суббота, 2 марта 2013 г.

Математика и логика

    Периодически на уроках математики я предлагаю  ученикам решить логические задачи. Они всегда решаются ребятами с большим трудом и, успевающие по предмету учащиеся здесь не исключение. Вот несколько логических математических задач, задач на смекалку и даже дедукцию. Сразу размещать ответы  и объяснения не буду. Пусть немного сохранится интрига, как в хорошем детективе. Если кто-то захочет написать отзыв и свой вариант решения – буду благодарна.

Задача 1. Водомер.
   Как при помощи 5-ти литрового и 9-ти литрового ведра набрать из реки 3 литра воды?
Задача 2. Курицы-несушки.
   Три курицы за три дня несут три яйца. Сколько яиц снесут 12 таких же кур за 12 дней?
Задача 3. Поиграем в Шерлока Холмса.
   Мужчину находят убитым в его кабинете. Тело мужчины наклонено над письменным столом, в руке зажат револьвер, на столе лежит диктофон. Полицейские включают диктофон покойного и сразу слышат записанное на пленку сообщение: "Я не могу больше жить. Жизнь больше не имеет для меня никакого смысла...". После этого раздается выстрел.
Как Вы считаете, почему полицейские сразу поняли, что мужчина был убит?
Задача 4. Морской прилив.
   С борта парохода был спущен стальной трап. Нижние 4 ступеньки трапа погружены в воду. Каждая ступенька имеет толщину в 5 см; расстояние между двумя соседними ступень­ками составляет 30 см. Начался прилив, при котором уровень воды стал поднимается со скоростью 40 см в час. Как Вы считаете, сколько ступенек окажется под водой через 2 часа?
Задача 5. Отгадай число.
    Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и ту же букву. Что это за число?
Задача 6. Тёмная комната.
   В шкафу вперемешку лежат 15 носков черного цвета и 20 носков белого цвета. Какое минимальное количество носков необходимо достать (в полной темноте), чтобы из них можно было получить пару одного цвета?
Задача 7. Геометрическая задача.
     Двое соседей-дачников собрались построить мост через ручей, разделяющий их    дачные участки. Расстояние от ручья до домика каждого дачника разное, причем домик одного дачника располагается чуть ниже по течению относительно домика другого. Как построить мост через ручей, чтобы он отстоял на одинаковом расстоянии от обоих домиков?
Задача 8. Когда у Пети День Рождения?
    Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?
Задача 9. Двойной смысл.
   В каком случае, смотря на цифру 2, мы говорим “десять”?

18 комментариев :

  1. И что же ученики решают подобные задачи? Галина Станиславовна,а вы сами решаете или с подсказкой? Лично мне некоторые задачи кажутся алогичными.Например про Петю и его день рождения!

    ОтветитьУдалить
  2. Я стараюсь хоть раз в неделю предложить ученикам для решения такие задачи. Что касается Дня рождения Пети, то он приходится на 31 января. Значит 1 января нового года можно сказать, что позавчера (30-го) Пете было ещё 17 лет, в том же году ему 31-го ему исполнилось 18, значит в наступившем будет 19, ну а в следующем все 20 лет. Вот и вся простая арифметика и логика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да,просто когда тебе объяснили. Галина! А как развивать логику? Решать подобные головоломки или есть еще способы?

      Удалить
  3. задача 9. если чмсло 2 в двоичной системе счисления

    ОтветитьУдалить
  4. Да, в двоичной системе счисления двойка записывается как 10. Правда то, что про эту ещё одну систему записи чисел вспомнят мои ученики (а я им про неё рассказывала ещё в 5 классе), и я не думала. Поэтому особенно приятно, что откликнулись коллеги-энергетики. Спасибо Вам, Сергей, за ценный комментарий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А разве нельзя сказать, что (помимо двоичной системы) мы говорим "десять", смотря на двойку, когда следим за минутной стрелкой? Мне первым такой ответ в голову пришёл.

      Удалить
    2. Это и есть правильный ответ, здесь действительно надо было вспомнить о часах.

      Удалить
  5. 2/ задача ответ:48

    ОтветитьУдалить
  6. 9/задача ответ:когда смотрим на часы

    ОтветитьУдалить
  7. Третья задача, с трехзначным числом: Сто сорок семь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На странице "Занимательная математика и техника" есть пост с ответами на все предложенные логические задачи. Ответ 147 верный.

      Удалить
  8. Большая часть задач не логические, к сожалению. Напр., задачи 5, 7, 9.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, элементы логики присутствуют во всех задачах, даже в №7, которая заявлена, как геометрическая.

      Удалить
  9. Можно я попробую хотя бы примерно ответить? Спасибо.
    1. Простите уж, писать долго, но смысл в переливании из 9-ти литрового в 5-ти литровое ведро, чтобы в первом осталось 8 литров.
    2. 48, как уже было сказано
    3.Возможно, смысл в том, что запись после выстрела не продолжилась, т.к. кто-то выключил диктофон.
    4. скорее всего, ни насколько не погрузились, ведь корабль поднимается вместе с приливом. Ежели нет, тогда 3 ступеньки.
    5. 147 - и гадать не пришлось
    6. 3 носка вполне достаточно. Ну может быть и два, все-таки полная темнота, и цвета довольно трудно различимы (подвох ли?)
    7. Ставим напротив того дома, который дальше от реки, а может и нет :-)
    8. Может быть, Петин День рождения приходится на 31 декабря. А сегодня 1 января следующего года, тогда все нормально выходит. Петю жалко, в 2 раза меньше подарков :-(
    И, наконец, 9. С того момента, как я задумался над этой задачей, смотря на цифру 2 произношу 10 :)) Ну, несомненно, либо это циферблат, либо двоичная система счисления, как уже было сказано выше.
    Решал сам. Олег. 17 лет. *(-_-)*

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ответы на все вышеперечисленные задачи здесь .
      Олег, делаю вывод, что надо продолжить публикацию таких логических задач, они всегда пользуются популярностью. <-_->

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!