понедельник, 15 августа 2016 г.

Плавали, знаем: «Анастасия», звезда моя…


Волшебное слово КРУИЗ у многих ассоциируется с отдыхом элитным, расточительным. Эдакие дамы в платьях щеголяют по бархатным салонам. На палубах поля их кокетливых шляпок эффектно подхватывает лёгкий бриз… Кавалеры в смокингах a la Bond, James Bond, фланируют со скучающим видом по салонам лайнера, изредка поглядывая в сторону казино, где разворачивается нешуточная баталия в покер… Всеобщая атмосфера праздника и веселья, а также некой отстраненности от повседневной жизни царит на таком корабле…
Фу-х, как меня занесло, да? Воображение – великая сила, аж сама поверила в то, что «настрочила». Хотя… Может быть не так далека от реальности картина, которую мне пришлось наблюдать в течение пяти суток. Этот пост посвящаю исключительно кораблю, не отвлекаясь на те страны и города, к которым нас этот корабль доставлял.

Круизный лайнер или паром.
И для начала надо поставить все точки над Ё, дабы научиться отличать круизный лайнер от парома. Круизный лайнер принимает на свой борт группу туристов, путешествующих по одному маршруту с целью посетить N-ое количество стран/городов. При этом туристам предоставляется максимальное количество развлечений на всех палубах, дабы не возникло у них желания от тоски зелёной засесть в каюте за чтением какой-нибудь случайно подвернувшейся под руки «пустой» книжонки. 

Паром – дело другое. Это регулярный перевозчик, совершающий рейсы по одному маршруту и берущий на свой борт помимо человеческих организмов ещё и сопровождающих их стальных «друзей» в виде машин, трейлеров и даже автобусов. Человеки могут сойти/подняться на борт в любом пункте из обозначенных в маршруте (у нас таких было четыре), а могут прогуляться по кругу, т.е. совершить круиз. Причем это можно сделать самостоятельно (как мы), а можно пристегнуть себя ремнями к какому-то туроператору, который будет регулярно вас собирать в конференцзалах на очередные инструктажи из разряда «туда не ходи – сюда ходи, а то …снег в башка попадет».
Приобрести круизы на паромы компании St. Peter Line можно на официальном сайте. Там же можно заказать экскурсии, о неожиданной пользе которых чуть позже.

Итак, поднимаемся на борт…

Визовые тонкости.
Ну как же без этих «тонкостей», когда собираешься пересечь границу союза ихнего, шенгенского? Паром «Принцесса Анастасия» ходит под флагом Мальты. Подтверждение сему факту развевалось над верхней палубой, трепыхаясь под сильными ударами ветра.

Всякий раз, сходя на берег, мы вступали в шенгенскую зону, а, возвращаясь, проходили новый контроль, покидая зону вездесущего евро (паспорт мой за короткую поездку пополнился восемью штампами, что сильно ускорило дату его смены из-за отсутствия свободного места для новых виз). Вот здесь надо упомянуть экскурсии, дающие право первого выхода на берег. Когда на судне больше двух тысяч пассажиров и все (какая-то мания) желают в определенный час X спуститься на грешную землю по единственному трапу, то вовсе неудивительно, что толпа собирается нешуточная. Приоритетным правом выхода могут воспользоваться пассажиры с детьми дошкольного возраста, пассажиры кают класса Commodore, Deluxe, Suite и те счастливцы, которые позаботились заранее об экскурсиях, купив их у компании St.Peter Line. Представьте себе теперь мой гордо поднятый вверх длинный нос, когда я одной из первых покидала «Анастасию». Непередаваемые оЧучения, а ведь каюта у нас была самая что ни на есть простая. Рассказ плавно перетекает с борта корабля в нашу каюту.

Каюты парома, или стоит ли платить дороже…
Это тот случай, когда каждый решает с каким комфортом ему плыть. Помимо вышеперечисленных кают повышенного уровня комфортности, на кораблике есть номера класса B и A. A класс – каюты с окном,   B класс – без окон. Последние вовсе  не ниже ватерлинии, как некоторые подумали. Это просто внутренние каюты, а располагаться они могут на одной из трех «спальных» палуб. 
Коридор пятой палубы.
Мы посчитали, что переплачивать за черный квадрат Малевича, любоваться которым после захода солнца могут постояльцы кают A класса, немного расточительно. Вот они, наши апартаменты безоконные, на 5 палубе расположенные.

