суббота, 26 октября 2024 г.

Эх, российская дорога, семь загибов на версту...

 


Любите ли вы поезда? Признаться, у меня к ним двоякое отношение. При всей любви к путешествиям, спокойно согласиться на поездку в поезде я могу только, если время в пути займёт не более пары-тройки часов. На более длительное пребывание, особенно на сутки-двое в дороге, организм приходится долго уговаривать, находить убедительные аргументы того, что ему придётся лишиться на время удобной постельки и тёплого душа. Да ещё от организма придется выслушивать что-то вроде «а на самолёте нам что, слабо было?». Однако, когда капризы организма немного утихнут, то мерное покачивание и проносящиеся за окном пейзажи сразу навевают приятные мысли о том месте, где ты скоро можешь оказаться. А как часто, когда на каком-нибудь полустанке на почетном месте установлен отслуживший своё дедушка-паровоз, оборачиваешься и пытаешься рассмотреть его детали, пофантазировать о судьбе раритета, много повидавшего на своём веку.

            Вот за такими фантазиями мы и отправились в Музей железных дорог России, который сейчас находится на Балтийском вокзале в Санкт-Петербурге и состоит из здания старого паровозного депо и современного корпуса, соединенного с депо стеклянной смотровой галереей. К сожалению, сильнейший дождь не дал возможности осмотреть экспозицию под открытым небом, а там столько всего интересного! Но в помещении оказалось тоже много  замечательных экспонатов, так что ощущение «недосмотренности» после визита не появилось.




            Думаю, вот эта площадка и галерея с перилами, позволяющая рассмотреть экспонаты сверху, лучше всего передают атмосферу этого места. Обратите внимание, что техника стоит на рельсах, а, учитывая, что музей содержит ещё и ремонтные мастерские, думаю все эти паровозы вполне можно раскочегарить и пустить в путь.

            Паровоз Ов.6640, Путиловский завод, 1902 г.


Грузовой паровоз в честь XII съезда ВЛКСМ, Коломенский завод, 1953 г.

В основном я, конечно, гуляла возле паровозов, и чем древнее был экспонат, тем дольше хотелось возле него задержаться. Но и вот такие тепловозы привлекли внимание. Сразу думалось: «А может он Сталина видел?».


Паровозы «Серго Орджоникидзе», представленные в музее, разных годов выпуска. Для меня они запомнились эдакими цельнометаллическими «щечками» по бокам, похожими на шоры в лошадей.



Очень интересен, как любой своеобразный «тигр в разрезе», паровоз, выпущенный в польском городе Познань в 1955 году на заводе им. Сталина. На этом экспонате показано, как работает двигательная система паровоза. Масштаб инженерной мысли, глядя на это, просто впечатляет!


Ну, а теперь давайте пройдемся по вагонам для путешественников. Первым хочется показать особый вагон для «путешествующего» сибирского масла, вагон-ледник, выпуска 1900-1918 годов.

О пассажирах 1 класса, этой элитной публике, мы знаем довольно хорошо по историческим фильмам. И не важно на каком транспорте путешествуют данные лица, главное, что для них предоставляется максимальный комфорт и выполняются все требования, которые могут возникнуть у вип-персон в дороге. Может быть именно поэтому хочу начать с вагонов для пассажиров самой низшей категории времен до Первой Мировой войны – переселенцах. Эти вагоны ещё называли «столыпинскими», так как именно после реформы Столыпина на освоение Сибири и Дальнего Востока стали массово перебрасывать из центральных губерний России крестьян с семьями. Изначально их везли в товарных вагонах, но потом были созданы вагоны IV класса. В музее в них можно зайти и ощутить всю «прелесть» путешествия, где на лежанках помещались целые семьи, а отопление было от одной печурки на весь вагон. Считалось, однако, что такие вагоны были шагом вперед по сравнению с тем, как переселенцы перемещались раньше.


Столыпинский вагон

Вагоны III и II классов были намного удобней, хотя даже для загородной поездки провести несколько часов, сидя на деревянной скамье вряд ли было приятно.


Интересен вот этот вагон-микст, 1900 года, сразу для двух категорий путешественников: зелёная окраска части вагона – III класс, оранжевая – II.

Музей снабжен множеством инсталляций и интерактивных элементов, так что, гуляя, можно не опасаться, что вдруг надоест смотреть на эту кучу когда-то подвижного металла. К примеру, мне так очень понравилась эта путешественница I класса, в шляпке да с парой чемоданов. Её явно ждёт весьма комфортная поездка в мягком вагоне поезда «Красная стрела», выпускавшемся в 1913-1918 годах.


Вишенкой на торте в музее мне показался служебный вагон КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). Снизу не видно его внутреннее убранство, а вот вид с верхней галереи очень даже милый – внутри мягкие ковры, кресла. Короче говоря – люкс люксовый!


Хочу добавить ко всему сказанному пару снимков, хотя это всё надо видеть вживую. Так, никогда не знала, что для погрузки в вагоны раненых существовали особые боковые «приёмники». Что для почтовой службы существовали отдельные вагоны с картотекой перевозимых грузов. Что в санитарных вагонах имелось всё необходимое для приготовления самых востребованных медикаментов. Да, железные дороги – это своя особенная жизнь, жизнь на колесах, жизнь в постоянном движении…

Промышленный электровоз, 1932-1933 гг.

Бестопочный паровоз, 1928 г.

Крытый вагон, 1925-1932 гг.

Опытный тепловоз Я.М. Гаккеля, 1924 г.

Санитарный поезд

Грузовой паровоз, 1943 г.

P.S. Единственный минус музею (но существенный), ведь туда можно смело внедриться на полноценный день, в том числе с детьми, так это отсутствие быстрого перекуса. Имеющееся кафе не справляется с наплывом проголодавшейся публики и ожидание банальной котлеты с салатиком может растянуться на час. Как тут не вспомнить путешественников прошлого, которым приходилось даже питьевой воды ожидать лишь тогда, когда их поезд остановится на очередной станции. А может кафе намекает о том, что негоже утолять потребность в пище по первому зову, надлежит соблюдать умеренностьJ

Комментариев нет :

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!