В свои прежние приезды в город на Неве
мне никак не удавалось попасть в Кронштадт. В дни моей школьной юности город
был закрытым, въезд исключительно по специальному разрешению (иностранные
граждане таким разрешением заручались вплоть до 2000 года), позже попасть на остров Котлин стало возможно, но только
водным путем. Готовясь к поездке, даже набрела на такую интересную информацию:
«Зимой в город можно пройти на лыжах по льду Финского залива. Для этого от Сестрорецка надо протопать 15
км.» Нет, уж лучше вы к нам… Понятно, что писали информацию до 2011
года, когда окончательно была введена в строй дамба, по которой сегодня можно
беспрепятственно доехать с материка на остров.
Итак, мы туристы самостоятельные.
Договорились? Значит, перед поездкой записываем достопримечательности (лучше с
адресами), скачиваем карту и вперед за впечатлениями! От станции метро «Черная
речка» каждые 20-30 минут отходит 405 маршрутка, которая за 79 рублей с
ветерком (почти без остановок) домчит вас до Котлина. За окном мелькают
деревянные дачи, явно старой постройки, с ажурными крылечками, замысловатыми
наличниками на окнах. Эти дачи сменяются, обнесенными высоченным забором
дачками граждан состоятельных. Здесь вы не увидите дерева, всё сплошь – кирпич,
а, точнее сказать, почти ничего не увидите, ведь высота заборов просто
зашкаливает за общепринятые представления о разумном… Между дачными поселками
мелькают рощицы вековых корабельных сосен. Красота!
Свернув с выборгской трассы на дамбу,
уже несемся к Кронштадту. Слева и справа от нас – Финский залив с многочисленными островками. Кое-где, рыбаки
занимаются подледным ловом (т.е. ходить по льду залива все-таки можно). Вдали
можно разглядеть огромный купол Морского собора. Маршрутка останавливается в
городе в трех местах, первую остановку игнорируем, а вот на второй можно было
бы выйти. Однако, все ехали к Собору, и мы тоже решили успеть ухватить хоть
немного солнечного света для фотографирования. Кстати, вы пробовали снимать при
– 20 с хвостиком? Если нет, то и не советую начинать.
Морской
Никольский собор
строили десять лет, с 1903 года по 1913. В этот год, год 300-летия династии
Романовых, состоялось его освящение. Внутри вовсе не чувствуется, что храм
просто огромный, он не довлеет над вами. Примерно такое же ощущение у меня было
и в Соборе Св.Петра в Ватикане. Интерьер, весьма богатый, просто изобилует
морской символикой, но самое ценное, что удалось восстановить в ходе
реставрации – памятные мраморные плиты с надписями о всех чинах флота России,
когда-либо погибших при исполнении воинского долга, в кораблекрушениях или
сражениях. Причем вне зависимости от вероисповедания! Здесь же упоминаются и
штатские люди, погибшие на военных кораблях во время морских компаний.
Снаружи это грандиозное сооружение,
кстати, открывшееся после реставрации лишь в 2013 году, сфотографировала при
разном освещении. Мне больше нравится вариант на закате, с только что
включенной подсветкой.
А вот некоторые мелкие детали, которые
нельзя рассмотреть на общих планах.
Узор пола. |
Вентиляционная решетка. |
Мемориальные плиты. На первой - упоминание об адмирале П.С. Нахимове. |
Украшение люстры. |
Эти всполохи на небе не северное сияние, а моё дыхание. Решила оставить снимок, хотя есть и без этого "эффекта" |
Сама площадь, на которой стоит собор
называется Якорной. А самый известный памятник, конечно же Адмиралу С.О. Макарову.
Интересно, что изначально этот
гранитный постамент, на котором стоит скульптура, предназначался для памятника
Павлу I,
но скала затонула в море. После поднятия с дна морского она дала трещину, и от
неё отвалился небольшой кусок. Скульптор мастерски использовал этот недостаток,
представив скалу – бушующим морем, а адмирала в самый момент своей гибели на
броненосце «Петропавловск» во время обороны Порт-Артура. Кстати, если помните,
то на «Петропавловске» погиб и художник Верещагин, значит ему, как лицу
гражданскому, тоже в Соборе должны были посвятить памятную запись (я не видела,
но, может быть, кто-то заинтересуется и поищет запись, датируемую 1904 годом)
Вокруг постамента надо пройти обязательно, кто-то восхитится
барельефами весьма тонкой работы, рассказывающими о жизни Адмирала, а кто-то
просто потрет нос вот этому косолапому и загадает желание. Если исполнится – я
в доле!