Спальное место немного больше, чем в поезде. Откровенный минус – маленькие подушки. Однако, Интернет – великая сила. Почитав на форумах о таком недостатке сервиса, мы взяли с собой подушки надувные.
Небольшая прихожая с зеркалом вмещает багаж и некоторые носибельные вещи. Заметили «болтуна» Roxy на фото?

Больше всего меня волновали вот эти удобства…

Громко извиняюсь за то, что показала такое фото, но эта кабинка заслуживает отдельного комментария. Душевая зона в туалетной комнате просто огораживается занавеской. Самая первая мысль была о том, что после принятия душа здесь будет долго стоять вода, недаром эта комнатка поднята немного выше пола каюты. Однако наклонный пол душевой и вытяжка сделали своё дело – через десть минут после того, как кто-то решит всласть попалькаться в водичке, помещение снова становится сухим. Большая раковина и зеркало, биотуалет и истерически громким смывом, все это вполне достойно выполняло свои прямые функции. Не знаю, как там в других каютах, но мне, весьма привередливой к комфорту, было вполне удобно.
Что ещё есть в каюте? Радио, оповещающее обо всех новостях корабля, кондиционер, единственная розетка для подзарядки (откровенный минус), смена полотенец по требованию (если полотенце бросить на пол каюты, то его обязательно поменяют и это придумали не туристы, это написано на информационном табло).

Кушать подано.
…Вдруг -- как с неба: каравай хлеба, икры бадейка, тушеная индейка, стерляжья уха, телячьи потроха -- и такой вот пищи названий до тыщи! При эдакой снеди -- как не быть беседе!..
Л.Филатов

Вопрос питания в поездках всегда вызывает нездоровый (или здоровый?) интерес. Впечатление создается, что дома людей не кормят и в поездку они едут исключительно с целью откормиться. Вот и у нас стоял вопрос ребром - брать только завтраки, или завтраки и ужины. Думали недолго. После утомительных прогулок по скандинавским городам, заниматься выбором ресторана (а их на Принцессе много) не очень хотелось. Потому взяли полный пакет HB (завтрак/ужин) в ресторане Seven Seas (7 палуба). А теперь вдохните побольше воздуха, ведь еду я не фотографировала, но список яств уж очень хочется озвучить…
Форель запеченная, скумбрия копченая, рыба заливная, белая рыба в соусе, сом, минтай в заливке, колбасно-ветчинная нарезка, мидии, креветки, копченая курица, фрикассе из индейки, шашлык, бекон, колбаски, голубцы, зельц, салат «Винегрет», салат «Оливье», салат с крабовым мясом, салат «Цезарь» (его сам собираешь из компонентов), овощной салат, капустный салат, маринованная свекла, свекла с майонезом, картошка вареная, картошка печеная с ветчиной, картофельное пюре, рис, фасоль в заливке,  яичная масса (очень вкусно!), мюсли, творог (просто объедение!), сметана, соусы в ассортименте, йогурты, мороженое, джемы, фрукты (ананасы, дыни, персики), сухофрукты, орехи, сыр (бесподобный бри и сыр с зеленой плесенью), плюшки/ватрушки, вино (белое и красное), пиво, свежевыжатые соки. Мало? Тогда стоит добавить, что такой шведский стол был к каждому ужину (на завтрак немного меньше ассортимент). Особенно налегали на морское изобилие русские туристы, а вот финны ограничивались огромными порциями креветок (даже кажется, что под это дело им выдавали какие-то особенно глубокие тарелки).


Подходить к столу можно много раз, пока не поймешь, что глаза бы ещё ели, а желудок уже давно просит пощады. Из остальных ресторанов мне запомнился Сумасшедший Кролик (второе название не буду озвучивать), интерьер которого весьма неоднозначен…





