воскресенье, 3 марта 2019 г.

Загадки Фаберже.



Яйцо "Курочка Кельха" (1898 г.)
с портретом цесаревича на мольберте 

(портрет установлен позже, так как в 1898 году
он ещё не родился)
История семьи Фаберже не менее загадочна, чем история самого ювелирного дома. Мало кто сегодня знает, что с 1917-го по 1980-й в России это имя было нежелательно упоминать в архивных документах при идентификации изделия, пусть даже его авторство не требовало доказательства. Не «яйцо фирмы Фаберже», а «яшма с золотом» - примерно так значились ювелирные единицы из тех, что сохранились в стране. А куда же они все делись, единицы эти, если при спешном бегстве из страны сам глава фирмы Карл Фаберже захватил с собой лишь чемоданчик со сменным бельем? Этим закончилось его пребывание в России. Но с чего же все начиналось?..




А начинался успех фирмы с того, что её главой в возрасте 24 лет стал российский немец Петер Карл Густавович Фаберже, перенявший дело от своего отца. На мой дилетантский взгляд, успех Фаберже был завязан на «трех китах». Первый и безусловный – талант и эстетический вкус самого мастера-ювелира, ведь многие слышали про знаменитый молоточек Фаберже, которым он запросто громил бриллианты и сапфиры, если в готовом изделии они его не восхищали. Второй «кит» - талант менеджера, как сказали бы сегодня (жуть, как не люблю само слово, но признаю факт профессии, направленной на выгодную продажу всегочегонипопадя). А менеджером Карл Густавович был изрядным. Даже при знакомстве с Матильдой Кшесинской, он, зная её связь с императорским домом, предусмотрел замечательный ход: умудрился перещеголять всех дарителей своим необычным подарком. И всего-то надо было взять у примы Мариинки серебряный поднос для драгоценностей и через день вернуть его, покрытым тончайшим слоем эмали. Дама  была шокирована как просьбой «взять поднос», так и тем, что она получила день спустя. Стоит ли удивляться, что Фаберже с тех пор стал её любимым ювелиром. Третий «кит» успеха - моя выдумка, но как кажется, она не сильно далека от истины. Фаберже, будучи немцем, всегда придерживался правила ценить изделие не за количество вложенных в него бриллиантов, а за качество самого исполнения. При этом лучшим вариантом считалась экономия на чистоте драгоценных камней, ведь с повышением чистоты повышалась и стоимость изделия. А так ли это важно, если искусный ювелир и из бросового камня сможет сделать шедевр.


Придерживаясь своих принципов, Карл Густавович довольно быстро сделал фирму успешным поставщиком ювелирных изделий для самых влиятельных фамилий всего мира. Монархи многих стран заказывали у него эксклюзивные подарки к самым важным датам. Однако, эти эксклюзивные штучки занимали в производстве не более 20%. Самому Фаберже весьма нравилось делать самые обычные предметы, грубо говоря, ширпотреб: ручки, карандаши, театральные бинокли, пуговицы и даже градусники. Но это был «ширпотреб» от Фаберже, который выполнялся с такой же тщательностью, как и императорские безделушки.




Кстати, если нынешние раритеты Фаберже, пусть даже самые обычные, бытовые, имеют в наличии оригинальную упаковку, то они ценятся в разы больше, как вещи, сохранившие некий исторический «паспорт».



Итак, дом Фаберже процветал. В главном офисе на Большой Морской, где располагались мастерские, конторы и проживала семья, имелся уникальный бронированный лифт для драгоценностей. Его выполнили по заказу главы фирмы, а уникальность состояла в том, что на корпус подавалось напряжение, делая ценности внутри недоступными.
Большая Морская, 24. Фото из Интернета

