Пропала я, совсем пропала… Н-да, все последние дни выполняла важную миссию – проверяла ОГЭ. Однако, рассказывать о том, что мы проверяли, как мы это делали – это рассекречивать важную информацию. А потому обойдемся без этого! Но вот ГДЕ мы проверяли – об этом рассказать стоит, тем более что место, что называется, с историей.
Итак, в далеком 1905 году жила в
Екатеринодаре некая Раиса Гавриловна
Хлебникова. Была она народной учительницей и очень задевало даму то, что в
городе по улицам слонялась масса голодных, оборванных беспризорных ребятишек.
Мадам Хлебникова пожелала построить для таких детей приют, который называла «Дневным убежищем», т.е. изначально
предполагалось, что пришел ребенок, его приласкали, накормили, помыли и снова
отпустили на улицу. С инициативой обратилась она к Городскому голове Г.С. Чистякову и гласным
Екатеринодарской Думы. Те, в свою очередь, сочли инициативу годной и даже
быстро нашли землю под строительство – пустырь недалеко от вокзала Владикавказской железной дороги. Но тут
возникла главная проблема любого хорошего начинания – где взять деньги.
Я мысленно себе представляю ту
учительницу (кстати, не сохранилось ни одного её портрета или фотографического
снимка), которая не только выбила землю для своей затеи, но и организовала сбор
средств. Вложились в начинание купцы Аведовы,
Тарасовы, Богарсуковы… Копию картины Рафаэля «Мадонна Альба» подарил
приюту коллекционер Коваленко (его именем сегодня
названа картинная галерея города)… Гражданский инженер Захарий Платонович Коршевец (его деяния
в городе достойны отдельного поста) не только бесплатно сделал проект здания,
но и проследил за ходом выполнения работ. Следил, видно, настолько тщательно
(остались свидетельства о его требовательности и скрупулезности выполнения
всеми своих обязательств), что здание явно простоит ещё не одну сотню лет.
Посмотрите, каково…
И кирпич жертвовали для стройки, и железо… Каменотес Дитрих даже доставил сюда ценные мраморные доски, на которых были высечены даты постройки Убежища – 1906-1907 и его название. Целиком же название звучало так: «Дневное убежище для бесприютных детей во имя Христа Спасителя». При приюте было организовано даже небольшое хозяйство, так как дарили жители коров, козлят и прочую живность, а за разбитым рядом огородом ухаживали сами воспитанники.
Что имеем в итоге после постройки!
Г-жа Хлебникова становится директрисой Убежища и рапортует о том, что в нем постоянно
проживает порядка 100 воспитанников. Заметьте, именно проживает, так как изначальный
Дневной вариант был заменен на постоянное проживание с обучением. Так, в доме
были организованы комнаты для сна мальчиков и девочек, столовая, а также
мастерские. Обучение сводилось к минимуму фундаментальных знаний, но по
максимуму обучению профессиям. В подвальных помещениях хранились запасы еды, а огород
и подсобное хозяйство были важным подспорьем.
Думаю, что все впечатлились тем, что сделала для города эта учительница. Теперь же лишь пара слов о том, что с Раисой Гавриловной стало после революции. Новой власти (я говорю о конкретном месте и конкретном человеке) было не до беспризорников и приют расформировали. Сама она, оставшись без жалованья, вынуждена была уехать в Новороссийск, где вскоре и умерла (в начале 20х годов). Об этом сообщалось в местной газете. Но слова, когда-то сказанные этой женщиной, как никогда, хочется сегодня вспомнить: «Исчезнут лица, начавшие это дело, но Убежище будет всегда существовать, так как не может быть, чтобы общество забыло, каким образом и с какими целями построилось Убежище». Да, в этом здании никогда не смолкали детские голоса и сегодня здесь лицей, в котором мы, собственно, и проверяли экзаменационные работы.
