понедельник, 6 февраля 2017 г.

Москва (заключительное), или как попасть в Оружейную палату и не отморозить нос.


Часть IV – предисловие к визиту в Оружейную палату.

Я уже говорила, что в последний московский визит фотоаппарат при -28 работать отказался (пришлось выбросить батарею), а купить новую не получилось, ведь все специализированные фото-магазины благополучно пребывали в глубоком праздновании. Вот в таких расстроенных чувствах на третий день мы пошли в Кремль. Билеты на обзорную экскурсию с посещением всех соборов и Патриарших палат забронировали заранее, а вот попасть в Алмазный фонд и Оружейную палату можно, отстояв приличную очередь. Точнее, две очереди. Минут через пятнадцать монотонного стояния, Очередь стала знакомиться. Ещё через пятнадцать минут было признано, что «все мы люди» и должны друг другу помогать, а потому периодически отсылать некоторых, особо замерзших, отогреваться в сувенирный магазин. Такого аншлага, как в те морозы, сувенирная лавка, видимо, давно не видывала. Её хозяева, заподозрив злой умысел некоторых отмороженных граждан, стали просить освободить помещение всех, кто бесцельно слонялся по заведению. Но народ у нас грамотный и быстренько смекнул, что надо взять в руки какой-нибудь путеводитель и делать вид, что хочешь его приобрести. Помнится в один из визитов в магазинчик я, не имея под рукой очков, схватила путеводитель на японском, который с интересом листала, «вчитываясь» в иероглифы.
В итоге полуторачасового перебежничества по маршруту «очередь №1 – очередь №2 – сувенирный магазин» мы стали счастливыми обладателями билетов в Оружейную палату. Алмазный фонд выделил небольшую квоту на посещение, но нам не повезло…
Этот день был самым солнечным, но и самым морозным. Через Троицкую башню идем на территорию Кремля, изредка делая снимки на телефон. 

Скоро и на телефон снимать не хотелось, ведь даже в карманах шубы руки не хотели отогреваться.

Кажется, экскурсовод заметила общее состояние группы и предложила продолжить рассказ об истории страны в кремлевских соборах. Историю о них уже наметила написать, но все-таки в сопровождении своих фото, тем более, что визит в Москву снова наметила. А вот рассказ об Оружейной палате, где фотографирование строжайше запрещено, все-таки хочу предложить читателям, использовав замечательные фото с официального сайта Палаты, собственные комментарии и информацию из путеводителя В.С. Гончаренко и В.И. Нарожной. Если интересно, то идем…
Часть V – Палата.

Охранник Палаты, лишь взглянув на мужа, быстренько его подтолкнул к WC, посоветовав хорошенько потереть нос холодной (!) водой. А нос был наполовину белый… В памяти моментально всплыли рассказы по TV об обморожениях и «весёлых» способах борьбы с ними, включающих, в том числе, натирку щёк/носов снегом. Изнеженные тёплыми температурами, мы и подумать не могли, что инструкции телевидения понадобятся в реальности. Минут через пять, мой красноносый и счастливый от этого муж, был готов к знакомству с прекрасным.
В рассказе упоминаю лишь о некоторых понравившихся экспонатах, заставивших немного вспомнить историю.
Знакомиться с сокровищами лучше, так сказать, по нарастающей: от древнего к более современному, от простого ювелирного украшения к шедевру данного вида искусства, от безымянных старинных кафтанов до кафтанов «с историей». В первом же зале второго этажа глаза остановились на Бармах из знаменитого рязанского клада. Русь, XII век, золото, драгоценные камни.

У этой витрины задерживаются многие. В голове не укладывается, как мастера 12 века могли создавать такие шедевры, используя скань, зернь и технику перегородчатой эмали. Кажется, что все это появилось на Руси намного позже. И каково это было двум крестьянам в далеком 1822 году на земле рязанской вот так взять, да воткнуть удачно в землю лопату. Кожаную сумку с кладом они передали своему барину, тот – губернатору. Губернатор доложил Александру I о находке, после чего клад был передан в Эрмитаж на хранение, а исследовательская группа выехала на место находки. Что сказать – счастливая судьба!
Несколькими веками позже, в XVII веке была создана вот эта крышка для раки царевича Дмитрия.

