воскресенье, 1 ноября 2020 г.

Вспоминая лето: Коктебель, в гости к Волошину.

         


Скажу честно, что с творчеством Волошина знакома весьма поверхностно. Но тут нет ничего удивительного, ведь в годы моей школьной учебы труды этого поэта лишь потихоньку стали выбираться на поверхность из пыльных архивов, а творчеством Волошина, как художника, я восхитилась исключительно после этого коктебельского вояжа. Да и вояжа не было бы, если бы две дамочки (а ездила я снова с подругой Людой) не заскучали в культурной Феодосии, и не понесло их вперед, к Карадагу, к морскому бризу и приключениям.

Приключения начались на пыльной станции Феодосии, что у стен старинного городского кладбища. Согласитесь, начало уже впечатляет. Когда подкатил дребезжащий автобус, явно помнящий ещё времена расцвета Крыма времен СССР, мы втиснулись в ряды его пассажиров, своими продуктовыми авоськами ничем не напоминающих курортников. На «трясогузке» от Феодосии до Коктебеля минут 30 езды, но с заездом во всякие деревеньки будет побольше. Большим счастьем было, наконец, ступить на землю и устремиться по скудным указателям к вилле Волошина, как назвали бы сегодня подобный дом у моря.

Поселок Коктебель, имеющий столь звучное название и привлекший когда-то в эти места весьма неординарных личностей – поэтов и писателей, балерин и художников, музыкантов и востоковедов – не впечатлил совершенно. Причем не впечатлил настолько, что мы были рады тому, что не выбрали, как изначально хотели, его местом своей недельной дислокации. Жаркие улочки без тени, толпы курортников, без малейшего стеснения щеголяющие в купальниках по населенному пункту, африканские косички на каждом углу (заготовки для последних напоминали скальпы разных расцветок и на разные вкусы) – всё это не располагало к приятному времяпровождению.

В доме-музее Максимилиана Волошина нас снова ждало разочарование. Оказывается, что далеко не все комнаты можно посетить в удобное время, а в некоторые пускают заранее набранные небольшие группы. Группка «посвященных» странного вида, явно поклонников мастера слова, у музейной кассы записалась на другой день для посещения каких-то тайных покоев, а мы решили просто ознакомиться с тем, что предложат в ближайший час (ну не зря же тряслись в автобусе)

Кто же он, этот Макс?

Так кто же он такой этот Максимилиан, в дом которого спешат одновременно любопытствующие и скучающие, посвященные и просвещенные? Учитывая годы его жизни (1877 -1932) можно вполне считать Максимилиана Александровича Кириенко-Волошина эдаким счастливчиком, которого не коснулись напрямую лихие годы. Его семья избежала террора, он оставался до самой своей смерти владельцем имения у моря, в котором были не только комнаты для многочисленных друзей и коллег по цеху, но и собственная студия для творчества с предметами роскоши.




Родился Максимилиан в Киеве, после смерти отца воспитывался матерью – весьма эксцентричной дамой – Еленой Оттобальдовной. Вначале было обучение в московской гимназии, потом последовал переезд в Крым, к генуэзским крепостям и турецким развалинам, позже – снова Москва – обучение на юридическом факультете и ссылка за студенческие выступления. Семья вовремя уехала в Европу, подальше от волнений, где вчерашний студент почувствовал себя ошалевшим от европейской культуры. Он начал активно впитывать в себя всё западное, учиться живописи и даже, с согласия матери, заниматься оккультизмом. Именно в Европе появились его первые стихотворения и первые картины.

А что же Коктебель?

У меня нет цели пересказывать всю жизнь и этапы творчества Волошина, ведь те, кому надо что-то узнать о нем – узнают без труда. Давайте все-таки поближе познакомимся с виллой у моря и всем, что с нею связано.


В 1924 году Волошин, уже бывший известным в литературных кругах,  обращается к новой власти за содействием в создании своего «Дома поэта» на месте уже имеющегося у него дома у моря, где ещё при его матери Елене Оттобальдовне, которую чаще называли Пра, сдавались комнаты у моря внаём. Но теперь это стали бесплатные комнаты для творческой интеллигенции, которая испытывала при новой власти многочисленные лишения. В уютном по тем временам Коктебеле, в домике у моря и его пристройках, которых с каждым разом становилось все больше, за год бесплатно проживало от 60 до 600 человек. От проживающих требовалось лишь «любовь к людям и внесение доли в интеллектуальную жизнь дома». Свою коммуну Макс называл «Обормотником», и даже придумал устав проживания в данном сообществе. 


