Давайте культурно пробежим по двум
музеям московским, оставившим в памяти весьма неоднозначные впечатления. Один –
всемирно известная галерея, порадовавшая бесплатным входом на время праздников
(новогодних!). Ну, как же не пойти да на халяву в культурное место,
когда центр города пестрит от разношёстной публики со всех континентов, а так
хочется тишины…
Тишину галерея художника Ильи Глазунова могла предоставить лишь
относительную, оставалось погрузиться в атмосферу уютных залов, созданных по эскизам
художника и посмотреть на работы, многие из которых удивили.
Собственно, удивили мужа. Он искал в этом храме живописи нечто иное,
будучи весьма поверхностно знаком с творчеством Глазунова. Я же искала любимых
волков. Согласитесь, что переливы на снегу просто великолепно передают
атмосферу зимнего леса?..
|
"Волки", 2004 г. |
Про творчество Глазунова уже дома
прочитала много негатива: и пропорции на лице не соблюдены (есть такое), и стилей
много намешано, и краски слишком яркие, и мозаику некоторые полотна напоминают
(и такое присутствует). Но я всегда рассуждаю с дилетантской точки зрения. Вот,
к примеру, глядя на «Черный квадрат» Малевича, только ленивый не сказал: «И я
так намалюю!». А, дотошно рассматривая, «Девятый вал» Айвазовского: «Блин, и
как же это сделано?». Вот и у меня так: если не понимаю, как это технически
воспроизвести, значит классный художник… Думаете, глупо?.. Ну я же и говорю,
что это сугубо дилетантский подход)))
|
"Новодевичий монастырь", 1999 г. |
|
"Коммунисты прошли", 2001 г. |
|
"Поединок", 2004 г. |
В залах, где размещены огромные полотна
с политическим подтекстом, предусмотрительно установлены скамейки. Тут и правда,
только сидеть, только рассматривать, только удивляться сочетанию несочетаемого.
|
"Раскулачивание", 2010 г. |
Работы в смешанной технике никого не
оставят равнодушным: жаль фото не передает блеска золота, переливов парчи. Да и
стеклом многие такие картины прикрыты (а оно бликует), ведь там ещё и камешки
драгоценные, жемчуг.
|
"Иван Грозный", 1999 г. |
|
"Райские птицы Древней Руси. Сирин и Алконост", 2010 г. |
|
"Волга", 2004 г. |
|
"Озеро Светлояр", 2004 г. |
Семейство знаменитое.
|
Да, заметно, что глаза на лице явно "великоваты" их хозяйке, но это было авторской изюминкой. |
Личность знаменитая: архитектура у
художника выписана замечательно.
|
Портретов Достоевского и героев его произведений в творчестве художника довольно много, и снова далеко не все их адекватно воспринимают. Но мне близок его "сырой, промозглый Питер". |
Дом на Волхонке, постройки 1812 года,
правительство Москвы передало под Галерею в 1997 году. Художник вспоминал, что
впервые зайдя в это здание, в котором после революции располагались обычные
квартиры, он просто ужаснулся его состоянию: «…фактически это был не дом, а
руина…». То, что мы видим сегодня, как внутри, так и снаружи, выполнено по
эскизам Глазунова. Фантазия у мастера замечательная, так что стоит ли
удивляться, что изначальный бюджет реконструкции пришлось увеличить в четыре
раза.
А теперь из особняка – в Палаты. К
сожалению, фото Палат бояр Романовых
у меня только вот такое, вечернее.
Надо сказать, весьма атмосферный
музей! Протискиваясь по его узким лесенкам и с трудом расходясь с другими
посетителями в тесных помещениях, словно переместились во времени в XVI век.
|
"Большая" парадная столовая. По размерам этой самой большой комнаты можно судить о размерах внутренних помещений Палат. Н-да, "хоромы-то тесные!"😁 |
Далеко не все в этом музее подлинное,
дошедшее из 16-17 веков. Однако, этому дому повезло: хоть и горел он, и
разрушался, и в запустении долгое время пребывал, но всякий раз находились те,
кто способствовал не только его восстановлению, но и грамотному
археологическому исследованию. Ведь здесь, на Варварке, рядом с Кремлем, семья
Романовых жила с 40-х годов 16-го века до 1600 года, пока не попала сначала в
опалу, а потом «в цари».
|
В правом углу - библиотека. В те времена, собрание книг в 20 экземпляров уже считалось библиотекой. |
|
Кабинет боярина с кожаными обоями (местами подлинными) |
Предположительно здесь, в этих
палатах, родился первый царь из этой династии – Михаил Федорович. Хотя никаких
записей об этом событии не сохранилось, но чего бы ему рождаться где-то в
другом месте, раз семья тут проживала.
|
Я бы и сейчас такие тапки носила))) |
Большая заслуга в том, что сегодня мы
можем видеть это уникальное сооружение, принадлежит Александру II. Он не только выкупил здание и
прилежащую территорию, но и поручил
московскому архитектору Рихтеру реставрацию. Тот, в свою очередь, подошел к
делу творчески и освободил дом от более поздних пристроек.
