четверг, 26 декабря 2013 г.

Что? Где? Когда? с математическим уклоном...

 У интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», выходящей в прямой эфир в самое неподходящее,  на мой взгляд, ночное время, поклонников множество.  И, как ни сложны вопросы,  каждый раз удивляешься эрудиции игроков, находящих за минуту обсуждения верное решение. Мне, например, очень импонирует импульсивность Равшана Аскерова и меланхоличная непогрешимость старожила Друзя. Как выяснилось, среди учащихся 9-х классов тоже оказалось немало поклонников игры. А раз так, то почему бы  не попробовать провести в школе математический турнир?
Но, для начала, мы решили в преддверии Нового года, организовать две игры – среди учеников 9«А» и 9«Б» классов. Всем известные правила изменили совсем незначительно. Ввиду того, что ребята соревновались не с неведомыми им телезрителями, а с такой же командой одноклассников, то счет игры не ограничивался шестью очками (у кого больше – тот и победитель), помощь «клуба» и возможность досрочного ответа решили тоже временно убрать. Оставили неизменными минуту обсуждения, вопросы с использованием «черного ящика», а также БЛИЦ, когда за столом остается только один игрок. Ну а мне пришлось «примерить» роль Г-жи Ведущей.

А вот примерно то, что у нас получилось.
Знатоки перед стартом.
Алина
Дина
Семён

Михаил
Владимир
Анастасия
Валентина
Лариса
Андрей
Катерина
Анна

















Соревновались между собой две команды: 
   1                                      2
Катерина Секрет   Анищенко Настя 
Гейко Алина                   Охрименко Анна
Башков Данил                Борисов Андрей
Маховиков Семен         Колганов Владимир
Чекмарева Дина           Ледовская Валентина
Суходуб Михаил             Бобышева Лариса
Вопросы викторины не отличались особой сложностью, ведь наша цель была опробовать игру, прочувствовать её нюансы и проверить слаженность работы команд.
Выборы капитана в команде Анищенко А.

Обсуждения в команде Секрет К.

Вопросы к ведущей.  Помощницы, ученицы 7 "Б" Горелова Д. и Чеботарева Н.

Наш "черный" ящик.

Минута на размышление.

Капитан выбирает кому отвечать на вопрос.
     А вот этот кадр, заснятый "нашим корреспондентом" (Медведев В.), напомнил, что раз уж среди Знатоков игры часто встречаются злостные подсказчики, то неудивительно, что нечто подобное обнаружилось и в нашем коллективе. Ангелина и Диана (ученицы 7"Б", выносившие наши "черные ящики") решили своеобразно "поболеть" за понравившихся Знатоков... 
Будет ли засчитан вопрос с подсказкой?

Размышления...
     Итог игры, которая шла с перевесом всего в один балл, решил БЛИЦ. За столом осталось по одному игроку в каждой команде. Как ни просты вопросы, но волнение взяло верх и игра была закончена с равным счетом 11-11.

Болельщица из 7 "Б"  недовольна ходом игры?

Игроки в ожидании исхода решающего раунда.

ВОПРОСЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ВИКТОРИНЫ:
1.    Внимание, черный ящик! Внутри черного ящика лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего в переводе “игральная кость”. Используется этот предмет в детских играх. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: Кубик.
2.    Уважаемые знатоки! Двенадцатый месяц у нас называется “декабрь”. Это слово происходит от греческого “дека” - десять. Отсюда также слово “декалитр” – 10л, “декада” - 10 дней и т. п. Выходит, что месяц декабрь носит название “десятый”? Чем объяснить это несоответствие?
Ответ: Раньше новый год начинался с марта.
3.    Внутри черного ящика лежит предмет, который был изобретен в Древней Греции. Умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. Что лежит внутри черного ящика?
Ответ: Циркуль.
4.    Внимание, черный ящик! Уважаемые знатоки, внутри черного ящика лежит предмет бытовой техники. Он был изобретен Архимедом. По этому поводу римский архитектор 1 в. до н.э. Витрувий писал: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то захваченная ими вода, поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет. Что находится внутри черного ящика?
Ответ: Винт
5.    Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.
Ответ: Ответ: 1=123456789^0.
6.    Историческая справка: Мысль выражать все числа знаками настолько проста, что именно из-за этой простоты сложно осознать, сколь она удивительна. Цифры-условные знаки для обозначения чисел. По римской нумерации:М-1000, D– 500, C – 100, L – 50, X – 10, V – 5, I -1.
Увидев на фронтоне старого особняка запись MDCCLXXXIX , скажите, уважаемые знатоки, через 1 минуту в каком году этот дом был построен?
Ответ: 1789г.
7.  Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини
Ответ:  Дюйм.
8.  Историческая справка: У Пифагора было много учеников, которых он обучал в 
течение 15 лет. Первые пять лет они должны были молчать: это приучало их к 
сосредоточенности. Вторые пять лет ученики могли только слушать речи учителя, но не 
видеть его: Пифагор говорил с ними ночью и из-за занавеси. И только последние пять
 лет ученики могли беседовать с учителем лицом к лицу.
Вопрос: - Скажи мне, знаменитый Пифагор, сколько учеников посещают твою школу и слушают твои беседы? - Вот сколько, - ответил философ.- Половина изучает математику, четверть – музыку. Седьмая часть пребывает в молчании, и, кроме того, есть ещё три женщины.
Ответ: Посещали 28 человек.
9.  Внимание, вопрос: 
“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;
“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.
А как это будет по-русски?
Ответ: Один, два, много.
10.  Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит простить». 
Братья Стругацкие добавили в него всего одну букву. Полученный ими способ 
понимания распространен, например, в математике. Назовите добавленную букву, 
которую и саму можно не редко увидеть в математических записях.
Ответ: буква «У». Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение-один из распространенных приемов в алгебре.
11.  В пересказе Бориса Заходера  в книге «Алиса в Стране Чудес» один математик ТАК разделил кусок пирога между собой и козликом.
Что же досталось математику, а что козлику?
Ответ: математику-ПИ, а козлику- РОГА.
12.  Историческая справка: По легенде крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Греции Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям. Но он не только стал участником, но и победил в одном из видов спортивных состязаний. Этот юноша был Пифагор. Вся его жизнь – легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Совсем юным Пифагор покинул родину. Для жителя Самоса все дороги вели в Милет. Там он встречался с Фалесом, которому шел восьмой десяток. Прошел Пифагор и по дорогам Египта, 12 лет был пленником в Вавилоне. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и там, в Кротоне, создал удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Они были трудолюбивы и аскетичны – Пифагор и его ученики. Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс “Золотые стихи”. Годы жизни: 570-500г. до н. э.
Внимание, вопрос: Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать …”
Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые?
Ответ: Смотреть.
13.  В 1490 году вышел учебник «Правила алгебры» чешского математика Яна Видмана. В нем впервые появились те, что, кроме как в математике, есть ещё и в характере каждого человека. Что же именно?
Ответ: Плюсы и минусы.
14.  Передвиньте одну цифру так, чтобы равенство
         101-102=1           было верно. Передвигать можно влево, вправо, вверх, вниз и т.д.
Ответ: 101-10^2=1
15.  Супер-блиц.Уважаемые знатоки! Слушайте внимательно условия игры: за игральным столом остается только один игрок. В течение одной минуты он, не раздумывая, отвечает на три вопроса. Принимайте решение, кто останется за столом.
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе?
Сколько лет в одном веке?
Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь?
Ответ:5 кг; сто лет; 15 км/час.
    За подборку вопросов хочу поблагодарить учителей математики Бакиеву Гульназ Асгатовну и Шевыреву Елену Васильевну, а за саму идею проведения викторины  учителя из города Тернополя Дудар Г.М., в школе которой такие мероприятия являются традиционными. 
    


35 комментариев :

  1. У детей такие одухотворённые лица. Все готовы сражаться и победить. А ничья показала, что силы равные. Очень понравилось. Молодцы! Всех с наступающим Новым годом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Геннадиевна, спасибо за поздравления. Вас также с наступающим Новым годом!
      Я давно планировала провести игру, но для ребят это стало абсолютным сюрпризом. Да и команды мы выбирали перед самой игрой. Выборы же капитанов прошли уже за игровым столом. Потому и несложные вопросы.
      Музыка "крутящегося волчка" и выноса "черного" ящика (как в передаче) сразу задали настроение предстоящему состязанию.
      А если создать слаженные команды и немного потренироваться, то вполне можно осилить серьезные вопросы.

