четверг, 31 августа 2017 г.

České dráhy - Чешские железные дороги.

С Днем блога всех, кто к такому Дню причастен!
Я сегодня публикую очень негуманно длинный пост, но поверьте, что чешские «железки» (České dráhy) и вокзалы стОят того, чтобы им уделить особенное внимание. Планируя рассказы о посещенных городках и замках Чехии, я хотела начинать посты с того, как приобретались билеты, с каким комфортом можно на пригородных поездах перемещаться, какие условия есть для получения скидок, да и просто как не уехать на юг, когда тебе надо на север. Последнее неудивительно, ведь при посадке билет никто не проверяет. Но потом подумала, что фотографий вокзалов, поездов, информационных табло у меня набралось много, а значит можно и отдельный пост «настрочить».  Итак, Главный вокзал Праги (Hlavní nádraží). Расположенный в центре города, этот трудяга круглосуточно обеспечивает сообщение между большими и малыми городами самой Чехии и между Чехией и другими европейскими странами.

От нашего отеля до Hlavní nádraží было всего минут пятнадцать веселым шагом с горки. Как это здорово, зная, что отправление твоего поезда в 8:00, уже в 7:00 забежать к шведскому столу, спешно проглотить все, что в такое время влезет, и бодренько, натыкаясь на моющие тротуары машины, пробежать в направлении золотой птички, гордо следящей за доверенной ей территорией.


Эта башенка с часами украшает здание исторической части вокзала, практически не используемой (билетные кассы и платформы расположены ниже). К красивому отреставрированному холлу не ведут указатели, но каким-то образом некоторые одинокие туристы и сюда забредают, восхищаются, фотографируют. Здесь довольно тихо и вся вокзальная суета как бы в стороне.




Всего один пролет на эскалаторе и уже совсем другая атмосфера. Люди, чемоданы, собачки, запахи кофе, привлекательные огни магазинов и непременные табло с расписанием. Но это место ожидания поезда, а нам ещё надо за билетами. А значит снова вниз (на траволаторе)…



Вот они, билетные кассы чешских дорог, куда надо спуститься за езденками (jízdenka).



 Два года назад сотрудники кассы с трудом нас понимали, а в этот раз порадовали знанием… русского. К хорошему быстро привыкаешь. Мы уже не пытались выдавливать из себя непроизносимые чешские слова, закинули в недра памяти элементарный английский и, подходя за билетиком, лишь спрашивали можно ли говорить по-русски.  Н-да, забыли лишь до того момента, пока один из братьев-славян за информационной стойкой не выдал, что не мешало бы нам учить английский. Чувствовалось, что русский он вполне даже понимает, а английским владеет хуже. Свою информацию мы все-таки получили (у другого специалиста), но в голове стала зреть коварная мыслишка. Вот так бы подкрасться к нему и затеять диалог между собой (на чистом русском) о полном служебном несоответствии «вон того дяди в форме».  Думаю, что «дядя» прекрасно понял бы суть, но времени на разработку всех деталей коварного проекта не было. Инцидент с «непониманием» стал единичным, ведь в самых дальних уголках Чехии, куда русские туристы приезжают не так часто, да и то лишь с экскурсионными автобусами, мы всегда находили того, кто нам поможет и подскажет. И языковой барьер никогда не будет помехой, если есть желание общаться! Проверено…
Билеты на дальние направления покупают с местами, к этим кассовым окошкам очередей нет. А мы всегда становились в длинный «хвост» к кассам пригородных сообщений. И, несмотря на такую длину, «хвост» минут за 7-10 становится «головой». Групповые билеты в оба конца сразу дают путешественнику существенную скидку. Вот думаю, если 2 человека для Чехии – это уже группа, то что же тогда троеJ?..
Кассиру надо непременно указывать конечный пункт путешествия, желание в этот же день вернуться (туда и обратно, спатечни).  А дальше предстоит творческий процесс выбора на табло литеры поезда: R, Os и  EC, что очень важено для обеспечения комфорта поездки. Osobní vlak (Os) – пассажирский поезд на близкие расстояния, делающий остановку на всех промежуточных станциях. Скорее всего в нем не будет сидений первого класса и шикарных WC-удобств, в которых можно устроить мини-дискотеку. Но и те, что предоставляются, поверьте, очень комфортны.




