Богатый фасад этого дома в Соляном
переулке скрывает не менее богатые интерьеры. Попасть внутрь и посмотреть на сохранившееся
убранство можно не иначе, как по предварительной записи. А раз запись
случилась, то и делюсь тем, что в доме увидела. Писанина будет в основном об
интересном месте и людях, к нему причастных, фотографии же экспонатов и
интерьеров музея пусть станут своеобразной рамой для исторического сюжета…
При бароне Штиглице это было зданием музея при Центральном училище технического рисования, ныне же там музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. Штиглица. Учреждение готовит художников-реставраторов, учителей рисования, а также многочисленных специалистов разных ремёсел: витражников, кожевенников, резчиков…
Исторически в этом квартале Санкт-Петербурга находилась Партикулярная верфь для строительства гражданских судов для перемещения по Неве. По распоряжению Петра I наводить мосты в городе было запрещено. А для богатых господ сооружали за государственный счет «посудины», которые и могли их перевозить с одного берега новой столицы на другой. Единственное, что должны были делать осчастливленные этаким подарком граждане, так это содержать судно за свой счёт в должном порядке. В 1718 году на верфи случилось освящение церкви святого Пантелеймона, которая сегодня единственная из сохранившихся с тех времён строений.
В 1784 верфь упраздняется, а на её
месте строят каменные соляные амбары. Торговля солью была исключительно
монополией государства. Покупая соль по завышенной цене, население уплачивало
государству налог, ведь этот продукт являлся естественным консервантом в ту
эпоху, когда не было холодильников и только с помощью соли можно было сохранять
продукты на долгое время. Название «соляной городок» при
упоминании этого места и нынче можно услышать от местных жителей.
Александр Людвигович Штиглиц приобрел
эти земли для постройки здесь учебного заведения. Интересен факт, что будущий
барон был еврейского происхождения. Его дед Хирш Бернард Штиглиц в начале 19
века направил трёх своих сыновей для ведения коммерческих операций в Россию.
Один из детей, Людвиг, за оказанные России услуги во время наполеоновских войн
был возведён в баронское достоинство. Именно его сын Александр Людвигович стал
самым известным представителем этого семейства. Даже газеты писали: «Имя его
пользуется такой же всемирной известностью, как имя Ротшильдов, с векселями
его, как с чистыми деньгами, можно было объехать всю Европу, побывать в Америке
и в Азии, и нет городка в Европе, где бы не приняли его векселя».
Пергамский алтарь (копия). Подлинник был вывезен в СССР после войны из Германии, но в 1958 году возвращен. Немецкая сторона прислала в Россию эту копию. |
В 1903 году в академии учили по
предметам «ксилография
и офорт», «майолика»,
«живопись
на фарфоре», «теснение кожи», «чеканка», «рисование образцов для ткацкого и
ситценабивного дела», «декоративная живопись» «лепка», «театральные
декорации»). Сейчас попасть в это учебное заведение довольно
трудно. Дочь моей коллеги в этом году будет второй раз штурмовать этот Эверест,
предварительно пройдя курсы для абитуриентов. Пожелаю ей удачи, хотя понимаю,
что уж слишком высока планка, до которой дотянутся лишь единицы.
Интересен факт, что бездетному барону,
зная о его страстном желании иметь детей, как-то на дачу была подброшена
корзинка с крохотной девочкой. Был месяц Июнь! В корзинке находилась записка с
датой рождения девочки (ей было 6 месяцев) и информацией, что крещена она Надеждой,
имеет отчество Михайловна. Девочка, по одной из версий, являлась внебрачной
дочерью великого князя Михаила Николаевича, сына Павла I. Эта версия весьма вероятна, ведь сам
император интересовался участью этого ребёнка. Штиглиц девочку усыновил, дав
фамилию Июнева,
по месяцу её нахождения.
