Этот гостевой пост из Украины ждала уже давно. Его автор, ДУДАР Галина Михайловна, преподает математику в чудном городе Тернополе. Как мы познакомились? Совершенно случайно, нашла в интернете блог НАТХНЕННЯ (Вдохновение). Никак не ожидала, что его автор, творческий человек и замечательная рукодельница, преподает ежедневно математику в школе. Вот и на меня изначально подействовали стереотипы... Познакомившись с Галиной поближе, узнала, что ведет она ещё и блог учителя математики, который только начинает развиваться, однако уже заинтересовал меня постами о викторинах, олимпиадах и старинных учебниках. Очень люблю певучий украинский язык, поэтому хочу представить автора его же словами: "Я - вчитель математики. Це - моя професія, покликання. А ще я - дружина, мама трьох прекрасних діток, бабуся чудового хлопчика". Город на Западе Украины его жители называют "Файне місто Тернопіль". Давайте же ненадолго перенесемся в этот прекрасный город, и почитаем размышления об образовании выпускницы Тернопольского ГПУ, мамы трех деток, закончивших этот же ВУЗ.
**********************************************
На протяжении двадцати лет независимости система украинского образования практически не менялась.
**********************************************
На протяжении двадцати лет независимости система украинского образования практически не менялась.
В 2010 году в программу экономических реформ президента была включена и реформа образования. Реформа планировалась как комплексная, на всех уровнях – начиная с дошкольного образования и заканчивая высшей школой. Дошкольное образование стало обязательным, начиная с пятилетнего возраста. Для этого «уплотнили», увеличив количество мест, детские сады. В среднее образование были введены новые стандарты, касающиеся в основном изучения иностранных языков. Такие проблемы средних школ, как недостаточное количество компьютеров (или отсутствие их) и оборудования, недостаток школьного транспорта пока решены не были. Самой сложной оказалась реформа высшего образования. Тем не менее, в отсутствие нового закона в период действия программы реформ состоялись изменения, которые касаются в основном правил поступления в высшие учебные заведения.
Таким образом, в Украине детки начинают свое обучение фактически с 5 лет – в детском саду. После этого продолжают с шести лет свое обучение в начальной школе (4 года). Уже с первого класса маленькие ученики изучают иностранный язык, со второго класса – основы компьютерной грамотности «Ступеньки к информатике». Правда в большинстве без компьютеров – далеко не в каждой школе есть полноценные компьютерные классы (речь не идет о столице и больших городах). В первом классе учащимся не ставят оценок и не задают домашних заданий. Кроме того, первоклассники, которые остаются на продленке, спят. Для этого оборудованы спальни и игровые комнаты. Конечно, не в каждой школе есть такая возможность.
Обучение в учебных заведениях ведется на государственном украинском языке. После девятого класса получают свидетельство о завершении обучения в основной школе. Среднее образование ученики получают, закончив одиннадцать классов. После окончания 4, 9 и 11 классов учащиеся сдают ГИА – государственную итоговую аттестацию по основным предметам, среди которых в 9 и 11 классах обязательными являются украинский язык и литература, история Украины, иностранный язык, кроме этих предметов – два на выбор учащихся. Если классы профильные, то учащиеся сдают профильный предмет, как обязательный (например, экономику в экономическом классе, вместо математики (немного странно), правоведение в правовом классе и т. п.) Учащиеся, особо отличившиеся в учебе, награждаются серебряными и золотыми медалями. Серебряную медаль может получить учащийся, имеющий одну или две девятки за год на протяжении 10-11 класса.
В наше время многие общеобразовательные школы реформируют в школы-лицеи, гимназии. Например, в Тернополе в этом году медицинским лицеем стала школа №15, есть технический лицей, школа – христианский коллегиум. В технический лицей могут поступать ученики, закончив 7 класс общеобразовательной школы и сдав вступительные экзамены по украинскому языку, математике и физике. Есть у нас классическая гимназия (приватная), украинская гимназия, школы с углубленным изучением иностранных языков. Кстати, русский язык у нас теперь тоже как иностранный. Как-то непривычно для людей старшего поколения. Некоторая часть учащихся выбирает его для изучения наряду с английским, немецким, польским, французским.