Сама рака погибшего в XVI веке царевича была похищена во время войны 1812 года (и кому понадобилась?), уцелела только эта крышка, изготовленная в мастерских Московского Кремля по заказу царя Михаила Федоровича. Таких уникальных вещей сохранилось всего три, две других – крышка раки Кирилла Белозерского (в Оружейной палате) и крышка раки Александра Свирского (Санкт-Петербург).
Некоторые шедевры Оружейной палаты хотелось рассмотреть в мельчайших деталях. Под возмущенные окрики смотрительниц, мой любопытный нос, упираясь в витрину, пытался понять, как же такое можно создать.

Эта суповая чаша была выполнена в Санкт-Петербурге в 1737 году (Серебро, золочение, скань). Выглядит, как изящная вазочка на кружевной салфетке. Почему-то подумала, что через 30-ть с небольшим лет после основания города, в нем уже было все для изготовления таких удивительных вещиц.
К чаше – супнице добавила бы (как будто коллекцию собираю) вот этот сервиз мастера И. Блома все из того же 18 века, принадлежавший Императрице Екатерине II и ею же подаренное Потемкину золотое блюдо.


На Блюде (золото, чеканка, литье, резьба) длиной в метр Императрица вручила фавориту шпагу за взятие Очакова, а сервизом изначально пользовалась сама.
 Продвинувшись к веку девятнадцатому, на витринах все чаще встречаем знакомые названия фирм. Фаберже! Вряд ли найдется человек, никогда не слышавший или не видевший шедевры фирмы своими глазами. Однако, фирма не была неким монолитом, поглотившим в себя всех прославленных ювелиров того времени. Некоторые первоклассные художники умудрялись открыть свои собственные мастерские и принимали заказы на изготовление изделий от фирмы Фаберже (вот вам и малый бизнес). Таким был и крестьянин-самоучка Михаил Евлампиевич Перхин. Если речь идет о пасхальных яйцах Фаберже, то с большой долей вероятности на самых изысканных из них вы увидите логотип мастерской М.Перхина. Вот, к примеру, яйцо с моделью поезда с использованием золота, платины, оникса, скани, литья и эмали. 1900 год. Поезд заводился ключиком и складывался в яйцо.

А как вам «Память «Азова»» с моделью крейсера? Эту красоту создали с мастерской Перхина в 1891 году из золота, платины и гелиотропа (зеленая основа – это и есть этот красивый минерал).

Больше всего же понравился вот этот простой одуванчик. Фотография не передает того ощущения, как это ювелирное чудо напоминало настоящий воздушный комочек.

От витрины с иранским оружием через гербовую решетку попадаем в уникальный зал.

Здесь хранятся доспехи русских воинов XII XVII веков. И как ни ценны эти «безымянные» кольчуги, но всегда является большим достижением, когда удается установить их принадлежность конкретной исторической личности. Поэтому первая витрина, куда ведет наш аудиогид (не сказала изначально, что мы и таким обзавелись, тем более, что в Оружейной палате он бесплатный), содержит уникальный шлем князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского).

Шлем из железа и серебра, изготовленный оружейниками XII века, князь зарыл в землю после поражения в битве за право княжить во Владимире. Кто же его нашел? Естественно те, кто работают на земле. И в этот раз не обошлось без крестьян, а точнее крестьянки. Шестьсот лет спустя после битвы шлем, изрядно испорченный временем, был найден. Его дальнейшая судьба, как и у рязанского клада, счастливая. Попав в умелые руки, он был отреставрирован, и сегодня является одной из жемчужин коллекции музеев Кремля.
Шлем царя Михаила Федоровича из стали, золота и драгоценных камней, работы «отца» русских оружейников Никиты Давыдова, ещё одна из таких жемчужин.

