воскресенье, 10 декабря 2023 г.

Шлиссельбург

 


О городе Шлиссельбурге, куда мы приплыли на кораблике с Орехового острова, где любовались знаменитой крепостью, я слышала много нелестных отзывов. Вот как о Крепости кто-то сокрушался, что «одни развалины, зачем приехали», так и о Ключ-городе (именно так переводится название) слышала «какое уныние и запустение». Но, давайте вместе решать, стоит ли сюда ехать потенциальным путешественникам или ограничиться им посещением  Крепости.

Задолго до Пётра I на этом месте было поселение Спас-на-Неве, бывшее подворьем крепости на Ореховом острове и жили в нем в основном финны-лютеране. Нынешнее название Шлиссельбург придумано Петром I в 1702 году, а шведы его называли Нотебург (или Нётеборг), т.е. Ореховая крепость. Так что нынешний статус Шлиссельбурга, как «исторического поселения» вполне оправдан!

После того, как в 1353 году новгородцы на этом важнейшем пути «из варяг в греки» основали каменную крепость (остатки которой я показывала в посте об Ореховом острове), шведы не раз пытались захватить столь важный стратегический пункт. Это им удалось в 1613 и крепость с поселением почти на сотню лет стали шведскими. Только в 1702 году, после длительной подготовки, крепость взяли войска Петра. Он сам об этом писал: «Правда, что зело жесток сей орех был, однако, слава богу, счастливо разгрызен».

Каменные остатки новгородского форпоста

Центральную площадь города, Красную, пересекает старый Петровский, или Староладожский канал, по которому ещё в XVIII веке ходили крупные суда. Канал был построен с целью избежать кораблекрушений, которые часто случались на бурной Ладоге. Глядя на бассейн у старинных шлюзов, даже представить себе невозможно, что это было мощное гидротехническое сооружение своего времени.


Через канал перекинут уникальный мост, пройдя который вы даже можете не обратить на него внимания – ну мост и мост, ничего особенного. Но мостику этому уже почти 200 лет, стоит он на колоннах из розового гранита и когда-то был разводным, как важный элемент судоходства на канале.

Как разводился мост можно увидеть на макете в местном музее.

Кстати, вдоль берегов канала, чуть выше уровня воды, была тропа для бурлаков, тащивших суда. Как сказали в музее, первые зарисовки будущей картины «Бурлаки на Волге» Репин сделал именно здесь, в Шлиссельбурге.

Новоладожский канал, прорытый в середине XIX века (мы к нему не пошли, потому фото из Сети), действует и сегодня, но только для судов малого водоизмещения. Причем прорыт он практически в нескольких метрах от Ладожского озера.

Доминантой города надо считать храмовый комплекс, состоящий из главного собора Благовещения Пресвятой Богородицы, церкви Николая Чудотворца и часовни Казанской иконы Божией Матери. Нашла интересные ретро-виды на этот комплекс и шлюзы в Интернете.




Вид на Ладогу и Орешек

Тот самый мост с колоннами на ретро-фото


Главный собор активно реставрируют, может быть поэтому не ощутила я в городке какого-то «уныния и запустения».

Местный музей расположен в историческом дореволюционном здании проходной ситценабивной мануфактуры, что на Фабричном острове. Очень маленький музей, надо сказать. Но я давно заметила, что чем меньше музей, тем более душевные и подробные там проводятся экскурсии.


Здесь нам, к примеру, рассказали занятную историю местного кирпича. Помните фото с берега Ладоги, что я уже показывала?

А вот музейный снимок. Подруга Людмила заметила, что даже взорванные кирпичи из местных так крепко держатся друг за дружку, а вот те, что у неё на даче рассыпаются в пыль. На это экскурсовод заметила, что кирпичных фабрик было много, все клеймили свои изделия, чтобы те были узнаваемы. А качество партии проверяли просто – ссыпали всё во время выгрузки и если был бой, то «заворачивалась» вся партия. Так вот строго, за то сколько зданий старинных уцелело в катаклизмах благодаря такой оценке.




Ну и ещё пара фоточек из музея: моделей тех судов и модернизированных судов, что нынче выпускает Судостроительно-судоремонтный завод, который занял место на Фабричном острове, заменив разрушенную в войну ситценабивную фабрику.








P.S. В городе есть интересный музей военной техники под открытым небом, интересный памятник Петру и его сподвижнику Савве Рагузинскому, и ещё один знаменитый мост. Но начинал накрапывать дождик и мы на первом же автобусе, стоянка которых непредусмотрительно (жалко строения, которым столько лет и которые ежедневно обдают выхлопными газами) находится у соборного комплекса, рванули в Петербург.

