Любите ли вы поезда? Признаться, у меня к ним двоякое отношение. При всей любви к путешествиям, спокойно согласиться на поездку в поезде я могу только, если время в пути займёт не более пары-тройки часов. На более длительное пребывание, особенно на сутки-двое в дороге, организм приходится долго уговаривать, находить убедительные аргументы того, что ему придётся лишиться на время удобной постельки и тёплого душа. Да ещё от организма придется выслушивать что-то вроде «а на самолёте нам что, слабо было?». Однако, когда капризы организма немного утихнут, то мерное покачивание и проносящиеся за окном пейзажи сразу навевают приятные мысли о том месте, где ты скоро можешь оказаться. А как часто, когда на каком-нибудь полустанке на почетном месте установлен отслуживший своё дедушка-паровоз, оборачиваешься и пытаешься рассмотреть его детали, пофантазировать о судьбе раритета, много повидавшего на своём веку.
Вот за такими фантазиями мы и
отправились в Музей железных дорог России,
который сейчас находится на Балтийском
вокзале в Санкт-Петербурге и состоит из здания старого паровозного депо и
современного корпуса, соединенного с депо стеклянной смотровой галереей. К
сожалению, сильнейший дождь не дал возможности осмотреть экспозицию под
открытым небом, а там столько всего интересного! Но в помещении оказалось тоже
много замечательных экспонатов, так что ощущение
«недосмотренности» после визита не появилось.
Думаю, вот эта площадка и галерея с перилами, позволяющая рассмотреть экспонаты сверху, лучше всего передают атмосферу этого места. Обратите внимание, что техника стоит на рельсах, а, учитывая, что музей содержит ещё и ремонтные мастерские, думаю все эти паровозы вполне можно раскочегарить и пустить в путь.
Паровоз Ов.6640, Путиловский завод, 1902 г.
Грузовой паровоз в честь XII съезда ВЛКСМ, Коломенский завод, 1953
г.
В основном я, конечно, гуляла возле
паровозов, и чем древнее был экспонат, тем дольше хотелось возле него
задержаться. Но и вот такие тепловозы привлекли внимание. Сразу думалось: «А
может он Сталина видел?».
Паровозы «Серго Орджоникидзе», представленные
в музее, разных годов выпуска. Для меня они запомнились эдакими
цельнометаллическими «щечками» по бокам, похожими на шоры в лошадей.
Очень интересен, как любой своеобразный
«тигр в разрезе», паровоз, выпущенный в польском городе Познань в 1955 году на
заводе им. Сталина. На этом экспонате показано, как работает двигательная
система паровоза. Масштаб инженерной мысли, глядя на это, просто впечатляет!
Ну, а теперь давайте пройдемся по
вагонам для путешественников. Первым хочется показать особый вагон для «путешествующего»
сибирского масла, вагон-ледник, выпуска 1900-1918 годов.
О пассажирах 1 класса, этой элитной
публике, мы знаем довольно хорошо по историческим фильмам. И не важно на каком
транспорте путешествуют данные лица, главное, что для них предоставляется
максимальный комфорт и выполняются все требования, которые могут возникнуть у
вип-персон в дороге. Может быть именно поэтому хочу начать с вагонов для
пассажиров самой низшей категории времен до Первой Мировой войны –
переселенцах. Эти вагоны ещё называли «столыпинскими»,
так как именно после реформы Столыпина на освоение Сибири и Дальнего Востока
стали массово перебрасывать из центральных губерний России крестьян с семьями.
Изначально их везли в товарных вагонах, но потом были созданы вагоны IV класса. В музее в них можно зайти и
ощутить всю «прелесть» путешествия, где на лежанках помещались целые семьи, а
отопление было от одной печурки на весь вагон. Считалось, однако, что такие
вагоны были шагом вперед по сравнению с тем, как переселенцы перемещались
раньше.
Столыпинский вагон |
Вагоны III и II классов были намного удобней, хотя даже
для загородной поездки провести несколько часов, сидя на деревянной скамье вряд
ли было приятно.
Интересен вот этот вагон-микст, 1900 года,
сразу для двух категорий путешественников: зелёная окраска части вагона – III класс, оранжевая – II.
Музей снабжен множеством инсталляций и
интерактивных элементов, так что, гуляя, можно не опасаться, что вдруг надоест
смотреть на эту кучу когда-то подвижного металла. К примеру, мне так очень
понравилась эта путешественница I класса, в шляпке да с парой чемоданов. Её явно ждёт
весьма комфортная поездка в мягком вагоне поезда «Красная стрела», выпускавшемся
в 1913-1918 годах.
