Страницы

суббота, 12 февраля 2022 г.

Музей, о котором стоит рассказать, пусть и бесполезное это занятие...

 


Рассказывать о посещении музея, все равно, что показывать «собственными силами» пируэты балерины после увиденного балета. Тут можно лишь передать в общих чертах атмосферу и предложить включить фантазию. Понимая это, всё-таки попытаюсь перенести читателей в уникальный музей музыкальных инструментов, хотя показывать фото музыкальных инструментов, да ещё в бликующих витринах, это и вовсе жжуть. Но давайте все же попробуем зайти в старинный особняк, что на главной площади Познани.  Коллекция инструментов здесь собрана со всего мира и о некоторых агрегатах (иначе не сказать об этих штуковинах для извлечения звука) вовсе узнаешь впервые. Идем?..

Пряничный домик времен средневековья, понятно, хорошо подновлен, но внешний вид  никак не ассоциируется с понятием МУЗЕЙ. 

Музей снаружи - узенькое, кирпичного цвета здание

Как может в нем уместиться хоть что-либо: пианино слева, рояль справа, а куда гостю податься?.. Но тяжелым и мрачным оказался лишь вестибюль. На входе у посетителей спросили «Czy macie państwo słuchawki». Понятно, что паньство растерялось, ибо никаких слуховок/наушников не имело, да и зачем?.. Оказалось, почти каждый инструмент тут можно было  послушать. Вот, к примеру, загогулина, по которой когда-то текла вода, и гадаешь, относится она к музыкальным инструментам или является каким-то предшественником посудомоечных машин. Так бы и осталась в неведении, если бы не подошел сотрудник, включивший звучание СТЕКЛЯННОЙ ГАРМОНИКИ (1800 г).

Пару слов о ней расскажу, уж больно чуднАя машина. Появился инструмент примерно в XVII веке. Стеклянные чашечки-полусферы разного диаметра насажены на вал, приводимый в движение педалью. Нижний край погружен в резервуар с водой, при вращении полусферы увлажнялись, а прикосновение к ним пальцами давало нежный, стеклянный звук. В начале XX века искусство игры на гармонике было утеряно, хотя попытки предпринимались, ведь для инструмента писали музыку известные композиторы. В России гармоника есть в Музее Музыки в С.-Петербурге (сведения из Википедии, не видела), но лишь в Познани случилось и потрогать и послушать примерное звучание.

В одном из залов внимание привлекают клавишные инструменты – LYRE PIANO. Как поняла, в этой лире (или просто высоком прямоугольнике), спрятаны струны, а молоточками, ударяющими по ним, «управляют» с помощью клавиш.


1818 г., Германия

1830 г., Германия

1850 г., Германия


Фортепиано 19-20 век, Вроцлав, Польша

А вот ещё одна уникальная вещь – печатная машинка для нот немецкого инженера Рундстатлера – NOTOSCRIPT. Созданная в 1937 году она не получила широкого применения из-за начавшейся войны, а потому редкость редчайшая. Даже интересно ВДРУГ да РАБОТАЕТ?

И снова редкость – ПИАНОЛА, механическое пианино. В устройство вставлялась перфолента с отверстиями, соответствующими нотам произведения. Правда, чаще пианолу можно было использовать и как обычное фортепиано, но только не показанный на фото инструмент – это пианола в чистом виде.

Музейная коллекция строго структурирована: годы, страны… Удивительно, но нигде не обнаружила упоминания, что какой-либо инструмент принадлежал известному историческому персонажу, или персонаж играл на инструменте. У нас такие надписи в музеях практикуются и смотрибельность инструмента (или любого экспоната) сразу повышается. Не знаю, может и есть в Познани столь же ценный экспонат, как, к примеру, знаменитая «Пушка» - скрипка Гварнери, на которой играл Паганини, «живая» до наших дней – но таких упоминаний в табличках не замечено вовсе. Я даже прочитала как-то, что пазнаньская коллекция «нечто уникальное, нодораскрытое для широкой публики».

Клавикорд, 1782 г.



Труби в трубы...


Бей в барабаны...

Ну да хватит бурчать. Добавлю ещё два особо понравившихся инструмента и пару-тройку общих планов, чтобы все поняли, что не надо было писать о музее, который надо именно смотреть.






CHARANGO (Боливия), интересно, реально ли пострадал зверёк, украшающий инструмент, или то стилизация?..



TAICHOKOTO (Япония), тут никто не пострадал… Японская забота об эстетике во всем!