Через Макаровский мост, расположенный сразу за памятником движемся по
улице Красной к Петровской пристани.
Мостик, перекинутый через Петровский овраг (о назначении оврага мне рассказала
жительница города, но об этом чуть позже…), кажется строением весьма хлипким.
При движении даже парочки пешеходов он так раскачивается, что ступить на
твердую землю хочется поскорее. В прочности моста усомнился и император Николай II, прибывший
на освящение Морского собора. Тогда, дабы разрушить его сомнения, по мосту
прошелся бравый офицер флота, после чего и получил орден из высочайших рук.
Легенда это, или быль – не знаю. Но даже после современного укрепления моста по
нему нельзя ходить строем и нежелательно передвигаться на велосипеде.
Путь к Петровской пристани можно «срезать» через небольшой Петровский парк с памятником Петру I. Это редкий случай, когда Петр не
скачет на коне, не занят какой-то работой и не сидит на троне. Памятник открыли
в середине XIX
века, в середине XX-го
у него кто-то «стянул» шпагу… И снова у меня не обошлось без ассоциаций. У
Паниковского в Киеве, рядом с Крещатиком, кто-то позаимствовал тросточку, а у
Петра – его шпагу. У Шпака – магнитофон, у посла – медальон… Нет, Петру все-таки шпагу заново отлили,
надеюсь, что и прикрепили надлежащим образом.
Петровская
пристань, с
застывшими на рейде кораблями уже давно украшена чугунными вазами, ещё с тех времен, когда переделали её
из деревянной в каменную.
Кажется, что нет ни одного угла в городе, где бы не стояла пушка. |
Наверняка здесь летом очень красиво!
Мы же скользим через Доковый мост на
причал. Левая часть причала недоступна для обывателей, так как находится в
военном ведомстве. А по правой можно прогуляться и посмотреть на
пришвартованные корабли, маяк и здание старой Голландской кухни.
Зачем на берегу корабельная кухня? В те времена, когда приготовление еды на кораблях запрещалось, готовили её на берегу, вот в таких кухнях. Здесь колдовали коки из разных стран - французы и голландцы, немцы и англичане. За право пользоваться платился корабельный сбор, шедший в казну города. Русское отделение тоже существовало, но наши коки предпочитали готовить в портовых тавернах, ведь от используемого ими постного масла кокам-иностранцам становилось плохо, что могло привести к конфликтам. Сейчас кухня в ведомстве ВМФ.
С той стороны причала - корабли ВМФ. |
Голландская кухня. |
Вдоль Итальянского пруда (его сразу узнаем по ровным очертаниям) надо
дойти на морозе к небольшому мостику с весьма интересными достопримечательностями.
отмечаем мемориальное полуденное орудие (питерцам такое
знакомо по ежедневному залпу в 12:00 со стен Петропавловской крепости),
и смотрим издали на портовый кран XIX века, чудом уцелевший за время бурной истории
города (к крану не подойти, так как он на территории воинской части).
Так называемый Синий мост не заметить трудно, а вот то, что в этом месте надо
непременно увидеть, лучше знать заранее. И первое – памятник Блокадной колюшке (не путать с корюшкой). Эта очень маленькая рыбка,
в повседневное время не применяющаяся даже для откорма животных, спасла многих
жителей блокадного Ленинграда от смерти, когда других рыб в заливе уже не было.
Её ловили на крючок или мелкими сетками, жарили, а также вытапливали рыбий жир.
Последний применялся в медицинских целях, для обработки ран в госпиталях.
Обстрелы
смолки и бомбежки,
Но
до сих пор звучит хвала –
Блокадной
маленькой рыбешке,
Что
людям выжить помогла.
М.Г. Аминова
Отметку уровня самого сокрушительного
питерского наводнения, о котором в Санкт-Петербурге напоминает Медный всадник,
в Кронштадте тоже увидит лишь ищущий, и она тоже находится на Синем мосту.
Кстати, он Синий, потому, что… синий.
И пара слов о Кронштадском футштоке. Слово то какое красивое! Кто бы мог
подумать, что под таким названием скрывается вот эта «линейка».
«Линейка» настолько значима, что при
минусовой температуре я её пыталась запечатлеть, протиснувшись между прутьями моста, рискуя высунутым от усердия языком прилипнуть к ледяному металлу. От нулевой отметки Кронштадского футштока, т.е.
