среда, 11 декабря 2024 г.

Уникальный особняк Половцова

  

          


  В этот особняк удалось попасть только со второй попытки. Первая была летом 2023 года и оказалась неудачной. В наш приезд двери особняка, сохранившего исторические интерьеры, были закрыты для экскурсантов. Да, ведь Домом архитектора не имеет статуса музея. Бывают там концерты, но самое интересное – пройтись по парадным залам – не всякий раз получится. Летом 2024 снова мониторила Кассир.ру с особым пристрастием и купить билеты получилось. Делюсь увиденным и, как всегда, когда речь идет об интересном историческом лице, расскажу немного и о нем.

            Дом на Большой Морской снаружи не такой уж приметный. Его вполне можно пройти стороной. Глаз привлекает разве что замысловатый эркер.

            Но внутри это настоящая шкатулка с драгоценностями. Половцов дал особняку своё имя по чистому везению. Хоть и происходил Александр Александрович из старинного дворянского рода, но к высшей аристократии не принадлежал, а потому быть бы ему простым мелким чиновником, если бы не любовь. Любовь к Надежде Михайловне Июневой, приемной дочери богатейшего человека страны – барона Штиглица. Бездетной семье Штиглицев девочку подбросили в июне, оттого и фамилия. Её барон удочерил и воспитывал так, как воспитывал бы свою собственную дочь. Когда Половцов признался девушке в любви, она ответила ему взаимностью. Для того времени подобный союз считался мезальянсом, но Штиглицу хватало капиталов для того, чтобы помочь подняться по карьерной лестнице мужу дочери, да и происхождение её всё-таки имело некий ореол таинственности.

            Дом на Большой Морской стал свадебным подарком молодой чете. Великолепные интерьеры создавались архитекторами Николаем Брюлловым и Максимилианом Месмахером. Супруги в доме постоянно не жили. Он был особняком для приёмов, а потому всё должно было просто кричать о состоянии семьи, ведь после смерти барона Штиглица это состояние унаследовала его дочь. О Половцове сразу заговорил весь Петербург, а к его супруге на приёмы мечтали попасть самые знатные персоны того времени. На старинной фотографии с видом на парадную лестницу меня привлёк портшез, в котором скорее всего поднимали на второй этаж пожилых посетителей. Да, лифта в доме не было, но все остальные удобства архитекторы создали – здесь были и водопровод, и современная канализация, и отопление.



            Дожидались экскурсовода мы вот в этой Зеленой гостиной, выходящей окнами на Большую Морскую. От зелёной обивки ничего не осталось, а на стенах примечательны рамы современного происхождения. Дело в том, что само здание и то, что внутри – историческая ценность, а потому для выставок картин, которые здесь организуют, нельзя к стенке прибить даже самый маленький банальный гвоздь. А эти рамы – вполне достойный выход из положения.


            Арка с занавесью, разделяющая помещение, могла при необходимости также разделить это пространство на два изолированных. В одном, к примеру, беседовали мужчины, в другом сплетничали женщиныJ

            Малиновая гостиная вполне себе малиновая, причем обивка стен оригинальная, с французских мануфактур XIX века. Чем уж там красили ткань, я забыла, но краски до сих пор яркие, сочные. В те времена такие стены были особым шиком, как и двери из ореха.





            Главный бальный Белый зал в доме не очень велик, но зеркала создают эффект «зеркального коридора», зрительно увеличивающего пространство.




Интересен здесь балкончик для музыкантов, оформленный дракончиками. Нет, музыканты там не стояли, они находились в соседнем кабинете, а балкон играл роль граммофонной трубы, усиливающей звук.


Но что меня в Белом зале особенно поразило, так это три вида золота в его отделке – оливковое, желтое и белое. Ну не шик ли?..




А вот и кабинет для музыкантов. Помните, как в фильме «Чисто английское убийство» посетительница Уорбек-холла говорила: «Мне кажется, что вам, слугам, достались лучшие помещения». Не уверена, что дословно передала реплику героини, да и к категории слуг музыкантов вряд ли стоит относить, но то, что помещение бесподобно, тут вряд ли поспоришь.




Через каминный зал с прекрасным камином, на котором когда-то владелец дома выставлял свою коллекцию китайского фарфора,  идём в самое красивое помещение особняка – библиотеку. Для меня частные библиотеки – нечто настолько захватывающее, что там хочется посидеть часами, «пошуршать» по всем шкафчикам. Половцов, бывший всё-таки незаурядным человеком, принимал именно здесь членов, созданного им Русского исторического общества.






Я уже говорила, что интерьеры здесь подлинные. С библиотекой в войну случился казус… В одну из секций попал снаряд и она не подлежала восстановлению. Чтобы сохранить подлинность облика в целом, решено было не восстанавливать утраченное, а просто уменьшить размер библиотеки на величину поврежденного фрагмента. Теперь флорентийский камин расположен не по центру зала, но какая разница нам от этого, раз здесь всё так, как было когда-то.



