Добрый день всем! Если кто-то меня потерял и вдруг искал, то отчитаюсь, что несколько дней из жизни выпали по причине планирования/бронирования, что в нынешних пандемийных реалиях норма, ведь слишком много приходится предусматривать/выискивать/вычитывать/разнюхивать. Нашла-разнюхала-напсиховалась-успокоилась… Хочу сегодня рассказать об очередном посещении крепости КЕРЧЬ, но, так как писала о ней во всех подробностях, то решила просто показать свежие фото, плюс присовокупить свежие мысли о её состоянии (текста мало, дабы в такую жару не заморачиваться исторически):
Исторического было много:
Крепость Керчь и её тайны. часть 1 читать>>
Крепость Керчь и её тайны часть 2 читать>>
Крепость Керчь и её тайны, Виленский люнет часть 3 читать>>
* *
*
К знаменитому фортификационному
сооружению отправились старой дорогой, подъехали, но охрана сказала, что теперь
сюда хода нет. Вернуться надо было немного назад, и свернуть на накатанную
грунтовку. При этом совсем рядом ведутся грандиозные работы по прокладке дороги
вполне цивильной. Вопрос к местным:
- Давно работы ведутся? Когда планируют закончить дорогу к крепости?
- Дык, давно уже. Такие деньги были выделены, а посмотрите, какая
куцая дорога получается. Стоянка для машин, так и вовсе носовым платком на
ковре смотрится.
Да, стоянка и правда рассчитана на
пару-тройку автобусов и полторы машины. Двухсторонней дорога не смотрится вовсе,
а для разъезда встречного транспорта нет мест разъезда. Учитывая, что справа по
пути к крепости обрыв и море, то картина маслом не очень (пока!) комфортная.
Будем ждать…
* * *
В Крепость, как и раньше, попасть самостоятельно
нельзя. Раньше мотивировали тем, что территория огромная, не до конца
изученная, много опасных маршрутов с неожиданными провалами. Мол, если хотите
стать очередным привидением крепости, то милости просим через потайные лазы, да
в самовольное путешествие. Сейчас добавили к прИсказке перед санкционированной
прогулкой, что «не все разминировано: шаг влево, шаг вправо – и БАХ!». Да, не все
потерны до конца изучены, многие засыпаны (и что в них – неизвестно), но по основным
дорожкам уже давно можно смело ходить. Ежегодно в крепость съезжаются волонтеры
и профи, которые по квадратам продолжают исследование крепости, устраняя белые,
неизученные пятна на её карте.
* * *
Штат сотрудников (не из числа военных)
здесь довольно мал: десяток с копейкой энтузиастов. И экскурсоводы они, и
исследователи, и научные сотрудники. Интересно было услышать, что крымское окончание Крымского моста предполагалось
соорудить именно здесь, на мысе Ак-Бурун,
в самом чреве потайной крепости. Данное творение Тотлебена реально не
просматривается ни с моря, ни с воздуха и пришлось выдержать натиск чиновников,
приехавших с проверкой… о существовании крепости. Звучит бредово? Но именно так
нам описал экскурсовод ситуацию с тем, что все-таки мост развернули в другую
сторону. Теперь мост стоит там, где ему
теперь и стоять, а крепость там, где ей придется доживать…
* * *
На большой территории крепости можно
выбрать разные маршруты. Тот, что удалось посетить, был не столь красив в плане
фотографирования известных крепостных сооружений, но интересен в плане новых
открытий. Я впервые услышала, что в крепости довольно долго базировался
дисциплинарный батальон Черноморского флота – довольно страшное учреждение со
своими законами и порядками. Сотрудники музея-крепости рассказывают о тех
историях, которые им сообщают туристы – бывшие черноморцы из того батальона,
приезжающие теперь на него посмотреть. Я не фотографировала эти бараки и эту
обстановку… Как-то грустно там даже не от развалин, а от самой истории… Ну,
разве что радужное фото дамочки на входе в «тёмное» во всех смыслах место…
* * *
Всех, кто в крепость заходит впервые,
тянет на фотосессию со знАковыми её объектами, красивыми даже спустя столько
лет после постройки. К примеру, эти ворота: вот в каких бы ракурсах вы их не
засняли, всегда задумываешься о гении Тотлебена, создавшего «невидимую крепость»,
придав ей эдакое изящество.
А сооружения менее знАкового масштаба… Думаю, каждый поймет по фото, что за заведение на нем показано. Но и тут инженерная мысль: чем просто сидеть, так лучше сидеть и общаться. А для этого лучше «сиденья» разместить полукругом.