Телефон из кабинета Фаберже 
(этот экспонат с постоянной выставки "Памяти К. Фаберже в здании Главного штаба)
Просто чернильница
Как же могло получиться, что Карл Фаберже умер в Лозанне в полной нищете, ведь был-то человеком весьма предусмотрительным: он и детям своим советовал «никогда не хранить все яйца в одной корзине». В лифте на Большой Морской хранилось лишь самое ценное (предположительно драгоценности царской семьи), а все остальное ювелир держал в многочисленных тайниках. В Москве, Одессе, Лондоне имелись филиалы фирмы, но главные ценности – в Петербурге. Кроме Большой Морской, дом 24,  были ещё адреса, к примеру, дача мастера, где тоже имелся сейф. Но это, можно сказать, официальные адреса, где можно было искать сокровища, а сколько таких было неофициальных? Если бы не вера Карла Густавовича в то, что он лишь временно покидает страну в революционный год и непременно вернется обратно, то и не случилось бы с его фирмой полного краха.
Яйцо "Реннесанс" (1894 г.)

Лавровое дерево с уникальными пластинами саянского нефрита (1911 г.)

Яйцо герцогини Мальборо (1902 г.)

"15-я годовщина царствования" - (1911 г.)

"Ландыши" - подарок императрице Александре Федоровне, любила она эти цветы... (1898 г.)
с портретом Николая II и их двух дочерей, Ольги и Татьяны

"Коронационное" яйцо - подарок Николая II  супруге, Александре Федоровне (1897 г.)
 


Синее яйцо с петушком


К 300-летию дома Романовых. Эти регалии испросил разрешения выполнить у монаршей семьи сам Карл Фаберже. Получил таковое только с условием, что ювелирное изделие не будет продано. А раз так, то кому оно досталось?.. (экспонат входит в собрание Эрмитажа и экспонируется в Главном штабе)
Сыновья пытались возродить производство вдали от родины, но капитала явно не хватало. Вот тогда-то и появился известный историкам список Евгения Фаберже (сына К.Г.) «Наши ценности в России». Список (хранится в семье Фаберже) хоть и зашифрован, но вполне поддается прочтению. Основные адреса в списке давно проверены на предмет ценностей. Некоторые проверены до появления самого списка, известной организацией, именуемой ГПУ. Одним из самых посещаемых объектов для «черных» копателей в России сегодня является дача Фаберже в окрестностях Санкт-Петербурга, на которой проживала экономка семьи мадам Казик. Именно она упоминается в списке Евгения, как одна из хранительниц ценностей. Если случится там побывать, то лопату вам в руки пусть случится удача. Судя по следам былых вмешательств в каменную кладку дома, удача эта явно кого-то не обошла стороной.
Дача Фаберже. Фото из Интернета.
Клады, припрятанные Фаберже, как ни странно, находят и сегодня. При перестройке старых зданий в Москве не раз натыкались на ржавые сундуки, набитые платиной и камнями, клеймированными Фаберже. В Питере подобных случаев в последнее время нет. Просто в этом городе слишком ревностно работала комиссия по изъятию ценностей, подчистившая все, что только можно подчистить.





     Но сегодня именно в Питере можно осмотреть уникальную частную коллекцию возвращенных в Россию сокровищ Фаберже. Они были куплены Виктором Вексельбергом у семьи Форбс, минуя аукцион Sotheby's. Сам факт - скандал для всех, кто имел деньги и желание приобрести "подлинного Фаберже". Эти изделия скорее всего "перешли" границу именно в те смутные времена, когда клады ещё довольно легко в стране находились и должны были приносить пользу новой власти в новой стране. (Иконы в драгоценной оправе - экспонаты готического зала дворца Нарышкиных-Шуваловых).
Часы из саянского нефрита.







      Но сегодня они снова вернулись туда, где были созданы. Решающим фактором, повлиявшим на изменение условий торгов, стало заявление самого Вексельберга о том, что коллекция в полном объеме будет возвращена в Россию. Сегодня она доступна для просмотра в старинном особняке Нарышкиных-Шуваловых, на набережной Фонтанки, 21.