Если будете у нас на Колыме в Познани – заходите непременно и, да, не забудьте слухавкиJ

18 комментариев:

  1. Спасибо! Нам это очень понравилось. Я показал его своим сыновьям, которые являются музыкантами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Sandi, спасибо. Многие инструменты музея в витринах, их трудно было фотографировать. Особенно интересна коллекция скрипок, но я о ней ничего не написала, так как фото не получились.

      Удалить
  2. Галина, спасибо! Помню этот музей по публикации в журнале "Польша". Поразило,что всё было сохранено. какой восторг,увидеть всё это воочию!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила, интересный факт про журнал. Мы ещё в Народном музее города были (я о нем не писала), может и про него что в журнале было. Обычно всегда с городом стремишься лучше познакомиться и на музеи времени не остаётся; хорошо, что на это место мне указали, как обязательное к посещению.

      Удалить
  3. Я далекий от музыки человек, но фото прогулка по музею мне понравилась :) Спасибо, Галя!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, я когда-то очень много читала об инструментах, произведениях, композиторах и исполнителях, так как музыкальная грамотность была одним из преподаваемых предметов в музыкалке. Читала с удовольствием, но терпеть не могла на уроках пересказывать о прочитанном😁

      Удалить
  4. Спасибо, очень интересно было увидеть такие разные инструменты! Меня особенно поразило сочетание с лирой! Никогда такого не видела!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, коллекция оказалась очень разнообразной. Жаль, что фото за бликующими витринами в небольших помещениях сделать сложно и особенно, что не передать звучания инструментов, которое нам периодически включал сотрудник музея.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Галина Станиславовна! А почему о посещении музея бесполезно рассказывать? Всё, о чём мы рассказываем, через призму нашего восприятия и есть. А я с удовольствием почитаю о музеях, которые меня заинтересовали, может, и не смогу там побывать сама.
    Спасибо за рассказ! Когда человек ведает о своём личном опыте, это очень ценно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Светлана Николаевна.
      Рассказывая о каком-то музее можно передать свои эмоции, тем самым подтолкнув (или оттолкнув) человека от посещения. Чаще всего, как вы верно заметили, прочитав о какой-то интересной коллекции узнАю о ней подробности, которые особенно заинтересовали. Но обычно злюсь, когда вижу фото стенда, где собрано много интересного и где отсмотрела бы каждую деталь, но на фото видно только стенд(((
      Сама много раз рассказывала о музеях и читала о них, но всегда чувствовала что это всё поверхностно. Совсем другое - показать нечто природное, архитектурное... Потому и сказала "бесполезно"...
      Недавно в одном блоге прочитала о временной выставке (которая уже закончилась, проводилась из собрания фондов) и которая была так близка по интересам. Вот зачем, думаю, читала?..
      Рада, если понравилось вам. Буду решать, стоит ли публиковать остальные километры снимков)))

      Удалить
  6. Эти инструменты сами по себе - произведения искусства. Звуки из них даже можно не извлекать.
    Спасибо за экскурсию! Вряд ли придется побывать на Колыме, а тем более в Познани...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, а мне всегда в музеях хотелось именно "извлечь", причем самой. Помню, как на даче Сталина в Абхазии ручонки сами к роялю потянулись, но вовремя в дверях охрана появилась:)) Хотя фото "покушения" того сталось)))

      Удалить
  7. Здравствуй, Гала.
    Как интересно, о многих инструментах с понятия не имела.
    Представляю, как всё это красиво звучит.
    А нет видео?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Валерьевна.
      Мне всегда интересно знать, работает ли сегодня тот или иной инструмент. Скорее те, что за стеклом вряд ли используются, а вот остальные... Неужели так и стоят и не играют на них... В музее Фаберже (в Питере) была приятно удивлена, что механические заводные яйца и сегодня в рабочем состоянии, пусть их "заводят" лишь для того, чтобы снять фильм для показа в музее. Но хоть так можно увидеть... В Познани бонусом было услышать кое-что (за нами не ходили по пятам и включали лишь по просьбе), но увидеть то круче. Сама ничего не снимала, но считаю, что прав тот музейный эксперт, который сказал, что об уникальности этих вещей можно было бы рассказать/показать побольше.

      Удалить
  8. Галя, я по музеям ходить не люблю,так что считай, ты меня образовываешь))
    Интересна машинка для печати нот. Меня этот вопрос занимал. Как же их печатают? Это ж нереально столько рисовать))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, у меня столько всего "музейного" накопилось, на год вперед хватило бы... Но сегодня не знаю о чем писать...

      Удалить

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL (никто не любит анонимов)
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить
- В окошке комментария напишите то,что хотели
- Нажмите Публикация.
Если вы хотите разместить изображение в комментарии, то используйте теги [im#]...[/im], вместо точек вставляем URL картинки.
Спасибо!