Любите ли вы поезда? Признаться, у меня к ним двоякое отношение. При всей любви к путешествиям, спокойно согласиться на поездку в поезде я могу только, если время в пути займёт не более пары-тройки часов. На более длительное пребывание, особенно на сутки-двое в дороге, организм приходится долго уговаривать, находить убедительные аргументы того, что ему придётся лишиться на время удобной постельки и тёплого душа. Да ещё от организма придется выслушивать что-то вроде «а на самолёте нам что, слабо было?». Однако, когда капризы организма немного утихнут, то мерное покачивание и проносящиеся за окном пейзажи сразу навевают приятные мысли о том месте, где ты скоро можешь оказаться. А как часто, когда на каком-нибудь полустанке на почетном месте установлен отслуживший своё дедушка-паровоз, оборачиваешься и пытаешься рассмотреть его детали, пофантазировать о судьбе раритета, много повидавшего на своём веку.
Вот за такими фантазиями мы и
отправились в Музей железных дорог России,
который сейчас находится на Балтийском
вокзале в Санкт-Петербурге и состоит из здания старого паровозного депо и
современного корпуса, соединенного с депо стеклянной смотровой галереей. К
сожалению, сильнейший дождь не дал возможности осмотреть экспозицию под
открытым небом, а там столько всего интересного! Но в помещении оказалось тоже
много замечательных экспонатов, так что ощущение
«недосмотренности» после визита не появилось.
Думаю, вот эта площадка и галерея с перилами, позволяющая рассмотреть экспонаты сверху, лучше всего передают атмосферу этого места. Обратите внимание, что техника стоит на рельсах, а, учитывая, что музей содержит ещё и ремонтные мастерские, думаю все эти паровозы вполне можно раскочегарить и пустить в путь.
Паровоз Ов.6640, Путиловский завод, 1902 г.
Грузовой паровоз в честь XII съезда ВЛКСМ, Коломенский завод, 1953
г.
В основном я, конечно, гуляла возле
паровозов, и чем древнее был экспонат, тем дольше хотелось возле него
задержаться. Но и вот такие тепловозы привлекли внимание. Сразу думалось: «А
может он Сталина видел?».
Паровозы «Серго Орджоникидзе», представленные
в музее, разных годов выпуска. Для меня они запомнились эдакими
цельнометаллическими «щечками» по бокам, похожими на шоры в лошадей.
Очень интересен, как любой своеобразный
«тигр в разрезе», паровоз, выпущенный в польском городе Познань в 1955 году на
заводе им. Сталина. На этом экспонате показано, как работает двигательная
система паровоза. Масштаб инженерной мысли, глядя на это, просто впечатляет!
Ну, а теперь давайте пройдемся по
вагонам для путешественников. Первым хочется показать особый вагон для «путешествующего»
сибирского масла, вагон-ледник, выпуска 1900-1918 годов.
О пассажирах 1 класса, этой элитной
публике, мы знаем довольно хорошо по историческим фильмам. И не важно на каком
транспорте путешествуют данные лица, главное, что для них предоставляется
максимальный комфорт и выполняются все требования, которые могут возникнуть у
вип-персон в дороге. Может быть именно поэтому хочу начать с вагонов для
пассажиров самой низшей категории времен до Первой Мировой войны –
переселенцах. Эти вагоны ещё называли «столыпинскими»,
так как именно после реформы Столыпина на освоение Сибири и Дальнего Востока
стали массово перебрасывать из центральных губерний России крестьян с семьями.
Изначально их везли в товарных вагонах, но потом были созданы вагоны IV класса. В музее в них можно зайти и
ощутить всю «прелесть» путешествия, где на лежанках помещались целые семьи, а
отопление было от одной печурки на весь вагон. Считалось, однако, что такие
вагоны были шагом вперед по сравнению с тем, как переселенцы перемещались
раньше.
Столыпинский вагон |
Вагоны III и II классов были намного удобней, хотя даже
для загородной поездки провести несколько часов, сидя на деревянной скамье вряд
ли было приятно.
Интересен вот этот вагон-микст, 1900 года,
сразу для двух категорий путешественников: зелёная окраска части вагона – III класс, оранжевая – II.
Музей снабжен множеством инсталляций и
интерактивных элементов, так что, гуляя, можно не опасаться, что вдруг надоест
смотреть на эту кучу когда-то подвижного металла. К примеру, мне так очень
понравилась эта путешественница I класса, в шляпке да с парой чемоданов. Её явно ждёт
весьма комфортная поездка в мягком вагоне поезда «Красная стрела», выпускавшемся
в 1913-1918 годах.
Вишенкой на торте в музее мне
показался служебный вагон КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). Снизу не
видно его внутреннее убранство, а вот вид с верхней галереи очень даже милый –
внутри мягкие ковры, кресла. Короче говоря – люкс люксовый!
Хочу добавить ко всему сказанному пару
снимков, хотя это всё надо видеть вживую. Так, никогда не знала, что для
погрузки в вагоны раненых существовали особые боковые «приёмники». Что для
почтовой службы существовали отдельные вагоны с картотекой перевозимых грузов.
Что в санитарных вагонах имелось всё необходимое для приготовления самых востребованных
медикаментов. Да, железные дороги – это своя особенная жизнь, жизнь на колесах,
жизнь в постоянном движении…
Промышленный электровоз, 1932-1933 гг. |
Бестопочный паровоз, 1928 г. |
Крытый вагон, 1925-1932 гг. |
Опытный тепловоз Я.М. Гаккеля, 1924 г. |
Санитарный поезд |
Грузовой паровоз, 1943 г. |
P.S. Единственный минус музею (но существенный), ведь туда можно смело внедриться на полноценный день, в том числе с детьми, так это отсутствие быстрого перекуса. Имеющееся кафе не справляется с наплывом проголодавшейся публики и ожидание банальной котлеты с салатиком может растянуться на час. Как тут не вспомнить путешественников прошлого, которым приходилось даже питьевой воды ожидать лишь тогда, когда их поезд остановится на очередной станции. А может кафе намекает о том, что негоже утолять потребность в пище по первому зову, надлежит соблюдать умеренностьJ…
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!