В средней школе двенадцатибалльная система оценивания знаний учащихся. Нет негативных оценок. Все 12 – положительные, поэтому на второй год никого не оставляют, разве что по заявлению родителей, чего на моей памяти не было. Баллы выставляют в конце семестра, то есть учебный год разбит на два семестра, но каникулы так и остались: осенние, зимние – на Рождество, весенние и летние. Заканчивается учебный год для учащихся начальной школы 25 мая, для старшей – 31 мая, плюс экзамены. Самое интересное, что еще не закончился учебный год, а уже начинается ВНО – внешнее независимое оценивание в высших учебных заведениях. Сдав ВНО, учащиеся получают сертификат, который подают вместе с другими документами при поступлении в ВУЗ. Так что накладывается учеба, ВНО, выпускной – все в одну кучу.
Внешнее независимое оценивание ввели на национальном уровне в 2008 году и оно стало обязательным условием при вступлении в высшие учебные заведения в 2008 году. Однако опыт применения такой системы проверки знаний показал, что ученики выпускных классов средних школ в 2009 году практически игнорировали посещение уроков в школе, поскольку баллы школьного аттестата не засчитывались при поступлении в ВУЗ. Система была изменена: средний балл школьного аттестата теперь засчитывается при поступлении в вуз, но кроме школьного аттестата вернули еще и вступительные экзамены, а это уже шаг назад – к процветанию коррупции в ВУЗах.
В прошлом и позапрошлом годах выпускники поступали только по результатам ВНО. При этом засчитывались дополнительные баллы аттестата, баллы за победы во Всеукраинских олимпиадах, победы во Всеукраинских конкурсах научных работ МАНа, за наличие медали, и т.п.
Многие наши выпускники получают образование за границей – в Польше, Англии, в России.
Многие бывшие ПТУ и техникумы преобразованы в колледжи, высшие училища. По окончанию учебы выпускники получают степень бакалавра и могут продолжить учебу в университете, институте – сразу со второго курса. Именно этот момент привлекает даже хорошо успевающих учащихся школ – возможность иметь стипендию и получить степень бакалавра, пока их одноклассники еще в школе.
Высшее образование теперь практически может получить каждый желающий. А желают в большинстве все. Главное – набрать минимальный балл на ВНО. Тогда, если не пройдешь на государственную форму обучения, то на платную – гарантированно. Не в один ВУЗ, так в другой. Ведь документы можно подавать одновременно в три вуза, на три специальности. Кроме того, можно учиться в двух, а то и трех (это уже платно) учебных заведениях. Правда, после окончания учебы работу найти трудно. В этом – реалии нашей теперешней жизни. Поэтому молодежь иногда даже не доучивается, бросает все и уезжает на работу за границу. Другие, пошустрей и поумней, стараются, учась в нашем ВУЗе, выиграть какой-нибудь грант на учебу в Америке, Германии, Англии. Многим удается. Например, моя племянница, умная девочка и напористая, обучаясь на втором курсе в нашем Экономическом университете, выиграла грант на учебу в Америке, потом в Германии, где, не бросая учебу в Тернополе, закончила магистратуру и в Украине, и в Германии.
Так что, если есть желание, то можно получить образование.
Вот так коротко о том, как получают образование в Украине.
Эта часть поста добавлена по моей просьбе. Я, увидев на фотографиях Галины Михайловны, сделанных во время поездок по стране, одухотворенные лица ребят при посещении культовых сооружений, поинтересовалась, как же связаны в Западной Украине церковь и образовательные учреждения.
Вообще, на Западе Украины люди в большей степени верующие, чем на Востоке или в центре. У нас очень придерживаются христианских традиций. Уроки христианской этики не посещают только члены других религиозных общин (баптисты, субботники и т.п. ). Их родители пишут заявление на имя директора с просьбой о том, чтобы их сын или дочь не посещали эти уроки по религиозным убеждениям. Это нормально, и к просьбам родителей всегда прислушиваются. Кроме того, дети абсолютно не чувствуют на себе никакой неприязни ни со стороны одноклассников. ни со стороны учителей. А вообще школа и церковь у нас тесно сотрудничают. Я вам скажу, от этого только польза в плане духовности. Дети добрее становятся, умеют сочувствовать, стремятся заниматься благотворительностью от души, а не потому, что надо. Я заметила, что даже в поездках дети с удовольствием идут в храм, ставят свечи за здоровье родных. Никто их к этому не принуждает. А в наше жестокое время это очень важно . Поэтому все-таки на Западе Украины по статистике меньше преступлений. Хотя, конечно, тоже случаются.
**********************************************
Все фото взяты из блога Галины Михайловны.
