пятница, 22 ноября 2019 г.

Познань i jak tam mieszkać, или трамваи, пепелацы, кладбища.


Этот пост снова о Познани, но не исторической, а житейской, с её магазинами, транспортом, развлекательными центрами, улицами, скверами,... кладбищами. Т.е. о том, как в городе "мешкачь", по-нашему - "жить". Ведь и правда, жизнь в каком-либо месте признаётся комфортной вовсе не оттого, что его исторический центр занесен во все знаменитые мировые каталоги, а потому, что и без этого центра здесь очень даже уютно! Не будем петь дифирамбы, давайте просто пройдемся или проедем)))

Если в небольшом городе есть разветвленная сеть трамвайных линий, то он уже не будет значиться небольшим. А если эти трамваи ходят исключительно по расписанию, то город становится комфортным. Но если для того, чтобы попасть из пункта А в пункт Б вам всего-то надо набрать определенный маршрут в телефонном приложении, который «подскажет» номер трамвая, время его прибытия и возможные пересадки в пути, то начинаешь ощущать энергию космоса, которая снизошла на неразумного человека в очень разумной стране. Единственный минус - проблема с билетами. Насколько я поняла, билет на разовую поездку купить можно только в автомате, которые далеко не везде установлены. Водитель тоже не снабдит билетиком, а кондукторы и вовсе отсутствуют. Мы приобрели недельный билет (оЧЧень, кстати, дорогой), но весь его лимит явно не "выкатали".
Наши люди в булошную ездят на трамваях.
... или на лисапедах

А на этом транспорте ездит полиция
Самокатами сегодня никого не удивишь. Но мне этот вид транспорта так и не удалось освоить, лишь завидовала местному люду, что активно им пользуется.


Скопление магазинов в огромных супермаркетах – явление обычное. Но супермаркет Познани под названием «Stary Browar» - явление не совсем обычное, и даже  уникальное. Стиль перепланированного из старой пивоварни помещения поражает редким сочетанием несочетаемого – промышленным дизайном с добавлением изыска и современного функционала. Здесь и комфорт передвижения, и большие пространства помещений, и крытые галереи, и летние веранды, и лёгкий оттенок старины.






Во внутреннем дворике сооружения нельзя обойти стороной вот этот пепелац.



Что он делает во дворе «Старого Бровара» - не знаю, но фигурки, его «населяющие» меня очень впечатлили. Вот эти, к примеру, ещё явно в поисках своей гравицапы.


А этот уже вроде что-то нашел…


Нет-нет, явно создатель пепелаца подсмотрел что-то в картине "Кин-дза-дза!".
«Космос» в брусчатке заметил муж. Как же все просто и при этом изысканно, даже с учетом налета времени в виде зеленоватой проклюнувшейся травки. Хотя ходить часами по такому "настилу" не так уж удобно, ноги начинают спотыкаться и вспоминать свой родной асфальт.





Идем дальше. Вот эти два объекта тоже сродни космическим: один посвящен ученым-криптологам, разгадавшим в 1932 году механизм немецкой шифровальной машины «Энигма», а второй, с «немецкими корнями» - восстановленный Императорский дворец.


О том, что код «Энигмы» первыми расшифровали поляки, как-то не часто упоминается. Даже фильм с Кембербетчем в главной роли подталкивает всех к мысли, что первыми проблемой озаботились англичане. Вот и мы тоже «споткнулись» об этот «коробку»-памятник, установленный у здания Императорского дворца, впечатлились, погуглили и отдали должное польской нации, что помнит своих героев. Да, именно трое математиков Познанского университета -  Marian Rajewski, Henryk Zygalski, Jerzy Różycki - создали копию "Энигмы", а перед самой войной поделились своими секретами с французской и британской разведками. В 70-е годы XX века информация стала секретной, а позже о вкладе поляков и вовсе подзабыли. Подзабыли везде, но только не в Польше.
Дворец, построенный для императора Вильгельма II в начале 20 века, когда-то был эдаким символом контроля Германии над Великопольским краем. Перед войной сюда приехал личный архитектор Адольфа Гитлера - Альберт Шпеер. Его задачей было переделать бывшие императорские покои под нужды своего влиятельного заказчика. Работы свернули только в 1944-м, когда исход войны был очевиден. Говорят, что Гитлер все-таки один раз наведался в эту резиденцию, хотя и пробыл в ней всего пару часов. Сегодня это культурный центр, с кинотеатрами и выставками, внутренний двор которого располагает к неспешному променаду. Ну удивляюсь, вот ведь центр-центр, а в двух шагах от него тишина-тишина.






