среда, 1 июля 2020 г.

Троице-Сергиева лавра. Ч.2: "Прогулка по лавре, или что не скрыть от любопытных глаз"


Сегодня всем предлагаю взглянуть на Троице-Сергиеву лавру глазами человека любопытного.  Ничего не мешает человеку любопытному быть человеком верующим, но все-таки если приезжать в это место исключительно с паломнической целью, то многие интересности останутся как бы в стороне. А интересностей в лавре много, некоторые даже выставлены напоказ, но почему-то большинство людей на них вовсе не обращают внимания.  Рассказ будет содержать собственные фото, фото архивные, фото других авторов (под такими будет указано авторство) и даже фото с археологических раскопок.

Прошлый пост о лавре – «Тайны усыпальницы Годуновых» -  содержал несколько вопросов, один из которых – где же здесь так называемый культурный слой. Давайте посмотрим внимательно на красавчик Успенский собор, который строился по повелению Иоанна Грозного с 1559-1585 гг.


Величественные белые стены, изящные луковки куполов, ступени, ведущие ко входу… Именно эти ступени меня заставили задуматься.

Если сравнить фотографию XIX века с современным видом, то невооруженным взглядом видно, что никаких ступеней в храм нет, а усыпальница Годуновых практически закопана в землю по самую крышу. Вывод напрашивается сам собой – лавру все-таки откапывали.



«Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется!» - так писал Юлий, богатырский конь Алеши Поповича в одноименном мульте. А правда, так ли уж «не шатался» собор за свой долгий век, и даже трещинок в нем никаких не наблюдалось? При исследовании фундамента выяснилось, что в грунт под собором было забито порядка 10000 свай, выточенных из столетних дубов. Предположительно, что из одного дуба изготавливалось всего 3 сваи. Вряд ли кто-то мог позволить вырубать дубовые рощи даже ради такой постройки, а потому наверняка свозились дубы из разных регионов, отчего качество древесины было разным. Понимаем, что древесина – материал недолговечный, а раз качество свай разное, то и сгнивали они тогда, когда «им на роду было написано», что не способствовало стойкости собора, ведь прежней опоры, по сути, уже не было.

Надеюсь, что строение все-таки укрепили, ведь не зря к исследованиям допустили ученых. А мы давайте из этих подвалов и подклетов снова выберемся на землю. Первым по значимости в лавре является Троицкий собор (1422 год постройки). Именно здесь находится рака с мощами Сергия Радонежского.

Несоразмерность этого собора тоже очевидна – высоченный барабан с куполом просто огромен по сравнению с приземистым сооружением. Выходит, что и он глубоко «врос» в землю.

Внутрь храма, к раке, стояла огромная очередь, но мне удалось протиснуться, хотя моя попутчица отказалась, мотивируя тем, что «в очереди подумают, что вперед пролезть захочешь». Свет в помещение попадал лишь через окна и приоткрытые двери, отчего росписи на стенах показались удивительно древними. Увы, сфотографировать их не получилось: кругом толпились люди, да и в такой темноте надо было вспышку применять, а это росписи только повредит (как-никак XVII век).
Мимо доминанты Соборной площади – Колокольни (постройка XVIII века) – идем к интересному надгробному камню.



У камня почти никто не останавливается, все спешат внутрь, поклониться святыням церкви, но эта штуковина стоит того, чтобы уделить ей внимание.

«Лета 7112 ( – 5504 = 1608 г.)… преставися старец Еустафий Головкин». О старце Евстафии, келаре монастыря (келарь – некто, вроде зав. продуктовым складом), иконописце, можно найти много информации. Но присмотритесь к надгробию… Ничего не смущает? Этот крест, в форме рогатины, ещё называют «вилочковый крест».