      Удалить
  2. Мне так нравится игра "Что? Где? Когда?", Жаль, что она так поздно всегда по телевизору идёт, еле-еле-доживаю))
    Надоели игры-угадайки (что-то типа нашего ЕГЭ -часть А). Живое общение-рассуждение всё-таки намного ценнее.
    P.S.А какой у вас там фотокорреспондент бдительный..)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, и я еле "доживаю" и смотрю одним глазом, но очччень интересно!
      Корреспондентом собиралась быть сама, но поняла, что две роли осилить нереально. Сегодня предъявила ученицам этот "компромат". Смеются, говорят, что очень переживали за игроков, а, зная ответы, тяжело удержаться.

      Удалить
  3. Галина, благодарю Вас за интересные вопросы, я с Вами виртуально поиграла... не на все мне удалось правильно ответить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, я думала, учитывая отсутствие слаженности и опыта, что некоторые вопросы окажутся игрокам не под силу. Однако то, что из 15 ответили на 11 - очень неплохо.
      С наступающим Новым годом!:D

      Удалить
    2. Хороший результат!
      Спасибо, Вас тоже поздравляю с наступающим овым годом!

      Удалить
  4. Галина,

    С большим удовольствием прочитала все вопросы викторины. И ответы, конечно же :) Очень много узнала интересного !

    С наступающим Новым Годом !
    Отличных зимних каникул !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо.
      С наступающим Новым годом! В Краснодаре, когда нет снега (и даже не предвидится), очень сложно настроиться на праздничный лад. А каникулы давно нужны и нам, и детям...

      Удалить
  5. Игра является удовольствие сделать, особенно если это делается с учениками и бывших учеников :-) Fun в форме конкурса ОК на фотографию, чтобы увидеть их.
    Что мне нравится также звезда курсор :-)
    *************

    A game is fun to do, especially if it is done with pupils and former pupils :-) Fun in contest shape ok on the photo to see them.
    What I like also the star of your cursor :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Our game was a success! Pupils eager to win and the result pleased everyone, and players and fans!

      Helma, I set the cursor to the blog before the holidays. In late winter, he would be out of place :D

      Удалить
  6. Даже мы тут в кадр попали.Жаль,что корреспондент заснял нашу подсказку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Подсказка, конечно, была. Она добавила игре немного эмоциональности. Однако Знатоки выиграли раунд благодаря тому, что сумели доказать правильность своих умозаключений.
      Диана, не будем ругать "корреспондента"!

      Удалить
  7. Боже, ни одного вопроса бы не разгадала!:-))
    Респект знатокам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, у нас завтра последний учебный день (ура, ура...). Передам своим девятиклассникам большой НАОреспект!

      Удалить
  8. Игра была очень развлекательной) Даже мы немного приняли участие)Надеюсь и у нас будут викторины !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, я уже поняла, что вам понравилось. Однако, помощник и участник - разные вещи. Я то смогу подобрать для вас подходящие вопросы, а вот готовы ли вы стать полноправными участниками игры?

      Удалить
  9. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Очень интересное мероприятие было проведено Вами. Настоящая викторина (а не "Угадай-ка!"). Замечательные глубокие вопросы (приятно, что на многие я ответила), показана интеграция предметов: не столько представлена математика, сколько математика в языке, в истории.
    Спасибо Вам за интересное сообщение об игре!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, добрый день. Вопросы для игры были несложными, ведь для ребят это был первый опыт. Чисто математические лишь 5 и 14, остальные к предмету имеют лишь косвенное отношение. Наверно это правильно, иначе было бы не очень интересно. А раз обсуждения игры были и на второй день после её проведения, значит чем-то она их зацепила...
      Представляю как интересно можно провести викторину по вашим предметам, какой простор для фантазии!
      С наступающими праздниками!

      Удалить
  10. Галина, с удовольствием с вами "поиграла". но отгадывать даже и не пыталась, в каникулы это сделать невозможно - мозг отдыхает.
    Хороших и вам каникул!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, у нас сегодня прошли последние уроки. Ура, у нас тоже начались каникулы!
      Насчет того, что "мозг должен отдохнуть" согласна, так как уже достала свои кулинарные книги, готовясь сотворить новогодние деликатесы, а также фильмы, которые этот процесс неизменно сопровождают.
      С наступающим Новым годом!