Интересно, что сильно пострадавший после авианалета дворец, удалось спасти благодаря... отсутствию денег. Их хватило лишь на то, чтобы сбить с фасадов нацистскую символику. Потом были разные этапы восстановления, но прежних интерьеров в этом замке нет. Вся красота снаружи!
А ещё больше тишины, чем в городском сквере вы найдете лишь на... кладбище. Но только не в День всех святых. Предлагаю взглянуть на те кадры, что вряд ли у кого-то есть в копилке. И у меня бы не было, если бы не фото, что заснял деть с высоты своего полёта.


Долгоиграющие свечи будут гореть еще примерно неделю, а новостные польские каналы показывать кладбища с высоты птичьего полета. Ну правда впечатляет.
Впечатлило меня и место отдыха горожан, Мальтанское озеро. Вот только снимков должного качества у меня нет, мы там были в пасмурный день, ближе к вечеру. Так что поверьте на слово: вокруг лесок, в котором сыну как-то удалось сфотографировать косулю, обалденный воздух, летом функционирует прокат лодок, есть пляж и вот такие горки (как я поняла, это нечто для занятий слаломом, только без снега).

Озеро Мальтанское

Косули нет - примите белку.

О костелах Познани, их истории, знаменитом Мемориальном кладбище "Цитадель" уже скоро...

18 комментариев :

  1. Галя, а разве в Краснодаре нет приложения Транспорт? Я в Перми уже не первый год им пользуюсь. Прихожу на остановку и смотрю где мой автобус и через сколько минут он приедет. Или заранее смотрю и планирую маршрут, если есть выбор.
    Мне очень понравился дворец, построенный для императора Вильгельма II.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, тема транспорта для нашего города всегда была интересной. Приложение вроде есть. В действии я его не испытывала, так как ежедневно транспортом не пользуюсь. Но просто по опыту скажу, что выгоднее ждать не общественный транспорт, если надо куда-то добраться, а первый подъехавший. У нас очень развита сеть частных маршруток. Хотя с недавних пор многие удобные маршруты начали отменять (решением сверху). Якобы для нашего блага: надо давать возможность работать транспорту большой вместимости, пускать его через спальные районы (т.е. делать большой крюк), а по центру должен ездить только общественный транспорт (и ничего, если теперь человеку надо добираться с пересадками).
      Замок считается самым молодым замком Европы. В 1939 году Альберт Шпеер бывшие императорские покои переоборудовал для Гитлера, как и многие интерьеры. В войну замок очень пострадал и его даже хотели снести, но на это не хватило денег. А сегодня это памятник культуры. Внутрь мы лишь глазком заглянули: там кинотеатры, выставочные залы, все вполне современно. Так что самые лучшие виды те, что снаружи)))

      Удалить
    2. Здравствуйте, Наталья!
      Есть в Краснодаре приложение Транспорт, но он охватывает только муниципальный транспорт, а многочисленные маршрутки и прочие остались без внимания.
      Да и это невозможно сделать,потому что, к примеру, в центре города бывают моменты, когда в течение минуты к остановке прибывают по 5-6 видов транспорта. А в час пик ...

      Удалить
    3. А, ну теперь все понятно. В Перми же весь транспорт общественный.

      Удалить
    4. Наташа, побывав в Перми я поняла, что вы живете хоть и в студёном, но комфортном для проживания крае. Если меня отсюда "разгонят", то я однозначно к ВАМ!