А казармы… Ну, разве не прелесть?.. Воображение аж разгорается, что можно тут соорудить сегодня, да с современными технологиями…
* *
*
Собственно, к последней фразе и
последний комментарий. О дальнейшей судьбе крепости сегодня ходят разные слухи.
То, что ею заинтересовались – неоспоримый факт. То, что признали культурным
объектом, не подлежащим разграблению – ещё один фактище. То, что денег на
сохранение объекта в удобоваримом (а не аварийном) состоянии надо много – факт в
квадрате. Версию создания здесь тематического отеля, так сказать «с погружением
в историю» вроде отмели. Денег на исследование надо очень много, не до этого
сейчас… Не будет ли поздно что-то сохранять, когда будет принято решение о
сохранении и статусе?..
Только сегодня разговаривали с вернувшейся из Крыма коллегой. очень хвалила дороги, но удивилась плачевному состоянию местного Дома культуры под Феодосией.
ОтветитьУдалитьИ тут мы хором: Сначала мост, – потом культура))
думаю, до всего руки дойдут, и крепость восстановят.
Ирина, в наст.момент реально хороша только трасса ТАВРИДА: реально по ней летишь, за обгоны не беспокоишься, покрытие великолепное, освещение супер. Она и создана для того, чтобы быстро преодолеть на машине большие расстояния. Для меня, правда, есть важные минусы: исчезло прежнее очарование красивейшей дороги с её видами (степь да степь кругом, впервые попавший сюда даже удивится "А где знаменитый КРЫМ?"), очень мало остановочных пунктов с биотуалетами, НЕГДЕ даже воды путешественнику купить - только в города заезжать.
УдалитьКрепость никогда не выполняла своей функции, для которой её создавали. Это считается большим плюсом для ЛЮБОЙ КРЕПОСТИ. Как же надо было напугать потенциального противника созданным сооружением, что он в ту пору, когда его использование было актуальным, сдрейфил сюда даже сунуться.
Восстанавливать её никто не будет, но вот законсервировать, сделать безопасной и создать нечто такое, что видела в старинной крепости в Познани вполне можно!
Здравствуй, Гала.
ОтветитьУдалитьИнтересные места.
Их, по идее, туристы не очень "жалуют"...
Но ведь это - частичка истории.
Меня тоже удивило, что такие территории простаивают.
Что касается дорог, то, как мне кажется, их сделали не для того, чтобы местным жителям было удобнее, а для того, чтобы мАасквичам комфортнее было добираться до "собственных особняков".
Ведь практически всё побережье сейчас принадлежит им...
Добрый день, Ирина Валерьевна. ТурЫст турЫсту рознь: для одних Крым - море и фрукты, для других - место, где сохранились прекрасные особняки/виллы XIX века, для третьих - военная история, для четвертых и вовсе крымско-татарская трагедия.
УдалитьВ нашей экскурсионной группе попалась дамочка с накачанными губёхами, которая все время мужу шептала, что "нечего тут смотреть", а, обращаясь ко всем, "когда это все закончится". Но экскурсовод - мастер своего дела - в самом конце спросил, куда ещё желаем попасть (т.е. время там не строго регламентировано), так все захотели "продолжения банкета", а фифа хотела вернуться назад. Так как самостоятельно гулять там нельзя, то вся группа ждала... пока фифу выпроводят из крепости и уже потом пошла досматривать недосмотренное.
ПыСы. Мне было жалко мужа этой дамочки, ему явно не хотелось уходить.
Галя, как здорово, что вы путешествуйте по Крыму. Я в Керчи не была, читаю у тебя и рассматриваю фото. О-о-о, сооружение менее знАкового масштаба мне понравилось… И инженерная мысль о том, что лучше не просто сидеть, а сидеть и общаться мне тоже понравилась :)))
ОтветитьУдалитьНаташ, у нас на Крым так, короткие набеги. Путешествием это не назвать. Для меня путешествие - это когда отключаешь все мысли о работе, и только и думаешь о новых встречах/открытиях. Такое планируется только в конце июля и это не будет Крым. Никогда не боялась кататься, а теперь все время жду подвоха - вдруг МНЕ да ЗАПРЕТЯТ((
УдалитьОчень люблю о таких местах читать-смотреть. И чем больше смотрю, тем больше понимаю, насколько огромна и богата исторически наша земля. И какие несметные сокровища нужны, чтобы все такие здания, комплексы, водоемы и т.п. восстановить... И не только деньги нужны, нужны профессионалы. А их тоже немного. Недавно смотрела историю восстановления древнего храма, так по всей стране собирали профессионалов что-то там редкое реставрировать...
