вторник, 16 апреля 2013 г.

Введение школьной формы: история вопроса

Гимназистки ( Санкт - Петербург)

Позвольте автору блога немного порассуждать о введении школьной формы. В мои школьные годы форма была (хотя уже допускались некоторые исключения в цветовой гамме платьев девочек).  В годы учебы моего сына многие учебные заведения отступили от четких правил в данном вопросе, но я благодарна учителю начальных классов  школы №37 Шебедевой С.Ф.  и педагогическому коллективу школы №20,  которые  в начале 2000-х годов настояли на строгом соблюдении учениками формы, предложенной ОУ.

Давайте немного вспомним историю. Точная дата введения школьной формы в России - 1834 год. Именно в этом году произошло принятие закона, утвердившего отдельный вид гражданских мундиров. К ним относились гимназические и студенческие мундиры. Введение форменной одежды для учащихся учебных заведений царской России связано в первую очередь с тем, что эти учреждения были государственными. В те времена все государственные служащие должны были носить форменную одежду, соответствующую их чину и званию, согласно табели о рангах.  Не только ученики, но и  педагоги в государственных гимназиях носили форменные сюртуки. Исходя из этого, было естественным введение и для учащихся форменных костюмов.
   Костюм гимназиста являлся сословным признаком. Он отличал подростка от тех детей, которые не учились, ведь позволить себе подобное образование могли лишь дети дворян, интеллигенции и крупных промышленников.  Поэтому формой гордились и носили её не только в учебное время. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона: неизменно фуражки, гимнастерки и шинели, которые отличались только цветом, кантами, пуговицами и эмблемами.
            Помню, как мои шестиклассницы  во время мероприятия, посвященного истории образовательных учреждений города, были удивлены, услышав рассказ о форме воспитанниц  Екатеринодарского Епархиального училища. 
В обычные дни девочки одевали темные коричневые платья с черными фартуками, и только по большим церковным праздникам епархиалки  старших курсов могли позволить себе праздничные фиолетовые платья. Эта форма была особо почитаема в городе, ведь через год выпускница в фиолетовом платье уже могла давать частные уроки в состоятельных семьях города или стать учительницей в станичной школе.  А это ли не высшая ступень карьеры для девушки из небогатой Екатеринодарской семьи?
         Однако вскоре после революции был издан декрет, отменявший ношение школьной формы. Несомненно, в первые годы существования советского государства ношение  школьной формы было непозволительной роскошью в стране, разоренной мировой войной, революцией и гражданской войной.  Вот воспоминания гимназистки 1909  В. Савицкой: «Старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — “гимназистка”)».   Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная причина — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители.
            Бесформенность продолжалась до 1949 послевоенного года. Послевоенная сталинская форма многим была похожа на дореволюционную. Мальчики носили военные гимнастерки, девочки – коричневые форменные платья с фартуками. Именно в этот период появились «праздничные» белые фартуки и пришивные белые воротнички.  Немного позже добавятся обязательный пионерский галстук или значок комсомольца, которые я носила с большой гордостью.
Ученица школы №20 (80-е годы)
С годами форма менялась, добавлялись эмблемы на лацканы рукавов мальчиков, укорачивались платья девочек. Но форма оставалась формой, и ученика школы из толпы можно было распознать сразу.
            Давайте перенесемся, минуя все перестройки и  реформации, в начало 2012 года. В 6 «Б» вводится школьная форма! Что мы видим в начале года?  Недовольство некоторых родителей, непонимание многих учеников. Теперь посмотрим на наши результаты в конце года. Родители отправляют детей в школу исключительно в форменных жилетках, дети чувствуют себя в них комфортно, принимая форму как должное.
Мой 6 "Б" на конкурсе. 
Неплохая идея была озвучена руководством нашей школы №53 по внедрению знаков отличия учеников  с хорошей и отличной успеваемостью: почему бы хорошистам и отличникам не носить каких-то отличительных значков, которые могут со временем (и это понятно) стать таким же предметом гордости для учащегося, как для моих одноклассников – комсомольский значок?  Посмотрим, что получится после введения на государственном уровне  всех необходимых распоряжений о форме. Но уже сегодня можно начать дискуссию. Вы ЗА ФОРМУ? Я – ДА!!!

  

                 

 







     




    

10 комментариев :

  1. здравствуйте, Галина Станиславовна. Очень актуальная тема, она столько вызывает споров и эмоций. Я с вами полностью соглана, что единая форма и знаки отличия для детей с хорошей успеваимостью - это замечательная идея. Я - ЗА!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Я - за форму, она дисциплинирует, облагораживает, воспитывает гордость за свою школу. Вопрос - а какой должна быть школьная форма, чтобы ученику хотелось её носить?

