пятница, 6 июня 2014 г.

Об экзаменах в сравнении...

Честно говоря долго думала стоит ли писать об экзаменах в школе…

Слишком серьезное это испытание, а ведь от результата так много зависит!

Вспомнила, как сама в первый год после окончания школы, несмотря на великолепный аттестат, не смогла поступить на дневную форму обучения в выбранный ВУЗ. Причина – самое банальное волнение. Правда и фамилия моя в те годы начиналась на букву Ш, так что в экзаменационную аудиторию я заходила последней, бледная, на дрожащих ногах… Узнав, что не поступила, я расстроилась и решила штурмовать вершину на следующий год. Но, чтобы не тратить  время даром, и не растерять свои неплохие знания, решила пойти поучиться на вечернем отделении совсем другого ВУЗа (как оказалось, этот выбор был очень правильным). Снова экзамены? Легко! Шла на испытания, высоко задрав нос. На билет ответила одной из первых, решив задачу, с которой несколько недель назад мне не удалось справиться. До сих пор помню глаза экзаменатора, который поинтересовался причиной выбора выпускницей именно вечерней формы обучения и услышавшим от меня, что не попала я на дневную.

Год пролетел быстро, сессии сдавались легко и всегда на отлично. И снова удивленные глаза…  Глаза декана факультета, когда в конце года студенточка приходит и забирает (совсем!) документы! Как? Все сессии на 5!? А студентка снова решила попытать свои силы на экзаменах на дневное отделение. ВУЗ был выбран окончательно  - только Политехнический институт (год вечерних занятий показал, что учебное заведение очень достойное), а специальность (энергетик), зная мои интересы, подсказали родители. Как я поступала второй раз? Учитывая год обучения в институте, я даже не заметила, что сдавала какие-то экзамены. Несмотря на то, что по собственному желанию я уже не числилась студенткой, волнение отсутствовало совершенно. Итог – поступление и завершение через пять лет Политеха с красным дипломом.

Итак, в моей жизни именно волнение сыграло свою роль. Но я считаю, что все, что делается – всегда к лучшему. Неизвестно, как бы сложилась жизнь, если бы  удалось поступить с первого раза…

А как же сдают сегодня экзамены выпускники? Пост и интригующим названием «В пижаме и с сосиской»  в блоге «Pelageya, русская американка» просто заставил прибегнуть к сравнению. Советую почитать и сравнить именно саму обстановку на экзамене. Не знаю, так ли на самом деле происходит в выпускных классах американских школ, где можно явиться на экзамен, в удобной пижамке, завернувшись в любимый пледик, а попутно прихватить ириски от экзаменаторов. Хотя с психологической точки зрения человек лучше всего покажет свои знания именно в привычной обстановке.
Какова же обстановка на экзаменах в наших школах? Нет, в пижамках наши дети, конечно, будут себя чувствовать менее комфортно, чем в школьной форме. Исключений лишь единицы! Не прижилось в России вольное отношение к форменной одежде, что только приветствую. К процедуре сличения своей персоны с фотографией в паспорте многие ребята относятся настороженно, а ведь у многих за плечами заграничные турне и обычные авиа-перелеты. Что там дальше по списку? Пледики? Не знаю почему, но с большим удовольствием решаю задачи именно дома на диване, закутавшись в плед, чем в школе за столом.  Неужели в этом шерстяном куске материи таится некий сгусток подпитывающей энергетики? J Ириски… Ну, здесь вопрос ставится весьма серьезно: если экзамен длится более 4 часов, то учащегося положено накормить, а если 3 часа 55 минут, то кушать будешь уже дома. На самом деле редко бывают случаи столь длительного выполнения экзаменационной работы. Однако, просидев пару часов в аудитории в качестве организатора экзамена, я поняла, что пара ирисок (сосисок..) совсем не была бы лишней… У ребят же в распоряжении только те бутылки с водой, которые разрешено приносить на экзамен. Так и хочется посоветовать родительницам вместо водички дать детям более калорийный сок.
Учитывая особую секретность содержимого всех экзаменационных материалов, в этом году для обеспечения информационной безопасности введено использование металлоискателей при допуске выпускника на экзамен и камер наблюдения со звукозаписывающим устройством. Что касается металлоискателей, то поверьте – «звенит» почти ВСЕ! Ремни, молнии, пуговицы, жвачки (последние, только, если завернуты в фольгу). А на камеры буквально со второй минуты нахождения в аудитории просто перестаешь реагировать, хотя у учеников, возможно, совсем другое мнение.
Вывод – наши экзамены далеки от комфорта и их результат очень часто далек от реального «попадания» в оценку знаний, данную учителем. Хочется закончить словами героини С. Чиаурели из фильма «Ищите женщину»: «Я не объясняю – я констатирую»…А точнее, я просто сообщаю об увиденном (что не является разглашением сверхсекретной информации), а объяснять уже не в моей компетенции…

P.S. А как хочется рассказать об интересных решениях задания №26 в 9 классе… Ведь кому-то напоминание о  редкой теореме может помочь успешно сдать ГИА (ЕГЭ) в следующем году :) Может быть не всегда информационный вакуум оправдан?..