ОтветитьУдалитьВот-вот, и сотрудник музея, он же экскурсовод, на вопрос о сохранении/восстановлении/переоборудовании крепости ответил: "а где столько мастеров найти, чтобы сохранить/восстановить/переоборудовать". А главное, где найти столько денег. При Тотлебене хотя бы необходимость в Крепости была, а теперь это только исторический объект. При Тотлебене (оЧЧень мне уж нравится этот дядька) в местах общего пользования (на фото выше))) даже текла вода! Сегодня некоторых туристов приходится предупреждать, что вода давно НЕ ТЕЧЕТ и это уже экскурсионных объект, а не то, чем место было раньше.
УдалитьЧитала недавно отчет 2021 года, что вновь подразделение МЧС "Лидер" нашло не территории новые боеприпасы. И работы продолжаются... Фух, пуда пока реально только с экскурсоводами...
ОтветитьУдалитьИнтересное место, полное тайн. Интересные фото.
Lucyna, to miejsce jest bardzo piękne. Ważna twierdza w Rosji.
УдалитьP.S. W lipcu będziemy z mężem w Polsce, w Poznaniu. Przywitaj się z tobą w moim umyśle.
Здравствуйте, Галина Станиславовна!
ОтветитьУдалитьОтличная крепость, вот пусть она мало "облагорожена" и восстановлена, но это, быть может, и к лучшему - места словно дышат историей!
Добрый день, Лилия Павловна.
УдалитьЗнаете, я всякий раз при посещении таких мест, которые мне очень интересны, ловлю себя на мысли о том, было ли бы их посещение интересно нынешним детям. Вот беру я пятый класс в этом году и уже что-то начинаю планировать... А вдруг снова услышу такое, как недавно в Питере: "Да зачем нам тот музеееей, пойдем в кафе на Невскооооммм. Поедиииим, на людей из столицы посмотрииим".
Может и пусть пока занимаются восстановлением инфраструктуры курортов Крыма, а вот такие места оставят для любителей.
Галина! Просто проглатываю Ваши путешествия,потом возвращаюсь и влюблюсь по новой в магию места! Спасибо!
ОтветитьУдалитьЛюдмила, в эти места стоит раз влюбиться и потом уже тянет неимоверно. Особенно тянет узбекская самса, приготавливаемая в мусульманских деревушках рядом с Керчью... Ну да, вечно диетически-голодающий мыслит о нормальной пище, которую потом дополняет пищей духовной)))
УдалитьКак интересно. Выглядишь, как всегда, здОрово! Спасибо за прогулку. Да, такой туалет для нас странен. А для них это было нормально.
ОтветитьУдалитьLola, прогулка только предстоит. Пакую чемодан. Нашла твой инстарамчик без сообщений, но я и сама только недавно туда стала что-то скупо втискивать. Ленива!
УдалитьНо какова инженерная мысль по поводу WC: там же даже писсуары на разную высоту потенциального пользователя сооружены, да со сливом воды. Нет, я восторгаюсь тем, какой была крепость в дни своего функционирования и надеюсь увидеть её грамотное использование в наши дни.
Галина Станиславовна, мы вот тоже Керчь проезжали несколько раз и не останавливались в крепости... Обязательно заедем осенью, хочу в Симферополе остановиться! В поиске пчелок))
ОтветитьУдалитьАнна Анатольевна, осень в Крыму - супер.
УдалитьПчёлки младшие братья гномиков Вроцлава? Классно! Обязательно запланирую посмотреть.
А у нас пока другое направление. Если все получится, то я буду супер крута (перемещения в ковидном пространстве требуют огромной подготовки).
Не приеду, так хоть так познакомлюсь с Крымом. Дамочка на фото понравилась)
ОтветитьУдалитьАля, сейчас для поездок лучше прививон иметь. Говорят, что и наш край и Крым многих туристов лишились, когда для поселения в отелях стали прививку требовать. Целые туры отменялись. Народ снова в Турцию рванул.
УдалитьПравда есть частный сектор, но не все его уважают.
А привитым в Крыму все дороги и двери открыты😃
Это потрясающе. Интересно, как они построили эти структуры, особенно точные стены, такие прямые. Я рад слышать, что им не пришлось использовать это место для сражений. Это красиво.
ОтветитьУдалить