Собственно пост надо было назвать иначе – Некрополь XVIII века – ведь именно эти фото и будут здесь присутствовать, хотя я действительно поехала в Лавру не для того, чтобы посмотреть некрополь (видела и до этого не раз). Просто посетив в эту поездку Эрмитаж, а точнее Концертный зал Зимнего дворца, не обнаружила на привычном месте внушительной серебряной гробницы Александра Невского.
Да, знала, что её собирались
передать церкви, но увидеть в красивом и теперь пустом зале только картинку
прежнего монументального сооружения и табличку о передаче его в Лавру, была не
готова. Церковь настаивала, чтобы гробница Александра Невского – уникальное
произведение ювелирного искусства эпохи «елизаветинского барокко» была
возвращена для хранения мощей князя, ведь и создавался весь комплекс не для
экспонирования в музее. Комплекс гробницы включает серебряный саркофаг,
деревянный ковчег (ковчег вставляется в саркофаг), две декоративные группы
воинских трофеев, два напольных светильника, большую пятиярусную пирамиду.
Далеко не всё там выполнено из серебра, есть и деревянные каркасы, но в целом
монумент смотрится серебряным полностью. Дискуссия по поводу передачи длилась
долго, да и памятник ювелирного искусства, созданный при Елизавете Петровне,
требовал масштабной реставрации. Учесть ещё, что именно музейные работники не
раз спасали гробницу после революции, когда её просто хотели переплавить, так и
вовсе непонятен сам вопрос о переезде её из стен музея. Предлагалось создать
точную копию, и передать её в Лавру, но на это не нашлось нужных средств (тут
вопрос просто с большой буквы: чьих средств.?, церкви или тех, государственных,
пополняемых за счет наших налогоплатежей?).
![]() |
| Извлечение деревянной раки с мощами из серебряной. 1922 год. |
Итак, что имеем. В музее – картинка и
табличка о том, что экспонат передан Александро-Невской Лавре в безвозмездное временное пользование на 49 лет (с возможностью
продления) и находится в Благовещенской церкви Лавры на втором этаже. Читала,
что вроде бы даже температурные условия для хранения специалистами созданы
(представила, сколько «вбухано» в это денег…). Значит надо ехать, чтобы
посмотреть что там и как. Учитывая, что здесь я показала не свои фото, а фото
из свободного источника в Сети, то можно догадаться, что ничего я не увидела. Вход
на второй этаж был перегорожен верёвочкой с надписью, что началась служба (на первом
этаже) и на второй никому нельзя. Расстроилась, что потратила время на дорогу и
ничего не посмотрела. Снова скакать к метро и искать что посмотреть в
оставшееся до закрытия музеев время было неразумно. Так что вспомнила про
находящийся на территории Лавры некрополь.
Просто покажу фото, почти без комментариев кому установлен памятник. Дело в том, что кладбище и правда очень старинное, я бы даже сказала – «перенаселенное». Надписи на памятниках иной раз отсутствуют вовсе, а кое-где стёрлись до нечитаемого состояния. Даже на могиле жены Пушкина (по второму браку Ланской) едва можно что-то прочитать, но я знала местонахождение этого семейного захоронения Ланских.
Какой-то шарм во всём этом
нагромождении мрамора всё же есть. В отличие от Литераторских мостков, о которых недавно
рассказывала, в этом некрополе иногда присутствуют оградки, которые ещё больше
мешают читать и так часто нечитаемое.
Одна эпитафия мне безумно нравится.
Впервые, когда я её прочитала, будучи ещё школьницей, решила непременно
записать в блокнотик (для чего – сама уже не помню). Но всякий раз, проходя
мимо, снова останавливаюсь и читаю (написание эпитафии оставила таким же, как
на памятнике):
Прохожiй ты идёшъ,
но
ляжешъ такъ какъ я
присятъ и отдохни –
на камнѣ у меня
сорви былиночку и
вспомни о судьбѣ –
я дома… ты в гостяхъ
–
подумай о себѣ
Некоторые памятники этого некрополя
являются кенотафами. Напомню, что кенотаф – захоронение без самого захоронения.
Как так случилось? Да просто многие лютеранские некрополи после революции
приходили в ужасное состояние, разрушались памятники известным людям. Кое-что,
когда в стране одумались, что надо бы сохранить бесценное, решили перенести в такие
музеи скульптуры, которым вполне можно считать некрополь Лавры. Так, сюда
перенесено было с лютеранского участка Смоленского кладбища надгробие
математика Леонарда Эйлера (не
оригинальное, воссозданное в граните).
Прогуляйтесь виртуально – посмотрите.
Кстати, на что обратила особое внимание, так это на отсутствие знаков
препинания на старинных надписях. Вот тут вопрос к знатокам… Запятых разве в 18
веке не было и правила переноса по слогам не существовали?..
| Скульптор Мартос |
| Скульптор Шубин |



.jpg)
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!