Магазины, услуги.
Единственный Duty Free (6 палуба) на пароме может спасти от скуки любителей шопинга, хотя разнообразием товаров магазин явно похвастать не может. Тем не менее, цены вполне приличные (в евро) и кое что точно отправится в ваш багаж.
Из услуг надо отметить парикмахерскую, которая у дам пользуется спросом настолько, что прием осуществляется по предварительной записи. Из моего разговора с менеджером салона:
- Девушка, мне бы маникюр сделать.
- Я вас запишу на 11 вечера, подойдет?
- Нет, я уже третий сон буду в это время смотреть. Пораньше можно?
- У нас все расписано. Чем можем ещё помочь?
- Дайте ацетон, я хотя бы лак сниму.
- Не положено, у нас везде камеры. Если вам надо снять прежний маникюр, то это можно сделать без очереди, стоимость 1,5 евро. Согласны?
Стоит ли комментировать, что я была согласна, а так дорого лак с ногтей смывала впервые…
Любителям фитнеса паром предоставляет возможность не прекращать телоистязания ни на день (2 палуба). Спортивный зал очень неплохо оснащен различными пыточными тренажерами, после которых весьма кстати можно окунуться в бассейн, или залезть в сауну, или нырнуть в джакузи.

Стоимость водных процедур на 1,5 часа составляет 10 евро, а пользование тренажерами – 5 евро. Больше всего у русских пользуется спросом бассейн, а у финнов – сауна, причем рано утром…

О развлечениях.
- Дамы и господа, сегодня вечером, на 8 палубе состоится покерный турнир. Всех желающих приглашаем заранее бронировать места за столом…
Мы в нейтральных водах. Здесь разрешены и бандиты однорукие, и турниры покерные. Не думаю, что кто-то ездит в круиз специально ради игр, но эти игорные автоматы и столы с рулеткой вечерами заполняет азартная публика.

Часов в 11 вечера начинает свою программу питерский Мюзик-Холл. Это шоу можно посмотреть на 7 палубе, в баре Columbus. Правда, есть одно НО, в баре надо что-то заказывать, иначе назойливые официанты вам точно не дадут «скучать».

Не хотите смотреть шоу Мюзик-Холла и состязаться с бандитом одноруким, ну тогда приглашаю на шоу бесплатное, где цена вопроса составляет всего-то три корочки хлеба…

О кормлении чаек я тоже узнала на форумах. Это зрелище вполне достойно отдельного рассказа. Представьте себе картину… Отходит из порта паром, пассажиры высыпали на верхние палубы (палуб всего 11, примерно как 11-ти этажный дом), вокруг летают чайки, призывно крякая… Стоит только кинуть вверх кусочек хлеба, как его мигом подхватывает пролетающая попрошайка. На её весёлый рапорт о том, что здесь сегодня что-то дают, враз слетаются её товарки. Хлеб чайки берут прямо с рук, пикируя с внушительной высоты (пальцы иногда тоже кусают в порыве страсти, но это терпимо). В первый вечер кормила пернатых, пожалуй, я одна. Остальные это шоу фотографировали (представляю, сколько моих физиономий теперь красуется на чужих фото).




В другие дни ко мне присоединились многие пассажиры парома и некоторые чайки от перекорма уже просто плюхались на палубу. Жирные и сытые, они не спешили взлетать, тем более, что сердобольные пассажиры им хлеб прямо в клюв запихивали.
Наблюдения показали, что самыми голодными были финские чайки, самыми наглыми и быстрыми – шведские, самыми стеснительными – эстонские. Последние на руки практически не садились.  А что же чайки русские? Не знаю, что они едят, но в попрошайничестве точно замечены не были. Вот такая странная наблюдашка…

На верхних палубах.
Верхняя, 11-я палуба.
Находиться на верхних палубах в круизе по холодному морю развлечение на любителя. Ветер дует так, что передвигаться можно, лишь уцепившись за спасительный поручень. Да и погода на море весьма переменчива. Вот эти фото очень хорошо показывают солнечную палубу и догоняющее корабль ненастье.


Хотя бары и кафе есть и на этих палубах, вот только посетителей я там не видела.

Прическа из разряда "Я у мамы ...растрёпа"


В каждой каюте висит информация о спасательных жилетах и действиях пассажиров на случай какого-то ЧП, а вот на палубах можно посмотреть на плавсредства, которыми, надеюсь, никому не придется пользоваться. Но они есть, и это успокаивает…


На рассвете перед прибытием в Стокгольм, на восьмую (ближайшую) палубу спешат сонные любители фотосъемки. Знаменитые шхеры


Как же здесь красиво, как ловко используется каждый клочок скалистого берега, какими добротными кажутся постройки. Почему-то подумалось о уединенности такого проживания, пока не увидела отчаливающий от берега паром с машинами. Т.е. уединенность присутствует, но и о комфорте никто не забыл.

