суббота, 22 ноября 2025 г.

Александро-Невская Лавра: для чего туда поехала и что в результате увидела

            Собственно пост надо было назвать иначе – Некрополь XVIII века – ведь именно эти фото и будут здесь присутствовать, хотя я действительно поехала в Лавру не для того, чтобы посмотреть некрополь (видела и до этого не раз). Просто посетив в эту поездку Эрмитаж, а точнее Концертный зал Зимнего дворца, не обнаружила на привычном месте внушительной серебряной гробницы Александра Невского.

            


    Да, знала, что её собирались передать церкви, но увидеть в красивом и теперь пустом зале только картинку прежнего монументального сооружения и табличку о передаче его в Лавру, была не готова. Церковь настаивала, чтобы гробница Александра Невского – уникальное произведение ювелирного искусства эпохи «елизаветинского барокко» была возвращена для хранения мощей князя, ведь и создавался весь комплекс не для экспонирования в музее. Комплекс гробницы включает серебряный саркофаг, деревянный ковчег (ковчег вставляется в саркофаг), две декоративные группы воинских трофеев, два напольных светильника, большую пятиярусную пирамиду. Далеко не всё там выполнено из серебра, есть и деревянные каркасы, но в целом монумент смотрится серебряным полностью. Дискуссия по поводу передачи длилась долго, да и памятник ювелирного искусства, созданный при Елизавете Петровне, требовал масштабной реставрации. Учесть ещё, что именно музейные работники не раз спасали гробницу после революции, когда её просто хотели переплавить, так и вовсе непонятен сам вопрос о переезде её из стен музея. Предлагалось создать точную копию, и передать её в Лавру, но на это не нашлось нужных средств (тут вопрос просто с большой буквы: чьих средств.?, церкви или тех, государственных, пополняемых за счет наших налогоплатежей?).



Извлечение деревянной раки с мощами из серебряной. 1922 год.

            Итак, что имеем. В музее – картинка и табличка о том, что экспонат передан Александро-Невской Лавре в безвозмездное временное пользование на 49 лет (с возможностью продления) и находится в Благовещенской церкви Лавры на втором этаже. Читала, что вроде бы даже температурные условия для хранения специалистами созданы (представила, сколько «вбухано» в это денег…). Значит надо ехать, чтобы посмотреть что там и как. Учитывая, что здесь я показала не свои фото, а фото из свободного источника в Сети, то можно догадаться, что ничего я не увидела. Вход на второй этаж был перегорожен верёвочкой с надписью, что началась служба (на первом этаже) и на второй никому нельзя. Расстроилась, что потратила время на дорогу и ничего не посмотрела. Снова скакать к метро и искать что посмотреть в оставшееся до закрытия музеев время было неразумно. Так что вспомнила про находящийся на территории Лавры некрополь.




Про Е.А. Кочубей написано много слезливых комментариев. Умерла, мол, в 27 лет, пятерых детей в младенчестве при этом похоронив. Но на кладбище имеются надгробия детей с интересными датами рождения, некоторый из которых свидетельствуют о рождении деток в один год, но в разные месяцы, а другие о рождении детей уже после смерти мамы. Что-либо внятное узнать получится, только если спросить у компетентных служащих некрополя, т.к. в Сети только глупые переписки кем-то придуманных историй.


    

         Просто покажу фото, почти без комментариев кому установлен памятник. Дело в том, что кладбище и правда очень старинное, я бы даже сказала – «перенаселенное». Надписи на памятниках иной раз отсутствуют вовсе, а кое-где стёрлись до нечитаемого состояния. Даже на могиле жены Пушкина (по второму браку Ланской) едва можно что-то прочитать, но я знала местонахождение этого семейного захоронения Ланских.


            Какой-то шарм во всём этом нагромождении мрамора всё же есть. В отличие от Литераторских мостков, о которых недавно рассказывала, в этом некрополе иногда присутствуют оградки, которые ещё больше мешают читать и так часто нечитаемое.








            Одна эпитафия мне безумно нравится. Впервые, когда я её прочитала, будучи ещё школьницей, решила непременно записать в блокнотик (для чего – сама уже не помню). Но всякий раз, проходя мимо, снова останавливаюсь и читаю (написание эпитафии оставила таким же, как на памятнике):

Прохожiй ты идёшъ, но

ляжешъ такъ какъ я

присятъ и отдохни –

на камнѣ у меня

сорви былиночку и

вспомни о судьбѣ –

я дома… ты в гостяхъ –

подумай о себѣ 

Некоторые памятники этого некрополя являются кенотафами. Напомню, что кенотаф – захоронение без самого захоронения. Как так случилось? Да просто многие лютеранские некрополи после революции приходили в ужасное состояние, разрушались памятники известным людям. Кое-что, когда в стране одумались, что надо бы сохранить бесценное, решили перенести в такие музеи скульптуры, которым вполне можно считать некрополь Лавры. Так, сюда перенесено было с лютеранского участка Смоленского кладбища надгробие математика Леонарда Эйлера (не оригинальное, воссозданное в граните).


Прогуляйтесь виртуально – посмотрите. Кстати, на что обратила особое внимание, так это на отсутствие знаков препинания на старинных надписях. Вот тут вопрос к знатокам… Запятых разве в 18 веке не было и правила переноса по слогам не существовали?..







Скульптор Мартос

Скульптор Шубин


7 комментариев :

  1. Попробовала оставить комментарий в посте о Литераторских мостках, но что-то не получилось. Посмотрим сейчас. Была в некрополе Александро-Невской Лавры в самом конце семидесятых. Все было заросшее кустами и протоптаны тропинки к знаковым захоронениям, к которым водили экскурсии. С тех пор так и неудосужилась побывать, жалею. Спасибо за рассказ! Как всегда, интересно и содержательно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, рада видеть.
      Я в Лавре часто бывала, когда школьницей и студенткой гостила у тёти. От её дома до Лавры несколько кварталов, что на "молодых" ногах преодолевается запросто.
      Экскурсии и сейчас водят, но я же спонтанно... Потому сама пробежалась. Да ещё и усыпальница Лазаревская была закрыта, это там, где Шереметевы, в т.ч. Прасковья Ковалёва-Жемчугова, Ганнибал и прочие известные... Так что гулять по СПб можно много и всякий раз находить для себя что-то новое или забытое старое:))

      Удалить
    2. Так хочется в Питер! И он рядом, а вот всё никак - то одно, то другое. Завидую. А себе говорю: вот ужо!

      Удалить
    3. Марина, рядом конечно, но в пик сезона билеты на электричку не купить. Наверно и в праздники такое же наблюдается (сталкивалась). А ещё время тех ласточек неудобное. Если ехать, то только с остановкой в отеле. Да, в этом году у меня случилось заехать в ваши края, но с приключениями. Ещё напишу...

      Удалить
  2. Думаю, что грамматика (особенно пунктуация) могут не иметь ничего общего с принятыми в то время канонами написания на памятниках. К примеру, даже сейчас в печатной продукции существуют свои правила оформления текста.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если плиты цельные, как на одной из фоточек, то всегда стараюсь прочитать написанное (иногда даже удаётся). Но там под ногами столько их разбитых. В своё время плитами старыми дорожки вымостили в этом некрополе. На таких уже даже отдельных слов не разобрать.

      Удалить
  3. тоже не понимаю этого новомодного - "отдать церкви" ...за сохранность переживательно...да и в музеях все же много больше людей увидят, чем в закрытых вторых этажах...к Троице сейчас тоже - в очереди надо стоять, чтобы подойти...печально

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!