Интересно, что по преданию, этот шлем принадлежал Александру Невскому, и задачей мастера была лишь реставрация и достойное его украшение.
Идем дальше? Петровская эпоха. Именно с этого времени к нам все чаще стали заглядывать гости иноземные, в надежде заключить выгодные контракты на вывоз/поставку товаров многочисленных. И как тут обойтись без презентов ко Двору? Витрины  музея, именуемые «Посольские дыры», просто завораживают мастерством искусства иноземных ювелиров. Опять же покажу лишь то, что заставило остановиться среди этого великолепия. Барс (их в коллекции 2 штуки), серебро, золочение, 1600 год, Англия.

Высота этой кошки почти метр. Техника исполнения мастеров конца династии Тюдоров – начала династии Стюартов изумительна. Кстати, кошек невозможно было представить в их прямом предназначении – украшении стола: то ли  столы нынче измельчали, то ли все-таки великоваты хищники.
Посольские дары Швеции. Кубок работы гамбургского мастера в России был принят, хотя само посольство Швеции отвергнуто. После захвата Швецией польских земель, посольство государства не имело успеха у своего северного соседа.

Нюрнберг! Этот кубок – кораблик не оставляет никого равнодушным. Какая гравировка  и золочение по серебру!  Вряд ли его применяли по назначению – таким можно только любоваться.

С XVII века все чаще ювелиры начинают обращать внимание на природные материалы, искусно добавляя к ним традиционные золото и серебро. Янтарь, слоновая кость, горный хрусталь и особенно хрупкие раковины требовали большого мастерства от мастера. Может быть, потому так невелика коллекция этих работ в Оружейной палате и так хочется её рассмотреть в деталях.



После ослепительных витрин с золотом и серебром как-то блекло изначально смотрятся витрины с фарфором. Секрет его, тщательно скрываемый китайскими мастерами, был в Европе разгадан почти одновременно в трех странах: в саксонском Мейсене, французском Севре и в России. Уникальность вот этого сервиза, называемого «Олимпийский», не только в том, что он выполнен на тончайшем фарфоре, расписан вручную, причем ни один из рисунков не повторяет другой. 


Сервиз украшал праздничный стол во дворце Тюильри во время бракосочетания брата Наполеона и принцессы Вюртембергской. Чуть позже сам Наполеон подарил его Александру I.
Приглашаю теперь прогуляться на первый этаж, на мой взгляд, самый интересный! Всегда удивлялась, как же могли сохраниться до наших времен костюмы, изготовленные много веков назад. Вот, к примеру, платно (вид одежды, которую имели право носить только цари) с бармами Петра I, дошедшее до нас из XVI века в таком виде, как будто его сшили только вчера.

А вот его же европейский костюм. Предположительно сапоги и трость царь сделал собственноручно.

Глядя на платья наших императриц, особенно обращала внимание на … талию. Посмотрите, каким худеньким воробышком в Россию прибыла великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая грозная императрица Екатерина II). Из подслушанного от экскурсовода: «Она была таким заморышем, что после венчания коронацию немного отложили, чтобы привести великую княгиню в более презентабельный вид».

А вот её коронационное платье. Кажется, что старания немного начали давать плоды.

Для сравнения платья (талии) двух предшественниц Екатерины – Екатерины I (жены Петра I)  и Анны Иоанновны.



Последняя российская императрица Алиса Гессенская (как-то трудно её назвать русским именем) была дамой очень изящной, что можно видеть по её коронационному платью.

И раз уж речь зашла о коронации, то подойдем к, пожалуй, самой главной витрине Палаты – витрине с шапками Мономаха. Именно так, во множественном числе. Попытаемся с ними разобраться. Шапкой Мономаха венчались на царство все цари до Петра I. Как нам известно, Петр стал царем одновременно со своим старшим братом Иваном. Даже трон для этого события на две персоны (он один такой в мире и демонстрируется тоже в Оружейной палате) был специально изготовлен. Ивану, как старшему, надели шапку Мономаха,

 а для Петра изготовили вторую, попроще, именуемую шапкой «второго наряда».

Царствовал в итоге Петр, но он никогда не надевал первую шапку Мономаха, ведь её можно было надеть один раз в жизни, на церемонию коронации. Для других торжественных случаев изготавливались похожие головные уборы. Вот этот венец, называемый Казанским, по преданию принадлежал Ивану Грозному и был изготовлен в Москве после взятия Казани.