20 комментариев :

  1. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Сравнение, оказывается, не в нашу пользу! Это моё мнение. Да, экзамен - ответственный момент в жизни каждого выпускника, но экзамен должен быть праздником:)))
    Всё равно удивляюсь: как же можно детям сдавать экзамен в таких жёстких условиях, словно в камере, под особым наблюдением.
    Я сегодня сдавалась со своими девятиклассниками! Ноги-руки дрожат, сердце непонятно где находится. И дети после экзамена выходили не в адеквате. Разве так можно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый вечер. Пост возник именно потому, что сегодня сидела на экзамене по русскому языку в аудитории, а Татьяна в своем блоге именно сегодня опубликовала свое "мягко-пушистое" наблюдение об особенностях экзаменационной жизни в такой далекой стране.
      Надеюсь, что ваши ребята справились. Уровень сложности экзамена был вполне приемлемым, вот только помягче бы с нашими ребятёнышами...

      Удалить
  2. Галина,

    У меня об экзаменах остались не очень приятные воспоминания. Тоже очень волновалась. И учительница математики меня не любила, поэтому "красный" диплом в школе я не получила, благодаря ей ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну вот, всегда в итоге математик виноват ;)

      Удалить
  3. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Я тоже с интересом и удивлением прочитала и сравнила... Во время экзаменов в процессе учёбы в университете практически не волновалась. :) Нет, конечно, волновалась, но в сравнении, по воспоминаниям, со школьными - это были пустяки. Безусловно, в пижамах мы не приходили, но было всё равно какое - то ощущение свободы. А перед школьными экзаменами я не могла заснуть, а в пять утра, как помню, чтобы успокоиться, брала свою собаку и отправлялась на прогулку в лес - жили в то время в воинской части... Волнение и сейчас меня сильно дезорганизует! Даже не знаю, то ли это всегда, когда впервые в жизни, то ли действительно атмосфера школы особенная. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Екатерина Андреевна. Наши ребята сдают экзамен в непривычной обстановке чужой школы, под взгляды чужих преподавателей, зная, что каждый шаг фиксирует камера. Не очень комфортно...:-O
      Интересно, как бы я сама написала работу по математике, скажем за 9 класс, да ещё зная, что от результата зависит многое:-O

      Удалить
  4. Галина, а я в четверг сидела на математике в аудитории. От впечатлений мне всё смешнее и смешнее ( я уже не первый год в этих "загадочных"аудиториях нахожусь), но веселее не делается.
    Кстати, у нас разрешается детям не только воду пить, можно шоколад, чем они и пользуются.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, но шоколадки же "звенят"...:)
      Пусть ваши дети получат хорошие баллы, ведь работа была не самая легкая (по рассказам наших выпускников), а ваше участие в проведении мероприятия целых три года теперь будет достоянием истории (именно столько хранятся записи на пленке.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Галина Станиславовна. Я второй год в наблюдателях "хожу". Тоже хотела написать пост о своих наблюдениях, но какой-то он хмурый получится... Поэтому пока молчала. Но у Вас выскажусь.
    Во-первых, какую же степень недоверия показывает государство детям этими придуманными правилами!
    Во-вторых, постоянная ходьба: то руководитель ППЭ что-то занес организаторам для подписи или заполнения, то технический специалист через каждые 15 минут проверяет, работают ли камеры, то кому-то в туалет срочно приспичило... В этих условиях у меня мысль бы пришла и ушла вместе с входящими-выходящими.
    В-третьих, из сел (от 5 до 90 км!!!) к нам в школу свозят детей. Здорово придумано, что экзамен длится 3 ч. 55 мин.! Только не учли, что сельские дети с 6 часов на ногах. И неизвестно, была ли у них возможность поесть дома. А о нашим дорогам проедешь полчаса, протрясешься на кочках, аппетит сам собой нагуляется.
    Да в этом году еще погода ужасная - очень холодно: так неуютно в классах. Я несколько раз про свой плед вспоминала))) А деткам еще и думать приходится в таких условиях...
    Пойду читать рекомендованный Вами пост. Спасибо, что дали возможность высказаться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Петровна. Отвечу по прядку.
      В нашем крае схема проведения экзамена уже отработана до автоматизма. Насчет входящих-выходящих... В связи с тем, что были апелляции от детей, недовольных этими хождениями, во время экзамена никаких проверок камер и подписывания бумаг не бывает, даже в аудитории организаторам практически запрещено передвигаться и то рекомендуют мягкие тапочки. (абсолютно серьезно!)
      Детям, живущим далеко от ППЭ, очень трудно. В этом году приехали сдавать русский язык ребята из поселка, расположенного в нескольких км от города и попросились в туалет (рядом с ППЭ туалета нет), но пустить их организатор не имела права. Так и ждали до начала линейки, затем окончания проверки на входе...
      Вот только погода у нас пока очень комфортная - ни холодно, ни жарко (ни пледы, ни сплиты не нужны). За окном птички носятся... Вчера, чтобы не заснуть в аудитории, где установилась полнейшая тишина, наблюдала за шкодной вороной за окном...:) Дети же три (!) часа работали.
      А пост Татьяны я перечитала два раза, так не верилось, что все на полном серьёзе!