      Удалить
  2. Как красиво в Познани! Замечательный город! С удовольствием погуляла с вами, Галина Станиславовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна, я сегодня решила, что надо ещё в пост добавить фото и информацию. У меня редко такое бывает, когда что-то постоянно хочется втиснуть в рамки поста, что-то непременно уточнить)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Очень заинтересовал торговый центр.
    Это получаеся просто вот так взяли старую пивоварню, облагородили и приспособили под торговые места?
    Ну вроде как наш Тензоприбор?
    Скульптурки, конечно, замечтельные. Есть в них что-то живое.
    А сколько стоит недельный проездной на наши деньги?
    И как происходит расчёт?
    По количеству поездок или по дням?
    При пересадке с одного на другой трамвай приходится снова оплачивать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна.
      Бровар не просто облагородили, а облагородили в большой фантазией и мастерством. Мне особенно понравились его крытые переходные галереи, в которых вкусно пахнет выпечкой, продаваемой с лотков. В одном из холлов есть напольные шахматы. Магазины в целом не так уж приемлемы по ценам, но "свой" парфюм я себе купила дешевле, чем он обходится дома.
      Трамвайный билет не выбросила, так как идея тревел-альбомов, содержащих такие милые напоминалки, ещё нравится. Стоимость 40 злотых (на наши примерно 680 рэ, на двоих было 1360 рэ). Компостируется он один раз и действителен в течение недели, включая все пересадки. Но спальный район мы посещали всего два раза, когда ездили к сыну, а центр не такой уж большой: там и без транспорта можно. Деть даже шутил: "садитесь в трамвай и просто катайтесь, пересаживайтесь, уплачено".
      В центре самокаты очень привлекают: заплатил за определенное время и езжай. Но я в этом году в Питере попыталась (дети класса взяли самокаты, а я решила что ЭХ, И Я ПРОКАЧУСЬ), чуть не навернулась - НЕ МОЁ!

      Удалить
  4. Фото с кладбища сначала приняла за стоянку автомобилей)
    Пепелацу поверила. Подумала - ну значит, это по-польски в Кинд-Дза-Дза))
    Не улавливаю границы между правдой и вымыслом))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А оно и правда стоянка, только последняя стоянка в этом мире, которую родственники в День всех святых дружно навещают. Сын сказал, что суть не столько в том, что ты забежал "почтить", сколько в том, что если не забежал, то будешь у "соседей" назначен ̶р̶е̶д̶и̶с̶к̶о̶й̶ нехорошим человеком.
      О границе между правдой и вымыслом НЕ ПОНЯЛА! Тут все подлинное - пепелацы, кладбища, собаки (ох и много их в Познани).

      Удалить
    2. То есть пепелац это и есть пепелац?))

      Удалить
    3. Вот искала, гуглила, ещё во время визита у сына спрашивала - непонятная вещь. Никто и ничего о нём не ведает. Просто инсталляция? Но должен же быть в ней хоть какой-то смысл...

      Удалить
    4. И я сначала подумала о парковке машин, а уж потом прочитала. Красивый торговый центр, да и все вокруг. А вот в скульптурах и инсталляциях давно перестала искать смысл. Привлекает внимание? Да! Красиво и оригинально? Да! Ну и класс.

      Удалить
  5. Галина!Путешествую по твоим постам о Польше как по страницам журнала "Польша", фильмам! Интересно,когда пишет путешественник о житейских деталях, благодаря которым страна и люди становится ближе!
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, жаль, не о всем написать можно, что впечатлило. Ведь часто благоприятное мнение о стране складывается из мелких крупиц: разговоров, случайно подсмотренных сценок из жизни, просто бытового удобства.
      А на мемориальном военном кладбище "Цитадель" после Дня всех святых свечи горели и на могилах советских солдат, а не только на польских и английских. Казалось бы мелочь (зажгли свечку или нет), но то, как следят и чтут очень радует (правда, в наших новостных каналах видела совсем иного толка сюжет, почему решила и о "Цитадели" рассказать правду).

      Удалить
  6. Галя, как всегда, очено интересно. Дворец впечатляет. Спасибо, дорогая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, мне в городе понравились веселые собаки. Такое количество там занЯтных псов, выгуливаемых хозяевами, что не передать...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!