В этот особняк удалось попасть только со второй попытки. Первая была летом 2023 года и оказалась неудачной. В наш приезд двери особняка, сохранившего исторические интерьеры, были закрыты для экскурсантов. Да, ведь Домом архитектора не имеет статуса музея. Бывают там концерты, но самое интересное – пройтись по парадным залам – не всякий раз получится. Летом 2024 снова мониторила Кассир.ру с особым пристрастием и купить билеты получилось. Делюсь увиденным и, как всегда, когда речь идет об интересном историческом лице, расскажу немного и о нем.
Дом на Большой Морской снаружи не
такой уж приметный. Его вполне можно пройти стороной. Глаз привлекает разве что
замысловатый эркер.
Но внутри это настоящая шкатулка с драгоценностями. Половцов дал особняку своё имя по чистому везению. Хоть и происходил Александр Александрович из старинного дворянского рода, но к высшей аристократии не принадлежал, а потому быть бы ему простым мелким чиновником, если бы не любовь. Любовь к Надежде Михайловне Июневой, приемной дочери богатейшего человека страны – барона Штиглица. Бездетной семье Штиглицев девочку подбросили в июне, оттого и фамилия. Её барон удочерил и воспитывал так, как воспитывал бы свою собственную дочь. Когда Половцов признался девушке в любви, она ответила ему взаимностью. Для того времени подобный союз считался мезальянсом, но Штиглицу хватало капиталов для того, чтобы помочь подняться по карьерной лестнице мужу дочери, да и происхождение её всё-таки имело некий ореол таинственности.
Дом на Большой Морской стал
свадебным подарком молодой чете. Великолепные интерьеры создавались
архитекторами Николаем Брюлловым и Максимилианом Месмахером. Супруги в доме
постоянно не жили. Он был особняком для приёмов, а потому всё должно было просто
кричать о состоянии семьи, ведь после смерти барона Штиглица это состояние унаследовала
его дочь. О Половцове сразу заговорил весь Петербург, а к его супруге на приёмы
мечтали попасть самые знатные персоны того времени. На старинной фотографии с
видом на парадную лестницу меня привлёк портшез, в котором скорее всего
поднимали на второй этаж пожилых посетителей. Да, лифта в доме не было, но все
остальные удобства архитекторы создали – здесь были и водопровод, и современная
канализация, и отопление.
Дожидались экскурсовода мы вот в этой Зеленой гостиной, выходящей окнами на Большую Морскую. От зелёной обивки ничего не осталось, а на стенах примечательны рамы современного происхождения. Дело в том, что само здание и то, что внутри – историческая ценность, а потому для выставок картин, которые здесь организуют, нельзя к стенке прибить даже самый маленький банальный гвоздь. А эти рамы – вполне достойный выход из положения.
Арка с занавесью, разделяющая помещение, могла при необходимости также разделить это пространство на два изолированных. В одном, к примеру, беседовали мужчины, в другом сплетничали женщиныJ
Малиновая гостиная вполне себе малиновая, причем обивка стен оригинальная, с французских мануфактур XIX века. Чем уж там красили ткань, я забыла, но краски до сих пор яркие, сочные. В те времена такие стены были особым шиком, как и двери из ореха.
Главный бальный Белый зал в доме не очень велик, но зеркала создают эффект «зеркального коридора», зрительно увеличивающего пространство.
Интересен здесь балкончик для
музыкантов, оформленный дракончиками. Нет, музыканты там не стояли, они находились
в соседнем кабинете, а балкон играл роль граммофонной трубы, усиливающей звук.
Но что меня в Белом зале особенно
поразило, так это три вида золота в его отделке – оливковое, желтое и белое. Ну
не шик ли?..
А вот и кабинет для музыкантов.
Помните, как в фильме «Чисто английское убийство» посетительница Уорбек-холла
говорила: «Мне кажется, что вам,
слугам, достались лучшие помещения». Не уверена, что дословно
передала реплику героини, да и к категории слуг музыкантов вряд ли стоит
относить, но то, что помещение бесподобно, тут вряд ли поспоришь.
Через каминный зал с прекрасным камином,
на котором когда-то владелец дома выставлял свою коллекцию китайского фарфора, идём в самое красивое помещение особняка –
библиотеку. Для меня частные библиотеки – нечто настолько захватывающее, что
там хочется посидеть часами, «пошуршать» по всем шкафчикам. Половцов, бывший
всё-таки незаурядным человеком, принимал именно здесь членов, созданного им Русского исторического общества.
Я уже говорила, что интерьеры здесь подлинные.
С библиотекой в войну случился казус… В одну из секций попал снаряд и она не
подлежала восстановлению. Чтобы сохранить подлинность облика в целом, решено
было не восстанавливать утраченное, а просто уменьшить размер библиотеки на
величину поврежденного фрагмента. Теперь флорентийский камин расположен не по
центру зала, но какая разница нам от этого, раз здесь всё так, как было
когда-то.
В библиотеке есть подъёмник для книг, работающий
и сейчас и крутая готическая лесенка для любителей подняться на верхний ярус.
Не знаю, пользуются ли лестницей сегодня, ведь библиотека-то действующая…
Кульминацией прогулки по дому
Половцовых считается Бронзовый зал.
Окон в зале нет. Свет сюда проникает сквозь световой фонарь с бронзовой
решеткой.
Балкон с бронзовой решеткой
задумывался как подвесной сад для экзотических растений.
Паркет и двери – отдельная шедеврина!
Неужели такое могли? Неужели такое могло принадлежать одной семье? Первый
вопрос понятный, ведь мастеров, создавших подобное, сегодня единицы. Второй
вопрос риторический, ведь и сейчас многие шедевры вовсе не достояние всех, а
собственность единиц. Но эту тему я не буду развивать сейчас, а оставлю для
следующего поста, где покажу ещё одно знаковое место в СПб.
Особняк однозначно надо посетить
любителям подлинных шедевров прошлого, которые есть, но которые иногда спрятаны
от тех, кто о них пока не знает…
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!