в проект "ТАЙНЫ истории в лицах"
ОтветитьУдалитьНаташа, прочитала с большим интересом. Оказывается, удивительные истории об удивительных людях совсем рядом. И их надо публиковать!!!
УдалитьP.S. В конце это поста уже дала ссылочку на твой бложик, которая будет и в последующих в рамках проекта.
Галя, у меня есть история про сестру Раневской. Думаешь, подойдёт?
ОтветитьУдалитьЛола, история интересная. Почему-то так и думала, что ты напишешь про даму-француженку, родившуюся в России.
УдалитьЯ тут уже немного "порылась" и нашла много забавных курьезов, связанных с пребыванием Изабеллы Гиршевны Фельдман (Аллен) в Москве у своей сестры Фаины. Пошла изучать...
P.S. Ссылка на пост уже в блоге. Во всех последующих публикациях (в рамках проекта) она тоже будет присутствовать)))
Знаешь, Галя, в моей жизни много странных совпадений, удивительных происшествий.
ОтветитьУдалитьБыло два брата. Оба генералы царской армии. Один остался. Он известный автор ряда исследований по военному дели. Александр Андревич Свечин. В 38-ом его расстреляли.
Другой брат - Михаил Андреевич эмигрировал в Ниццу.
У Михаила Андреевича были дети. Я знаю только Андрея и Марка. Андрей известный архитектор. Марк региональный директор Национальной компании французских железных дорог. Так ты представляешь себе, что я - узбечка (ты предстваляешь кем были узбеки для большинства русских аристократов той эпохи!!! Дикарями!) преподавала ему русский язык. Мы вернулись к Пушкину и Цветаевой, которых он не знал. Чехова и Достоевского он читал на французском. Так мы их перечитали в оригинале. Марк приятный человек, рациональный и практичный технарь. Думаю, его потешали моя восторженность и увлечённость. Он говорил:"Опять эти русские страсти!!!"
Мне кажется, что когда-то они приспособились так к перенесённой травме, выключив свои эмоции, особенно связанные с Россией.
Лола, записывай эти истории, пока ещё есть интерес к русскому языку и литературе. Пока остались ТЕ, кто помнит свои корни и хочет поддерживать знание языка. У малых народов Севера России и Юга России чувство сохранения своей идентичности очень развито. А вот у других все не так радужно...
УдалитьБыла в прошлом году в Краснодаре, зашла в музей. Была совершенно потрясена. Картины в таком удивительном интерьере смотрятся особенно.
ОтветитьУдалитьСогласна полностью. Всегда удивительно, когда есть возможность посмотреть картины в том интерьере, где они висели исторически. Увы, таких мест крайне мало сегодня.
Удалить