      Удалить
    2. Ах, как мы ждем тепла!
      Еще добавлю к своему накипевшему. За последние годы мы вырастили довольно безответственное поколение. У нас как-то не принято об этом говорить, но так оно и есть... (Меня побьют после этого комментария...) Можно учиться (читай: не учиться), а ЕГЭ тебе помогут сделать, и ты еще и в вузе займешь чье-то бюджетное место, поучишься-помучишься полгода и бросишь, потому что головушка отвыкла учиться... У нас такие случаи не редки...

      Удалить
    3. О безответственности поколения хоть и не говорят, но все это понимают. Видела занятную картинку с подписью "Наш девиз непобедим: Мы не учим, но сдадим!"
      Я, конечно, за честную сдачу, ведь и правда в ВУЗах с первого курса большой отсев именно этих липовых многобалльников...То, что обязательный экзамен по русскому языку необходим, понимают все, а вот математика... Мне кажется, что её просто необходимо сделать экзаменом по выбору.
      P.S. Слышала от учителей, что хотят заменить обязательную математику на историю. Откуда такое предположение? Неужели правда?

      Удалить
  6. Строгости (я бы даже сказала, террор), связанные с экзаменами, в частности, ЕГЭ, обусловлены особенностями отношения к ним у нас в России. Сколько казусов и нарушений! И здесь уже менталитет российский и канадский, в случае с Татьяной-Пелагеей.
    Кончено,хотелось бы пледик, но в него можно завернуть столько шпаргалок)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Шпаргалочная тема - особый разговор. Сколько детской выдумки, сколько ухищрений, какие изумительные фасоны и аксессуары: галстуки с молниями, чудо-манжеты и т.д., и т.п. И почему учитель всегда все видит? Вот смотрела я, казалось бы, на ворону в окне, но видела все, что происходит в аудитории.
      Так что лучше, чем учитель, готовивший ученика в течение нескольких лет к итоговым испытаниям, не примет экзамен никто: тут уж точно не помогут шпаргалки и ученик получит то, что заслуживает. Увы, это в прошлом...

      Удалить
  7. Привіт Галина,
    Завжди захоплююче час для студентів, коли іспити повинні бути зроблені. Але є в даний час стає все більш до уваги, як студенти працювали протягом усього року. Таким чином, результатом підсумкового іспиту є не тільки визначає кінцевий успіх диплома. Принаймні, так що тепер в Нідерландах.
    Удачи для дітей!

    З повагою, Марко

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hi Marco,
      Students in Russia are only those who have successfully passed the final test in school. But surrender it is possible only to those who are psychologically prepared.

      Удалить
  8. Ой ... немного трудно для меня блог, что я не могу помочь;-)
    Без сомнения, поможет :-)
    Привет, Helma
    ***************
    Oops ... little hard for me blog that I can not help;-)
    No doubt there will help :-)
    Greetings, Helma

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hi Helma,
      Yes, it's complicated when comparing system examinations in different countries.

      Удалить
  9. Поступил в ВУЗ и теперь не понимаю, почему так когда-то боялся того же ЕГЭ. Лучше сдавать при тотальном контроле, но осознавая, что все зависит лишь от твоих знаний, чем волноваться из-за субъективного характера оценки знаний отдельным преподавателем, которого заранее не "зарядил" (не дал взятку).

    А проблема ЕГЭ и вообще многих экзаменов в том, что к ним порой не так готовят. Нас очень долго пугали этим ЕГЭ (как только он начал вводиться в крае). Именно пугали...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Sergio, мой сын тоже стал студентом, когда ЕГЭ только вводили в крае. Он абсолютно не боялся, но перед ним и не стояла задача непременно получить наивысшие баллы и прорваться в институт. Получив средний результат, сын сдал дополнительный творческий экзамен при самом ВУЗе и поступил!
      Сейчас сама психологическая обстановка на экзаменах далека от идеальной, и тяжелее всего приходится тем ребятам, которые все годы в школе добивались хороших результатов. Их не пугать надо, а успокаивать и придавать уверенности в себе! Так что все меняется...:)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!