Здесь бывали Гумилёв и Ахматова, Брюсов и Бунин, Олеша и Цветаева. Кто- то позже хулил того, кто его недавно с теплотой принимал, но таких было мало, и как бы ни был важен их вклад в нашу литературу, оставим такой поступок на их совести, ведь большинство восхищались и приёмом в этом доме, и удивительными творческими встречами. А многие восхищались от одного вида Таиах.

Кто такая таинственная Таиах?

Ну уж эту реальную историю будто стырил режиссер при постановке всеми любимого фильма «Формула любви». Помните?.. Граф Калиостро, воплощение чувственных идей, мраморная статуя и попытка вдохнуть жизнь в холодное изваяние?..







Слева при входе в помещение мастерской, между двумя потрепанными диванами, находится копия скульптурного портрета египетской царицы Таиах. Волошин так влюбился в её образ (увидел в музее), что приобрел копию, которая навсегда поселилась в его мастерской. Друзья даже шутили, не хочет ли он узаконить свои отношения с Таиах.


Заходя сегодня в эту мастерскую, удивляешься сохранности экспонатов, что дошли до нас не сильно потрепанными, хотя место долгое время не было музеем и событий после смерти Волошина (1932) в этих местах случилось много.

Но тут снова везение! Последняя  жена Максимилиана, та, что ухаживала за его мамой Пра до самой её смерти, та, что помогала Максу в последние его годы жизни, скромная медсестричка Мария Степановна, была не из богемного круга. Она до последних дней пыталась вернуть супругу веру в будущее, которое с каждым днем преподносило новые сюрпризы. Ей это некоторое время удавалось, но сюрпризов от новой власти и бывших хороших соседей становилось так много (власти не верили, что комнаты у моря сдаются бесплатно и ругались; соседи верили, но тоже ругались, так как сами сдавали комнаты платно), что сердце мужа не выдержало. Ей досталась его коллекция картин, коллекция рукописей и бесценных артефактов. Она сохранила всё для потомков (причем даже в немецкую оккупацию) и сегодня эти бесценные архивы только начинают открываться. В наш визит от количества рукописей просто рябило в глазах.

Но больше всего впечатлили витрина с личными вещами и картины.




Фото картин из свободного интернет-источника

Эти акварельные картины, чем-то напоминающие полотна Рериха, немного объяснили и любовь Мастера к горам (а в Коктебеле вулканический Карадаг – просто супер массив), и любовь к равнинам Крыма. А удивительный профиль, словно вычерченный художником-природой в вулканическом грунте Карадага, настолько реалистичен, что становится понятным желание Максимилиана Волошина быть похороненным на скале с видом на Карадаг.



Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поёт в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.

6 июня 1918

******

P.S. Ну и напоследок… К вчерашнему празднику (31 октября), нашему,  Хэллоуину… Просто анекдот для поднятия настроения:

Сильно уставший мужчина прилёг отдохнуть на кладбище, завалился у могилки и уснул. Просыпается ночью, сориентировался, что на кладбище находится.

Смотрит, рядом могильщик могилу роет, думает: «Дай-ка я его напугаю». Нашел где-то белую простынь, накинул на голову, подходит к могильщику и страшно так кричит: — УУУУУУ

Могильщик копает... всем видом показывая, что ему всё равно. Мужчина обиделся и зашел с другой стороны, закричал еще громче и страшнее: — УУУ-УУУ-УУУ-УУУУУУ

Могильщик – ноль эмоций.

Расстроился мужичок, повздыхал и пошел к выходу из кладбища, даже простыню скинуть забыл.

Доходит до ворот, уже почти вышел, как вдруг сзади могильщик как даст лопатой по башке и спокойно так говорит:

— Гулять — гуляй, а за территорию не выходи…

 

С праздником!

23 комментария :

  1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Крым с некоторых пор стал более доступным для посещения, но вот у нас никак не получается побывать там.
    Хорошо, что Вы рассказываете об интересных местах.
    Виртуальные путешествия тоже интересны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна.
      Конечно, с постройкой моста Крым стал доступным в любую погоду, но я так любила паромы... Исчезла некая романтика самой дороги на полуостров.
      Давненько хочу снова посетить Ялту и её окрестности, но всё никак... Может хоть на каникулах удастся.