от среднего уровня Балтийского моря, ведется отметка глубин и высот всей
территории нашей страны.
На самом деле это колодец с мареографом. Самопишущий прибор,
размещенный в башне, фиксирует изменения уровня моря относительно «нуля»
футштока. Все приливы-отливы тщательно
исследуются, после чего нам извещают о всяческих понижениях-повышениях уровня
моря, а мы, как натуры впечатлительные, охаем-ахаем, даже не понимая (в
большинстве случаев), о чем идет речь…
От Синего моста поворачиваем в
обратном направлении. Наш путь снова пройдет через доковый мост, и взгляд надо
бросить на левую его сторону. Большая надпись закрывает то, что осталось от Петровского дока. Обещала рассказать
историю, и вот, рассказываю. На встречи мне всегда везет. Точнее, я думаю, что
на встречи всегда везет тем, кто их ищет… В Кронштадте, по давно заведенной
семейной традиции, мы с мужем потерялись. Одинокая старушка, совершавшая
прогулку по городу подошла сама и просто сказала: «Если что-то нужно, то
спросите меня. Я 80 лет живу в городе. Работала в отделе по сохранению памятников
старины». Вот это удача! Так что приводимая в посте информация почерпнута из первоисточника, имени и отчества которой я не
удосужилась спросить.
Итак, Док Петровский был задуман
Петром I
с целью ремонта судов Балтийской флотилии. Заходили они в док по каналу из
Финского залива, после чего первой необходимостью было док осушить от воды.
Помпы того времени с задачей «справлялись» за неделю, но никого такие темпы
ремонта не устраивали. Тогда-то и был прорыт Петровский овраг, соединяющийся с
доком. Вода при открытии заслонок за сутки выходила из дока. Из оврага её уже
откачивали помпами в бассейн, а из бассейна в Обводный канал. Все эти фортификационные чуда-юда за неимением
практического применения сегодня служат лишь для развлечения туристов.
Петровский овраг. |
Летний
сад, в который вы
попадете без труда, следуя той же Макаровской, свернув на Петровскую,
производит скорее гнетущее впечатление. Воображение рисует те картинки, которые
здесь можно было видеть в период закрытости города, когда все поддерживалось морячками
Балтийского флота. Сегодня сад скорее лес, но ценные указания, данные пожилой
жительницей города, нас все-таки заставили заглянуть на эту неуютную территорию,
всё прежнее величие которой можно ощутить, лишь взглянув на дореволюционную
решетку… Именно в этом саду можно посмотреть на самый старый памятник
Кронштадта. Это памятник мичману А. Домашенко,
который во время пребывания у берегов Сицилии совершил подвиг, прыгнув с кормы
корабля «Азов» для спасения матроса.
Погибли оба. Свидетелем того поступка был юный лейтенант П.С. Нахимов, который
и стал инициатором установки памятника.
Ещё дальше, в самой чаще, памятник
морякам, погибшим в Индийском океане на клипере «Опричникъ», в году 1861.
Не знаю, как вас, но меня все эти
памятники все-таки «зацепили». Тем, что сохраняют нашу историю, тем, что люди,
благодаря памятникам об этой истории не забывают.
Почти пред расставанием с городом мы спешно
забежали на Пеньковый мост. Интернет-легенды
расскажут вам о том, что знаменитые чугунные шашки мостовой сохранились именно
на этом мостике. Вот эти шашки, но они не подлинные.
Все подлинные были в 1941 году
переплавлены на мины, вряд ли оставили несколько (как утверждают путеводители)
для будущего развлечения туристов… «Верьте мне, я знаю», - сказала все та же
наша провожатая, с которой мы и расстались у этого моста.
Пеньковый мост. |
Ныне пустующие здания Машинной школы
Балтийского флота… Ох, какой модерн! И не скажешь, что здания имели производственное назначение.
По одной из легенд название острова
Котлин напрямую связано с котелком, забытым шведами на привале, в момент
высадки русского десанта. КОТЁЛ, КОТЛИН… Слова похожие, но это все-таки
легенда.