В дилетантском исполнении его смысл можно преподнести так: две ветви креста означают, что после смерти душа идет свои путем, тело – своим. При рождении получается нЕчто наоборот – тело и душа соединяются. У основания «рогатины» и вовсе необычный символ – буддистский (или языческий) знак сансАры, символизирующий круговорот жизни и смерти. Самое интересное, что подобных надгробий на территории лавры откопано множество, но они большей частью разбиты, некоторые даже использовались в качестве строительного материала (я их покажу, когда расскажу про Пятницкое подворье лавры). Сохраняется, причем под стеклом, только этот камень, может ввиду значимости личности самого старца Евстафия. Итак, Русь крестили в 988 году, но в доромановские и дораскольные времена никаких православных крестов на могилах не было! Вспомните теперь гробницу Годуновых, о которой я писала прошлый пост. На новых плитах видим привычные кресты, а на тех, старых, что вмурованы в заднюю стенку, наверняка были кресты «вилочковые». Жаль, никто не может ни опровергнуть это предположение, ни его подтвердить, ведь для этого нужно всего-то провести научные раскопки, которые выполнить не позволят.

Но, надоела я всем небось «своими» древностями, давайте просто продолжать гулять. Рядом с Успенским собором стоит красная часовенка с источником. Надо сказать, что этот источник, хоть и пользующийся большой популярностью среди паломников, никогда не отождествляли с тем, что забил в этих местах по молитве прп. Сергия. Этот источник был найден при проведении ремонтных работ в XVII, в том же веке была построена и часовня.

Напротив неё, под красивым резным шатром, в летний период тоже бьет вода.

Духовская церковь под синим куполом в тот день была закрыта,

а на небольшом кладбище, что сразу за ней находится, внимание привлекли два памятника. На одном значится фамилия Шеин Михаил Борисович (1634), на другом – Шеин Алексей Семёнович (1700). Первый – сподвижник отца первого русского царя из рода Романовых, второй – соратник Петра I, который ему присвоил звание генералиссимуса за участие в своих военных походах.


Однако, мы же уже люди грамотные и знаем, как могли выглядеть оригинальные камни XVII века. Я немного порылась в источниках и нашла информацию, что эти оригинальные плиты были уничтожены, когда на территории лавры располагалось общежитие. Так что то, что видим – просто новодел, дань памяти выдающимся личностям нашей истории.

Вид на Михеевскую церковь и трапезную палату с церковью прп. Сергия. Вот в трапезную мы зайдем непременно! Посмотрите на детали отделки снаружи.



А теперь внутри.




Сразу за трапезной, немного в стороне от суеты, расположены Митрополичьи покои. Тут, для сравнения, хочется показать сразу три снимка – свой, архивный, и снимок торца здания, который выполнил Александр Чеботарь.



На старом снимке колонны кажутся смехотворно коротенькими, окна первого этажа вросли в землю, а на балкон при должной сноровке даже можно запрыгнуть. Сейчас картина немного другая, ну а с торца здание и вовсе трехэтажное (но это можно отнести за счет рельефа местности). Это я снова к тому, что откапывали строения явно.
Вот этот фрагмент стены Казначейского корпуса очень эффектно смотрится, его захотелось заснять крупным планом, ведь создается полное впечатление, будто это историческая кладка, которую освободили от штукатурки.

Но давайте и тут присмотримся повнимательней! Мне кажется, или декор наложен поверх штукатурки? Нет, очень хочется верить в то, что это подлинная кладка, но и  глаз наметанный не проведешь…
Пора завершать прогулку, заглянем лишь в «Царские чертоги», здание, в котором с начала XIX века располагается Московская Духовная академия.


Да и как не заглянуть, когда на двери такая табличка.

Оказалось, что в столовой Академии кормят китайские группы. Читала, что интерьеры здания в основном датируются девятнадцатым веком, но сохранилась пара печей века семнадцатого, когда здание было построено, но туда посторонних не пускают. Собственно, пускают во многие здания (я сейчас не о церквях), но везде вместо исторической экспозиции натыкаешься на сувенирные/книжные/продуктовые лавки. Хотелось, конечно, видеть другое…

И это всё. Покидаем территорию через Святые ворота, над которыми нависла церковка Иоанна Предтечи. Китайцы нас тут почти затоптали, но мы выстояли!