P.S.P.S. Послесловие касается ежегодного нашествия шведов на Шлиссельбург. Этому феномену даже установлен памятник, фото которого я снова у кого-то стырила. Жаль, не удалось заснять самой маленький скульптурный момент на мосту через канал, на котором красуется тот самый "швед". Я о нём просто не знала, иначе поискала бы. А всего-то речь об уникальном явлении нашествия на город однодневной бабочки, которое отмечается только в этом месте и которому прикрепляется легенда, будто это души убиенных когда-то шведов желают хоть на день, хоть в виде бабочки, но посетить когда-то ими утраченные земли.



12 комментариев :

  1. Ну, что сказать по поводу горе-путешественников?! Одна моя знакомая побывала на Кипре. Сказала, что смотреть нечего - одни развалины.. В Карловых Варах с нами за столом сидела пара, они рассказывали, что каждый день ходят в разные пивные. Судя по всему, больше они ничего так и не увидели.
    Спасибо за рассказ о Шлиссельбурге. Очень интересно. Меня не смущают развалины, если они исторические. Впрочем на фото я никаких развалин не увидела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С погоней за посещением пивных я столкнулась в Чехии. Когда мы, высунув язык, не успевали отсмотреть все запланированные достопримечательности, наши знакомые ежедневно искали всё новые забегаловки с местной кухней и пивом. А что потом вспоминать? Вепрево колэно, квашеную капусту и Старопрамен? Ну ели, ну так колэно я и дома потом готовила:))
      Под развалинами видимо подразумевали жилой фонд города, но мы были там однодневно (крепость+город) и особо за осмотром города не гнались. А вот канал, хотя бы в центре наверно есть возможность почистить, но видимо это очень дорого.

      Удалить
  2. ой, как бабочку жалко :(( тем более, если это души...

    очень интересно, спасибо, Галина!!
    про кирпич - просто!!! как люди на совесть делали то!
    Надеюсь, что этим летом мы доедем до Шлиссельбурга...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Бабочки такие и в Отрадном, что под Петербургом, водятся. Но массовое нашествие наблюдается именно в Шлиссельбурге и Орешке. В Интернете есть забавные видео об этом. Но мы были тогда, когда уже не было бабочек.
      Если поедете в город, советую всё-таки карту достопримечательностей скачать. Он хоть и маленький, но до музея топать пришлось. Мост с колоннами мы не видели (не знали о нем), а там красивые фото получились бы. Да и скульптурку бабочки упустили, хотя стояли с ней рядом.

      Удалить
  3. проверка кирпича тоже не оставила равнодушной!))
    Сколько ещё вокруг Санкт-Петербурга интересного! Спасибо за рассказ, Галина. Даже если не удастся туда попасть (а как хотелось бы!), хоть вот будем знать;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, дальше у меня запланировано о великокняжеских заброшенках написать. Я бы сама ничего о них не узнала (туда туристов не возят, туда только любопытные попадают), но как-то наткнулась на канал ютубовский GREEBANAL, сколько же там интересных историй! Так что мои истории будут от профи, а вот фото собственные.

      Удалить
  4. Галя, интересно было прочитать о городе Шлиссельбурге. Очень понравилась история про кирпичи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, видимо некачественные кирпичи - больная тема для многих. Кто-то домом владеет, кто-то гараж из этого материала имеет. У нас вот целый комплекс гаражный из кирпича вдоль дороги выстроен, и ведь не до революции, а не ранее 80-х, а смотрится, будто стоит там со времен царя Гороха:))

      Удалить
  5. Отличная экскурсия, Гала. Я была в крепости Орешек и в Шлиссельбурге очень давно. Плыли мы туда на пароходе, потом на автобусе. Это 2-3 дня, уже не помню. Мне всегда тоже интересно читать надписи на кирпичах. Те, кто выпускал качественные кирпичи, не стеснялись написать свое имя. Кстати, по каналу и шлюзам ходят пароходы экскурсионные Петербург-Москва. Может вам захочется проплыть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все, что связано с водным сообщением у нас в стране на сейчас безумно дорого. Я была в круизе, но то по странам Балтики: Швеция, Финляндия, Эстония.. Бюджетно, классно. По России плавать - удовольствие для богатых. Но спасибо за информацию, может и случится вояж😀

      Удалить
  6. Про Орешек помню, в школе очень подробно изучала Северную войну))) Насчёт развалин - ну это смотря как к ним относиться. Кому развалины, а кому - музейный экспонат. Вон в Абхазии в этом году я местным целые экскурсии проводила, рассказывала об их же развалинах, сколько много в них истории и вообще интересного. Каждое место неповторимо, а уж если хотя бы что-то от него осталось, - есть возможность окунуться в прошлое. Это всегда очень увлекательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, Абхазские развалины - это скорее древности. В Шлиссельбурге есть конечно некий налёт неухоженности что ли, но это видимо от недостаточного финансирования. Хотя вот храмовый комплекс весь восстанавливается и внутри идет реставрация интерьеров. Может и в остальном подновят-подчистят.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!