О качке.
Ну как же мне, с моими морскими фобиями, да не сказать о качке.  На переходе Санкт-Петербург – Хельсинки и Хельсинки – Стокгольм испытать действие качки не представилось возможности из-за полного отсутствия таковой. А вот путь от Стокгольма до Таллина и из Таллина до Питера пришлось преодолевать, проглотив пару таблеток Драмина, и это ещё небольшая болтанка была. В придачу некоторые несознательные гражданочки, любопытства ради, а не для пользы, начитались всякой информации о балтийских штормах и сопутствующих им событиях. В частности о загадочном крушении парома «Эстония», случившимся более 20-ти лет назад можно было бы и не читать, но именно эта история представлялась в моменты самой сильной встряски. Зачем, спрашивается, читала? Для потенциальных посетителей парома "PA" все-таки уточню, что «сильная качка» - это когда, выходя в холл, слегка кидает от одной стенки к другой, при этом можно не держаться за поручни.



 Переносится нормально, особенно в лежачем положении.

О ресепшене, обмене валют и прочей необходимой ерунде.
Команда судна и капитан, судя по фамилиям, русские. Лишь старпом имеет явно прибалтийские корни. Рассказы о том, что «фасс не срассу ппоймутт, так как натто меттленно гоффорить» немного преувеличены. Скорее мы на стойках информации иногда явно тупили и переспрашивали очевидное…
Стойка информации на 6 палубе.
То, что в круиз по странам евро-зоны все едут с ЕВРО ни для кого не секрет, но вот в Швеции валютой являются шведские кроны. Где их выгоднее всего обменять я расскажу, когда напишу про Стокгольм, а вот излишки ненужной валюты можно снова поменять на Евро прямо на пароме. Здесь же вам оформят Tax free на ваши покупки (этот возврат налога на добавленную стоимость бывает очень даже ощутим и цена покупки уже не так «кусается»).
Ключи (карточки) от кают и карточки на завтраки/обеды выдают при посадке. Посадочный ключ – самая важная фигура в вашем дальнейшем перемещении, так как при его утере, вас могут не пустить на борт, а идентификация личности и права пребывания на судне займет много времени и хорошо, если это будет время стоянки в гавани. Короче говоря, посадочную карточку я берегла , как банковскую, на которой могла бы лежать, скажем, шестизначная сумма. Очень уж не хотелось пешком домой топать, тем более, что море нас разъединяет…

…Ну в общем… Что сейчас носят?
Этот вопрос должен волновать любую женщину, если она Женщина с большой буквы… На пароме носят… всё! Т.е. ваш чемодан должен быть достаточно вместительным, чтобы в нем поместились все женские фантазии и насущные необходимости. В пробежках по городам носят джинсы и легкие куртки – удобно и демократично. На верхних палубах нельзя игнорировать ветровки, и пусть они будут непромокаемы и с дополнительной подкладкой. На киносеанс (я о них, кажется, не упоминала), в казино или на концерт лучше одеть платье (каблуки смотрятся с таким нарядом эффектнее, чем простые балетки).

Такой багаж не очень приятно тащить, но всегда приятно быть во всеоружии…


Заключение.
Перечитав написанное подумала: «Галя, может ты ещё пролог и эпилог добавишь, назовешь своё произведение громким именем ЭССЕ, тогда хоть люди смогут сказать, что время потратили, читая эссе, а не какой-то пост». Это я себя так успокаивала, размышляя, что бы удалить из ненужного. Ненужного не нашлось. Учитывая доступность и бюджетность (если брать каюту класса B, да ещё попасть на скидки) круиза, мне кажется, что кому-то эта информация может пригодиться. Тем более, что в Интернете много откровенной ерунды, похоже написанной теми, кто паром видел лишь издали. А мы плавали, знаем!..

P.S. Если я какую-то тему упустила, то буду рада ответить на вопросы и дополнить пост, тем более, что фотографий великое множество. Сразу не всегда поймешь, что может быть полезно тем, кто только собирается паковать чемоданы...