Замуж Наденька вышла за обедневшего
дворянина Александра
Половцова, который, будучи весьма незаурядной личностью, да ещё с
богатым приданым супруги сделал блистательную карьеру. После смерти барона
Александр Александрович огромную часть унаследованных средств жертвовал на
поддержание училища технического рисования и покупал экспонаты для пополнения
коллекции музея. Видимо понимая вклад барона Штиглица в культуру России, он
написал в своём дневнике: «Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать
деньги на ученье и учебные цели без надежды получить медаль на шею».
Говоря о музее надо упомянуть ещё одну
значимую историческую личность – первого директора училища и автора проекта
здания музея – архитектора
Месмахера. О великолепных дворцах, построенных архитектором и скупых
фактах его жизни можно узнать в Вики, а мне снова хочется рассказать историю
семейную. Будучи уже известным архитектором, мастер как-то сказал своему брату:
«Мне нужно
обязательно полюбить черкешенку. Слышал, что они сами делают предложение».
Надо же было такому случиться, что экзамен в училище технического рисования у
юной Варвары
Андре, девушки с черкесскими и французскими корнями, принимал сам
директор Максимилиан Егорович Месмахер. Девушку в училище приняли, она его с
отличием закончила и поехала в творческую заграничную поездку. Провожавший её
директор давно вздыхал по юной ученице, но сделать шаг первым он не мог. В
поездке Варенька слегла с ангиной, о чем сообщили в Петербург и влюбленный
Месмахер, бросив все дела, примчался к ученице. Ей сразу стало лучше и… она
сделала ему предложение. Венчать влюбленных отказывались из-за их разного
вероисповедания, но и эту проблему решила именно Варенька, приняв лютеранскую
веру будущего супруга. На момент венчания ей было 27, а ему 50!
Такие вот истории… А экспонаты,
трепетно собранные попечителями училища в разные годы, говорят сами за себя!
P.S. Кстати, уходя из музея Штиглица, предварительно бегло посмотрев фото, я спросила у охранника работает ли он по ночам. Тот вопросу удивился. Тут подошла сотрудница и поинтересовалась, зачем мне это знать. Не иначе как подумала, что что-то стырить ночью запланировалаJ Но я добавила, что хотелось бы знать, есть ли в этих старинных стенах свои привидения. Странно, но сотрудница вовсе не отмахнулась, а задумалась. Потом сказала, что пока не замечали, ведь это не когда-то жилой дом, а музей, а привидения как правило «живут» там, где когда-то жили люди. Ага, а я ей вот этот снимок показала с явным контуром идущего мужчины. Не иначе, сам Штиглиц с инспекцией ходит…
Хорошие истории. Добрые какие-то.
ОтветитьУдалитьА вот цитата про купцов и медаль на шее ... эх...
А как, кстати, среагировала сотрудница на такое фото?:))
Я люблю истории по богатеньких, которые богатство для страны и народа тратили. Из нынешних реалий у меня в памяти всплывает только наш парк Галицкого с его Японским садом. За посещение такого шикарного места можно приличные деньги брать, так НЕТ: всё бесплатно, правда и попасть в Сад до сих пор трудно (очереди).
УдалитьСотрудница была занята следующей группой, так что беседа была мимолетной и реакцию я не поняла.
Галя, ну как классно! Зачитаться можно, что я и сделала :))))) Последний снимок прямо ВАУ!!!!! И гадай теперь: то ли занятная игра света, то ли и вправду ходит с инспекцией призрак. И интересно чей? А какие интерьеры!
ОтветитьУдалитьНаташа, целью было ещё попасть в особняк Половцова, где они с Июневой гнёздышко семейное свили. Месмахер там интерьеры обновлял, видела в сети - просто умопомрачительно! Туда тоже только по предварительной записи, но не получилось.
Удалить"Призрак" поджарый, явно сам Штиглиц:))
Дорого-богато :)
ОтветитьУдалитьТочно, Галя, там есть приведение :)
Наташ, радует, что много из этого дорого-богато - работы студентов и выпускников училища. Например полоска восстановленного кусочка витража на крыше центрального зала - дипломная работа студентов. Крыша была разрушена в войну, её восстановили, но витражи утрачены. Вряд ли будут восстанавливать полностью, но представление о том, как оно было, студенты нам подарили.