  Здесь не только уникальные яйца, принадлежавшие царской семье, но и многие изделия того  самого «ширпотреба», которые сегодня ценятся на вес золота. Фирмы давно нет, а её изделия собираются коллекционерами по крупицам. Пусть и частная эта коллекция, но восторг полный. Как и желание написать после просмотра этот опус, изысканиями навеянный)))

Портшез - изящная безделушка
К. Фаберже. Фото из Интернета


35 комментариев :

  1. Галя, спасибо огромное за экскурс, почти ничего не знала о Фаберже.
    Изделия вызывают восторг и изумление, но самое интересное то, что "ширпотреб" меня потряс больше...например градусник или маникюрный набор. Изящные вещи, которыми можно пользоваться ежедневно, как же это классно.
    Опять поняла, что хочу быть барыней богатой и иметь всякие безделушки...типа записной книжечки от Фаберже)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, я читала, что сам Фаберже стал уделять повышенное внимание своей фирме лишь тогда, когда мастера стали выполнять всякие милые безделушки: цветы, фигурки, табакерки. Теперь он мог полностью реализовать свои художественные фантазии.
      Зато сам Фаберже внешне не производил впечатление барина, скорее наоборот. Да и чего стоит тот факт, что он бесплатно (!) работал в реставрационных мастерских Эрмитажа, и вовсе не с ювелирными изделиями, а с какими-нибудь старыми табуретками. Н-да, интересная личность...
      А вещички занятные, пряжки мне особенно хотелось бы)))

      Удалить
    2. да, пряжки фееричные и пуговки и вообщеее...
      Но согласись, что такие штучки могли себе позволить только богатые, вот к чему я про барыню)))

      Удалить
    3. У него была разная ценовая категория, от рубля до тыЩЩ))) Если пуговки просто с эмалью, то они не будут стоит очень дорого. Понятно, что крестьянка не купит, а купит именно барыня. Но не обязательно самого высокого круга, из тех, чьи дворцы по берегам Санкт-Петербургских рек. Мне бы вот, как сейчас чувствую, достаточно маникюрного наборчика, и буду счастлива, просто вынимая его иногда из коробочки. Вот же собственница)))

      Удалить
  2. Галя, какая интересная история. Спасибо за экскурсию и много фото :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, идеи Фаберже до сих пор волнуют и ювелиров, и художников - столько скрытого смысла и явного изящества!

      Удалить
  3. Галочка, вот просто СПАСИБО. Что-то мы с дочкой видели, когда были в Питере, но то была лишь малая толика всеё красоты этой... И очень жаль, что утеряна она в своей целостности. Милые безделушки, которые тоже теперь безценны, мне даже больше нравятся нежели "музейные" вещи. Какой набор пуговок!А градусник!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гала, много Фаберже я видела в Оружейной палате Московского Кремля. Но в тот момент у меня вылетела напрочь батарея фотоаппарата, да и запрет на фотографирование там строгий (хотя, если бы фотик был в рабочем состоянии, уверена, что-то я бы щелкнула украдкой)))
      А в этом музее - фотографируй запросто, без вспышки только. Пуговки - ДА, мечта!! Там их целая витрина, в коробчонках все. Темно было и фото вышло только этого наборчика.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Красотища неописуемая! Спасибо за рассказ (многого просто не знала!) и показ - с упоением рассматривала и мечтала!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
      Рассказ - сборная солянка из ранее прочитанного про Мастера, и отсмотренного материала о его Фирме. Вроде ничего не перепутала, так что на 99% все достоверно. В музее есть услуга экскурсовода, но они не показывают механизм устройства знаменитых яиц, так что мы с сестрой отказались. В каждом зале есть буклет с подробнейшим описанием каждого экспоната, так что можно хоть целый день сидеть, наслаждаться: там и эмаль русская, и иконы, и фарфор, и мой любимый Семирадский. Какая-то выставка на март намечается, так что если пойдете - однозначно не пожалеете.