35 комментариев :

  1. Никогда не путешествовала на таком комфортабельном пароме. Галина Станиславовна, очень интересно было ознакомиться со всеми тонкостями такого путешествия. Буду ждать продолжения.
    Совсем забыла, передайте привет Roxy :) я его сразу заметила :))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, я первый раз прокатилась на корабле и уже снова хочу туда. Даже хорошо, что муж в этот раз не составил мне компанию, может случится повторить круиз вместе...
      P.S. А Roxy пока отправился на антресоли, иногда чемоданам надо отдыхать, как и их хозяевам:))

      Удалить
  2. Спасибо за возможность ещё раз побывать на Анастасии. Там мы жили во время сочинской олимпиады как раз в безиллюминаторных номерах. Питание - да,мощное,подтвержлаю.
    Пост очень познавательный получился,надо расповсюдить)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На сегодняшний день команда корабля поменялась, возможно и шеф-повар тоже. Где-то слышала отзыв, что питание не Анастасии однообразное. Хочется пожелать себе такого "однообразия" ежедневно.
      Надеюсь, что пост понадобится тем, кто собирается в круиз на этом лайнере, как мне понадобились отзывы путешественников прошлых лет...

      Удалить
  3. Дождалась ))
    Галина Станиславовна, всегда с преогромным удовольствием читаю Ваши эссе. Пролог интересный (считаю весь пост практически таковым, так как потом будет основное действие). Очень хочется знать, как Вы самостоятельно организуете такие поездки. Кое-что беру на заметку.
    Забегая вперёд, спрошу: "Карлсона видели?" Уж очень люблю я этого "мужчину в самом расцвете сил" ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, в организации поездки собственно "самостоятельности" было немного. Визы оформляет визовый центр, бронь на паром фиксируется на официальном сайте перевозчика. Какие-то мелкие тонкости узнала, перечитав множество верной (и не очень верной) информации. Сам паром решила подробно описать потому, что очень много прочитала ерунды, на которую многие могут отреагировать, как на руководство к действию.
      Карлсончика, нашего, дорогого, не видела, но узнала, что живет он на острове Юргорден, где имела квартирку его мама Астрид. Крыши города, где ОН может жить, фотографировала постоянно. Есть такие экземпляры (крыш), что очень хочется там поселиться (непременно их покажу).
      Посетить музей героев Астрид Лингрен не успела, зато на Юргордене есть уникальный музей корабля ВАСА, вот туда мы прогулялись и опять самостоятельно. Языковой барьер сказывается очень на перемещениях, но это компенсируется языком жестов:))

      Удалить
    2. ЛинДгрен! Только сегодня ошибку заметила...

      Удалить
  4. Впечатлений на целый год или уже новое путешествие планируется? ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я пока от этой поездки не пришла в себя, а работа уже зовет. Эту поездку полностью планировала сама, а вот следующую пусть запланирует муж, сюрприз будет...

      Удалить
  5. Галина, очень понравился репортаж-отзыв! За таковой вам должны дать 90%скидку на следующий круиз! Ехидный вопрос - как с весом до и после? С таким меню у меня был бы большой плюс! Спасибо - и текст, и фото на отлично!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, я потому и не показывала содержимое своих тарелок, потому что там было ВСЁ и даже больше, чем ВСЁ... Вес снизился (!) на пару килограммов. Мы же ещё по городам скакали, как потерпевшие, вот все калории и вырабатывали. Без таких сытных ужинов, когда из-за стола встаешь и чувствуешь себя пингвином неповоротливым, мы бы не смогли посмотреть все, что посмотрели.

      Удалить
  6. Галина,

    Сколько подробной информации!
    Очень интересно!
    Меня всегда впечатляли большие корабли / лайнеры / поромы...это как же всё надо было до самой маленькой мелочи продумать, чтобы людей туда заманить! ;)

    Недавно слышала, что в каком-то курортном месте Франции запрещено кормить чаек, так как птицы с недавнего времени обнаглели так, что просто набрасываются на туристов, если видят, что-то съестное...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, в Хельсинки нам сказали, что мороженое лучше съедать быстрее и желательно есть его не в порту. Там чайки нападают и выхватывают пищу прямо из рук. Как они могут налететь сзади я прочувствовала на корабле, опомниться не успеваешь, как уже кусок хлеба в клюве чайки.

