воскресенье, 26 февраля 2023 г.

Казань музейно-театральная

 


Миллионер на аукционе, покупая картину:

– А это кто нарисовал?

– Это картина художника фламандской школы…

– Ни фига себе! Столько денег за мазню какого-то школяра!

            Хоть я сама очень люблю у знакомых блогеров читать заметки о посещении музеев, но понимаю, что эти заметки лишь призваны подтолкнуть к тому, чтобы самой взглянуть на показываемые шедевры. Помните шутку Жванецкого о передаче «Клуб путешественников»: «Хватит смотреть на мир глазами Сенкевича!» - это когда большинство советских людей не могли выехать свободно за границу, а журналисты-международники и приглашенные путешественники, среди которых были Тур Хейердал и Жак-Ив Кусто, во главе с бессменным ведущим Юрием Сенкевичем показывали разные страны и удивительные обычаи забугорной жизни, к которым некоторые так никогда и не прикоснутся… Вот так и с музеями. Посмотреть глазами Галы на них можно, при этом рекомендуется загореться идеей увидеть всё своими глазами.

        Экспонаты первого же музея, Центра «Эрмитаж – Казань», расположенного на территории Казанского Кремля, включают в себя временные выставки. Сотрудницы с гордостью сообщили нам, что все картины знаменитых фламандцев привезены из Эрмитажа и скоро туда снова вернутся. Рубенс, Ван Дейк, Йорданс, Тенирс Младший - в Эрмитаже эта коллекция заняла бы пару залов, которые можно пролететь и не заметить, в погоне за целью «увидеть всё в один день». Здесь же хотелось подольше постоять у каждого полотна, почитать его историю, подметить пикантные шуточные сценки, которые шутники-художники включали в свои произведения, а то и понюхать аромат картины или увидеть персонажей в движении. Последние два пункта я видела впервые, и если с ароматами всё не так сложно, то организовать на стене рядом с картиной шоу из движущихся её героев – это нечто новое. Сфотографировала самую малость из особо понравившегося.

            Тенирс Младший, «Пейзаж с пастухами и стадом»


            Школа Рубенса, «Притча о девах разумных и неразумных»


            Ян Фейт, «Натюрморт с цветами, фруктами и попугаем». Если кто попугая не увидел – обижусь, чесслово, ведь это ЖАКО собственной персоной

            Якоб Йорданс и Пауль де Вос, «Повар у стола с дичью»


            У этой картины с весёлым поваром довольно интересная судьба. В 1940 году при эвакуации Эрмитажа её намотали на вал, где она и находилась до недавнего времени. При проведении реставрации выяснилось, что картина подписана двумя художниками, повара рисовал Йорданс, а вот весь богатый стол – де Вос.

            Ван Дейк, "Портрет сэра Уильяма Чалонера"


            Рубенс, «Филипп IV» и я бы добавила «его знаменитая габсбургская челюсть»


            Рубенс, «Изабелла Бурбонская».


            Рядом с Казанским Кремлем находится довольно познавательный музей в красивейшем здании – Национальный музей Республики Татарстан


                Знаете, довольно глупо было спрашивать выходящих людей «А что тут, есть что-то интересное?». Но мы реально так и сделали, после чего уловили на себе удивленные взгляды и услышали «Здесь интересно ВСЁ». Это самое ВСЁ расположено на нескольких этажах и включает в себя историю места, начиная от древнейших времен и заканчивая недавним советским прошлым. Особенной гордостью музея является карета Екатерины II, в которой та перемещалась по городу и была оставлена жителям в знак благодарности за встречу. По данным из Интернета, карета долгое время пылилась в сарае на Архиерейской Даче, пока не была обнаружена и передана в созданный музей.



            Помимо кареты, там очень много занятной техники, фото которой и показываю + фото Галы, шуршащей в казане. Дома не нашуршать такого, что нашуршится на открытом огне в казане.







            И, наконец, идем в Университет. Да-да, тот самый знаменитый Университет, в котором учился и не доучился Владимир Ульянов, в котором преподавали и делали свои открытия многие известные личности страны. О музеях Университета узнала совершенно случайно, так как это хоть и музеи, но музеи при учреждении и вход туда, хоть и по билетам, но по предварительной договоренности. Так получилось, что по музею истории Казанского университета экскурсовод водила нас двоих, при этом казалось, что она готова превысить регламент, рассказать и показать как можно больше, извиняясь за свою многословность (эх, всегда бы так).



            Основная экспозиция расположена в центральной части исторического здания, а точнее в здании бывшей университетской церкви. Помещение много раз меняло предназначение: физкультурный зал после революции, помещение для эвакуированных во время войны, позднее – читальный зал библиотеки. и, наконец, музей.

Медаль Гаусса Лобачевскому, 1856 год


            Бонусом к посещению основной экспозиции, будет момент «а посидеть» в зале, где когда-то сидели императорские особы и момент «проникнуться» атмосферой аудитории, где всё оставлено, как при Ульянове. Даже место его любимое, у окна, да светильники, да шкафы стенные – всё из той, ушедшей, эпохи.

Аудитория, где учился Ленин.


            Второй музей Университета – Зоологический музей им. Э.А. Эверсмана. Тут нам выразили сожаление, что экскурсовода не будет, да и экспонаты не подписаны. Уточню, они подписаны, только на языке, понятном лишь ученому или хотя бы знатоку латыни.