В заключение хочу сказать, что ещё несколько месяцев назад, гуляя по киевскому Майдану, радовалась красоте города, шуму уличных лавок и проезжающих по Крещатику автомобилей, далекому гулу подземки и цветомузыке фонтанов... Да и сегодня, не вдаваясь в политические баталии, хочется пожелать спокойствия и процветания украинскому народу, что самое главное. Сама слежу за новостями не по сводкам наших СМИ, а непосредственно общаясь с украинскими родственниками. Вывод - ВСЕ хотят стабильности...
Галина Михайлівна, спасибі за такий змістовний пост. Ви сказали, що багато хто прагне отримати освіту за кордоном. Та й робота вдома, напевно, знаходиться не для всіх фахівців. Мені було б цікаво знати, молодь все-таки мріє виїхати з країни або залишитися і мати гарний заробіток вдома?..
Вообще, на Западе Украины люди в большей степени верующие, чем на Востоке или в центре. У нас очень придерживаются христианских традиций. Уроки христианской этики не посещают только члены других религиозных общин (баптисты, субботники и т.п. ). Их родители пишут заявление на имя директора с просьбой о том, чтобы их сын или дочь не посещали эти уроки по религиозным убеждениям. Это нормально, и к просьбам родителей всегда прислушиваются. Кроме того, дети абсолютно не чувствуют на себе никакой неприязни ни со стороны одноклассников. ни со стороны учителей. А вообще школа и церковь у нас тесно сотрудничают. Я вам скажу, от этого только польза в плане духовности. Дети добрее становятся, умеют сочувствовать, стремятся заниматься благотворительностью от души, а не потому, что надо. Я заметила, что даже в поездках дети с удовольствием идут в храм, ставят свечи за здоровье родных. Никто их к этому не принуждает. А в наше жестокое время это очень важно . Поэтому все-таки на Западе Украины по статистике меньше преступлений. Хотя, конечно, тоже случаются.
Ученики у старого замка. |
В часовне. |
Все фото взяты из блога Галины Михайловны.
В заключение хочу сказать, что ещё несколько месяцев назад, гуляя по киевскому Майдану, радовалась красоте города, шуму уличных лавок и проезжающих по Крещатику автомобилей, далекому гулу подземки и цветомузыке фонтанов... Да и сегодня, не вдаваясь в политические баталии, хочется пожелать спокойствия и процветания украинскому народу, что самое главное. Сама слежу за новостями не по сводкам наших СМИ, а непосредственно общаясь с украинскими родственниками. Вывод - ВСЕ хотят стабильности...
Галина Михайлівна, спасибі за такий змістовний пост. Ви сказали, що багато хто прагне отримати освіту за кордоном. Та й робота вдома, напевно, знаходиться не для всіх фахівців. Мені було б цікаво знати, молодь все-таки мріє виїхати з країни або залишитися і мати гарний заробіток вдома?..
Спасибо большое за рассказ, Галины !
ОтветитьУдалитьОчень были интересно узать, насколько система образования отличается от белорусской. Надо будет спросить у моих друзей, существует ли ВНО в Белоруссии ?
Татьяна, а я представила себе, какая у учителей сложная задача оценить ребенка по 12-ти балльной шале. У нас пятибалльная, и только 3 оценки положительные. Часто бывает так, что ставишь тройки двум ученикам, но понимаешь, что это совершенно разные по качеству тройки. В этом случае введение, скажем семибалльной системы было бы уместно. Но двенадцать...
УдалитьДобрый вечер всем читателям! Во-первых, Галина Станиславовна, хочу поблагодарить вас за то , что пригласили меня в гостевой. Еще мне приятно было прочитать последние строчки на родном языке. Хочу. чтобы Ваши коллеги знали. что в том, что у меня появился такой блог есть и Ваша заслуга. потому что случайно попав на Ваш учительский блог, я решила и себе построить такой блогодомик)))
УдалитьТеперь что касается 12-балльной системы. !-3 балла соответствуют начальному уровню, 4-6 - среднему, 7-9 - достаточному, 10-12 -высокому. Получается. что никакой отрицательной отметки нет. По каждому предмету разработаны критерии оценивания знаний, умений и навыков. Сначала было непривычно. но, в принципе. мы и дети быстро адаптировались. Кроме того, я заметила. что у детей есть больше стимула повысить свой балл даже в пределах уровня, например с 4 до 6. И это для многих учеников иногда большое достижение. также и в начальном уровне. Помню , один мальчик, который не получал больше 1 по математике, написав контрольную на 3 балла, сказал :"Это для меня достижение". И он вправду искренне радовался. Сейчас у него уже 5. Но есть один нюанс. Мы в 9 классе стараемся в свидетельство об образовании не ставить ниже 4 баллов. Ну. в крайнем случае, ставим 3. Но это редко. Так что 12-балльная система , в принципе, себя оправдала.
