суббота, 6 августа 2022 г.

Новгород, Кремль, Ворота, Магдебург

 


            Да-да, почти как «Ночь, улица, фонарь, аптека»J. Вот всегда думаешь, как и с чего начать, ничего в голову не лезет, тогда и тыришь идею у классика, потупив глазки как известный застенчивый воришка. Кто-то сочтет странным, что рассказ о поездке в Великий Новгород, в котором куда ни плюнь, попадешь в древность древнейшую, решила начать с Магдебургских врат, но именно эти врата меня весьма привлекали своей неоднозначностью и кучей сокрытых в бронзовых барельефах загадок. Но по порядку…

В городе на Волхове в летний период с гостиницами напряжёнка. Куда бы ни звонили – мест нет. Правда, звонили исключительно туда, где была обещана шаговая доступность от центра. Центром здесь можно считать кучно расположенные исторические сооружения на двух берегах Волхова – Софийскую сторону с Кремлем и Торговую сторону с Ярославовым дворищем.

Кремль. Софийская сторона

Вид через Волхов на Ярославово дворище. Торговая сторона

Нашелся, однако, скромный отель с громким названием НЕРЕВСКИЙ на Софийской стороне, в котором и места были, и за бронь ни копейки не запросили, и стописят раз по пути следования перезвонить не забыли (мол, не передумали ли). Отель рекомендую, хотя оказался он на четвертом этаже довольно обшарпанной четырехэтажки, нижние этажи которой занимали куча всяких фирмочек. Отсутствие лифта и вахтер внизу напомнили одной из путешественниц её непродолжительную работу энергетиком на заводе. Возвращаясь после забегов по достопримечательностям в отель, о лифте ох как вспоминалось. Но всё же Неревский удобен и своим расположением (10 минут пешком до Кремля), и тишиной в номерах, удобства, персонал и прочие Wi-Fi – всё можно оценить на твёрдые две звёздочки. Раз уж расположились на кремлёвском берегу, то первый забег – в Кремль.

Подробностями о нем я поделюсь позже, ведь тема выпуска – Врата. Доминантой Кремля является древнейший Софийский собор, созданный (по мнению историков) в 1045-1050 годах. Когда подумаешь, что стоИт он тут почти 1000 лет, то хочется воскликнуть – «Не верю!» (кажется, снова стырила выражениеJ). Естественно, за свою долгую жизнь, собор претерпел множество изменений и перестроек, а потому не смотрится таким уж дряхлым старцем. Однако, возраст выдает эдакая приземистость сооружения, будто не ввысь к небу он стремится, а хочет присесть на землю, подперев себя разведенными в стороны руками. Ну, это лишь моё видение, научно объясняемое наличием огромного культурного слоя, сделавшего собор как бы утопленным в землю.

Как ищейка, помчалась искать то, о чем так много читала, ожидая рядом увидеть толпы туристов, сквозь которые придется протискиваться в надежде сделать хоть один приличный кадр «без никто». Каково же было изумление, когда нашла эти самые двери-врата, скромненько стоящими у стены собора в абсолютном одиночестве. Лишь редкие туристки/прихожанки к ним подходили, кланялись и даже крестились. Последнее особенно удивительно, но давайте разбираться…

Загадка №1 – откуда Врата?

Врата Софийского собора называют по-разному - Корсунскими, Магдебургскими, Сигтунскими, Плоцкими, немецкими. Примерно, как в фильме: «Он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора». Просто настолько необычно наличие католических ворот на православном соборе, и настолько в стародавние времена они были сюда привезены, что сколько легенд – столько и названий. Давайте рассмотрим нестыковки, плохо объясняемые историками, хотя вещица то немаленькая, могли бы уж уделить ей должное внимание. Итак, по одной из версий ворота были созданы в середине 12 века в Магдебурге для собора в Плоцке (это в Мазовецком воеводстве Польши, собор Успения Девы Марии). Ну, тут понятно, католические врата для католического костела. Но каким образом из того костела они «переехали» в В.Новгород? Недавно прочитала весьма лаконичное объяснение сему факту – исчезли «таинственным образом». Правда, мило? Т.е. даже картину представила, приходит народ польский утречком к собору: «МамаДарагая, куда ж ворота наши подевались?». А за тридевять земель, в Новгороде тем временем тоже толпа к Софии сбегается и та же песня: «МамаДарагая, откуда ж чудо заморское с супостатами иноземными?» Ныне в Плоцке показывается копия врат Магдебургских, а «таинственно прибывший» оригинал украшает центр православия Древней новгородской земли – Софийский собор.