Rychlík (R) – скорый поезд в основном по территории Чехии, останавливающийся лишь на крупных станциях. С местами (не вагонами) первого класса, питанием (по желанию) и возможностью бронирования места.

И, наконец, конфетка - EuroCity (EC). Поезд повышенной комфортности, обслуживающий международные маршруты. В Брно мы ездили именно на нем (Прага – Будапешт), а вот обратно возвращались обычным скорым.


Особенно примечательно, что в вашей езденке (jízdenkaне будет указания времени отправления поезда и его литеры: нужное вы выберете сами по уровню комфорта и удобству расписания. Понятно, что скорым доехать лучше, но если его надо ждать минут сорок, то вполне можно обойтись и пассажирским составом, особенно, если он уже стоит на платформе. Автоматически езденки продаются II класса, а за первый можно доплатить в самом поезде.

Если до поезда ещё осталось время, то можно прогуляться к платформам. 



Не поднимись мы на первую из них, не увидели бы примечательного памятника…

Вездесущие китайцы, проследовавшие за нами, подбежали с вопросами об истории возникновения этой необычной скульптурной группы. Мы ответили, что «люди, мол, не местные» и знать ничего не знаем. Как же теперь жаль, что на тот момент и правда ничего не знала, какой удивительной личности этот памятник посвящен.
О том, кто такой Шиндлер, знают многие. А о том, что в Чехии был свой «Шиндлер» - далеко не все! Сэр Николас Уинтон (Nicholas Winton), этот «британский Шиндлер», работая перед Второй мировой в Чехии, сумел до оккупации Праги (в 1939-м) эвакуировать в Англию 669 детей еврейского происхождения, спасая их от гибели. По Британским законам нельзя ввести в страну ребенка, если ему негде жить. Николас Уинтон решал все вопросы с проживанием в приёмных семьях, вкладывая, в том числе, и свои средства.  Списки этих детей с адресами приёмных семей спустя много лет после войны (в 1988-м) обнаружила его жена, ведь сам сэр Николас никогда не делился даже с родственниками воспоминаниями о тех страшных днях.

Несколько поездов с детьми благополучно добрались до Англии. Но лишь последний, намеченный на 1 сентября 1939 года так и остался на платформе. Началась Вторая мировая, границы были закрыты, а 250 детей из этого поезда так и пропали где-то в жерновах этой всемирной катастрофы. Сегодня «дети Уинтона» занимают многие значимые посты в Соединённом Королевстве. «Тихий герой», как его ещё называют, скончался в 2015 году в возрасте 106 лет, а благодарные чехи всегда приносят к памятнику цветы…


Часто добраться до нужного места можно лишь с пересадкой. Все эти тонкости уже учтены в купленных билетах с указанием конечной станции. Пересадочные вполне комфортны… На таких станциях можно хоть немного почувствовать себя «обычным чехом», пристально рассмотреть «что сейчас у них носят» и «как они общаются».


Но бывают и незапланированные случаи. В тот день, когда все мировые СМИ вещали об урагане в Чехии, мы поехали в замок Кршивоклат. Вдруг, на какой-то станции, табло поезда стало предупреждать о возможной пересадке. Ну да… Сейчас чешский выучим и поймём в каком направлении двигатьсяJ.  Но и тут нам пришли на помощь. Мужчина средних лет решил взять шефство над «понаехавшими» и объяснил, что в связи с неожиданным ремонтом дороги нас с поезда пересаживают в автобусы. Последние не приходится ждать. Они уже стоят на станции пересадки! Автобусы перевезут до того узла, где ж/д снова действует. Здесь снова быстрая пересадка и уже новый состав мчит вас к конечной точке маршрута. Что удивило? Пунктуальность и четкость. Заявленное в езденке время в пути (без незапланированных пересадок) в точности совпало с реальным временем (с пересадками). И ещё удивляют неравнодушные люди. Спасибо тому чеху с прекрасным русским, что сошел перед станцией «Кршивоклат», помог нам с пересадками и подсказал как ехать обратно. Кстати, обратно уже не было пересадок, дорогу починили.
Особым бонусом пересадок является то, что можно не только осмотреть запланированный замок, но и увидеть незапланированный город. Так было у нас при прогулке в Конопиште, когда удалось немного побродить по улочкам городка Бенешов (Beneshov), оценить местные вывески (чешский часто радует).
Нет, отравиться в продуктовом вряд-ли получится, даже при особом желании:)

А "позор" - всего-то "внимание".