      Удалить
    2. Да, и уточню - коронационные регалии, телефон из кабинета Фаберже и чернильница-паровоз - все с выставки "Памяти К.Фаберже" в здании Главного штаба на Дворцовой.

      Удалить
  5. Спасибо, Галина Станиславовна, за экскурс и за фото. Планирую весной поездку в Питер,эта выставка уже в списке

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, всякий раз меня Питер удивляет: вроде бы и видела много там, но все-таки находятся сюрпризы вроде этого дворца с его уникальной "начинкой". В проекте - записаться на экскурсии в интерьерные дворцы города, куда можно попасть лишь в определенные дни и часы. Кстати, запись стартует как раз весной. Дом ученых (дворец в.кн. Владимира Ал-ча), особняк Юсуповой на Литейном, особняк Половцова и др.

      Удалить
  6. Нет, ну чтоб в нищете умереть!
    Галя, ты как всегда в суть вопроса по самое не балуйся)
    ничего практически не знала из вышесказанного, кроме стандартных мелочей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, я просто начала со статуса музея - ЧАСТНЫЙ. А там ̶"̶о̶б̶е̶з̶ь̶я̶н̶у̶ ̶с̶ ̶г̶р̶а̶н̶а̶т̶о̶й̶"̶ понесло: почему частная, кто выкупил экспонаты, как выкупил, почему за границу попали, где были все это время и в чьих руках. После этого интерес плавно перетек к личности самого Карла Фаберже, в связи с чем вопросов обнаружилось не меньше)))

      Удалить
  7. Добрый день, Галина Станиславовна! На выставке в Санкт-Петербурге удалось побывать пару лет назад - очень впечатляет! А вот таких подробностей не знала, спасибо за рассказ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, редко найдутся места, где вы не были - всегда люблю путешественников и их рассказы о таковых. Подробностей в этом музее много в буклетах (эдакие томики, весом с кирпич), но нам достался только на английском (все остальные разобрали НАШИ посетители). Рада, если что-то из собранного материала о К.Г. впечатлило так, как оно впечатлило меня)))

      Удалить
  8. Очень люблю музей Фаберже. Они еще и выставки отличные проводят.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, вот только выставки все больше в сезон, а нас туда лишь мимолетом... Кажется ближайшая сенсация - Фрида Кало (чеССлово, никогда живьем не видела работ)

      Удалить
  9. Вот еще куда меня давно не заносило - в Питер!
    Спасибо огромное, с огромным интересом прочитала Ваш рассказ. Я думала, есть только Фаберже в виде яиц))) Оказывается, всего так много и такое всё красивое, так можно в течение недели туда ходить и всё до мелочей рассматривай. Удивительно. В струю человек вроде как попал, а потом раз - и усё. Никаких деньжат. Вообще.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совсем без денег Фаберже провел всего года два, в Швейцарии, где и умер. Не думаю, что он нищенствовал в прямом смысле слова, ведь речь идет все-таки о жизни в своем доме. Да и родственники пытались хоть что-то делать. Но для Мастера уже не было перспектив без былого запаса материалов, потому он и повторял, что "Жизни больше нет". И пусть сегодня есть фирмы ювелирные, выкупившие марку, но для меня Фаберже сегодня есть только в оставшихся с тех времен шедеврах.