При Петре I Россия стала Империей, и коронационные шапки заменили коронами. Одна из таких, корона Анны Иоанновны, представлена в этой же витрине (немного жутковато смотрится огромный турмалин в основании креста).

И последний зал, где за каждым нашим движением следили бдительные охранники – зал экипажей XVI XVIII веков. Многие из представленных экспонатов, от грубых колымаг и потешных возков до шедевров каретного искусства, дошли до наших дней без единой реставрации.
Колымага – подарок Борису Годунову от английского короля Якова I.

Карета Елизаветы Петровны, подаренная ей прусским королем Фридрихом II.

Шикарная летняя коляска Екатерины II – подарок Григория Орлова. В этом экипаже уже предусматривалось все, чтобы прогулка по проблемным дорогам того времени была вполне комфортной.

***********************
Казалось бы – три дня в столице, да при морозе, а впечатлений много. Фотоаппарат получил выговор и был снова быстро приведен в строй. Обещал, что такое больше не повторится. А в Москву ездить нужно и можно, но только неспешно и самостоятельно. И только самым интересующимся она откроет свои, скрытые от суетной толпы, тайны…
***********************
Но самое главное, что всегда забываю сказать - как же здорово снова оказаться дома. Зеленый кузнечик компании S7 Airlines привез замороженных граждан в Краснодар. За бортом +7, при вылете было - 28, так и получилась эта разница в 35 по Цельсию.





16 комментариев :

  1. Как же вы выжили при таком апокалипсисе?!)
    Ужас! Даже для меня в городах сложно переносить мороз. Там как-то в несколько раз холодней,чем в провинции)
    ну тольуо что ради такой красоты можно потерпеть)

    Как нос у мужа?
    У меня до сих пор отмороженный кончик чует похолодание)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мы все перебежками, перебежками... От собора к собору, от музея к магазину.

      Думала,что раз вовремя растер, то и проблем нет. Стало быть нос мог стать неким индикатором погоды.

      Удалить
  2. Галина Станиславовна, даже не верится, что за 3 дня можно столько успеть... Сокровища Оружейной Палаты впечатляют каждый раз, привыкнуть невозможно. А вот миниатюрные платья и туфельки цариц поразили меня при первом посещении, уж больно никак не связывались они с картинными изображениями их обладательниц:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, у меня теперь мечта - попасть в Грановитую палату. Экскурсии туда проводятся крайне редко, потому очень трудно подгадать, не проживая в Москве.

      Удалить
  3. Как летит время))) Сейчас я пыталась вспомнить, сколько же лет назад я все это видела? 30-35))) Нда...Кстати, тоже именно зимой, и очень морозной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я была в Палате школьницей, получается, что тоже лет 35 назад. Тогда ничего в голове не отложилось. Видимо, всему свое время.

      Удалить
  4. Галина,

    Какие платья были у царицы!
    Я просто над ними "зависла" ;)

    Думаю, что отмороженные нос и руки стоили того! К какой исторической странице России вы смогли прикоснуться!
    Здорово!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, бродили по залам до вечера, но все равно посмотрели экспонаты достаточно бегло.
      Помню, как в Вене восторгалась платьями императрицы Елизаветы (Сисси), но только дома узнала, что они восстановлены по картинам и фотографиям. Здесь же все подлинное!

      Удалить
  5. Ответы
    1. Не зря мерзли. Жалко, что не достались билеты в Алмазный фонд, хотя понимаю, что посмотреть все за один день нереально.