заскочить в местные магазины и вкусно пообедать в местной кафешке, заплатив за полноценное пропитание столько, сколько в Праге заплатили бы за одну колбаску.

Путешествие на автобусе обходится дешевле, но комфорт и удобство чешских железных дорог заслуживает некоторой доли переплаты. А если вас целых две персоны и вы хотите вечером снова гулять по улицам Праги, то переплата станет совсем неощутимойJ

21 комментарий :

  1. Галя, с праздником! Честно скажу - пока просто картинки посмотрела,но обязательно вернусь ив се внимательно прочитаю.
    мы какие-то нетипичные блогеры, правда? Километровые посты, тщательное изучение темы, старательность и качество)
    Но пусть так и будет. да, мы такие!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, с праздником!
      Когда спрашивают о каких-то поездочных передвижениях, то часто жалею, что не помню многих, кому-то нужных мелочей. А так вот записала и всегда скинула ссылку тем, кому НАДО!
      Не все же с экскурсиями кататься, можно и так, в неизвестность...

      Удалить
    2. Вернулась. Перечитала.
      Про Уинтона видела видеосюжет,а теперь вот вспомнила в связи с твоим рассказом.
      Сразил вокзал. Это же храм,а не вокзал)
      Еще раз скажу,что вы молодцы - все спланировали, были самостоятельны и взяли все,что хотели)

      Удалить
    3. В историческую часть вокзала из его недр, где, собственно, билеты и платформы, должны ездить эскалаторы, но они не ездят. По ним люди просто так ножками топают, как по лестнице. Может это многих останавливает, и верхняя часть выглядит такой безлюдной и величественной:)
      Про сэра Уинтона узнала впервые, потому так поразила эта история и тот факт, что о ней здесь (в Чехии) не забывают.
      Если кататься с Главного Вокзала, то я смело возьму на себя роль экскурсовода по вокзалу, помощника в покупке билетов (главное попасть на "нашего") и проводника к электричкам и поездам. Принимаю заявки:))





      Удалить
  2. Чехи радуют, неоднократно мне попадались общительные, желающие подсобить или просто потрындеть "за жизнь". Один такой делился воспоминаниями на тему, как в России бабули целую иконы и удивлялся: "Как так? Это ж антисанитария!" :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Потрындеть" в этот раз мне попадались не чехи, а переселенцы с Украины. Пытались вокруг меня политику разводить, но мой "швейцарский" нейтралитет всегда политику останавливает, едва она только на горизонте появляется:))
      А чехи милые, общительные и... очень высокие. Последнее меня, с собственным внушительным ростом, всегда радует:))


      Удалить
  3. Тоже люблю на поездах перемещаться. Отличный пост, вернусь еще раз спокойно перечитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Чешские поезда - это нЕчто! Учитывая виды за окном во время непродолжительных поездок, считаю их внушительным бонусом к самостоятельному путешествию.

      Удалить
  4. Галина,
    скажу сразу, в плане железных дорог -система, идентичная немцам. Один к одному, бюджетные RB-региональные с остановкой у кажого камня и RE- остановка в городах-середнякам, EC- евро сити, столицы...а, есть еще ICE-интер сити экспрессы, скоростные, но, пока только 6 государств связывают. Так что, разобралась быстро.)
    За Николаса Уинтона, отдельное спасибо, уже открыла страницу.
    А вообще, очень нужный пост, информативный. Озаглавить бы его еще дополнительно, типа - железная дорога в Чехии, помог бы многим, считаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lena, а я уже название дополнила. Но в поисковике находит и с тем, что было:))
      С поездами в Чехии все понятно, а автобусами пользоваться (даже при экономии) не хочется. Я, как говорят, на этих "железках" не одну "собаку съела".
      Уинтон - фигура в истории необычная. Я не понимаю, как можно было так долго хранить молчание о том, к чему он был причастен. Ведь, получается, что если бы не расхламление английского чердака, то уникальный случай со спасением детей мог бы так и не стать достоянием общественности.

