вторник, 7 мая 2019 г.

Из Особняка в Палаты, или прогулка по двум музеям.



Давайте культурно пробежим по двум музеям московским, оставившим в памяти весьма неоднозначные впечатления. Один – всемирно известная галерея, порадовавшая бесплатным входом на время праздников (новогодних!). Ну, как же не пойти да на халяву в культурное место, когда центр города пестрит от разношёстной публики со всех континентов, а так хочется тишины…
Тишину галерея художника Ильи Глазунова могла предоставить лишь относительную, оставалось погрузиться в атмосферу уютных залов, созданных по эскизам художника и посмотреть на работы, многие из которых удивили.




Собственно, удивили мужа. Он  искал в этом храме живописи нечто иное, будучи весьма поверхностно знаком с творчеством Глазунова. Я же искала любимых волков. Согласитесь, что переливы на снегу просто великолепно передают атмосферу зимнего леса?..
"Волки", 2004 г.
Про творчество Глазунова уже дома прочитала много негатива: и пропорции на лице не соблюдены (есть такое), и стилей много намешано, и краски слишком яркие, и мозаику некоторые полотна напоминают (и такое присутствует). Но я всегда рассуждаю с дилетантской точки зрения. Вот, к примеру, глядя на «Черный квадрат» Малевича, только ленивый не сказал: «И я так намалюю!». А, дотошно рассматривая, «Девятый вал» Айвазовского: «Блин, и как же это сделано?». Вот и у меня так: если не понимаю, как это технически воспроизвести, значит классный художник… Думаете, глупо?.. Ну я же и говорю, что это сугубо дилетантский подход)))
"Новодевичий монастырь", 1999 г. 

"Коммунисты прошли", 2001 г.

"Поединок", 2004 г.
В залах, где размещены огромные полотна с политическим подтекстом, предусмотрительно установлены скамейки. Тут и правда, только сидеть, только рассматривать, только удивляться сочетанию несочетаемого.
"Раскулачивание", 2010 г.
Работы в смешанной технике никого не оставят равнодушным: жаль фото не передает блеска золота, переливов парчи. Да и стеклом многие такие картины прикрыты (а оно бликует), ведь там ещё и камешки драгоценные, жемчуг.
"Иван Грозный", 1999 г.

"Райские птицы Древней Руси. Сирин и Алконост", 2010 г.

"Волга", 2004 г.

"Озеро Светлояр", 2004 г.
Семейство знаменитое.

Да, заметно, что глаза на лице явно "великоваты" их хозяйке, но это было авторской изюминкой.
Личность знаменитая: архитектура у художника выписана замечательно.
Портретов Достоевского и героев его произведений в творчестве художника довольно много, и снова далеко не все их адекватно воспринимают. Но мне близок его "сырой, промозглый Питер". 
Дом на Волхонке, постройки 1812 года, правительство Москвы передало под Галерею в 1997 году. Художник вспоминал, что впервые зайдя в это здание, в котором после революции располагались обычные квартиры, он просто ужаснулся его состоянию: «…фактически это был не дом, а руина…». То, что мы видим сегодня, как внутри, так и снаружи, выполнено по эскизам Глазунова. Фантазия у мастера замечательная, так что стоит ли удивляться, что изначальный бюджет реконструкции пришлось увеличить в четыре раза.



А теперь из особняка – в Палаты. К сожалению, фото Палат бояр Романовых у меня только вот такое, вечернее.

Надо сказать, весьма атмосферный музей! Протискиваясь по его узким лесенкам и с трудом расходясь с другими посетителями в тесных помещениях, словно переместились во времени в XVI век.

"Большая" парадная столовая. По размерам этой самой большой комнаты можно судить о размерах внутренних помещений Палат. Н-да, "хоромы-то тесные!"😁
Далеко не все в этом музее подлинное, дошедшее из 16-17 веков. Однако, этому дому повезло: хоть и горел он, и разрушался, и в запустении долгое время пребывал, но всякий раз находились те, кто способствовал не только его восстановлению, но и грамотному археологическому исследованию. Ведь здесь, на Варварке, рядом с Кремлем, семья Романовых жила с 40-х годов 16-го века до 1600 года, пока не попала сначала в опалу, а потом «в цари».
В правом углу - библиотека. В те времена, собрание книг в 20 экземпляров уже считалось библиотекой.

Кабинет боярина с кожаными обоями (местами подлинными)
Предположительно здесь, в этих палатах, родился первый царь из этой династии – Михаил Федорович. Хотя никаких записей об этом событии не сохранилось, но чего бы ему рождаться где-то в другом месте, раз семья тут проживала.
Я бы и сейчас такие тапки носила)))



Большая заслуга в том, что сегодня мы можем видеть это уникальное сооружение, принадлежит Александру II. Он не только выкупил здание и прилежащую территорию, но  и поручил московскому архитектору Рихтеру реставрацию. Тот, в свою очередь, подошел к делу творчески и освободил дом от более поздних пристроек.

Женская половина дома

Светлица.

