Рассказывать о посещении музея, все равно, что показывать «собственными силами» пируэты балерины после увиденного балета. Тут можно лишь передать в общих чертах атмосферу и предложить включить фантазию. Понимая это, всё-таки попытаюсь перенести читателей в уникальный музей музыкальных инструментов, хотя показывать фото музыкальных инструментов, да ещё в бликующих витринах, это и вовсе жжуть. Но давайте все же попробуем зайти в старинный особняк, что на главной площади Познани. Коллекция инструментов здесь собрана со всего мира и о некоторых агрегатах (иначе не сказать об этих штуковинах для извлечения звука) вовсе узнаешь впервые. Идем?..
Пряничный домик времен средневековья, понятно, хорошо подновлен, но внешний вид никак не ассоциируется с понятием МУЗЕЙ.
Музей снаружи - узенькое, кирпичного цвета здание |
Как
может в нем уместиться хоть что-либо: пианино слева, рояль справа, а куда гостю
податься?.. Но тяжелым и мрачным оказался лишь вестибюль. На входе у посетителей
спросили «Czy macie państwo słuchawki». Понятно, что
паньство растерялось, ибо никаких слуховок/наушников не имело, да и зачем?.. Оказалось,
почти каждый инструмент тут можно было послушать. Вот, к примеру, загогулина, по
которой когда-то текла вода, и гадаешь, относится она к музыкальным
инструментам или является каким-то предшественником посудомоечных машин. Так бы
и осталась в неведении, если бы не подошел сотрудник, включивший звучание
СТЕКЛЯННОЙ ГАРМОНИКИ (1800 г).
Пару слов о ней расскажу, уж больно
чуднАя машина. Появился инструмент примерно в XVII веке. Стеклянные чашечки-полусферы
разного диаметра насажены на вал, приводимый в движение педалью. Нижний край
погружен в резервуар с водой, при вращении полусферы увлажнялись, а
прикосновение к ним пальцами давало нежный, стеклянный звук. В начале XX века искусство игры на гармонике было
утеряно, хотя попытки предпринимались, ведь для инструмента писали музыку известные
композиторы. В России гармоника есть в Музее Музыки в С.-Петербурге (сведения
из Википедии, не видела), но лишь в Познани случилось и потрогать и послушать
примерное звучание.
В одном из залов внимание привлекают
клавишные инструменты – LYRE
PIANO. Как поняла,
в этой лире (или просто высоком прямоугольнике), спрятаны струны, а
молоточками, ударяющими по ним, «управляют» с помощью клавиш.
1818 г., Германия |
1830 г., Германия |
1850 г., Германия |
Фортепиано 19-20 век, Вроцлав, Польша |
А вот ещё одна уникальная вещь –
печатная машинка для нот немецкого инженера Рундстатлера – NOTOSCRIPT. Созданная в 1937 году она не
получила широкого применения из-за начавшейся войны, а потому редкость редчайшая.
Даже интересно ВДРУГ да РАБОТАЕТ?
И снова редкость – ПИАНОЛА,
механическое пианино. В устройство вставлялась перфолента с отверстиями,
соответствующими нотам произведения. Правда, чаще пианолу можно было
использовать и как обычное фортепиано, но только не показанный на фото
инструмент – это пианола в чистом виде.
Музейная коллекция строго
структурирована: годы, страны… Удивительно, но нигде не обнаружила упоминания,
что какой-либо инструмент принадлежал известному историческому персонажу, или
персонаж играл на инструменте. У нас такие надписи в музеях практикуются и смотрибельность
инструмента (или любого экспоната) сразу повышается. Не знаю, может и есть в
Познани столь же ценный экспонат, как, к примеру, знаменитая «Пушка» - скрипка Гварнери,
на которой играл Паганини, «живая» до наших дней – но таких упоминаний в
табличках не замечено вовсе. Я даже прочитала как-то, что пазнаньская коллекция
«нечто уникальное, нодораскрытое для широкой публики».
Клавикорд, 1782 г. |
Труби в трубы... |
Бей в барабаны... |
Ну да хватит бурчать. Добавлю ещё два
особо понравившихся инструмента и пару-тройку общих планов, чтобы все поняли,
что не надо было писать о музее, который надо именно смотреть.
CHARANGO (Боливия), интересно, реально ли
пострадал зверёк, украшающий инструмент, или то стилизация?..
TAICHOKOTO (Япония), тут никто не пострадал…
Японская забота об эстетике во всем!
Если будете у нас на Колыме в
Познани – заходите непременно и, да, не забудьте слухавкиJ
Спасибо! Нам это очень понравилось. Я показал его своим сыновьям, которые являются музыкантами.