      Все думала, что же я забыла про корабль сказать... Там же ещё лифты есть для подъема отяжелевших после ужина пингвинов:))

      Удалить
  7. Отличнейший обзор, к слову!
    Галина, четко, конкретно и по существу,очень хорошо. Считаю, что весьма пригодится начинающим путешественникам.
    Паром, судя по описанию, весьма и весьма достойный, продумано до мелочей (количество розеток пропустим))), чисто, неплохой сервис, качественная и вкусная кухня, конечно - 10 евро за пользование бассейном, это перегнули палку малость. В остальном, судя по фотографиям, осталось приятное впечатление от транспортного средства.
    Шёпотом, мебель к полу не привинчена, нет? Вспоминая морские штормы с бурями, качку.))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lena, мебель легкая (стулья в ресторане) не привинчена, а вот если тяжелое кресло покатится, то и придавить серьезно может. Так что кресла в коридорах и холлах закреплены, но не жестко, они могут вращаться вокруг оси и можно к собеседнику сесть лицом, а можно показать свои тылы.
      Бассейн в грубом пересчете 700 рублей за 1,5 часа, а у нас в городе я плачу 350 рублей за 1 час. Причем 10 евро это за разовое посещение, дешевле было бы при оформлении абонемента, но я не собиралась каждый вечер палькаться.
      В целом паром производит хорошее впечатление, и кинотеатр есть, и конференц зал, и детские площадки и даже обучающий мастер класс по изготовлению каких-то ручных поделок. Мы далеко не всеми удобствами успели воспользоваться.

      Удалить
  8. Галина, С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!!!
    Пусть все мечты сбываются!!!
    Жду следующего рассказа..:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка, спасибо большое.

      Я уже на работу вышла, побегу делать что-то полезное. Вечером напишу на почту...

      Удалить
  9. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Потрясающее путешествие! Очень интересно было всё читать и рассматривать!! С нетерпением буду ждать продолжения!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, добрый день.
      Приятно, что вам понравилось. О продолжении задумалась, но текст пока не формируется, слишком сказывается акклиматизация на организме, которому в следующем году круглая дата "светит":))

      Удалить
    2. Да и 49 - тоже ничего. Но это тссс, никому!

      Удалить
  10. Галина, как здорово, что у Вас состоялась такая замечательная поездка, точнее круиз. С большим удовольствием прочитала всё ЭССЕ, будто побывала немножко в путешествии тоже.
    Примите и от меня поздравление с ДНЁМ рождения и наилучшие пожелания!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, спасибо за поздравления.
      Встречать День Рождения регулярными простудными чихами не очень комфортно, но я не виновата... Это чайки голодные виноваты:))

      Удалить
  11. Начала многообещающее. Теперь жду интересных рассказов о посещении интересных мест. Спасибо за великолепную прогулку по парому.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, мест было так много, что даже не знаю с чего начать. Потому выжидаю, думаю...

      Удалить
  12. Здравствуйте, Галина Станиславовна!
    Так увлекательно рассказали, прямо дух захватывает. Чайки - не передать. Однако я бы боялась, что они могут сильно по руке клюнуть.
    Еда - дааааа, вот бы мне туда, да побооольше, побооольше...
    А по поводу комфорта -я особо непривередлива. Мне бы чтоб чисто было. И чтоб был чистый туалет с душем, полотенца. А так - не готова переплачивать за лишнее полотенце)))
    Спасибо за экскурсию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Светлана Николаевна.
      Чайки были и деликатные, и нагловатые. Подруга побоялась кормить пернатых, а я наслаждалась процессом.
      А комфорт каждому нужен свой. Думаю, что некоторые, посмотрев на нашу каюту скажут громкое ФИ, а мне было удобно. Интернет бы не помешал, но в море порой и связи мобильной не было, так что отдохнули и от благ цивилизации (без них точно можно жить, проверено на себе!)

      Удалить
  13. С днем рождения, Галина Станиславовна! С нетерпением жду подробных эссе об экскурсиях! На пароме еще не плавали, но есть мечты-желания... Спасибо за рассказ, все очень интересно и полезно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, спасибо за поздравления!

      Отправляйтесь в пусть смело, только приготовьтесь к быстрому перемещению на суше, ведь посмотреть надо много, а время стоянки парома очень непродолжительное. Но в качестве обзорного мероприятия очень неплохо. Для более подробного знакомства с Северными столицами надо бронировать там жильё. На первый раз мне хватило впечатлений, посмотрим, что будет во второй...