|
Женская половина дома |
|
Светлица. |
|
Комната для обучения мальчиков. |
Кстати сказать, если спуститься в
тамошний подвал, то попадаешь прямиком в Москву 15-го столетия, а если
посмотреть фильм о раскопках в Зарядье (он в музее демонстрируется), то
удивляешься количеству культурных наслоений в центре столицы. Мельком услышала
от смотрителя (он шепотом переговаривался с какой-то дамой), что совсем недавно
снова обнаружили какой-то лаз (или лестницу) в доме, ведущую вниз, но… его
решено было засыпать. Копать под Палатами рискованно, ведь можно повредить
фундамент здания. Давно оно стоит, так пусть и дальше глаз радует… Хотя, мысль
о библиотеке Ивана, нашего, Грозного, признаться, в голове мелькнула. А
вдруг?.. Эх, меня бы туда, да с лопатой...
P.S. В этот музей надо непременно идти, когда на улице светло, если основная цель - фотографировать. Помещения очень темные, а со вспышкой делать снимки нельзя, так что свет из окошек будет не лишним. Но за атмосферой древней Москвы я бы снова пошла в музейчик вечером.
Красиво как!!!
ОтветитьУдалитьРоспись стен в палатах замечательная! Хотя низкие потолки на меня "давили")))
УдалитьЗдравствуйте, сударыня Галина дочь Станислава!
ОтветитьУдалитьТак погрузилась в 16 век, что не хочется оттуда возвращаться.
Обожаю это время. Зачитываюсь и засматриваюсь.
Но вот "в живую" ни разу не была в таких музеях.
Так хочется побывать, но всё никак не получается.
Спасибо за прекрасные фото.
Да, вечерняя атмосфера - самое прекрасное время.
Здравствуйте, сударыня Ирина, Свет наш Валерьевна.
УдалитьЯ всегда мечтала попасть в Грановитую палату и Теремной дворец, но, увы, это только в составе наборных групп. Можно, конечно, визит подгадать под расписание таких экскурсий, но там и цена оЧЧень сильно кусается.
Поэтому была рада хоть в этих небольших палатах прикоснуться/проникнуться царским житьём-бытьём.
Люблю по древностям побродить. Красотища! Спасибо за пост, Галя :)
ОтветитьУдалитьА когда бродишь по древним жилым помещениям, да ещё вечером, то прямо перенесение во времени ощущаешь.
УдалитьВот только с моим ростом я себя там придавленно-придушенной чувствовала)))
Про картины художников: лучше увидеть, чем сто раз прочитать. И увидеть вживую.
ОтветитьУдалитьСейчас как раз в журнале "Смена", начиная с №11 за 2018 год, печатается материал И.Переверзина о Глазунове. Читаю, порой морщусь - не нравится, как Переверзин пишет. И почитателем Глазунова я никогда не была. Особенно этих политических полотен:)
А вот тут, удивительное дело, прочитала, Галина, в блоге и всё: поняла, что надо при первом удобном случае посещения Москвы попать в эту Галерею. И я даже поверила, что у меня мнение поменяется))
Светлана, я не скажу, что я поклонник ВСЕГО творчества Глазунова, но некоторые картины мне очень даже нравятся. Даже из ранних, студенческих.
УдалитьА о больших "политических" читала, что когда не было этой галереи, то они хранились на огромных валах (по типу ковра свернутого) и демонстрировались лишь на выставках. А теперь вот место постоянное есть, так что, думаю, заглянуть туда стоит.
Потрясающие музеи! Какие картины! Подлинники!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ирина Михайловна. Фото совсем немного, так как картины надо все-таки "живьём" смотреть.
УдалитьХудожника может критиковать каждый, а вот сотворить шедевр, пусть даже при смешении стилей и отсутствии пропорций -это, увы, дано далеко не каждому. Спасибо, Галина Станиславовна, за экскурсию и прекрасные фото.
ОтветитьУдалитьГлазунова критикуют в основном те, кто считает, что его взлет случился благодаря приобретенному родству с семьёй Бенуа. Но пусть об этом рассуждают знатоки, я же, как дилетант, констатирую, что многое из работ просто нравится!
УдалитьГалина,
ОтветитьУдалитьгалерею Глазунова я пропущу, ну вот никак.(
А насчет Палат Романовых - спасибо за наводку огромное, с большим интересом прочла, да еще и окунулась мысленно. Кстати, сериал "Годунов" просмотренный накануне, с Сергеем Безруковым, еще больше поспособствовал и, пожалуй, изменю-ка я Кромвелю ("Волчий зал" Хиллари Мантел, к прочтению очень советую) и припаду к нашей истории.
В любом случае,за наводку спасибо)
Lena, "Годунов" у меня не "пошел" из-за актера-исполнителя главной роли. Ну бывает же, что вроде неплохо созданный сериал (а я смотрела документалку о том, как только одни костюмы для фильма создавали, БЛЕСК!) смотреть невозможно лишь из-за одного исполнителя. Так что это я пропущу((
УдалитьА историей нашей, да после визита в палаты, займусь летом (в отпуск долгожданный). Очень хочется, чего греха таить, даже не "освежить в памяти", а просто "узнать то, что раньше не знала"))