УдалитьЭто интересный вопрос. Я не верю, что люди становятся призраками, но если бы я это сделал, музей был бы замечательным местом!
ОтветитьУдалитьSandi, я тоже в призраков не верю:)) Скорее всего это игра света. Там рядом окно. Свет обрисовал фигуру, похожую на фигуру человека. Но это так интересно! Мы же можем помечтать...
УдалитьГалина! Щедрый подарок читателям, низкий поклон! Атмосферное место, столько талантливых одарённых людей учились. Какой восторг, что место сохранилось и носит имя основателя. Верю, что это был барон, который любуется, что детище его рук живо! (Дочь подруги поступала 3 года. Всё три года училась на разных курсах подготовки к поступлению. Пос апила, упорство берёт своё)
ОтветитьУдалитьЛюдмила, одно время училище носило имя скульптора Мухиной. Его в народе так и называли - МУХА. Однако, при всем уважении к Мухиной, к училищу она не имела никакого отношения: она не училась в нем и даже никогда не бывала. Так что верно, что заведению вернули имя барона.
УдалитьВ фойе музея выставлены в витринах работы учеников училища, разной направленности. В основном предметы быта и интерьера - посуда, статуэтки, часы, витражи, реже картины. Очень всё высококлассное, так что потому я и сказала, что это некий недосягаемый Эверест для поступления. Живи я в Питере, выбрала бы специальность Реставратор, но там всего 30 мест для поступления. И это со всей страны поедут... Нет, Эверест он и есть Эверест!
Гала, увидела первую фото и подумала что это Мухинское училище. Потом церковь Пантелеймона , тоже на ул. Пестеля. Когда училище переименовали - не знаю. Я внутри не была, поэтому с интересом почитала и посмотрела вашу замечательные фото.
ОтветитьУдалитьNadezda, я вот тоже сколько лет в город езжу, а то, что многие особнячки имеют шикарные исторические интерьеры и в них даже случается попасть, даже не знала. Записались - попали! Советую! Очень много экспонатов уникальных! Правда не во все залы пускают, некоторые были решетками закрыты, так что лишь мельком удалось увидеть, что они заполнены старинной мебелью.
УдалитьКакой интересный музей! Спасибо за рассказ. Думаю, что очень интересно было бы побывать там с дочкой.
ОтветитьУдалитьЛилия, главное заранее записаться. Много в городе таких мест, куда нельзя просто так попасть, подгадав удобное время. Мы так НЕ ПОПАЛИ в Зимний дворец Петра I у Зимней канавки. Охранница как на дурачков посмотрела, мол, билеты только заранее и только на сайте...
УдалитьСпасибо за экскурсию. Мы с осени собираемся посетить эьу академию, и все не складывается.
ОтветитьУдалитьАлёна, а у нас не получилось посетить дом Половцова. Концерты там какие-то намечались, а вот экскурсии временно отменили. Жаль.
УдалитьСпасибо! почитать - всегда интересно :) мы были в ноябре, и там совсем прохладно ))) пыл дочери туда поступать - сильно охладило )) хотя учиться в таком интересном и красивом здании- это классно!
ОтветитьУдалитьЛето там хорошее и ранняя осень, а вот в другие месяцы - как повезёт. Помню февральскую стужу, когда перемещаешься по городу от магазина до магазина, с целью согреться. Из музеев выходить не хочется, глядя на то, что за окном творится:))
УдалитьЧто ни экспонат - произведение искусства. Семейные истории мне тоже нравятся больше, люблю копать глубже. А насчёт богатых, которые свои деньги тратили на благо других людей, мне на ум сразу пришел Николай Николаевич Смецкой, о котором я рассказывала в прошлом году в своих очерках об Абхазии. Вот такими людьми я искренне восхищаюсь.
ОтветитьУдалитьВспомнила ваш пост о Смецком, снова взгрустнулось, что такое замечательное начинание, как санаторий ныне разрушено. Хорошо, что буйная растительность разрослась и делает те места привлекательными.
УдалитьАкадемии же повезло, что находится она в столицах и всегда в ней служили неравнодушные люди.