            Кто когда-либо посещал Зоологический музей в Питере и часами бродил по его залам с чучелами животных, помещенных в воссозданную в витрине среду их обитания, создающими эффект присутствия, удивился бы атмосфере аналогичного музея в Казани. Нет тут атмосферы присутствия, лишь ощущение того, как давно были добыты экспонаты. Когда читала о музее, то удивила запись о том, что некоторых видов сегодня уже нет…

            Да и залы напоминали залы библиотеки, которые видела в старинных замках, со вторым ярусом, на который ведет винтовая лестница.




            Вот уж реально где можно осознать, что чучела – это история, а исторические чучела – история вдвойне!



            Добавлю сюда фото театра им. Качалова, где удалось посетить постановку «Укрощение строптивой». Всякий раз даю себе зарок узнать прежде, не в современной ли интерпретации будет постановка, и всякий раз ловлю себя на идее из разряда «любой ценой попасть в знаменитый театр, а там будь что будет». Да, постановка была современной, но с авторским текстом. Актёры выкладывались настолько, как только возможно в театре НЕ столичном. Кто был в столичных – поймёт…




P.S. О Казани и окрестностях вроде бы всё написала. Очень хочется закончить все предыдущие публикации – о Польше, о Москве, о Крае… Пока не нашлось что-то нового, что снова отвлечет мысли…

16 комментариев :

  1. С удовольствием рассматриваю машины , кареты. Особенно машины. Удивилась своей памяти , когда рассматривала картины) спасибо , интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, большие артефакты прошлого, да ещё с работающими механизмами, всегда интересны. Тоже люблю машины, но больше них - музыкальные инструменты. Удивляюсь, как некоторые из них (скрипки, к примеру) ещё способны издавать звучание и оно лучше, чем то, что издают современные аналоги.

      Удалить
  2. Великолепный! Лестница особенно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, лестницы театральные, да ещё в старинном здании - это красиво!

      Удалить
  3. Ответы
    1. Наташа, по одним только музеям университета можно ходить не один день. Там их штук 5-6. Жалею, что в сутках было лишь 24 часа...

      Удалить
  4. Захотелось в Казань! Вообще в музей захотелось, давно не была! На картинах голландцев и фламандцев детали можно рассматривать часами. А портреты! Все смотрят в лицо, а как прописаны костюмы: манжеты, воротники, пуговицы, шнуры, цепочки, кружева.
    Все очень-очень интересно, спасибо. Вот чучела я не очень люблю, и современные постановки. Хотя, говорят, бывают удачные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, постановки современные я тоже не очень понимаю. Попали в театр лишь на ТО, что "осталось в наличии" (там билеты, как пирожки разлетаются). Но зацепило очень и вспоминаю постановку до сих пор. Всё-таки актеры, не избалованные мельканием в "ящике", больше выкладываются на подмостках. Но это моё мнение, многие с ним не согласятся.
      А музеи... Жду новых встреч. Краснодарские посещаю редко, в основном на выезде...

      Удалить
  5. У меня вопрос не про попугая, а про фрукты :)))))) Шутки шутками, а все очень интересно, хочется потрогать, подышать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если в музеях ещё и отведать дадут, то и вовсе круто)))
      А так, пока, в колбочках рядом с картиной стоят эти ароматы - открываешь, вдыхаешь. Ладно, если фрукты на картине, а если свиноферма...
      Я понюхала лишь один фрагмент, просто для восприятия нового.
      В целом вся идея такого преподнесения интересна, но есть и перегибы. Ни разу ни в одном музее, где есть тактильные модели зданий (подобные модели картин всё-таки редки), не видела, чтобы хоть кто-то незрячий до них дотрагивался. Скорее это просто внедрение во всем мире "доступности экспонатов для любой категории граждан", хотя многие из этих граждан и не задумывались даже о том, что такое им нужно.

      Удалить
    2. Ну пока может и не задумывались. Это же тоже определенный уровень развития общества. Вот у нас, к примеру, население готово сортировать мусор, а организации нет. А тут на опережение пошли. Я видела в Венеции слепого старичка-китайца, которому "поводырь" рассказывал, что вокруг творится. Т.е. старичок мог слышать Венецию, пробовать кулинарные изыски, держать на ладони голубей, вдыхать аромат города. Такой бы точно и в музей пошел :))).

      Удалить
    3. Я так подумала, что человек такой точно должен быть оптимистом, ведь один будет ныть, а другой - находить позитив в том, в чём его можно найти. Китайцы в этом плане молодцы!!! Из примеров рядом со мной - тётушка (увы, уже умерла в возрасте за 90): при всей своей сложной жизни, она всегда улыбалась и распространяла вокруг себя только положительную энергетику.

      Удалить
  6. Галя, как интересно! Карета шикарнаая. Моя тётя искусствовед. Часто, когда я была подростком, она просила меня присмотреть за её детьми - близнецами, пока они спали. У неё были горы альбомов с репродукциями. Часами их рссматривала. Ну а в зале уже другие ощущения. Хорошо выглядишь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, карета - гордость музея. Её копия из металла установлена на главной улице города. Увы, в наш приезд эта штуковина была на реставрации.
      По-задорновски (версии о возрасте Михаила Задорнова), возраст человека делится на три стадии: детство, юность и "вы хорошо выглядите", правда есть ещё другая трактовка - "вы неплохо держитесь". Пусть же "вы хорошо выглядите" продержится подольше, прежде, чем вступить в новую фазу)))

      Удалить
    2. Хахаха!!! Не скромничай! Ты хороша! А вообще, живы мы, и ладно.

      Удалить
    3. Этт точно!!! Живы - и ладно!

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!