В библиотеке есть подъёмник для книг, работающий и сейчас и крутая готическая лесенка для любителей подняться на верхний ярус. Не знаю, пользуются ли лестницей сегодня, ведь библиотека-то действующая…


Кульминацией прогулки по дому Половцовых считается Бронзовый зал. Окон в зале нет. Свет сюда проникает сквозь световой фонарь с бронзовой решеткой.


Балкон с бронзовой решеткой задумывался как подвесной сад для экзотических растений.


Паркет и двери – отдельная шедеврина! Неужели такое могли? Неужели такое могло принадлежать одной семье? Первый вопрос понятный, ведь мастеров, создавших подобное, сегодня единицы. Второй вопрос риторический, ведь и сейчас многие шедевры вовсе не достояние всех, а собственность единиц. Но эту тему я не буду развивать сейчас, а оставлю для следующего поста, где покажу ещё одно знаковое место в СПб.





Особняк однозначно надо посетить любителям подлинных шедевров прошлого, которые есть, но которые иногда спрятаны от тех, кто о них пока не знает…




12 комментариев :

  1. Спасибо за экскурсию.
    Мы в этом году ходили с младшим сыном в особняк Половцева на представление "Снежная королева". Я была впечатлена интерьерами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, а почему у многих такое расхождение в написании фамилии? Половцов - так на официальном сайте, но многие говорят Половцев... Я не знаю кому верить. Хотелось бы конкретики!

      Удалить
    2. Не знаю, может потому что легче произносить Половцев, так и произносят.

      Удалить
    3. Да, наверно так. Я сама себя долго "уговаривала" произносить через "О":))

      Удалить
  2. Гала, спасибо за рассказ о доме Половцова. Я была там давно, в библиотеке. Там было собрание для работающих в туризме и что меня особенно поразило в интерьере, так это потолок. Я его рассматривала все время, поэтому мало что помню из собрания. И стены, книги, лестница, камины...Хочется снова туда попасть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Nadezda, попасть, живя в городе, не так сложно. Нам вот, однако, пришлось сильно постараться.
      Хорошо, что экскурсовод была неспешной, с любовью обо всём рассказывала, паркет, что под ковром, тоже показывала. Вот не поленилась, отодвинула ковер и у меня фото того чудного сохранившегося паркета.
      Кстати, представляю, как работается в сохранившихся покоях первого этажа сотрудникам Дома архитектора. Это же были жилые (пусть и временно жилые) помещения и теперь там просто офисы.

      Удалить
    2. Гала, в продолжении темы дома Половцова:
      https://www.dp.ru/a/2024/12/10/v_svechah-novogodnjaja-neoklassika

      Удалить
    3. Да, про эти вечера я читала ранее. Но вечерние посетители не видят сам особняк. Я решила для себя, что одного концерта мне мало, надо всё-таки попасть на экскурсию и посмотреть интерьеры.

      Удалить
  3. Очень интересно, спасибо! У меня создается впечатление, что попасть в какой-нибудь музей в Петербурге не получится. Кругом заранее надо покупать билеты. При внезапном решении посетить Питер придется просто гулять и осматривать все снаружи. Ехать на автобусную экскурсию больше желания нет. Однажды мы поддались искушению, мне было жаль потраченных денег. Единственное, что утешило - просто спокойно посидели. Такого косноязычного и малограмотного экскурсовода я еще не видела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, но этот особняк НЕ МУЗЕЙ. Не музей и дом Юсуповых на Мойке, не музей и особняк князя Владимира на набережной Невы. В них попасть можно только по записи предварительной. Но и некоторые музеи тоже не посетить без такой. Например в недавно открытый (отрытый) Зимний дворец Петра I в Эрмитажном театре можно попасть только по заранее забронированному билету. Огорчает это... Потому перед любой поездкой в этот красивый город планирую всё, аки стратег, шерстя сайты музеев и иных культурных площадок.

      Удалить
  4. Галина, приветствую)
    Очень информативный и приятный к прочтению пост. Спасибище)))
    Интерьеры завораживают, давно уже подобной красоты не видели, одичала.(
    По обыкновению, открыла 10 ссылок и пошла читать о героях и...а воспитанница, оказывается, не просто подброшенный ребёнок, а внебрачная дочь либо великого князя Михаила Павловича, либо самого Штиглица. В любом случае, интересные версии о происхождении.
    Эх, в библиотеку я бы заглянула!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lena, о том, что Наденька внебрачная дочь великого князя Михаила, скорее всего достоверный факт. Девочку нашли в корзине в дорогущих одежонках, при этом с крестиком и запиской, что крещена девочка, что зовут её Надеждой Михайловной.
      Недавно прочитала, что после того, как супруг существенно продвинулся по карьерной лестнице, Надежда стала от него отдаляться. Много проживала в Париже. Иной раз думаешь, зачем такой красотой себя окружать и потом от неё бежать...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!