Икона Божией Матери "Иверская" |
В светлый Пасхальный праздник хочется
продолжить рассказ о своих увлечениях. Об акварельных набросках писать
приходилось, теперь немного о живописи
темперой. Многие знают, что
темперой пишут в основном иконы. Это действительно так и речь пойдет об иконописи. Икона – не
столько живопись, сколько предмет культа. Очень немногие имена иконописцев
дошли до наших дней. Однако мои иконы, хоть и выполненные по всем православным
канонам и освященные в церкви, прежде всего – живописные работы.
Что подвигло на их создание?
Во-первых, любопытство и желание знать как это сделано. Во-вторых, стремление
научиться чему-то новому и понять, смогу ли самостоятельно выполнить всю подготовительную работу.
Надо сказать, что в теоретической части мне очень помогла супруга настоятеля
Свято-Духова храма, расположенного в Комсомольском микрорайоне города, матушка
Елена, которая, будучи художником-монументалистом, сама со своими студентами на
тот момент начинала роспись нижнего придела церкви. Существуют целые
энциклопедии православной иконы, которые, по своему содержанию и наполнению
иллюстрациями, могут быть интересны очень широкому кругу читателей. Итак, начнем с дерева...
Икона Николая Чудотворца (копия с иконы XVвека). Икона Божией Матери "Владимирская". Пасхальное яйцо с изображением архангела Рафаила. |
Деревянные заготовки для будущих икон
привозят из средней полосы России, где навык шлифовки дерева ещё не утерян.
Дальнейшую работу по созданию основы красочного слоя – левкаса необходимо взять
на себя. Дерево – живой материал и, прежде чем приступить к росписи, надо
позаботиться о том, чтобы работа со временем не пошла трещинами. Характерное
отличие иконы от картины в том, что икона пишется по правилу обратной
перспективы. Выбор сюжета в прежние времена целиком зависел от заказчика
образа, в наше время – ничего не изменилось. Я же имела свободный выбор и,
прежде всего, руководствовалась тем, какая тематика мне интересна. Образ Николая
Чудотворца – копия старинной иконы XV века. Остальные работы – копии современных
мастеров. Прошу не судить слишком строго, ведь это не работы мастера, и даже не
ученика мастера…
Как вы думаете, что в наш задымленный
век сделать особенно сложно при создании иконы? Подсказка – в самом вопросе.
Покрыть роспись лаком. Раньше образы покрывали олифой и выдерживали в
специальных помещениях, доступ в которые был дозволен только смотрителям за
процессом лакировки. Олифа сохнет около полугода и пылинки оседают на лаковой
поверхности. Сейчас использовать олифу практически невозможно, поэтому в ход
идут современные лаки, что выглядит не столь впечатляюще и, возможно, будет не
очень долговечно. Тем не менее, в наш современный компьютерный век ещё
сохранились места, где иконы пишут по всем правилам и с использованием
старинных клеев и способов лакировки. Нам же остается только восхищаться искусству
современных мастеров. Возможно, эта статья немного пролила свет на тот труд,
который вложен в создание такого предмета культа, как икона.
Здравствуйте, Галина Станиславовна!
ОтветитьУдалитьОчень содержательная статья. В праздники ( а у нас они были холодные и дождливые) я занималась чтением материалов о Палехе.
Ваша статья для меня продолжение в историю иконописи.Спасибо.Вдохновляет.
С уважением, Валентина Григорьевна
Спасибо, Валентина Григорьевна за оценку моих работ. А лаковые миниатюры Палехских мастеров просто бесподобны. Признаюсь, что пыталась рисовать "под Палех", получилось не очень хорошо, ведь мастерство художников-миниатюристов оттачивается годами.
УдалитьХристос Воскресе! Здравствуйте, Галина Станиславовна. Замечательно, что вы решили поделиться своим опытом иконописи. Многие, к сожалению, стали посещать храмы и церкви в дань моде и любопытству, поэтому я очень ценю, когда люди делятся интересными знаниями в области православия. Спасибо. Надеюсь данный материал получит достойный отклик у ваших учеников.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
УдалитьВоистину Христос Воскрес! Мне приятно, Алена Анатольевна, услышать мнение человека, который сам умеет создавать великолепные миниатюры. Надеюсь, что в вашем блоге скоро можно будет увидеть некоторые из ваших работ, ведь немногие знакомы с интересным увлечением учителя биологии.
УдалитьВеликолепные работы, Галина Станиславовна! Особенно хорошо получилась копия Николая - Чудотворца. Это очень смело - решиться на такое творчество!
ОтветитьУдалитьОльга Анатольевна, я сделала всего пять икон и больше двух сотен пасхальных яиц. Яйца иногда по заказу делаю, а вот иконами больше не занимаюсь. И может быть это связано с тем, что настоятель церкви, которому всего-то показала то, что нарисовала, строго одернул, что надо на такое просить благословение. Получилось так, что упоминанием этого благословения он перечеркнул мне вдохновение.
УдалитьНо может быть я и правда зря взялась за такое творчество...
Невероятное количество! Нужно же еще время найти для творчества, и работы - не за 3 часа...
УдалитьПо поводу священника и вдохновения: в общепринятом смысле икона создается для молитвы, потому, если художник человек верующий, благословение, пожалуй, нужно.
А если это просто изображение по мотивам, практика художественного копирования, то и без благословения можно писать.
В любом случае, Ваше творчество вызывает уважение!))