воскресенье, 5 мая 2013 г.

Моё знакомство с иконописью или зарисовки темперой...


Икона Божией Матери
"Иверская"
В светлый Пасхальный праздник хочется продолжить рассказ о своих увлечениях. Об акварельных набросках писать приходилось, теперь немного о живописи  темперой.  Многие знают, что темперой пишут в основном иконы. Это действительно так  и речь пойдет об иконописи. Икона – не столько живопись, сколько предмет культа. Очень немногие имена иконописцев дошли до наших дней. Однако мои иконы, хоть и выполненные по всем православным канонам и освященные в церкви, прежде всего – живописные работы.

Что подвигло на их создание? Во-первых, любопытство и желание знать как это сделано. Во-вторых, стремление научиться чему-то новому и понять, смогу ли самостоятельно выполнить всю подготовительную работу. Надо сказать, что в теоретической части мне очень помогла супруга настоятеля Свято-Духова храма, расположенного в Комсомольском микрорайоне города, матушка Елена, которая, будучи художником-монументалистом, сама со своими студентами на тот момент начинала роспись нижнего придела церкви. Существуют целые энциклопедии православной иконы, которые, по своему содержанию и наполнению иллюстрациями, могут быть интересны очень широкому кругу читателей. Итак, начнем с дерева...
Икона Николая Чудотворца (копия с иконы XVвека).
Икона Божией Матери "Владимирская".
Пасхальное яйцо с изображением архангела Рафаила.
Деревянные заготовки для будущих икон привозят из средней полосы России, где навык шлифовки дерева ещё не утерян. Дальнейшую работу по созданию основы красочного слоя – левкаса необходимо взять на себя. Дерево – живой материал и, прежде чем приступить к росписи, надо позаботиться о том, чтобы работа со временем не пошла трещинами. Характерное отличие иконы от картины в том, что икона пишется по правилу обратной перспективы. Выбор сюжета в прежние времена целиком зависел от заказчика образа, в наше время – ничего не изменилось. Я же имела свободный выбор и, прежде всего, руководствовалась тем, какая тематика мне интересна. Образ Николая Чудотворца – копия старинной иконы XV века. Остальные работы – копии современных мастеров. Прошу не судить слишком строго, ведь это не работы мастера, и даже не ученика мастера…
Как вы думаете, что в наш задымленный век сделать особенно сложно при создании иконы? Подсказка – в самом вопросе. Покрыть роспись лаком. Раньше  образы покрывали олифой и выдерживали в специальных помещениях, доступ в которые был дозволен только смотрителям за процессом лакировки. Олифа сохнет около полугода и пылинки оседают на лаковой поверхности. Сейчас использовать олифу практически невозможно, поэтому в ход идут современные лаки, что выглядит не столь впечатляюще и, возможно, будет не очень долговечно. Тем не менее, в наш современный компьютерный век ещё сохранились места, где иконы пишут по всем правилам и с использованием старинных клеев и способов лакировки.  Нам же остается только восхищаться искусству современных мастеров. Возможно, эта статья немного пролила свет на тот труд, который вложен в создание такого предмета культа, как икона.

8 комментариев :

  1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Очень содержательная статья. В праздники ( а у нас они были холодные и дождливые) я занималась чтением материалов о Палехе.
    Ваша статья для меня продолжение в историю иконописи.Спасибо.Вдохновляет.
    С уважением, Валентина Григорьевна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Валентина Григорьевна за оценку моих работ. А лаковые миниатюры Палехских мастеров просто бесподобны. Признаюсь, что пыталась рисовать "под Палех", получилось не очень хорошо, ведь мастерство художников-миниатюристов оттачивается годами.

      Удалить
  2. Христос Воскресе! Здравствуйте, Галина Станиславовна. Замечательно, что вы решили поделиться своим опытом иконописи. Многие, к сожалению, стали посещать храмы и церкви в дань моде и любопытству, поэтому я очень ценю, когда люди делятся интересными знаниями в области православия. Спасибо. Надеюсь данный материал получит достойный отклик у ваших учеников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Воистину Христос Воскрес! Мне приятно, Алена Анатольевна, услышать мнение человека, который сам умеет создавать великолепные миниатюры. Надеюсь, что в вашем блоге скоро можно будет увидеть некоторые из ваших работ, ведь немногие знакомы с интересным увлечением учителя биологии.

      Удалить
  3. Великолепные работы, Галина Станиславовна! Особенно хорошо получилась копия Николая - Чудотворца. Это очень смело - решиться на такое творчество!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, я сделала всего пять икон и больше двух сотен пасхальных яиц. Яйца иногда по заказу делаю, а вот иконами больше не занимаюсь. И может быть это связано с тем, что настоятель церкви, которому всего-то показала то, что нарисовала, строго одернул, что надо на такое просить благословение. Получилось так, что упоминанием этого благословения он перечеркнул мне вдохновение.
      Но может быть я и правда зря взялась за такое творчество...

      Удалить
    2. Невероятное количество! Нужно же еще время найти для творчества, и работы - не за 3 часа...
      По поводу священника и вдохновения: в общепринятом смысле икона создается для молитвы, потому, если художник человек верующий, благословение, пожалуй, нужно.

      А если это просто изображение по мотивам, практика художественного копирования, то и без благословения можно писать.
      В любом случае, Ваше творчество вызывает уважение!))

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!