По другой легенде, при детальном рассмотрении похожей на анекдот, врата были доставлены из крупного шведского города Сигтуны во время нападения на него заезжих новгородцев, вкупе с карелами и эстами. Даже если предположить, что в Сигтуну из Плоцка ворота были «таинственным образом» проданы (мало ли какому шляхтичу на новый мерс элитного коня не хватало), то как додумались на своих суденышках 12 века понаехавшие новгородцы с карелами утащить за сотни вёрст врата, вместо того, чтобы поживиться более привычным – золотом, серебром? Причем нападавшие, видно, были эстетами, они ворота установили в В.Новгороде, аки экспонат литья знатного, на своей земле неведомого.

Ещё одна легенда, византийско-корсунская, уж совершенно не имеет исторического подтверждения, так как никоим образом князь Владимир, он же Руси креститель, не мог в 10 веке вывезти из Византии врата, изготовленные в 12 веке. Но именно этот факт, самый неподтверждаемый (точнее невозможный), приводит сюда желающих воротам поклониться, как некой святыне. Задумалась, а смотрели ли люди на отлитые в бронзе изображения или просто им кто-то сказал, что надо чтить, вот и чтут бездумно?.. Предлагаю взглянуть на все подробности, но с моей вольной трактовкой увиденного: как говорится, не переключайтесь, будет весело (понимаю, что написала и так уже много).

Загадка №2 – почему столь странные сюжеты?

Врата не цельно-бронзовые, иначе их никакие петли бы не выдержали. На дубовой основе крепятся бронзовые пластины с разными сюжетами. Подписи к сюжетам весьма коряво процарапаны на латыни и старорусском (церковнославянском). Литьё шикарное, подписи топорные (возможно процарапаны позже), крепления пластин хаотичные, что говорит о том, что сборка врат была из разряда «лишь бы держалось». Сначала покажу мои уже любимые сюжеты, а потом все по порядку, может быть включитесь в игру «Найди очередную смешную трактовку».

Самая любимая – «Баба Яга со ступой».

Нет, это, приглядевшись, видишь, что Баба и не баба вовсе, да ещё и с нимбом. Ступа вроде средство передвижения прежних эпох, а тут в ней людишки варятся, а некто их перемешать хочет или там пенку снять. Потом читаешь процарапанное - descendit ad inferos – спустился в ад; картина маслом – Иисус спустился в ад. Рядом, кстати, изваяние епископа Вихмана из Магдебурга. Скромняга Вихман решил увековечить себя в бронзе, чтобы помнили, кто правил в городе, когда ворота отливали.

Самая загадочная – «Некто на колеснице зашиб прохожего».

Суть происходящего поясняет надпись на старорусском «Взятие Илии пророка с земли в Рай». Ну, а если кто прочитать не сможет, что подумает? Создается впечатление, что ехал-ехал мужичок, зашиб пешехода, разнервничался, у неба спрашивает КАК БЫТЬ, а с неба два перста указующие, мол, жди, решим вопрос.

Продолжение загадочного наезда – «Резня обыкновенная».

Тут просто жуть в трактовке – двое военных в каком-то саду зашибли двух мирных граждан, по длинным волосам похожих на женщин. Учитывая, что этот барельеф соседствует с колесницей Илии, то мысль рисует картину массового попадания под её колеса группы товарищей. Воины же призваны расследовать случившееся. Теперь читаем: на латыни – as pavpert – как нищий, на русском – крепость, убожество. Вот и шевелим мозгами, о чем автор хотел сказать.

Дальше сами посмотрите на рельефы, которые лучше рассматривать именно по отдельности, а не кучно на воротах:

Первый ряд сверху



Второй ряд




Третий ряд




Четвертый ряд, с ручками-маскаронами





Пятый ряд


Второй ряд снизу




Нижний ряд

Моё название кентавра - любитель бильярда. Догадайтесь почему...



P.S. Буду рада услышать ваши названия этих сюжетов, потому пронумеровала фото.