      Удалить
  2. Галя, жаль, что посещение Коктебеля у меня не случилось в живую этим летом, но хорошо ты рассказала и показала. Мне понравилось и в музее и снаружи. Спасибо за рассказ!
    Ха-ха-ха, за территорию не выходи :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, в музее было очень обидно, что буквально за дверью идет экскурсия, но нам туда было НЕЛЬЗЯ. Это для тех, кто записался заранее. Так что, если поедешь, имей ввиду! Объясняют такое малой вместимостью помещения и тем, что деревянный пол довольно ветхий и поток посетителей ограничен, пока его не отремонтируют.
      Да, почему-то думала, что в музее организуют прогулки на гору, к могиле Волошина. Но они даже намека не дали как туда попасть. Так что у меня тоже ещё все впереди)))

      Удалить
  3. Спасибо за экскурсию, Галина! В этом году очень много рассказов знакомых и про Феодосию и про Коктебель. Для меня эти места ещё неизведанные. И с творчеством Волошина знакома очень поверхностно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, в Крыму надо однозначно быть мобильным, иметь своё средство передвижения, иначе не охватить всех красот за короткий период пребывания. Даже не понимаю тех, кто в Коктебель или Феодосию приезжают только погреться на солнышке и поплавать в море. Так и хочется им сказать: "Эй, а всё остальное когда смотреть будете?")))

      Удалить
  4. Здравствуйте, Галина!
    Максимилиан Волошин - интересная фигура. Стихи его, конечно, читала.
    Вы, как всегда, находите такие интересные сюжеты, что голова кружится от счастья слушать, читать и рассматривать фото.
    В Крыму так и не была. Но если случится, то уж точно постараюсь посетить те места, о которых Вы рассказываете.

    Захотелось узнать о maman Максимилиана Волошина))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга.
      Я к любой поэзии отношусь с опаской, особенно той, что не воспринимается с первого прочтения. Поэзия Волошина именно из такого разряда. Но его акварели меня просто заворожили!!! Именно акварели, ведь работы маслом я видела в феодосийской картинной галерее Айвазовского, но щенячьего восторга "масло" не вызвало.
      А личность Волошина очень даже представляю, колоритный был дядька, недаром стольких к себе привлекал. Да и maman его этому способствовала, ведь сама была незаурядной дамочкой. Даже кажется, что не будь рядом такой Елены Оттобальдовны, и не случился бы феномен Волошина.

      Удалить
  5. Галина,
    спасибище за замечательный рассказ о жизни и творчестве Волошина.
    Признаюсь, его творчество оставалось для меня неизвестным, сейчас почитаю подробнее.
    Судя по фотографиям, весьма колоритный и интересный дядька.
    Аааа! Я открыла для себя "Киммерийскую школу живописи"! Век учись, как говорится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lena, мне дядька тоже понравился. Особенно то, как он радел за те крымские земли, в которых хозяйничал, как привлекал к Коктебелю и Феодосии своих друзей и сподвижников. Кстати, первый пляж для любителей ровного загара появился в Крыму именно при Волошине, именно в Коктебеле)))
      Из тех, кого причисляют к Киммерийской школе, знаю лишь Айвазовского (но я бы его вовсе выделила, как некий уникальный феномен), Волошина и Латри. В коктебельском музее собрано множество акварелей Волошина, я бы подобные пейзажи современных авторов с удовольствием повесила бы на стенку.

      Удалить
  6. Давно мечтаю побывать в Доме Волошина, если мы едем в Крым -то в Ялту. в основном, а оттуда Коктебель далековат. Да ичность он был уникальная - я много узнала о нем и вообще о Коктебеле, как месте пристанища советской интеллигенции из документальных фильмов сериала "Дачники", снятого Машей Шаховой. Они есть на Ютубе -посмотрите ( правда у Маши как у ведущей довольно своеобразный голос и манера говорить, это сразу, потом -привыкаешь)) И я тоже была удивлена тем, что такое удивительное место существовало при советсткой власти! Но сейчас, к сожалению, там все, говорят, довольно уныло. Но ничего, возможно, Коктебель еще ждут новые, лучшие времена.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Anais, голос Маши Шаховой мне знаком и её передачу "Дачники" смотрела с удовольствием. Увы, многие хорошие серийные программы сегодня ушли в небытие, замененные "всякими вирусами" и ток-шоу.
      Ялта - удивительное место, но туда от нас далековато. Это минимум неделю надо для визита (пара дней уйдет на дорогу в оба конца, ведь мы любим ездить медленно, разглядывая все на пути появляющееся).
      Уныло в Коктебеле как раз развитие курортной инфраструктуры, когда утеряна некая уединенность былого дачного местечка. И вряд ли в этом плане станет что-то лучше...