А вот теперь включу свою бухтелку относительно слов «… не может быть, чтобы общество забыло…». Если в чём-то не права, пусть поправят меня те, кто ходатайствовал в своё время о присвоении лицею имени Макаренко. Да, того самого, который имел дело с беспризорными детьми, но не имел никакого отношения к Убежищу для беспризорников, организованному и построенному при содействии Хлебниковой. Её имя словно забыли, хотя логичнее всего было его вспомнить и ходатайствовать о присвоении имени Раисы Хлебниковой данному учреждению. Я порылась в разных источниках в поисках причин «забытия». Основными источниками были, конечно, труды краеведа Виталия Бардадыма, основанные на архивных материалах, так вот в одном из них было сказано, что для постройки Убежища организовали так называемый кино-сеанс «для взрослых», средства от которого пошли на строительство. Неужели только это послужило поводом «забыть учительницу»?.. Увы, спросить, что к чему уже не у кого. По глупости своей, будучи в школе, я предприняла поиски тех мраморных досок у входа, для чего забрела туда, куда забредать не следовало. Меня быстренько остановили словами «вы потерялись, мы поможем вам вернуться». Нет, тут не то, чтобы что-то не дОлжно там смотреть, а то, что смотреть внутри особо не на что. Интерьеры давно приспособлены под школьные будни. Дореволюционные ступени и перила лестницы прослужат ещё не одну сотню лет – так их сделали, на века. Увы, ни ступени, ни перила, ни само здание не расскажут о тех, кто к его созданию причастны. Историю особняка на Железнодорожной должны сохранять люди… Но только кто?..
«Дневное убежище для бесприютных детей во имя Христа Спасителя»
ОтветитьУдалить...in the name of Christ the Savior 🩵
Sandi, именно так назывался приют для беспризорников. Теперь в этом здании школа. Помещения внутри очень красивые, везде чувствуется дух старины (не знаю, получится ли переводчику правильно перевести смысл).
УдалитьУдивительные были люди...
ОтветитьУдалитьи как легко - перечеркнуть-забыть...
Хлебникову почти забыли. На сайте школы, которая нынче в этом здании, всё-таки есть о ней строчка. Бывшая выпускница школы написала в Сети трепетный рассказ, где, кстати, тоже сетовала, что не дали имя Хлебниковой этому учебному учреждению.
УдалитьА вот архитектора пока помнят, тем более, что некоторые его постройки в городе сохранились. Надо будет сходить и проверить сохранность, но особенно наличие табличек, что здание - историческая ценность. На этом особнячке таковая есть, там даты строительства, прежнее название и имя архитектора.
Дореволюционные ступени и перила лестницы прослужат ещё не одну сотню лет, это точно. Красивый особняк.
ОтветитьУдалитьДа, внутри, даже при том, что школа там с 35го года всё-таки сохраняется некая дореволюционная аура...
УдалитьТакая замечательная женщина - Хлебникова. Забыли её несправедливо. Но ей до этого не было никакого дела. Столько детей спасла. Столько детей не стали алкоголиками, преступниками и проститутками.
ОтветитьУдалитьМожет, однажды ты напишешь о ней что-то основательное. Воздашь ей дань благодарности, памяти. У тебя хорошо выйдет.
ОтветитьУдалитьЛола, увы, ничего о ней я не напишу, так как для того, чтобы написать надо хоть что-то знать. Всё, что можно было почерпнуть в архивах, наш знаменитый краевед Бардадым уже опубликовал в своих трудах. Я лишь "порылась" в его книгах...
УдалитьСмогу написать только об архитекторе. Вот тут реально стоит прогуляться к сохранившимся в городе его постройкам.