      Удалить
    2. Галина, я уже вся в новогоднем МЕНЮ

      Удалить
    3. Елена, я вот уже полгода вынашиваю идею создания кулинарного блога из интернациональных рецептов нашей семьи. Не ожидала, что многие коллеги меня просто взяли и обскакали (год Лошади, все-таки).
      Однако, я всегда медленно "запрягаю"... Уже и первые посты готовы, и фото блюд сделаны, не было названия... Однако то, которое придумала, пришлось отменить. Почему? Ответ в блоге "Копилка кулинарных рецептов"!

      Удалить
  11. Добрый вечер, Галина Станиславовна. Я думаю, что на игре «Что? Где? Когда?» выросло не одно поколение школьников, студентов, аспирантов и т.д. До безумия восхищаюсь игрой Александра Друзя, который впервые появился в 1981 году, с тех пор выступал без перерывов, что является рекордом игры. Но самое интересное - в 1982 году стал первым знатоком, который был дисквалифицирован за подсказки игрокам. Так что подсказывают все, но не со зла – это просто азарт игры. А сейчас с удовольствием болею за команду Алеся Мухина, есть и свои симпатии – это же, конечно, Илья Новиков.
    Ну а насчет школьной математической игры, я только – «за»

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, добрый вечер. Надо сказать, что объяснять правила викторины практически не пришлось, ребята моментально включились в Игру. С вопросами ко мне обращались не по ИО, а "Г-жа Ведущая", ответственно отнеслись к выбору игрока для БЛИЦа.
      Не ожидала, к примеру, что игроки правильно ответят на вопросы 10 и 12, но после минуты обсуждения обе команды выдали верный результат. В итоге понравилось всем!
      Если провести внутришкольный турнир, где несколько команд будет соревноваться за выход в финал, то уверена, что даже те учащиеся, которые никогда не интересовались этой интеллектуальной викториной, станут её ярыми поклонниками.

      Удалить
    2. Надеюсь, что такой турнир в школе пройдет. Все в наших руках.

      Удалить
  12. Галина Станиславовна! Классно! Мне было особенно интересно почитать этот пост, поскольку эту игру я провожу уже много лет подряд. Вопросы интересные. Я ,пожалуй, с Вашего разрешения захомячу пару-тройку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина Михайловна, а я собственно и вдохновилась вашей идеей проведения такого мероприятия в школе! Как раз хотела к вам обратиться с просьбой поделиться некоторыми вашими вопросами. Вы говорили, что они на украинском, но я переведу, не проблема.
      Для нашей игры позаимствовала интересные вопросы из интернет-подборок. Но их и размещают в интернете, чтобы они стали всеобщим достоянием.

      Удалить
  13. Галина Станиславовна, поздравляю Вас с уже почти наступившим Новым годом и приближающимся Рождеством! Счастья, здоровья, удачи и вдохновения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Екатерина Андреевна, за теплые пожелания. Для меня Новому году предшествует День рождения мамы (31 декабря), так что мой праздничный пост будет уже в наступившем 2014-м.
      Примите мои поздравления и наилучшие пожелания, пусть год грядущий принесет только положительные эмоции :-bd

      Удалить
  14. Математика-царица наук! И с этим не поспоришь! Задания очень интересные! Надо своим ученикам предложить решить их.
    Галина Станиславовна, от всей души поздравляю Вас с Новым годом! Здоровья, семейного благополучия, побольше радостных минут и всего самого наилучшего!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Анатольевна, спасибо! А я вам пожелаю непременно здоровья и счастья, а также большую долю везения во всех начинаниях (везение точно не помешает никому!).

      Удалить
  15. Галина, поздравляю Вас с Новым годом!
    Пусть он принесёт Вас успехи и радость,
    везение и терпение,
    дружбу и поддержку,
    здоровье и уважение!
    Пусть в Новом году все планы реализуются! Новых Вам увлекательных путешествий и прогулок! Пусть работа всегда приносит удовольствие, а ученики радуют!
    Счастья и крепкого здоровья! Пусть все будет прекрасно!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юлiя, спасибо за поздравления.
      Желаю вам семейного благополучия и новых творческих достижений!
      P.S. А прогулки уже запланированы...

      Удалить
    2. Спасибо! :-)
      Чудесно! Буду ждать фотоотчёт ;-)

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!