      Удалить
  10. Слов нет, Галина, отличный пост!)
    Пасхальные яйца работы Фаберже, в ЕвропЭйских королевских домах - символ престижа и основательности, однозначно.
    Немцы в восторге от бренда Фаберже, читаю тут еще. Кстати, наткнулась на статью о пасхальных яйцах работы Фаберже, изготовленных по "королевскому стандарту", но для частных лиц.
    К примеру, одно яицо было изготовлено для семейства Ротшильдов и, до 2007г., находилось в их владении, в 2007г. русскими меценатом Новиковым, было выкуплено за 12.5млн евро и подарено(?) России.))))
    В целом, отлично раскрученый бренд..."а кто талантливее - потомки рассудят" (с)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lena, в Баден-Бадене есть музей Фаберже, и тоже вроде бы русский владеет этой коллекцией. Вам хоть и далековато, но если будете проездом, то оЧЧень было бы интересно посмотреть и сравнить...
      Яйцо герцогини Мальборо как раз из серии "по королевскому стандарту". А Ротшильдовское вроде в Эрмитаже. Может и видела, но в Эрмитаже глаза разбегаются от великолепия, и часто не замечаешь довольно интересных вещей.
      Что удивило уже в Главном штабе (там тоже выставка Фаберже, но менее гламурная, ведь он во время войны и снаряды для фронта выпускал, и котелки, и кастрюли всякие - их много на выставке; кастрюля от Фаберже - даже звучит странно), так это фигурка лежачего поросенка (кварц) в фирменной коробочке. В высшем свете считалось дарить такие подарки с намеком вполне нормой (это я в фильме услышала, что на выставке крутили).

      Удалить
  11. Ой, как интересно! Галина Станиславовна, огромное спасибо про историю о семье Фаберже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, мне тоже интересна история этого ювелирного дома и удивительно, что обстоятельства подарили встречу с коллекцией и интересным материалом по этой тематике (причем одновременно).

      Удалить
  12. Галя, все твои истории возбуждают до нельзя. Воображение начинает бешенно работать. Из всей интересной информации я выхватываю ту, о кладах. Какая грустная судьба у великого таланта.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, а мне информация навевает мысли, начинающиеся примерно так: "Темной ночью по узкой улочке Таллина шел человек в шляпе. В руках он теребил листок с какими-то пометками - 1-й дом, 2-й, .. 5-й. Кажется в пятый ему надо было постучаться и, возможно, здесь будет снова найдено то, что давно искала его семья...". Чем не начало романа? Именно в Прибалтике, куда уехал бухгалтер Фаберже, сын главы фирмы искал остатки отцовских сокровищ. Не нашел. А кто мешает "найти" их сочинителям современных бестселлеров. Это я снова с намеком...

      Удалить
    2. Галя, зачем ты так?!!! Вот ведь всё теперь! Перед глазами будут всякие картины. Давай теперь в твоём блоге. Начинай ты. Кстати, я так свой роман и не закончила. Концовка уже есть.

      Удалить
    3. А может попробуем начать пока без публикации? Если пойдёт после первых глав, то можно и размещать...

      Удалить
  13. Галин, почитала с большим удовольствием. :) Впервые о Фаберже услышала еще в детстве из детективного фильма по ТВ :). Там еще молодой Караченцев играл.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я с фильмом этим не пересекалась, даже интересно стало.
      Фамилия Фаберже всегда ассоциировалась только с музейными яйцами, но судьбой самой фамилии и фирмы почему-то прониклась лишь сейчас)))

      Удалить
  14. На выставку изделий Фаберже попала лет так ...надцать назад: то ли ученицей была, то ли учительницей уже (с детьми в Петербург приезжала). Тогда выставка была в Эрмитаже. Поразительно, красиво!
    Спасибо, Галина, за историю семьи. Люблю читать биографии знаменитых. Вы восхитительно пишете!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, я не эксперт, но прочитав информацию по теме поняла, что Вексельберг долго выбирал для коллекции место экспонирования: Москва или Питер. Выбор пал на последний, но это не должен был быть гос.музей (т.е. не Эрмитаж однозначно). Значит вы видели другого Фаберже, может из музеев Кремля выставка была.
      Сколько ещё таких уникальных биографий у нас: только копни архив и погрузишься напрочь😃 Жаль, времени нет)))

      Удалить
  15. Галина,

    Спасибо большое!
    Очень познавательный рассказ.
    Всегда интересно узнать, что стоит за знаменитым именем.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна,
      я бы и учебники истории, дабы увлекательными были, составляла из биографий. А за биографией и саму хронологию событий тех времен преподнести можно. Никто не зовёт в соавторы😁

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!