Вишенкой на торте в музее мне
показался служебный вагон КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги). Снизу не
видно его внутреннее убранство, а вот вид с верхней галереи очень даже милый –
внутри мягкие ковры, кресла. Короче говоря – люкс люксовый!
Хочу добавить ко всему сказанному пару
снимков, хотя это всё надо видеть вживую. Так, никогда не знала, что для
погрузки в вагоны раненых существовали особые боковые «приёмники». Что для
почтовой службы существовали отдельные вагоны с картотекой перевозимых грузов.
Что в санитарных вагонах имелось всё необходимое для приготовления самых востребованных
медикаментов. Да, железные дороги – это своя особенная жизнь, жизнь на колесах,
жизнь в постоянном движении…
Промышленный электровоз, 1932-1933 гг. |
Бестопочный паровоз, 1928 г. |
Крытый вагон, 1925-1932 гг. |
Опытный тепловоз Я.М. Гаккеля, 1924 г. |
Санитарный поезд |
Грузовой паровоз, 1943 г. |
P.S. Единственный минус музею (но существенный), ведь туда можно смело внедриться на полноценный день, в том числе с детьми, так это отсутствие быстрого перекуса. Имеющееся кафе не справляется с наплывом проголодавшейся публики и ожидание банальной котлеты с салатиком может растянуться на час. Как тут не вспомнить путешественников прошлого, которым приходилось даже питьевой воды ожидать лишь тогда, когда их поезд остановится на очередной станции. А может кафе намекает о том, что негоже утолять потребность в пище по первому зову, надлежит соблюдать умеренностьJ…
Гала! Твоя экскурсия просто потрясающая! Как будто увидела всё своими глазами. Прекрасная сохранность э\кспонатов, а "живые фигуры" добавляют эффект присутствия в том времени! Отдельное спасибо от мужа, дала ему прочитать твой пост ибо он собиратель жд моделей и просто любит погружаться в историю с ушами, как и я ! Огромное спасибо и низкий поклон! Как всегда ещё вернусь не раз и полюбуюсь и прочитаю!
ОтветитьУдалитьЛюдмила, помню-помню о страсти супруга к моделям!
УдалитьБродить среди этих громадин было очень интересно, особенно, если можно было зайти внутрь, проникнуться тем, как раньше путешествовали. Хорошо, что организовали такую крытую площадку для экспозиции. Раньше это всё стояло на путях Варшавского вокзала, который перестал быть вокзалом. Я думала именно туда ехать смотреть. Хорошо, что вовремя узнала о перенесении коллекции на Балтийский вокзал.
Галя, спасибо тебе за рассказ о музее поездов! Я, как дочь железнодорожника поезда очень люблю.
ОтветитьУдалитьНаташа, а мне всегда нравилось, что ты на работу на электричке ездила - самый экологичный и быстрый транспорт. А теперь на автобусе... Видно, к новой работе так удобнее добираться.
УдалитьОчень люблю поезда, много ездила в детстве и в юности. Для меня поезд - это машина пространства и времени, отправляющая с одного места в другое и время в этот период не существует. Поезд - это обещание перемен и приключений.
ОтветитьУдалитьСамолеты я тоже люблю, но совсем по-другому.
Спасибо за экскурсию.
Марина, я перед поездкой на поезде испытываю дискомфорт, так как настраиваю себя, что многого из привычного лишусь на время. Самолёт - другая стихия и в такое путешествие погружаюсь с удовольствием. Но эти ретро-вагоны и ретро-поезда очень цепляют! Как цепляет мчащийся паровоз в сериале ПУАРО с Дэвидом Суше в главной роли.
УдалитьГала, сто лет не ездила в поезде. Интересно было прочитать и увидеть самые разные поезда и вагоны. Однажды ехала в СВ, но сейчас там цена билета, как крыло самолёта.
ОтветитьУдалитьИрина, мне чаще стала встречаться цена на поезд покруче, чем на самолет. Наверно потому, что самолёт всё-таки планируем заранее, а вот билет на поезд, вроде, может до последнего подождать. А потому выходят не самые удобные места по очень неудобной цене:((
УдалитьНо этот музей скорее путешествие во времени.
Круто! Галя, спасибо! Всегда что-то интересное выуживаешь и нам показываешь :))
ОтветитьУдалитьНаташа, музей реально крут, особенно, если экспозицию под открытым небом посмотреть. Но из-за ливня мы её так, мельком, через окошко глянули.
Удалить