      Удалить
  6. Галина,
    в черновиках висит третья часть прогулки по Германскому Национальному музею и там, что - оружие, доспехи и платья.)
    По порядку, -28 это, конечно, что-то с чем-то.
    По опыту знаю, что необходимо максимально двигаться, иначе - крышка. При холодрыге, выстраиваю маршрут таким образом, чтобы каждые 20 минут можно было отогреться в церквях. В ином случае, энергия уходит не на восприятие, а на выживание.)
    Касаемо одежды.
    Платье Екатерины Великой - маленькое, по причине того, что ей всего 15 было, да и приехав в Россию, ухитрилась подхватить совершенно аховое воспаление лёгких. Надежд не было никаких, практически. Она в дневниках писала, что очень похудела, подурнела, вытянулась. Тем не менее.
    Что Екатерина I, что Анна Иоановна, были дамами крупными, многократно рожавшими, да и под 40 им было. Очень интересно, вот как изменилась мода за 30 лет.
    Алиса Гессенская, ну да...не самый лучший подарок Германии - России.( Хотя, немцы её отчасти идеаллизируют, мол, ну такая мученица, дальше некуда.(
    Кстати, если не ошибаюсь, корона Анны Иоановны, самая богатая из существующих на сегодняшний день. Неплохая компенсация за вдовство и прошедшую в Митаве, молодость.)
    Бармы Старой Рязани, невероятное по красоте и мастерству изготовления, оплечье. 12 век, обалдеть просто!
    Кафтан и камзол Петра Великого. Вот уж кто не гнался за золотыми позументами и блестящими цацками. Трость отличная, немного напоминает его знаменитую дубину, но та - в кунсткамере хранится, если не ошибаюсь.
    Кареты красивые, но почему-то, вновь вспомнился возок Петра.)))
    В общем, здорово.) Спасибище за отличный отзыв, есть над чем подумать.

    ОтветитьУдалить
  7. Lena, воспоминания Екатерины читала очень давно, потому многое забылось. Но платье слишком узкое даже для худенькой пятнадцатилетней девушки. Просто не представляю, как в этот корсет может поместиться человеческая талия (может фото не так передает это?)
    Самая богатая корона, наверно, все-таки Большая Императорская Корона, которая хранится в Алмазном фонде. Недавно сделали её копию, но невозможно повторить в точности ту, старую огранку алмазов, так как сейчас премудрости ювелирного искусства шагнули далеко вперед.
    Сапоги прошиты грубыми нитками,так что очень похоже на то, что мастерил не профессионал.
    А вот про дубину ничего не слышала. Если буду с классом в Питере (собираемся летом), то в Кунсткамеру точно пойдем, тогда и уточню.

    ОтветитьУдалить
  8. Ну вот.. Кто-то по жаре, а кто-то по морозу Москву покорял..)
    Я вот только не поняла про билеты в Оружейную палату.Мы без лишних хлопот через интернет билет заказали. Очень удобно! В Алмазный фонд мы тоже не попали. Решили, что в следующий раз)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, мы гуляли по Москве в новогодние каникулы. На эти дни нужно было заказывать билеты хотя бы осенью. Мы же собрались сумбурно: сегодня дома, а через пол дня в самолете. Ближайшая возможность бронирования была на 11-ое число, когда надо было выходить на работу.

      В Алмазный билеты закончились прямо перед носом (я уже и деньги достала). Значит тоже в следующий раз.

      И по мне, так лучше жара, чем холод. Нам привычней!

      Удалить
  9. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Я была там летом, в жару. Вот такие крайности: Вы в ужасный холод, я - в ужасную жару. На этом самом месте, к Троицкому собору, везла своего сына на коляске. Устали, но я очень люблю гулять по Кремлю.
    Удивительно: очереди на экскурсию в Кремль?! Так долго?! Вот уж удивительно! Очереди-то есть, вот только так долго ждать в Москве я уже давно не привыкла. Странно, как Вы в такой мороз там выстояли... Мы в это время дома отсиживались)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Извиняюсь, что не ответила сразу, Светлана Николаевна.
      Вам можно быстро преодолеть ограничивающее расстояние, и даже экскурсия в Грановитую палату вряд ли проблема. А нам приходится сталкиваться с такими жуткими явлениями, как очередь. Но в очереди стояло много иностранцев (японцы, французы), значит что-то не до конца продумано в плане бронирования билетов, ведь как-то не хочется подозревать тех же японцев в неумении что-то бронировать.
      Надеюсь, что зарубежные гости столицы в Кремль все-таки попали, иначе приходится только сожалеть о недополученных впечатлениях при столь дорогом визите.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!