В старинное село Старая Ладога решено было ехать исключительно ради крепости. О крепости расскажу чуть позже, так как уже гуляя по её территории услышала, что «да ну его, новодел всё это, а вот монастырь женский – то подлинник». Вот и решила про вылазки свои этого года начать с того подлинника в окрестностях Санкт-Петербурга, который не все захотят посетить ввиду его не очень удобного расположения.
Для начала, как доехать в Староладожский
Свято-Успенский монастырь, а речь именно о нем, на общественном
транспорте, минуя всевозможные паломнические экскурсии. Просто сесть на
Ладожском вокзале на электричку, курсирующую довольно часто, и доехать до станции
Волховстрой-1 (время в пути часа
два). Там рядом с вокзалом сесть на автобус до Новой Ладоги, который как раз и
проезжает Старую Ладогу. Перед посадкой с милым видом надо опередить толпу
страждущих путешественников, дабы первым залезть в автобус, плюхнуться в кресло
с видом «ничего
не знаю – занято» и не трястись стоя в неудобном «рыхлике» (минут
15). По пути есть два варианта – слушать или не слушать разговоры местных. Я
предпочла подслушать о чем болтают волховские подростки и услышала их
восторженные разговоры о недавнем фестивале «Корюшка идёт!». «Эх!, - подумалось –
попустили фестиваль, но попробовать рыбёху надо обязательно».
Выйти можно у самой крепости, полюбоваться
знаменитыми открыточными видами и неспешно прогуляться оттуда к монастырю.
Монастырю заявлено более 900 лет. Эта дата основывается на возрасте самого значимого собора – Успенского (1114-1116 г.).
При входе через ворота очень обрадовало, что никто не шикал на отсутствующий надлежащий вид (без платка и в штанах). Неуверенно продвигаясь по территории, так и ждала, что вот-вот догонят, развернут и скажут одеться подобающе. Но вместо этого от спешащей в трапезную старушки услышали, что трапеза продлится недолго и нам надо погулять и подождать её, пока она не откроет для посещения главную святыню монастыря. От подобного гостеприимства две путешественницы сразу осмелели и принялись исследовать территорию.
Успенский собор. 12 век |
Маленькое кладбище позади собора напоминало лапидариум – иначе, коллекцию камней с надписями. Но всё-таки это было старинное кладбище, где не все камни сохранились в должном виде, но некоторые надписи можно было прочесть.
В основном здесь нашли покой монахини и игуменьи в конце 19 века. Но есть и семейные захоронения. Одной из важных реликвий монастыря (об этом свидетельствовали множественные поклонения нескольких дамочек, пришедших сюда одновременно с нами) является восстановленная могила настоятельницы Успенского монастыря игуменьи Евпраксии (18-19 в.).
Из трапезной всё никак не возвращались, и я потопала на дальнейшее знакомство с местностью. Посмотрите какие виды здесь. Это Больничный корпус с церковью Крестовоздвижения (сер.19 века).
А рядом очень примечательное местечко – келейный дом Евдокии Лопухиной. Помните, как в фильме «Юность Петра» первая супруга Петра I предстаёт в виде взбалмошной и недалёкой капризницы, абсолютно непонимающей великих дел своего мужа? После этого фильма у многих в голове так и сложился образ этакой московской барыньки из знатного рода, никак не желающей увидеть великую цель юного Петра поднять Россию на новый уровень.
Я и сама так, если честно думала. Но не глупа была мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, заставив сына, без его согласия, жениться на представительнице древнего рода, знатной, умной (!!! да-да) и довольно красивой. Это укрепило бы их ветвь власти. Свадьба состоялась, в браке родились дети, но после смерти матери Пётр все-таки оставил жену, заключив её монахиней вначале в Суздальский монастырь, а потом отправив подальше – в Старую Ладогу.
При воцарении второй жены Петра – Екатерины I, Евдокия содержалась как преступница в Шлиссельбургской крепости и только после восшествия на престол внука – Петра II ей вновь вернули прежние почести и удобства, поместив в Новодевичий монастырь, назначив внушительный штат прислуги. Умерла царица (а титула царицы её никто не лишал) в преклонных годах, пережив и мужа, и сына, и внука.