АНОНС: Ч.3 Пятницкое подворье лавры.

Охрана дремлет,, но бдит 


20 комментариев :

  1. Галина, здравствуйте!
    Настоящее археологическое расследование Вы провели!
    Люблю старые фотографии. И отличия, конечно, видны. Более всего удивило отсутствие лестницы у Успенского собора.
    Китайцы везде))
    Жду продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, день добрый.
      Я когда писала про Рим, то говорила: "Там где ни копни - везде древность найдешь". В Лавре та же картина, причем можно и не копать, а просто повнимательней ко всему присмотреться.
      Хотела найти для доказательства своей теории, что Лавра ушла на много метров в землю старые гравюры, века эдак 18-го, но абсолютно ничего... Даже странно.

      Удалить
  2. Галина, история с крестами очень интересная. Целое расследование с погружением в историю. Сравнительные фото тоже впечатляют. Видно, что не просто прогулялась по Лавре, но еще и вглубь веков заглянула)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, плитами с такими крестами (причем не только в Лавре) даже укрепляли фундаменты церквей (у меня фото есть). Вряд ли из-за отсутствия нужного строительного материала, скорее из-за желания показать, что "власть переменилась", ведь культ захоронений стал меняться с воцарением Романовых, особенно после церковного раскола.
      В глубь веков копают историки, а я лишь "по диагонали" прочитала пару диссертаций на эту тему)))

      Удалить
  3. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Вот очень полезное и интересное чтиво получилось, спасибо! Я тоже задумываюсь - почему туристов всегда пускают туда, где много ларьков, а где особые ценности - со скрипом...? Люди ведь разные. Можно хотя бы для россиян сделать особые показы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна.
      На видео группе китайцев явно рассказывают о житие Сергия, и я подумала, что вряд ли они хоть что-то запомнят из этого рассказа. Им же главное на золоченые купола посмотреть, сфотографироваться на фоне красот иной культуры, попробовать борщ и купить сувенир на память. И всё это ими хорошо оплачивается. А сколько может стоить билет в музей, куда пойдут лишь любопытные? Видимо ответ в этом... Эти древности надо поддерживать в должном состоянии, а на это нужны средства.
      Нашла на сайте лавры, что можно посетить Ризницу и Колокольню по предварительной записи и в составе небольших групп. Надо будет как-нибудь попасть туда.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Галина Станиславовна! Мы когда туда приезжаем, как правило, все церкви обходим.
    В Духовской церкви отпевают усопших, она бывает закрыта, жаль, что Вы внутрь не попали. Церковь очень маленькая, в неё мало кто помещается.
    А в Михеевскую церковь заходили? Вроде Вы не писали об этом. Она очень часто закрыта, но иногда нам выпадает счастье туда зайти. Она тоже очень-очень маленькая.
    Трапезная церковь - настоящий шедевр. Реставрация шла очень долго, мне кажется, около 10 лет. Когда, наконец, ее открыли, нашему восхищению не было передела. И каждый раз я туда захожу, как в первый раз, настолько там красиво!
    По семинарии хотела сделать отдельный пост, это в прошлом или позапрошлом году было, мы попали туда на пасхальные дни. Красотища такая! Церковь семинарская еще была на стадии ремонта, но потом вроде уже отремонтировали. Уже не знаю и не помню, настолько давно там не были, раньше все изменения сразу замечали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Николаевна.
      Ни в Духовской, ни в Михеевской церкви мы не были. Да, они были закрыты. Хотели попасть на Колокольню, но там сразу при входе какая-то лавка сувенирная.
      Чего мне не хватило, так это рассказа грамотного экскурсовода-историка, вот и пришлось самой в истории копаться, чтобы найти ответы хоть на какие-то вопросы.
      А какие там башни крепостной стены! Вот бы прогуляться!
      Про семинарию/академию посмотрела короткий фильм, очень уж любопытно было внутрь заглянуть. В одном из кадров мелькнула печь старинная кафельная. В остальном - красиво, современно. Если получится Вам о ней рассказать, то с удовольствием почитаю!