Это, как говорят, бывшие казармы или
квартиры, моряков флота. Сегодня в городе, почти в самом историческом центре
пустуют целые кварталы. Обещания о восстановлении есть… Я же, отмороженная, все
время пребывала в недоумении, как можно ТАКИЕ громадины и в ТАКОМ количестве
оставить бесхозными? Немногочисленные ВЧ не требуют такого количество жилья, да
и связь, налаженная с материком позволяет многим жить в Петербурге и лишь
работать в Кронштадте. Неужели город превратиться вскоре, как и Венеция, лишь в
музей, где периодически пребывает лишь обслуживающий персонал да расквартировано несколько ВЧ.
***********************************
P.S. Я понимаю, что после затяжных каникул, когда мирное население лишь начинает выползать из спячки, столь длинный пост осилит лишь заинтересованный читатель, но, надеюсь, что в блог заглянут те, кому нужна конкретная информация, вот и решила не делить воспоминания на части. Кстати, размещу и карту города (скачано на сайте ПРИВЕТЪ ПИТЕРЪ http://www.hellopiter.ru/Kronstadt_maps.html). На ней показаны все достопримечательности и нетрудно отыскать те, о которых я написала. Посмотрели мы далеко не все, так что будет повод вернуться летом.
***********************************
P.S. Я понимаю, что после затяжных каникул, когда мирное население лишь начинает выползать из спячки, столь длинный пост осилит лишь заинтересованный читатель, но, надеюсь, что в блог заглянут те, кому нужна конкретная информация, вот и решила не делить воспоминания на части. Кстати, размещу и карту города (скачано на сайте ПРИВЕТЪ ПИТЕРЪ http://www.hellopiter.ru/Kronstadt_maps.html). На ней показаны все достопримечательности и нетрудно отыскать те, о которых я написала. Посмотрели мы далеко не все, так что будет повод вернуться летом.
Замечательно,как будто опять прошлась по Кронштадту.Была там летом. Добирались морским путем, который пролегал через несколько знаменитых исторических фортов.Экскурсовод был родом из Кронштадта.Так интересно рассказывал и об этих фортах, и о самом Кронштадте, что ловила себя на мысли -горжусь Россией!А вот в Морском соборе не довелось побывать.Он тогда был на реставрации.Судя по фотографиям внутри он также великолепен , как и снаружи. По поводу пустующих домов...Да, печальное зрелище.Наверное сейчас Кронштадт как военная база не столь актуален?Но , тем не менее это то самое окно в Европу, которое ПетрI прорубил 300 лет назад, и из которого теперь этой самой Европе постоянно дует.Наши военные министры это понимают.Так как сейчас армия и флот на подъеме,может быть и не останется Кронштадт городом-музеем.Хотя, это и не плохо быть городом-музеем , а не военной базой.
ОтветитьУдалитьЛюда, думаю, что из окна дует не столько жителям Европы, в которой мы с тобой мирно гуляли, а тем, кто сегодня стоит у руля. Остальные жители Старушки, скорее всего с надеждой ждут, когда все ветры утихнут...
УдалитьМоя 90-летняя тётушка рассказала, что её знакомая, коренная жительница Кронштадта, рассказала, что план восстановления города уже есть. Более того, баннеры со сроками ввода в эксплуатацию жилого фонда мы видели. И скорее всего это будут обычные квартиры. А из фортов есть идея оставить (в качестве музея) лишь один - Чумной, как наиболее интересный, а остальные восстанавливать, якобы, нет резона.
Галина, ты в себе соединяешь столько талантов - ты рассказчик, архитектор, историк и ещё много кто! Такие колоссальные посты сделала!
ОтветитьУдалитьТатьяна, боюсь, что только удается постоять в жизни с архитекторами, историками, очевидцами событий... Понабраться от них всякой всячины и перелопатить её в То, что можно прочитать в блоге.
УдалитьВот фото мои, это точно, но при таком морозе фотоаппарат отказывался работать, даже на спуск приходилось по нескольку раз нажимать. Такая проблема возникла и у моей подруги в Москве, практически в эти же дни, при таком же "минусе". Не иначе какой-то заговор против любителей;)
ну вот, спасибо, а то я была в Кронштадте набегом)
ОтветитьУдалитьЗапомнила колюшку и железные узоры мостовой. Никольский собор просто придавил своей мощью. Хотелось побыть там подольше и послушать пение церковного хора.
Места для хора, наверно, иногда применяют и по назначению. В наш приезд там ходила группа из четырех человек (на фото оставила лишь красивый витраж). Очень захотелось к ним присоединиться, но охранник не пропустил, сказав, что на хоры допускают лишь по специальному разрешению. Сама надеюсь на более вдумчивую поездку...