20 комментариев :

  1. Гала, интересно взглянуть на город твоими глазами. Это наша летняя база оседлости, в которой были стопиццот раз)
    Ворота где-то еще такие есть, не могу вспомнить.
    Названия давай только первые фото, запуталась)
    1 ряд. Оечередь в парикмахерскую
    2 ряд. гарем провожает мужа на войну
    3 ряд. Леди на диете
    4 ряд. Слабо лизнуть языком зимой?
    5 ряд. Вернулся! (муж))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, аналогичные ворота в польском Гнезно, первой столице государства. Я их показывала и говорила, что они единственные в своем роде, на что мне Люда заметила, что ещё есть ворота в В.Новгороде. Вот с ней то и съездили, посмотрели.
      Названия повеселили:))

      Удалить
    2. Точно! И свой комментарий по поводу Новгорода тоже там нашла) Видишь, как всё запущено!) За годы общения о стольких вещах говорили, что ответ на любой вопрос можно найти в поиске по блогу)

      Удалить
  2. Здравствуй, Гала.
    Ворота отличные.
    Думаю, что многие тут "как бараны уставились" и надолго зависли.
    История тоже интересная, даже захотелось разобраться, какая же из них правдивая.
    Почему-то кажется более реальным "перемещение в пространстве: ап, и нету. Ап, и тут".
    А у кентавра, похоже, лук "свиснули"?
    Одна стрела осталась - точно как кий бильярдный))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Валерьевна.
      Вот странно, но как раз-таки "уставилась" на ворота только я одна. Ну, еще группу экскурсантов подвели и пару слов сказали. А ещё от дамочки слышала мельком: "Ой, что-то про эти двери говорили, но не помню что, значит не очень важное".
      Прочитала, что копию врат в Плоцке изготовили относительно недавно, в 1982 году. Там, кстати, говорят иную версию "переезда" ворот: это был подарок польского короля Ягайло своему кровному брату Лунгвению, наместнику новгородскому; и было это в 14 веке. Мне версия подарка нравится:)) Да, и на копии нет не только лука и хвоста у кентавра, но и стрелы. Если предположить, что перед транспортировкой подарка его разобрали на пластины, а потом на месте снова собрали, закрепив клёпками абы как, то это многое объясняет: и большое хаотичное расположение клёпок, и отсутствие лука (ну, отвалился в дороге, не крепить же снова, и так сойдет)))

      Удалить
  3. Вот это да, о таких воротах не слышала, но, вполне возможно, видела, просто в своё время внимания не обратила. А вообще я тоже очень люблю рассматривать литьё - сюжеты. Надо же посмотреть, что это такое.
    Не могу ничего сказать про другие, а вот про пятый ряд скажу определенно, потому что первые два - это сюжеты из Евангелия: Вход Господень в Иерусалим и снятие с Креста. Что касается третьей картинки в этом ряду - не могу знать, там какой-то католический епископ с монахами изображены.
    Кстати, второй ряд снизу, где, как Вы говорили, женщины лежат. Присмотритесь: это воины, а не женщины, щиты есть, длинные волосы раньше носили все. Наверное, изображали благочестивых и неблагочестивых, а, может, обычную войнушку. А про колесницу в этом же ряду - очень похоже на пророка Илию, которого Господь забирает на небо. Только вроде никто этому не пытался помешать, откуда этот странный человек под колесницей, - загадка. Или, может, это пророк Елисей, его ученик, который тоже был взят на небо? Но опять не понимаю, что это за человек, который лежит.
    В четвертом ряду с ручками отчётливо вижу католического священника или дьякона, который кадит.
    Второй ряд очень похож на житие какого-то европейского монарха.
    Первый ряд сверху - два изображения Господа Вседеожителя,а на первой картинке - ещё и католические святые рядом.
    Насчёт порока Илии и Елисея - я ещё почитаю и напишу Вам, но это очень похоже на них. Сверху Перст Божий изображён, а наличие колесницы даёт все основания думать именно о них.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, спасибо за подробный комментарий. Много на вратах сюжетов понятных, но много и странностей. Чтобы лучше разобраться надо и подписи читать (правда, я фото перед публикацией сжимаю и подписи можно увидеть лишь при большом увеличении). Так, к примеру, там где показан въезд в Иерусалим (фигура на ослике и фигуры в городе, встречающие - второй ряд), город подписан IE RUSA MEL. Т.е. писавший или понятия не имел о таком городе, или просто ошибся и никто ошибку в общем контексте не заметил:)) А если бы и заметили, то исправить на бронзе выцарапанное проблематично, вот и оставили)))
      К епископу с монахами есть аж две подписи (на латыни и русском): на русском значится епископ Александр и диаконы; на латыни читается только имя Александр, далее абракадабра непереводимая переводчиком, и скорее всего он с монахами. В ВИКИ про Плоцкий собор сказано, что епископом города в 12 веке (время строительства собора) был некий Александр Малонский. Выходит - исторический персонаж и косвенно подтверждается "польская" версия изначального предназначения врат.
      Казалось бы - ворота-ворота - а сколько в них загадок и интересностей!
      Вторая картинка первого ряда имеет надпись Ipse est rex gte - он король мира, и фигура окружена четверкой из орла, ангела, льва и кого-то вроде ослика. Понравились подписи: лев - MARC, ослик - LUKAS, орел - IOANNES, ангел - MATHEVS. Неожиданно, это же евангелисты?
      Ну, и кентавр совершенно непонятен тут по сюжету... Он даже по цвету вроде отличается от остальных пластин.