А вот я заметила, что если много о чем-то думать (информации), то информация неожиданным образом начинает стекаться из разных мест. Так что... Может быть, не совсем УВЫ?..;)
УдалитьСветлана, Бардадым для меня большой авторитет, так что если уж он писал, что "забыли учительницу", то приходится верить. Правда, он немного всё-таки отыскал о ней сведений. Так, пишет, что Хлебникова была большой поклонницей Ушинского. Считала, что обучение должно быть наглядным и весёлым. Написала к 30-летию со дня смерти педагога статью, которую Кубанские областные ведомости опубликовали в 1901 году (наверно, если задаться целью поискать ту статью, то найти в архиве можно). Годом позже, в 1902 году, та же газета публикует второй её труд, посвященный "учителю жизни православной" Гоголю.
УдалитьПричина отъезда Р.Г. в Новороссийск мне непонятна. Она уроженка Екатеринодара. Разве что бежать от кого пришлось... Умерла она в 1923 году, но местная газета о том написала лишь спустя месяц. Только из одного этого предложения делаю вывод, что она там была одинока. Так что всё-таки УВЫ, вопросов больше, чем ответов.
Гала, спасибо! Потрясающая история о подлинных благотворителях и подвижниках.
ОтветитьУдалитьЛюдмила, кстати, купцов-благотворителей у нас помнят. Я про Аведовых, Богарсуковых и Тарасовых писала после прогулки по нашему старинному кладбищу - там есть их семейные склепы. Интересно, что все купцы были армяне, а вот фамилии свои произносили на русский лад.
УдалитьНу что ж... пусть тогда хотя бы в таком объеме о человеке вспомнили. По этим небольшим фрагментам её биографии уже можно человека представить. А ответы со временем найдутся, будем надеяться. Возможно, даже благодаря этой вот случайной-неслучайной заинтересованности твоей, Галина))
ОтветитьУдалитьУ нас, когда присвоили имена городским школам (наша, к примеру, с 2019 года носит имя Жигуленко, которая в Краснодаре родилась, а после отставки жила в Сочи), то началось движение по сбору информации о людях, чьи имена присвоены. Новое найти о Жигуленко сложно, а вот о Хлебниковой можно, порывшись в наших архивах. Так что, может в той школе, где мы работы проверяли, не только именем Макаренко заинтересуются.
УдалитьИстория о "сеансах для взрослых" явно притянута за уши, возможно сначала краевед и написал о благотворителях -купцах и предпринимателях, на чьи деньги был построен приют, но его "поправили". Они ведь все были "мироеды". Мироеды тоже были, все люди разные, но для процветания своей страны тоже многое делали. Но в некоторое время об этом старались не говорить.
ОтветитьУдалитьСпасибо за рассказ. Прекрасно, что в городе стараются сохранить такие здания.
Марина, странно, но я даже как-то не думала именно это брать под сомнение. Тем более, что у краеведа есть тому объяснение, что, мол, раз труд жриц любви до революции был легален, то и такой кинопоказ имел место быть. Не уточняется при этом сама ли Р.Г. организовала тот сеанс (если он был) или только приняла выручку в счет строительства.
УдалитьУвы, в нашем городе старая постройка лишь островками, а вокруг порой такие архитектурные монстры(( Одно время предпочитали сносить дома, чем их реставрировать. Реставрация всегда дороже новой стройки. Недавно снос вреде прекратили и стали кое-то восстанавливать, сохраняя прежний стиль. Но многое уже утрачено насовсем...
Обычно в таких случаях обращаются "в газету" :)), там всегда есть неугомонные люди (в хорошем смысле), что растрезвонят всей общественности об этой даме с целью поднятия вопроса о переименовании заведения. И когда это предадут "широкой огласке", возможно, что лед тронется. Тем более сейчас, когда тема своих корней и истоков так актуальна.
ОтветитьУдалитьНаташа, я не против Макаренко:)) Газета как раз-таки писала, что сама школа просила присвоить ей это имя. Видимо ассоциация с беспризорниками сыграла свою роль... Там барельеф неплохой в помещении сделан. А вот Хлебниковой даже фото ни одного не сохранилось, что странно, ведь она была дамой известной, с купцами и городским головой связь поддерживала.
Удалить