ОтветитьУдалитьSandi, спасибо. Многие инструменты музея в витринах, их трудно было фотографировать. Особенно интересна коллекция скрипок, но я о ней ничего не написала, так как фото не получились.
УдалитьГалина, спасибо! Помню этот музей по публикации в журнале "Польша". Поразило,что всё было сохранено. какой восторг,увидеть всё это воочию!
ОтветитьУдалитьЛюдмила, интересный факт про журнал. Мы ещё в Народном музее города были (я о нем не писала), может и про него что в журнале было. Обычно всегда с городом стремишься лучше познакомиться и на музеи времени не остаётся; хорошо, что на это место мне указали, как обязательное к посещению.
УдалитьЯ далекий от музыки человек, но фото прогулка по музею мне понравилась :) Спасибо, Галя!
ОтветитьУдалитьНаташа, я когда-то очень много читала об инструментах, произведениях, композиторах и исполнителях, так как музыкальная грамотность была одним из преподаваемых предметов в музыкалке. Читала с удовольствием, но терпеть не могла на уроках пересказывать о прочитанном😁
УдалитьBeautiful blog
ОтветитьУдалитьThanks!
УдалитьСпасибо, очень интересно было увидеть такие разные инструменты! Меня особенно поразило сочетание с лирой! Никогда такого не видела!
ОтветитьУдалитьДа, коллекция оказалась очень разнообразной. Жаль, что фото за бликующими витринами в небольших помещениях сделать сложно и особенно, что не передать звучания инструментов, которое нам периодически включал сотрудник музея.
УдалитьЗдравствуйте, Галина Станиславовна! А почему о посещении музея бесполезно рассказывать? Всё, о чём мы рассказываем, через призму нашего восприятия и есть. А я с удовольствием почитаю о музеях, которые меня заинтересовали, может, и не смогу там побывать сама.
ОтветитьУдалитьСпасибо за рассказ! Когда человек ведает о своём личном опыте, это очень ценно.
Добрый день, Светлана Николаевна.
УдалитьРассказывая о каком-то музее можно передать свои эмоции, тем самым подтолкнув (или оттолкнув) человека от посещения. Чаще всего, как вы верно заметили, прочитав о какой-то интересной коллекции узнАю о ней подробности, которые особенно заинтересовали. Но обычно злюсь, когда вижу фото стенда, где собрано много интересного и где отсмотрела бы каждую деталь, но на фото видно только стенд(((
Сама много раз рассказывала о музеях и читала о них, но всегда чувствовала что это всё поверхностно. Совсем другое - показать нечто природное, архитектурное... Потому и сказала "бесполезно"...
Недавно в одном блоге прочитала о временной выставке (которая уже закончилась, проводилась из собрания фондов) и которая была так близка по интересам. Вот зачем, думаю, читала?..
Рада, если понравилось вам. Буду решать, стоит ли публиковать остальные километры снимков)))
Эти инструменты сами по себе - произведения искусства. Звуки из них даже можно не извлекать.
ОтветитьУдалитьСпасибо за экскурсию! Вряд ли придется побывать на Колыме, а тем более в Познани...
Марина, а мне всегда в музеях хотелось именно "извлечь", причем самой. Помню, как на даче Сталина в Абхазии ручонки сами к роялю потянулись, но вовремя в дверях охрана появилась:)) Хотя фото "покушения" того сталось)))
УдалитьЗдравствуй, Гала.
ОтветитьУдалитьКак интересно, о многих инструментах с понятия не имела.
Представляю, как всё это красиво звучит.
А нет видео?
Добрый день, Ирина Валерьевна.
УдалитьМне всегда интересно знать, работает ли сегодня тот или иной инструмент. Скорее те, что за стеклом вряд ли используются, а вот остальные... Неужели так и стоят и не играют на них... В музее Фаберже (в Питере) была приятно удивлена, что механические заводные яйца и сегодня в рабочем состоянии, пусть их "заводят" лишь для того, чтобы снять фильм для показа в музее. Но хоть так можно увидеть... В Познани бонусом было услышать кое-что (за нами не ходили по пятам и включали лишь по просьбе), но увидеть то круче. Сама ничего не снимала, но считаю, что прав тот музейный эксперт, который сказал, что об уникальности этих вещей можно было бы рассказать/показать побольше.
Галя, я по музеям ходить не люблю,так что считай, ты меня образовываешь))
ОтветитьУдалитьИнтересна машинка для печати нот. Меня этот вопрос занимал. Как же их печатают? Это ж нереально столько рисовать))
Ирина, у меня столько всего "музейного" накопилось, на год вперед хватило бы... Но сегодня не знаю о чем писать...
Удалить