      Удалить
    2. Но это же символы евангелистов, разве нет?

      Удалить
    3. А я ж говорила, что обожаю рассматривать сюжеты на литых воротах и на иконах. Очень занимательно.
      Ааааа, я поняла! Насчёт Входа Господня в Иерусалим я ошиблась! Смотрела утром на телефоне, вот и пропустила важную деталь: на ослике едет Мать с Младенцем. Это бегство Пресвятой Богородицы в Египет от царя Ирода! Слева - изображение Её встречи с праведной Елисаветой, они всегда изображаются, что обнимаются, были родственницами.
      Насчёт символов евангелистов. Ангел - рядом с ап. Матфеем, лев - с ап. Марком, телец - с ап. Лукой, орёл - с ап. Иоанном. Да, всё верно, только не ослик, а телец рядом с ап. Лукой.
      Спасибо, что про надписи сказали, я на телефоне их действительно не видела, не обратила внимания.
      Нижний ряд, левая картинка - это Адам и Ева в Раю.
      Насчёт кентавра - странно, но в житии ап. Антония и ещё вроде кого-то мы находим свидетельство, что святой его лично встретил. То есть такие существа были.
      А насчёт пророка Илии - я ещё раз обратилась к его житию. Они были вдвоём с пророком Елисеем, когда Бог взял Илию на небо. Елисею было очень жаль расставаться со своим учителем, который был для него как отец (у пророка Илии семьи не было). В великой скорби он горько заплакал и даже разодрал свои одежды. Вскоре к его ногам упал плащ Илии, который Елисей хранил всю свою жизнь. Может быть, здесь изображается как раз скорбь пророка Елисея, когда настало время расставаться с пророком Илиёй? То есть он упал и горько плакал. Кстати, именно с пророком Елисеем связано первое известное в Ветхом Завете воскресение умершего отрока, этот эпизод из Ветхого Завета всегда читается в Страстную субботу, перед Пасхой, во знамение Воскресения Христа.
      Насчёт схождения Христа во ад (это тоже Страстная суббота) - странное изображение. В православии это событие изображается очень явственно, в частности, одежды Христа развеваются, т.е. показывают, как Он туда "летел". Внизу явно виден поверженный дьявол, а справа и слева всегда изображают Адама и Еву, как первых преступивших заповедей, через которых потребовалась Крестная жертва Спасителя, а уж потом, рядом или сзади них, изображены все пророки (кроме Илии) и даже Иоанн Креститель, которые с нетерпением ждали Мессию. В стихирах, богослужебных песнопениях, об Иоанне Крестителе так и поётся, что он, когда умер телесно, попал во ад (до Христа не было возможности никуда больше попасть) и там благовестил всем, что уже Христос родился и что совсем скоро настанет избавление.
      Во втором ряду, где какой-то человек едет на лошади, - это точно не Вход Господень в Иерусалим, потому что Христос ехал на ослике и ни у кого мечей не было, разве что у стоящей поодаль римской армии, а они точно в этом событии не участвовали.
      Третий ряд, второе фото - Пресвятая Богородица с Христом. Похоже на нашу икону "Державная", которая проявилась в ночь убийства царской семье с 16 на 17 июля 1917 г., но также чем-то напоминает и икону "Всецарица" - там Богородица тоже на троне сидит.
      И лев пожирает грешников - наверное, так изобразили ад.
      Кое-что из-за надписей видно стало. Спасибо ещё раз, очень интересно!