      Удалить
    2. В таких местах непременно нужен профессиональный гид, я согласна с Вами. А про семинарию расскажу, откопаю свои снимки. Но там не так много.

      Удалить
    3. Кстати, когда наткнулась на сюжет в видео (о семинарии), где студенты изучают китайские иероглифы, то аж поперхнулась от восхищения!
      Жду рассказа.

      Удалить
  5. Под Успенским собором было забито порядка 10000 свай, ого!
    Галя, большое спасибо за интересный рассказ и много фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, там сваи под многими сооружениями. И под крепостными стенами. Искала что-то про культурный слой лавры, а наткнулась на работу геолога, где она рассказывала о шурфах, проделанных под монастырем для выяснения состояния фундаментов церквей. Так что "занесло" меня глубоко)))

      Удалить
  6. Галя, ну ваще!!! Просто восхитительно! СПасибо, дорогая.
    Смотри, что я ещё нарыла https://www.youtube.com/watch?v=N78nwcQBOtk
    Надо будет нам, как-нибудь, уже после каникул, наверное, собраться и поговорить обо всём этом.
    Хорошего тебе отдыха.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лола, я хоть и в отпуске (на каникулах), но отпускного настроения нет вовсе! Жду 15 июля и возможности хоть куда-то вырваться из дома!
      Ты молодец, что уже так успешно отдыхаешь.

      Удалить
  7. Спасибо большое за очень увлекательный исследовательский рассказ, обязательно почитаю 1 часть и буду ждать продолжения. Никаких упоминаний наверное оттого, что в советское время не было трэнда изучать свою историю, тем более касающегося храмов и церквей, творили новую историю. Главное, что в наше время есть такие увлеченные энтузиасты как Вы))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вероника, день добрый. Мне кажется, что не только в советское время "постарались" подзабыть часть истории, но и многими столетиями раньше, с воцарением Романовых, попытались подзабыть тех, что были до них. Мне кажется, что "подзабыть/переосмыслить/переписать по-новому/вспомнить кого-то из исторических персонажей" - некая давняя игра влиятельных людей этой страны.

      Удалить
  8. Гала, офигеть! Это я про китайцев.
    Еще чуть-чуть,и самая крепкая церковь рухнет под их напором! Блин,надо что-то делать. Может,хоть в этом вирус нам поможет?)

    И представила,как ты протискиваешься в разные места)) Правильно! А как бы ты нам потом всю эту прелесть показала?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, даже табличка, рассказывающая про келаря Евстафия, только на двух языках - русском и китайском)))
      Ситуацию спасло бы, если бы сделали отдельные дни для посещения наших красот китайскими туристами. Мы бы в такие дни не планировали визит))) Но это существенно ударило бы по тур.фирмам и продажам церковных лавок, так что китайцы были, есть и будут.
      Интересно пролезть туда, где нет массового/группового турЫста, но в тот приезд с этим не очень повезло. И колокольня, и башенки крепостной стены - в планах на будущее)))

      Удалить
  9. Я тоже предполагала, что захоронение при реставрации фундамента церкви приподняли... Но странно, что на ранних фото нет ступенек. Ведь со временем строение "уходит" под землю, а не "вырастает"... Или настолько приподняли, закрепляя фундамент?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всматриваясь в старое фото, можно увидеть, что колонны с двух сторон от входной двери очень высокие. На фото этих дней от них осталась примерно половинка. Т.е. если предположить, что колонны "обросли" культурным слоем, а потом территорию вокруг собора откопали немного (вместе с усыпальницей Годуновых), то вход вполне мог "зависнуть" в воздухе. Вот к нему и провели ступени.
      Возможно изменения связаны и с тем, что раньше вход был открытым, а сейчас он застеклен.
      Но это всё лишь мои предположения)))

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!