Но, вернемся к главному собору. Для
этого пройдем мимо красивого здания, которое используется, хотя и кажется
запущенным. Это Сестринский
корпус.
Еще у меня на фото сохранилась Баня-прачечная с двумя кельями.
Многому, что казалось на момент визита
несущественным, находящимся в развалинах, можно было бы уделить больше
внимания, так как монастырь усиленно восстанавливается. Интересно сравнивать через много лет то, как
изменились места…
В Успенском соборе, вниз которого ведут
несколько ступеней, я не фотографировала, так как там находятся старинные
фрески 12 века. Уцелели они фрагментами, но впечатляют даже своей фрагментарностью.
У выхода идем мимо Трапезной палаты, она не старенькая, всего-то
начало 20 века. Но ведь рядом с остальной древностью её можно представлять
почти своей современницейJ
Обратите внимание на низкие
монастырские стены с маленькими башенками. Такие стены и такие башни должны
были выполнять оборонительную функцию, но в этих местах, видно, надеялись на
свою удалённость и не спешили возводить вокруг своего скромного уединения
бастионы…
P.S. Нам повезло, что удалось покинуть
территорию до нашествия Мамая. до приезда автобуса с теми, кому не за
древностями, а за иным… Моё мнение, что такие группы часто нарушают то, что
можно прочувствовать только в тишине.
Галя, спасибо за прогулку, я с удовольствием прогулялась с тобой по селу Старая Ладога. Красиво...
ОтветитьУдалитьНаташа, ты в последнее время радуешь чаще природными красотами, а я все по-старому - люблю архитектурь, желательно подревней.
УдалитьГаля, спасибо. Мы были в Старой Ладоге в 2016 г, поэтому с удовольствием прочитала пост и вспомнила свои ощущения.
ОтветитьУдалитьАлёна, думаю, с 16го там изменилось многое. Но я скоро крепость покажу, тогда можно и сравнить.
УдалитьВ наш приезд там даже фильм снимали, у меня актеры на снимке одном засветились, хотя не главные - массовка.
О! спасибо за прогулку, люблю древности.
ОтветитьУдалитьНаталья, маршрут не я выбирала. Это Людмила обозначила своё "хочу", а потом уже искали способы к этому "хочу" добраться. Там есть ещё мужской монастырь, тоже старинный, но когда на общественном едешь, то надо учитывать время последних маршрутов и не на всё хватает времени.
УдалитьСпасибо за рассказ. Вот уж точно: толпа организованных туристов испортит всякое впечатление. Очень большие претензии остались у меня к экскурсоводам Петербурга: сплошной формализм и косноязычие. Возможно, нам просто не повезло.
ОтветитьУдалитьСтены, окружающие монастырь скорее всего, были когда-то гораздо выше. Культурный слой за 300-400 лет от 3 до 5 метров.
Галина, как я рада, что ты вернулась.
Марина, рада слышать!
УдалитьНе буду защищать никого из экскурсоводов просто потому, что как-то раз случилось сравнить одного и того же человека (экскурсовода) в его поведении с разными группами. Представь, были в керченском музее древностей с мужем, присоединившись к группе из двух (!) человек. Оказалось, что группа особенная, какие-то историки. Экскурсовод ТАКОЕ ВЕЩАЛ, что я ходила за ним, затаив дыхание. Экскурсанты задавали интересные вопросы и я поняла, что после экскурсии просто была в восторге от принимающей стороны.
Понятно, что когда я в этот же музей привезла группу детей, то попросила провести нас по залам именно этого мужчину. Он работал и нам дали ДОБРО. Я была в полном шоке от вдруг возникшей косноязычности и напускного равнодушия. То интересное, что совсем недавно слышала от него же, теперь просто обходилось стороной. Интересные экспонаты не замечались, будто экскурсовод спешил на обед и эта группа мешала ему вкусить заветный борщ.
В СПб очень хотелось посетить экскурсии Сергея Нечаева и Андрея Дамирова, но наш график второй год не совпадает со временем проведения ими групповых пешеходок по городу.