Комната для обучения мальчиков.
Кстати сказать, если спуститься в тамошний подвал, то попадаешь прямиком в Москву 15-го столетия, а если посмотреть фильм о раскопках в Зарядье (он в музее демонстрируется), то удивляешься количеству культурных наслоений в центре столицы. Мельком услышала от смотрителя (он шепотом переговаривался с какой-то дамой), что совсем недавно снова обнаружили какой-то лаз (или лестницу) в доме, ведущую вниз, но… его решено было засыпать. Копать под Палатами рискованно, ведь можно повредить фундамент здания. Давно оно стоит, так пусть и дальше глаз радует… Хотя, мысль о библиотеке Ивана, нашего, Грозного, признаться, в голове мелькнула. А вдруг?.. Эх, меня бы туда, да с лопатой...


P.S. В этот музей надо непременно идти, когда на улице светло, если основная цель - фотографировать. Помещения очень темные, а со вспышкой делать снимки нельзя, так что свет из окошек будет не лишним. Но за атмосферой древней Москвы я бы снова пошла в музейчик вечером.

14 комментариев :

  1. Ответы
    1. Роспись стен в палатах замечательная! Хотя низкие потолки на меня "давили")))

      Удалить
  2. Здравствуйте, сударыня Галина дочь Станислава!
    Так погрузилась в 16 век, что не хочется оттуда возвращаться.
    Обожаю это время. Зачитываюсь и засматриваюсь.
    Но вот "в живую" ни разу не была в таких музеях.
    Так хочется побывать, но всё никак не получается.
    Спасибо за прекрасные фото.
    Да, вечерняя атмосфера - самое прекрасное время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, сударыня Ирина, Свет наш Валерьевна.
      Я всегда мечтала попасть в Грановитую палату и Теремной дворец, но, увы, это только в составе наборных групп. Можно, конечно, визит подгадать под расписание таких экскурсий, но там и цена оЧЧень сильно кусается.
      Поэтому была рада хоть в этих небольших палатах прикоснуться/проникнуться царским житьём-бытьём.

      Удалить
  3. Люблю по древностям побродить. Красотища! Спасибо за пост, Галя :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А когда бродишь по древним жилым помещениям, да ещё вечером, то прямо перенесение во времени ощущаешь.
      Вот только с моим ростом я себя там придавленно-придушенной чувствовала)))

      Удалить
  4. Про картины художников: лучше увидеть, чем сто раз прочитать. И увидеть вживую.
    Сейчас как раз в журнале "Смена", начиная с №11 за 2018 год, печатается материал И.Переверзина о Глазунове. Читаю, порой морщусь - не нравится, как Переверзин пишет. И почитателем Глазунова я никогда не была. Особенно этих политических полотен:)
    А вот тут, удивительное дело, прочитала, Галина, в блоге и всё: поняла, что надо при первом удобном случае посещения Москвы попать в эту Галерею. И я даже поверила, что у меня мнение поменяется))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я не скажу, что я поклонник ВСЕГО творчества Глазунова, но некоторые картины мне очень даже нравятся. Даже из ранних, студенческих.
      А о больших "политических" читала, что когда не было этой галереи, то они хранились на огромных валах (по типу ковра свернутого) и демонстрировались лишь на выставках. А теперь вот место постоянное есть, так что, думаю, заглянуть туда стоит.

      Удалить
  5. Потрясающие музеи! Какие картины! Подлинники!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина Михайловна. Фото совсем немного, так как картины надо все-таки "живьём" смотреть.

      Удалить
  6. Художника может критиковать каждый, а вот сотворить шедевр, пусть даже при смешении стилей и отсутствии пропорций -это, увы, дано далеко не каждому. Спасибо, Галина Станиславовна, за экскурсию и прекрасные фото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Глазунова критикуют в основном те, кто считает, что его взлет случился благодаря приобретенному родству с семьёй Бенуа. Но пусть об этом рассуждают знатоки, я же, как дилетант, констатирую, что многое из работ просто нравится!

      Удалить
  7. Галина,
    галерею Глазунова я пропущу, ну вот никак.(
    А насчет Палат Романовых - спасибо за наводку огромное, с большим интересом прочла, да еще и окунулась мысленно. Кстати, сериал "Годунов" просмотренный накануне, с Сергеем Безруковым, еще больше поспособствовал и, пожалуй, изменю-ка я Кромвелю ("Волчий зал" Хиллари Мантел, к прочтению очень советую) и припаду к нашей истории.
    В любом случае,за наводку спасибо)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lena, "Годунов" у меня не "пошел" из-за актера-исполнителя главной роли. Ну бывает же, что вроде неплохо созданный сериал (а я смотрела документалку о том, как только одни костюмы для фильма создавали, БЛЕСК!) смотреть невозможно лишь из-за одного исполнителя. Так что это я пропущу((
      А историей нашей, да после визита в палаты, займусь летом (в отпуск долгожданный). Очень хочется, чего греха таить, даже не "освежить в памяти", а просто "узнать то, что раньше не знала"))

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!