    ОтветитьУдалить
  3. Думаю, что вариант формы, введенной в нашем классе, устроит всех: и учеников, и их родителей. Белые рубашки и блузы родители покупали детям на свой вкус. Одинаковые жилеты были сделаны на заказ. Одинаковые брюки и юбки посчитали нецелесообразным покупать, потому дали установку, что низ формы должен быть чёрным: девочкам можно в холодную погоду носить брюки. Смотрите сколько сразу появилось вариантов разнообразить свою ежедневную форму, а это подросткам очень важно. К тому же очень бюджетно получилось, а это уже важно для родителей. Делать замечания по поводу внешнего вида никому не приходится.

    ОтветитьУдалить
  4. Школьная форма, что это – пережиток старого советского времени, когда форма была вся одинаковой и обязательной, или основной признак хорошей школы? Считаю, что школьная форма – обязательная и неотъемлемая часть учебно-образовательного процесса, это признак хорошего тона в хорошей школе.
    Неоднократно слышу, что приобретение школьной формы - это дополнительные затраты для родителей. Но разве на любую другую одежду для своего ребенка родители не тратят средств? И разве дорогие джинсы или цветная ветровка, платье для коктейля или наряд для дискоклубов не стоят родительских затрат?
    Отдельные родители считают, что белый верх и чёрный низ – «это уже мы проходили». Но сегодня родители имеют возможность выбирать ткань на свой вкус и цвет сшить форму для своих детей. Притом фасон родители тоже могут выбирать сами.
    Некоторые могут сказать что детям «навязывают» выглядеть так, как все. На самом деле, кроме единого цвета (элемента одежды), который поддерживает класс, есть масса самовыражений, в том числе и отличительные элементы у отличников, активистов, спортсменов и т.д. А вот некое восприятие себя частью коллектива это очень полезно.
    В настоящее время любая уважающая себя компания поддерживает свой стиль, так почему бы нам не приучать наших детей к этому уже сейчас? ….
    Таким образом, современная школьная форма совсем не напоминает ту форму, которая была в советское время. Но она наша - школьная форма!
    Я благодарна тем классным руководителям, которые поддерживают работу по введению школьной формы, правильно умеют провести разъяснительную работу с родительской общественностью и учениками.
    Спасибо родителям, которые понимают, что школьная форма - явление привычное. На какое-то время она отошла в тень, а вот теперь настал звездный час, когда родители и их дети привыкнут к ней, как к обязательной составляющей школьного образования.

    Немного о школьной форме: http://zateevo.ru/?section=page&alias=shkolnaja_forma


    ОтветитьУдалить
  5. Я с Вами коллеги, абсолютно, согласна! Школьной форме быть! Уж лучше в школе наблюдать "серую" массу, чем рваные джинсы и майки(с претензией на винтажный стиль), мини-юбки, разномастные майки с рисунками и т.д. Как гласит одна старая шутка: Не тем выделяетесь, умом нужно выделяться!

    ОтветитьУдалить
  6. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  7. Чем плоха была форма 60-80-ых годов ? Единственный недостаток - это качество ткани, из которой шили платья девочкам. "Кусачая" коричневая шерсть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, а мне шили платье в ателье из ткани, которую выбирала мама. Как сейчас помню - не "кусалась".
      Мне сейчас нравится то, что девчонки-старшеклассницы вновь начинают возвращаться к белым праздничным фартукам - красиво и трогательно. Неужели не согласны?

      Удалить
  8. За пятерки отличительную одежду - это погрузить навсегда неуспевающих в пропасть неудач. Еще Эльконин говорил про "павших от учения"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, baksima. Я не знаток Д.Б. Эльконина, потому не могу комментировать данное утверждение, с которым ранее не встречалась.
      Но неужели в неудачи надо погружаться? Не лучше ли попытаться вынырнуть из них, что, уверена, доступно большинству школьников. А вот с тем, что у них нет к этому мотивации и родители не помогают её найти, сталкиваюсь частенько.
      Мне все-таки ближе афоризм А.Ф Погосского (приписываемый Суворову): "Плох тот солдат, который не думает быть генералом". Надо СТРЕМИТЬСЯ к лучшему и РАВНЯТЬСЯ на лучших, прилагая какие-то усилия. Манна с небес ни на кого не капает (ПРОВЕРЕНО!).

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!