Да, Галина Михайловна, в этом точно что-то есть. Такому нововведению, как 12-ти балльная шкала, думаю, учителя были бы только рады, как и отсутствию отрицательных отметок. Если не дается математика, то надо честно ставить от 1 до 3, а не натягивать эту тройку по пятибалльной шкале. Какой же будет стимул учить этот предмет, если все-равно не останешься на второй год? Надо поступить - возьмешься за ум и начнешь постигать сложную науку, нет - значит получи в аттестат то, что заслуживаешь.
УдалитьМне очень нравится, что ваш блогодомик становится все уютнее, вот жаль, что пока вы не нашли в каком бы конкурсе поучаствовать. Этот процесс очень тонизирует, стараешься ежедневно привнести нечто новое.
Три года жила в Западной Беларуси. Видимо, все "западники" ближе к Богу:-) Запомнились церковные праздники, когда весь город шёл в церковь. И всегда много детей. для меня, северянки, это было непривычно.
ОтветитьУдалитьА вот эксперименты в образовании - вне границ. Дай силы учителям, ученикам и их родителям переваривать эти регулярные нововведения и сюрпризы!
Ирина, я о церковных праздниках часто узнаю только лишь потому, что слышу праздничные перезвоны в церкви, расположенной недалеко от дома. Единение людей можно, пожалуй, наблюдать только на пасху.
УдалитьЯ была бы рада лишь одному нововведению, если бы ЕГЭ и ГИА по математике стал экзаменом по выбору. Далеко не всем дается этот сложный предмет...
Я не знаю, все ли "западники" ближе к Богу, но мне кажется, что это впитывается с молоком матери. На Западной Украине даже во времена повального атеизма люди ходили в церковь, праздновали Пасху, Рождество, Святого Николая. Хотя, сами знаете, какие были времена - учителя дежурили у церквей на религиозные праздники. на пасху организовывались субботники и т. п. Но все равно крестили детей, все равно варили кутю, ходили колядовать. В городе, конечно, меньше, но все равно. А на Святого Николая дети в школе по секрету рассказывали друг дружке о подарках, которые им положили под подушку. А сейчас просто люди вздохнули свободно. Кстати, у нас в школе каждая неделя начинается исполнением Государственного гимна( вначале первого урока в понедельник0, а заканчивается исполнением Духовного гимна (за 5 мин. до конца последнего урока в пятницу). Я иногда смотрю на своих 6-классников, и аж ком в горле - они поют, не стесняясь друг друга, искренне, положив руку на сердце.
УдалитьДуховности нашим детям явно не хватает, тут наверно и спорить никто не станет. Не знаю насчет Запада и Востока, но в Центре, в Киеве, вечером наблюдала как народ спешит каждый в свой храм. Причем католики забегали в костел, как бы между прочим, по пути.. Это выглядело настолько естественно, непринужденно, что как-то сразу вызвало расположение.
УдалитьВсё познаётся в сравнении.....
ОтветитьУдалитьНедавно я писала пост про образование в Эстонии и "жаловалась", что учится в Эстонии на русском языке можно теперь ТОЛЬКО до 9 класса, но прочитав пост Галины Михайловны поняла, что нужно радоваться и этому. Русский язык как иностранный...... слов нет.
Удивила 12-ти бальная система. В Латвии существует 10-ти бальная и это понятно: каждая оценка 5-ти бальной системы увеличена вдвое. А здесь как?
Огромное спасибо Галине Михайловне за такой подробный пост. Читала и сравнивала наши системы. Десять лет назад у нас тоже дети в школу шли с 6 лет и спали в школе. Но потом министерство отказалось от этого.
Очень порадовало христианское обучение. У нас в городе для этого открыли воскресную школу. Так что преподавание уроков христианства они взяли на себя.
Елена, воскресные школы есть и у нас, но туда отводят детей лишь те, кто посчитал, что такое дополнительное образование будет ребенку на пользу. Польза есть точно, моя одноклассница и коллега регулярно водит свою дочку-первоклашку в школу при нашей церкви. Девчушка, хоть и очень подвижная, растет очень собранной и уравновешенной.