      Удалить
    4. Как здОрово и подробно! Вот только со входом в Иерусалим поспорю. Скорее всего животное - ослик, а в руках у всех не мечи, а веточки (пальмовые похоже, при приближении видно прожилки, на мечах их бы не было). А встречающие на соседнем рельефе (там, где надпись IE RUSA MEL) с такими же веточками - один в один.
      Нижний ряд при ближайшем рассмотрении очень примечателен. Адам и Ева узнаваемы, а вот справа прочитала "Сотворение...", продолжение текста непонятно. Наверно сотворение Евы: судя по сюжету из тела человека, ребра, вынимают женщину. Это же надо было такую трактовку изобразить.
      Примечательно, что совсем рядом с Софийским собором установлен памятник "Тысячелетие России", отлитый в 1862 году. Вот уж где литьё можно часами рассматривать. Я его тоже со всех ракурсов поснимала: подруга уже нервничать стала, а я всё отойти не могла:))

      Удалить
    5. Да, может быть, там вроде и надпись похожа на Иисуса Христа. А ещё я нашла сюжет Обрезания Господня.
      Ага, я такая же, только фото делаю очень быстро, но если есть время, буду вот так стоять и фотографировать, рассматривать и изучать. Интересно же!

      Удалить
  4. Спасибо. Очень интересно. Вот ведь раньше люди сувениры привозили...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Salome, про евангелистов - в точку, только я животное осликом назвала, но Светлана исправила - это телец.
      Да, "сувенир" в Новгороде классный, а вот его копия в Плоцке (вживую не видела, только на фото) весьма схематично напоминает новгородские врата.

      Удалить
  5. Как интересно. Сочетания Магдебургские врата слышала, но считала что это что-то в Германии. Вот ведь, невежа!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, обо всём и вся нельзя знать. Уверена, что многие, кто посещает В.Новгород, даже не замечают эти врата. Мне повезло, что моя попутчица Люда имеет такие же предпочтения на предмет "что посмотреть", как и я. Сами всегда составляем с ней план покатушек.
      А ведь многие в ту же Чехию ездят за гастрономическими ощущениями, в Испанию - за ощущениями морскими, да и в Новгород с паломническими целями.

      Удалить
  6. Галя, спасибо тебе за экскурсию и много фото.
    «Баба Яга со ступой», ха-ха-ха, и правда похоже :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, фото дверей и правда много:)) Но сюжеты так хочется "разобрать" детально.

      Удалить
  7. Врата эти видели. Но фотографировать их было крайне тяжело. Да, около них почему-то никто не тусовался, кроме... одной пары в возрасте с таким же возрастным частным экскурсоводом. Что она им рассказала про эти ворота, я не знаю, т.к. после этого они так и остались все втроем там "болтать", закрывая "своими тушками" ворота. Мы очень долго ждали, когда они хоть чуток отодвинуться от них.
    Мы, кстати, снимали частную квартиру недалеко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, частные экскурсоводы у памятника Тысячелетия России постоянно предлагают услуги. В наш приезд так и вовсе очень-очень пожилой дядечка стал рассказывать такие интересные подробности, что стало неудобно (мы же о цене не договорились) и быстренько ретировались. А именно такие "дядечки", как правило, на многое могут свет пролить.
      Частные квартиры не люблю, мне надо на отдыхе, чтоб мне готовили, меняли полотенца и делали влажную уборку (дома этого и так хватает, на отдыхе - отдых от рутины)))

      Удалить
    2. А нас много, так что часто ужин мы готовим быстро (отвариваем картошку к купленным сосискам или пельмени), а обедаем, пьем кофе и прочее в кафешках в течение дня (домой редко заходим). Да и уборкой не занимаемся. Ну во-первых, она порой входит в оплату жилья, а во-вторых, мы долго на одном месте не засиживаемся. Да и полотенца предоставляют. Я от рутины тоже отдыхаю :)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!