      Удалить
  7. В музее Волошина была, когда приехала в Крым на библиотечную конференцию. Выбрала из культурной программы как раз это место и не пожалела. Времена были,конечно, другие. Нам всё-превсё показали.Мне тогда очень запомнился какой-то свободный литературный дух в доме.
    Ну и отдыхающие в трусах и тогда дефилировали повсюду. Лопаты на них не хватает))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, но на могилу сводили вряд ли... Я, честно говоря, думала, что от музея нам чуть ли не выдадут выносливую лошадь, а она весело потрусит к вершине Кучук-Енышара. Но сонные смотрительницы и сонные от жары жители Коктебеля только разводили руками.
      Больше всего дом восприняла как художественную мастерскую: там столько тюбиков, красок, кисточек, такие виды вокруг - вот только БЕРИ И МАЛЮЙ!
      А курортников в Коктебеле столько, что пора некоторым присуждать памятные знаки "за взятие лежака" или "за отвоеванное место под шезлонгом".

      Удалить
  8. Никогда не могла посещать всякие музеи рядом с моерм, тем более в хорошую погоду. Море меня прямо затягивает. Когда я его вижу, мне уже всё равно, есть ли рядом достопримечательности.
    Интересная какая история. Мои прадед с прабабкой в тридцатые годы были в Коктебеле. Прабабушка в непмановском прикиде - шёлковом платье с приспущенной талией, прадед в уркаинской рубахе. Прабабушка сидит на камне и болтает ногами, а прадед держит её за руку.
    Тогда эта поездка спасла их от расстрела. Когда они вернулись, все их сёстры - братья, кузен и кузины были в лагерях, расстреляны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, вот это история! Живо представила эту пару, так ты их описала)

      Удалить
    2. В 30-е и в Коктебеле уже было не очень спокойно. Не знаю как отдыхающим, но к семье Волошина придирок от властей становилось всё больше.
      А пару я тоже представила живо!

      Удалить
  9. Спасибо за рассказ. Мало знаю про Волошина, такие работы интересные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, мне было приятно открыть для себя творческую личность, о которой ранее знала совсем мало.

      Удалить
  10. Галина,спасибо! Несколько раз погуляла, погуглила информацию! Какая сильная личность смогла сплотить вокруг себя единомышленников и дать приют! Удивительно,что это знаковое место сохранилось!
    А анекдот сделал мой день,смеялась и заразила смехом подруг. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, рада, что понравилась прогулка. Всё сохранилось благодаря усилиям жены Волошина и, возможно, некоторой удаленности местечка. Сегодня Коктебелю и его музею ничего не грозит (разве что пляж из-за наплыва курортников расположится под самыми окнами дома). А вот мыс Хамелеон (недалеко от Коктебеля) из-за оползней может стать совершенно недоступным. Спешим путешествовать!

      Удалить
  11. 1909 год. Коктебель, дача Волошина и любовный треугольник Гумилев, загадочная Черубина де Габриак, она же поэтесса Елизавета Дмитриева, и сам хозяин Волошин. Ссора, переросшая в дуэль. Самая последняя дуэль на Черной речке.
    Я бы очень хотела посетить это место Волошинскую дачу. Тем более, что об этой троице уже как-то писала, так меня впечатлила эта история. Вот тут: http://neskuchayka-5.blogspot.com/2019/12/blog-post_8.html?m=1
    Галина, спасибо за рассказ. Есть к чему стремиться)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, да, я читала тогда у вас о Черубине и на экскурсии по музею нам рассказали вкратце о моментах той мистификации и о дуэли.
      В музее очень много уникальных фотографий. Там и первая любовь Волошина - Сабашникова, и мистичесая де Габриак. Фото многочисленных гостей, фото местных красот... Особенно интересно, конечно, будет знатокам творчества мастера, но и случайным посетителям, вроде нас, было очень увлекательно.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!