Желание «а не рвануть ли нам до
Каховской» «а не поехать ли нам куда-нибудь» просто так, без конкретной
цели, посещало давно. В один солнечный ноябрьский день, когда прогноз обещал по
всему Краю в том числе и в Адыгее ЯСНО, а температура воздуха обещала быть до
неприличия большой (+20) мы рванули в Майкоп.
Надо сказать, что дорога в Адыгею весьма интересна тем, что автомобилист
периодически пересекает границу с Республикой, и тогда за окном мелькают весьма
интересные названия населенных пунктов: Тлюстенхабль, Понежукай, Бжедугхабль.
Позже снова трасса ведет в Краснодарский край и уже читаешь привычное:
Белореченск, Усть-Лабинск. Но с появлением за окном станицы Ханской, понимаем,
что снова в Адыгее и почти на месте.
Майкоп, как столица Республики, показался
очень уютненьким и чистеньким. Даже проезжая по окраинам нас не покидало
ощущение, что мы в городе. Пусть небольшом, уездном, но ГОРОДЕ. Да, в нашем
Краснодаре встречаются места, где городского лишь чуть, а то и нет вовсе…
С балкона этого дома перед жителями города когда-то выступали руководители Первой конной армии Семён Буденный и Климент Ворошилов |
Первым делом поехали к мечети, которая за свой не очень большой век, уже успела стать визитной карточкой места.
На мечети значится в памятной табличке: Мечеть имени его Величества Шейха Халида ибн Сакр аль-Кассими, наследного принца княжества Рас-эль-Хайма Объединенных Арабских Эмиратов. Открыта 2.11.2000 г. Подарок его Величества народу республики Адыгея и в знак уважения к её первому Президенту Аслану Алиевичу Джаримову. Попыталась найти информацию о том, с чем связан этот щедрый подарок республике, столь далёкой от Эмиратов, но убедилась только, что Восток – дело тонкое! Вроде как мать Халида и его младшего брата Сауда была черкешенкой. Халид, как старший брат, должен был стать после смерти своего отца эмиром своего княжества, но не стал, так как власть была передана брату младшему. Халид воспротивился такому поступку, но его дворец окружили правительственные войска, поддержавшие Сауда. Сауд и ныне эмир Рас-эль-Хаймы, причем в Википедии значится, что мечеть построил именно он, но я больше верю табличке у входа.
Давайте войдем внутрь через женский вход.
Внутри я немного замешкалась. Вот не
раз была в мечетях, знала, что обувь надо снять, но совершенно забыла, что в
центральный зал вход доступен лишь мужчинам. Женщинам надо подняться на второй
этаж. Но как тут не растеряться, когда видишь эти ковры, в которых ноги просто
утопают, это голубое великолепие… Делюсь фото нижнего, мужского, зала, благо
никто меня оттуда не погнал.
По лесенке поднялась на второй этаж, откуда хорошо видна люстра, да и всё пространство кажется даже круче, чем внизу.
Где-то рядом слышались детские голоса. Заглянув в небольшую комнатку, увидела группу девочек в хиджабах. Здесь их обучают основам Ислама и чтению Корана.
В остальном, надо сказать, в Майкопе мало, что напоминает об иной культуре, ведь русское население Республики порядка 65 %. Остальные – адыги, армяне, черкесы, курды. Тем более символично на центральной площади рядом с мечетью видеть памятник «Очаг», символизирующий Единение и Согласие.
Почему именно Очаг? В то время, когда на Кавказе в XIX веке бушевала война, очаги во многих домах местных жителей потухли, вот авторы и задумали создать некий общий очаг для всех адыгов, теплом которого можно поделиться с многочисленными народами, проживающими в Республике.
Изображения на многоярусном
монументе выразительны, но мне, к сожалению, они ничего не говорят.
Чуть лучше узнать о местной культуре можно, посетив Национальный музей Республики Адыгея. Залов там немного, мне был особенно интересен тот, где показывали найденные при раскопках курганов вещицы и всякие камешки/минералы. Есть там и дольмен, есть множество национальных костюмов, в основном XIX века.
После забега на центральный рынок за вкусной адыгейской солью и адыгейским копченым сыром, едем к пивоваренному заводу, старинному предприятию 1882 года. Основал его богемский купец Вацлав Иванович Товаро, первым пивоваром был чех Антон Рубеш. То, что дата основания именно 1882 год было установлено, когда при раскопках в окрестностях города нашли стеклянные бутылки с надписью «Славянский В.И. Товара пивовар. завод. Майкопъ 1882».
Здание построили в 1910 году, сегодня
оно очень хорошо отреставрировано: видна и старинная и современная кладки, но
они очень гармонично стыкуются, да и в целом от всего внешнего вида веет тем,
что всё тут в шоколаде достатком и благополучием.
Ну, и перед отъездом нам… на
кладбище, где расположена церковка 1910 года постройки, хорошо сохранившаяся. Служительница
с гордостью сообщала, что здание во время войны почти не пострадало, но
некоторые следы от снарядов хорошо видны на старинных стенах. В советское время
внутри организовали цех по обработке камней, ведь церковь стоит на православном
кладбище города. Понятно, что росписи стен от такого пыльного производства очень
пострадали, но сегодня полностью восстановлены.
Этот вояж выходного дня можно было бы продолжить, ведь рядом много интересных природных объектов. Но, как говорится, смеркалось… А нам ещё домой… Отложили их до другого раза. Всем солнечной осени!
Гала! С удовольствием бродила вслед такому компетентному экскурсоводу! Особенно мне было интересно, потому что отдыхала в Майкопе в 1990 г.г. Мечети ещё не было, даи сам город казался очень небольшим. Мы жили на турбазе в пригороде. Осталось ощущение приветливого радушного города! Прекрасно содержится город, какой роскошный завод, отреставрированная церковь, очаг впечатляющ! Модель одета в полном соответствии с посещением мечети!
ОтветитьУдалитьСпасибо!!!
Людмила, мы проезжали разные уютные турбазы. Народ отдыхал: озера, лесочек, красота! А мы всё бегом/бегом...
УдалитьМодели пришлось даже проинструктировать дамочку с сыном, которые хотели зайти, но боялись - не знали что к чему. Может ранее сталкивались с каким-то негативом или просто впервые. А я вот в последнее время сталкиваюсь только с радушием при посещении молитвенных мест разных конфессий: и в синагогу пригласят, присесть разрешат, и в мечеть служитель в главный зал пустит во время намаза... Но внешний вид - ДА, тут надо традиции уважать.
Спасибо за "вояж выходного дня". Действительно интересно, тем более, что возможность побывать в Адыгее у меня стремится к нулю.
ОтветитьУдалитьМарина, а мы с Адыгеей тесно переплетены. Сгонять туда за сыром и солью - это нормально для многих. Можно их (сыр, соль) и рядом с домом купить, но тамошние хозяйки всё равно какие-то секреты знают, вкуснее у них.
УдалитьКакие знакомые названия населенных пунктов :)))). Раньше каждый год мимо проезжали :))). Завод очень добротный, прям красавчик! Жаль, что экскурсий нет. А мечеть очень красивая, небесно-голубая :)). Церквушка хоть и маленькая, но такая... душевная. Отличная вылазка получилась!
ОтветитьУдалитьПро экскурсии на завод читала, что по будням проводятся, а мы были в субботу. Но всё-таки уточнили, вот тогда и услышали, что их давно нет. А вот по городу можно было бы прогуляться с экскурсоводом, есть такая услуга в музее. Может и случится, так как надо туда на пару деньков: очень хочется увидеть Долину аммонитов и старинные мосты через реку Белую.
Удалить