УдалитьА то, что русский язык в Украине - иностранный, узнала ещё летом, в Киеве от одноклассницы. Правда в столице есть выбор - двуязычные классы или классы только на державном языке. Одноклассница дала детям право выбора и они сами решили, что будут обучаться только на украинском. Учитывая то, что их мама свободно владеет польским, украинским, русским и английским, я думаю, что выбор дети сделали верный: там, где два языка, там и больше...
Огромное спасибо за информацию, очень интересно было почитать!!!! Да, нам тоже пора задуматься о разнообразии образовательных учреждений и особенно о пятибалльной оценке знаний. Пять баллов - это очень мало, три из пяти - плохие! И о духовности тоже не мешало бы подумать...
ОтветитьУдалитьСПАСИБО!
Жанна Витальевна, у меня предмет сложный, так что я бы сказала, что три из пяти - нормальные. Для некоторых и тройка - счастье. Не всем дается математика...
УдалитьА когда сравниваешь, то начинаешь лучше понимать плюсы и минусы того, что имеем.
Привет Галина,
ОтветитьУдалитьэээ это очень хороший гость блог и она, как и вы учитель математики :-)
Она также была швеей, и что может производить только красивая одежда. Она есть почта о викторинах и антикварных книг.Очень универсальный женщина так со страстью.
Очень интересно читать ее историю и фотографии они там установлены.
С уважением, Helma
**************
Hi Galina,
err this is a very nice guest blog and she's just like you math teacher :-)
She also was a seamstress and that can only produce beautiful clothing. She has a post about quizzes and antique books. A very versatile woman so with a passion.
Very fun to read her story and the pictures they have there is set.
Regards, Helma
Добрый день! Какой интересный гостевой пост - читала с особым интересом. Мне тоже не хватает тех пяти баллов (в сущности у нас четырех бальная система оценивания знаний), наверное если бы ввели 12 - бальную систему, мне было легче:))
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, здравствуйте. Те, кто решают по какой системе нам оценивать учащихся, вряд ли прочитают наши мнения. А я с вами согласна, правда привыкать пришлось бы долго...
УдалитьДобрый вечер, Галина Станиславовна и Ваша гостья Галина Михайловна!
ОтветитьУдалитьС огромным удовольствием прочитала рассказ об образовании НА УКРАИНЕ (ох, как всё-таки мы не правы, говоря "В УКРАИНЕ").
Порадовало: 12-тибальная система оценивания. Я просто мечтаю о такой, приобщение к Церкви. Для меня стало своего рода откровением, что уроки даже ведутся, которые с нашими и сравнивать нельзя. Вспомните, как протестовали у нас родители при введении "Основ православной культуры" (который впоследствии заменили). А здесь правильное понимание того, что учат не молитвам, а доброте, духовной доброте.
Огорчил статус русского языка. Надо признаться, что Украина - отдельное государство со своим государственным языком. Но как же прийти к пониманию того, что наши языковые братья изучают НАШ язык как иностранный. С горечью думаю о том, как ведутся уроки литературы. Неужели и Н.В. Гоголя, например, переводят на украинский?
Благодарна вам, Галины, за очень-очень интересный материал!
Ольга Николаевна, добрый вечер. Куда бы я ни приезжала, всегда стараюсь попасть в местный книжный магазин. Часто везет и удается купить что-нибудь эксклюзивное (Ни для кого не секрет, что несмотря на переполненность книжных полок, читабельной литературы продается крайне мало...) Из поездки в Крым привезла несколько книг и была очень рада, что в основном все, что продается - на русском. Наивно понадеялась, что такая же картина будет в Киеве. На углу Крещатика зашли с подругой в большой магазин. Полки просто ломились. Однако разочарование наступило быстро. На русском нашла только маленькую полочку, где было несколько классических произведений русских авторов, Дэн Браун и что-то из Акунина. В одном из музеев меня очень заинтересовала книга о искусстве Востока, прошу дать на русском - нет. Спрашиваю, а часто ли на украинском берут - снова ответ "Нет". Купила все-таки, не удержалась, теперь читаю со скрипом, если дочитаю, расскажу в проекте о том, каково это, почти не зная украинский язык, читать на нем книгу об уникальной музейной коллекции.
УдалитьДа, 12-ти бальная система лучше!
ОтветитьУдалитьЯ когда-то мечтала о многобалльной шкале (пост написан в 2013 году), но сегодня даже боюсь, что такое кому-то придется осваивать. И не только потому, что новые критерии, а потому, сколько бумажной волокиты придется преодолеть, дабы принять/одобрить те критерии.
Удалить