      Удалить
  14. Галина,очень познавательный пост.
    Мы тоже не стали перплачивать за сон в каюте без окон. ОНи нам и не нужны были. Приходили в каюту поздно принять душ и спать, а утром тоже не валялись долго в постелию Были более интересные занятия. На рассвете смотреть на острова и сопки одно удовольствие, особенно прихватив кружку кофе. Поняла, что это был пробный круиз!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гала, говорят, что первый блин комом... Не думаю, что с нашим блином так получилось, он стал очень пышненьким и впечатлительным. А шхеры стокгольмские заслуживают отдельного упоминания, на которое решусь после этих первых тяжких рабочих дней...

      Удалить
  15. Галя, увидев ваш пост на днях, решила, что обязательно прочту его с утреца, не спеша, с чашечкой кофе. Так и сделала)
    Спасибо огромное за такой подробный рассказ. Собирающимся в путешествие он, наверняка, очень пригодится. Но не собирающимся почитать про все нюансы тоже невероятно интересно.
    А еще спасибо, что вернули на время в воспоминания. Я была на пароме однажды, тоже во время путешествия. Ехали из Таллина в Хельсинки и обратно. Все очень похоже: и по фото, и по описанию. Я тогда поразилась, насколько в этой громадине своя, отдельная жизнь течет. Сколько там всего - магазины, рестораны, гаражи, концертные залы... Но несмотря на хорошую компанию и хмельное пиво, мне все равно было немного страшновато, что под нами "нет земли". А у вас было такое ощущение?
    1,5 евро за ацетон - класс! Люблю такие моменты, потом всегда вспоминаешь и даже с особой гордостью об этом рассказываешь))
    А чаек мы так кормили, когда ехали на пароме Крым-Кавказ. Тоже целыми стаями нападали. А вот на Балтике чаек не было - я путешествовала в декабре, кругом льдины... И представьте, какой тогда был ветер на палубе. Обжигающий холодом. Но мы все равно туда ходили))
    Когда вы написали, что "русские чайки почему-то ничего не едят", то мне сразу подумалось, что это потому, что русские - ПЬЮТ)))
    Насчет качки - в моем случае ее вообще не было, и я даже порой спрашивала себя: "А точно мы в море?". А потом подходила к иллюминатору, смотрела, как эта махина рассекает льды и опять... страшненько...)
    По поводу обратного обмена крон на евро, на пароме, наверное, курс очень невыгодный? Выгоднее, наверное, все кроны истратить в Швеции, чем потом обменять или нет?
    Ну, и конечно, не могу не сказать: в платье вы просто очаровательны! Настоящая леди!


    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тоня, почему-то сразу захотелось заступиться за чаек наших, русских. Они скорее всего не требуют пищи потому, что её у них валом на всяких свалках/помойках не сильно закрытых. По сравнению со стерильной чистотой Хельсинки и Стокгольма, в наших портах есть чем поживиться. Хотя может быть я и не права...
      За ЛЕДИ спасибо огромное... Не зря каблуки тащила в чемодане, все-таки удалось в них пройтись лёгкой походкой, от бедра:))
      Море для меня всегда испытание, с льдинами я бы точно не стала плавать. Весь тур считаю все-таки ознакомительным. На судне часто приходилось слышать от попутчиков, что в городах пора бы смотреть что-то новое, ведь основные достопримечательности уже изучены. Для себя же главным упущением считаю то, что не удалось посетить крепость Суоменлинна (Свеаборг) в Хельсинки. Не столько недостаток времени повлиял, сколько желание посмотреть красивый город, а не выбираться в его исторические пригороды.
      Значит ещё вернусь...

      Удалить
    2. Обязательно вернетесь! И я мечтаю. Была как-то в Таллине, в Хельсинки, в Стокгольме не была. Поездка была автобусная+паром, и из-за недостатка времени тоже бегали, как белки в колесе. Многого не увидели. В целом, чтобы увидеть, понять, прочувствовать, надо приезжать в одну страну как минимум на неделю и бродить-бродить... А лучше на две)
      Крепость по карте таак далеко. Остров отдельный, получается.

      Удалить
    3. К крепости Суоменлинна ходит с площади Кауппатори паромчик, каждые 20 минут ходит и в пути минут 15-ть. Если не тратить время на экскурсию/прогулку по центру, то вполне можно успеть пару часов походить по крепости. Мы отказались потому, что хотелось получше узнать город, да и жесткие сроки отбытия парома постоянно подстегивали взглянуть на часы.

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...