      Удалить
  5. Спасибо за напоминание о празднике. В суете последних дней забыла обо всем. Я, в отличие, ЧУМработницы, пока только прочитала, что-то фотки не грузятся, опять кабельный МТС шалит. Очень хочу увидеть памятник, установленный на перроне в честь Николаса Уинтона. Знаменитая личность в истории, заслуживает внимания

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, с Днем знаний.
      Памятник скоромный, но притягивающий взгляд. Живые цветы придают ему некий торжественный и, одновременно, скорбный вид. Причем это чувствуется даже, если ничего не знаешь о том, какому событию памятник посвящен.

      Удалить
  6. Галя, прочитала все до последней буковки:) легко и интересно... с праздником!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, уже с двумя праздниками - Днем блога и Днем знаний. А как же хочется ещё остаться "в летнем состоянии"...

      Удалить
  7. Галина Станиславовна, с 1 сентября, с Новым Учебным Годом!
    Поезда на московские похожи. Понравилось, что можно доплатить в поезде, а у нас такое неслыханно. Сдерут в два-три раза больше типа штрафа, но зато многие владеют английским, если что.
    Помню, девушка из Чехии слушала, как мы по-русски говорим, а потом сказала, что кое-что понимает. Славяне же))) А некоторые их слова и правда забавно для нас звучат. "Позор" в старославянском означал "зрелище", может, потом в чешском переквалифицировался во "внимание"? Вот бы не подумала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, с праздником!
      В чешский поезд можно сесть и без (!) билета и заплатить в вагоне. Учитывая большой процент законопослушного населения, вас никто не обвинит и не возьмет штраф, ведь и правда случаются ситуации, когда времени на "отстоять очередь" просто нет.
      "Позор" часто выглядит смешно: когда в местах, где активно курсируют трамваи, а неразумные граждане хотят перебежать через пути, неожиданно прямо на асфальте натыкаешься на надпись "Позор!", то поневоле становишься чуточку послушным:))

      Удалить
  8. Галина,

    А я и не заметила, что пост был длинным! ;)
    Как же это интересно-открывать для себя неизвестную страну! :)

    Я тоже люблю выискивать интересные словечки в иностранных языках. В Польше и Чехии-это сплошное удовольствие! ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, открывать страны - это наше ВСЁ! Маме привезла шампунь, в состав которого входят okurky, так она чуть не обиделась:)).
      "Салат из "окурков" тоже представляется весьма экстравагантным, хотя на деле оказывается обычным нашинкованным огурчиком с маслом.
      Ни в одной potraviny не отравились, а только оценили качество местных деликатесов. Правда, чаще ходили в большие супермаркеты.

      Удалить
  9. С большим удовольствием прочитала, так интересно и не занудно написано!))
    Когда я была в Чехии, нам рассказывали, что их "позор" произошел от позорного столба. У нас устаревшее значение этого слова похоже - вид, зрелище (причем, относительно недавно - в 19 веке)))). Тоже обожаю копаться в родственных и не только словах =)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Екатерина, чем больше катаюсь самостоятельно по этой стране, тем больше чувствую, что мне в обычной жизни не хватает этих дорог, этого многоголосия на всех языках, этих часто смешных слов, которые понимаются, порой, лишь в "третьем чтении":)) Надеюсь, что все остальные интересности скоро смогу описать!

      Удалить
  10. It is a beautiful building and the golden Hawk is great to see.
    Also inside the building is the station very beautiful.
    Very nice to show you more than just the station building itself. Nice and interesting information :-)
    Greetings, Helma

    ОтветитьУдалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!