УдалитьОчередное спасибо за очередную интересную экскурсию!;)
ОтветитьУдалитьNadya, всегда рада "набегам"! Хотя сама в своём блоге в последнее время бываю лишь набегами...
УдалитьHello Galina,
ОтветитьУдалитьGreat pictures. Wonderful to see all of this. A very impressive report.
Pictures 12, 13 and 14 are very well done!! Big compliments!!
Many greetings,
Marco
Marco, рада, что фото Морского собора вам понравились. Это одно из самых значимых мест для любого жителя России, а тем более для тех, чья жизнь связана с Морем!
УдалитьГалина Станиславовна! Читала и смотрела с большим интересом и до конца, так как остановится было невозможно - настолько увлекательны история и легенды, с которыми Вы познакомили. Но я схитрила: я и не начинала читать пост, пока у меня было мало времени (я - то Ваши подробные! фоторепортажи знаю!). Удовольствие получила от увиденного Вашими глазами не меньшее, спасибо! А вот как фотографировать при 20 и ниже знаю не по рассказам!
ОтветитьУдалитьГалина Ивановна, спасибо, что принимаете мою слабость, как должное. Не получается (пока!) писать коротко, надо бы учиться...
УдалитьНе скажу, что это был мой первый опыт съемки при такой минусовой температуре, но точно это был первый случай, когда блогерская сущность требовала от меня попытаться сделать кадры получше. Пальцы мёрзли, варежки (купленные в Выборге) не грели, так что публикую "отмороженные" фото, надеясь на то, что меня поймут;)
Не была я в Кронштаде. Я восхищением и каким-то невероятным трепетом читала, рассматривала фотографии. Сколько же дней нужно провести в Питере, что бы увидеть этот город во всем его великолепие и разнообразии! Я видела лишь малую часть, да и то, какие-то детали остались за кадром.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Галина Станиславовна за рассказ, великолепные фотографии
Анна Борисовна, добрый вечер.
УдалитьВ Питере не была много лет, но все прежние воспоминания свежи. А после посещения театров и таких городов, как Выборг и Кронштадт, поняла, что неплохо бы в городе поселиться хотя бы на недельку, чтобы окунуться в эту неповторимую атмосферу... И лучше это делать летом, когда зуб на зуб все-таки попадает:))
Да, суров Кронштадт зимой)
ОтветитьУдалитьЯ летом была. Все вспомнилось опять...
Спасибо!
Нам повезло попасть в безветренный день, что, говорят, для Кронштадта редкость. Но, учитывая, что почти всё самое интересное в городе расположено рядом с водой, то до сих пор вспоминается, как же щипало на морозе всё то, за что только можно было "ущипнуть":))
УдалитьГалина,
ОтветитьУдалитьА я всегда восхищаюсь твоей памятью! Ты столько всего запоминаешь после каждой поездки и рассказываешь об этом так, как будто бы всегда об этом знала!
Очередное спасибо за ликбез :)
Татьяна, только сегодня восхищалась памятью моей коллеги, учителя математики с умопомрачительным стажем. Она раньше работала в московской гимназии и рассказала такие секреты, о которых и не знала. Так что память-памятью, а какие-то "зарубки" сделать всегда неплохо! ;)
УдалитьГалина, "вернулась" с Вами опять...
ОтветитьУдалитьПланирую на весну опять поехать в Кронштадт, а то летом только собор и запечатлела. Но зато на службе там побывала. Ваш пост возьму в закладочку, перед поездкой "пробегусь".....
Jelena, если по Петровской пройти дальше вдоль здания машинной школы (его ни с чем не перепутать), свернуть на ул. Аммермана, то там много старинных домов купеческих. Ещё советовали посмотреть на Ленинградской уникальное здание водонапорной башни, в нем же есть музей. И где-то рядом с башней водоканала - кирха. Мы дальше Пенькового моста не пошли, так как стемнело и освещение той части города сильно отличалось от центральной. Поэтому я тоже хочу попасть в Кронштадт ещё раз, но только не зимой...
УдалитьTruly a magnificent reportage with beautiful photographs. The buildings are amazing and you also shows very nice details. The night photography with the lights on the last pictures are quite nice photographed. I'm really impressed.
ОтветитьУдалитьHelma, спасибо. Мне тоже нравится фото с огнями. Бывают ситуации, когда удачное освещение спасает даже дилетанта.
Удалить******************
Helma, thank you. I also like the photo with the lights. There are times when good lighting helps lovers of photography.